Фгос новые требования к развитию ребенка
Что такое ФГОС
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
Какие бывают ФГОС
На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
- ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения.
Новый ФГОС 2020
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих?
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Другие грядущие изменения
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Источник: school31.centerstart.ru
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
Источник: unsplash.com / @sandym10
ЕГЭ по истории
Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.
Модернизация
В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Резюме
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.
Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.
Источник
Валентина Фуфаева
Новый стандарт дошкольного образования: требования к условиям и результатам
Стандарт дошкольного образования содержит:
Общие положения
Требования к структуре программы
Требования к условиям
Требования к результатам
Настоящий Стандарт является Стандартом условий
психолого-педагогическим
кадровым
к предметно-пространственной среде.
материально-техническим и финансовым
Психолого-педагогические условия
Уважение к достоинству воспитанников
Соответствие всех воздействий возрастным особенностям детей
Поддержка взаимодействия и самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Возможности выбора
Защита детей от всех форм физического и психического насилия,
Взаимодействия с семьями воспитанников
Рекомендуемая наполняемость группы
от двух месяцев до 1,5 лет года
для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет
от 3-х до 5
от 5 лет и старше не более 8 человек
не более 16 человек;
не более 24 человек;
не более 26 человек;
Требования к кадрам: компетентности педагога
вовлечение детей в разные виды деятельности
недирективная помощь и поддержка детской самостоятельности
возможности для развития свободной игры детей
сотрудничество с семьями воспитанников:
взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, укрепления его здоровья, оказания консультативной и иной помощи.
Должны быть созданы условия для
Повышения квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития
консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации
исключить перегрузки педагогов, снижающие индивидуальное внимание к детям
Требования к предметной среде
Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности
Гибкость игрового пространства
Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)
Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала,
Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Требования Стандарта к результатам освоения программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
не подлежат непосредственной оценке, и не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей.
не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию кадров, оценку качества образования и уровня развития детей
Характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными движениями. Может контролировать свои движения и управлять ими.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Участвует в совместных играх. Может договариваться, учитывать интересы и чувства других
Способен разрешать конфликты.
Инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности
Способность выбирать род занятий, партнеров.
Любознательность, интерес к окружающему
Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству
Владение разными формами и видами игры.
Творческие способности появляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Способность к принятию собственных решений, опора на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Любит фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания
У ребенка складываются предпосылки грамотности.
Способность к порождению и воплощению разнообразных замыслов.
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.
Положительное отношение к себе и к другим.
Подготовка к школе
Данные характеристики являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям стандарта целевые ориентиры предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности и готовности к школе.
В стандарте прямо не сказано учить или не учить читать и писать.
Ребенок должен быть готов к 1 четверти 1класса.А это значит: читать по слогам, писать прописные буквы, считать до 10.
Маршрут реализации ФГОС.
1. Программа детского сада.
2. Рабочая программа.
Раз в три месяца методист проверяет рабочую программу.
В программе должны использоваться все виды детской деятельности.
Профессиональный стандарт будет готов к реализации 2020 года.
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. Данные образовательные области не являются предметными областями. Это условное деление. В сетке занятий не пишутся.
Изменится в новом году рейтинговый лист.
С 1сентября изменения в аналитической работе эксперта. Каждый эксперт должен пройти курсы. Эксперт сразу получает 50 баллов.
Аттестация будет проходить с учетом квалификации:
Воспитатель-наставник, воспитатель-аналитик, воспитатель, рекомендуемый на конкурс «Воспитатель года».
В камеральной таблице у воспитателя должно проходить 1 направление.
В п. 3.4. камеральной таблицы посетил семинар и применил.
Работаем по программе «Детство сада».
Программа должна быть актуальной, доступной и выполнимой.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Чебурашка»
Консультация для педагогов
«Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила
Гаревских В.С.
педагог-психолог
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения воспитанников осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС?
- Самое главное – это изменение позиции педагога в работе с детьми.
Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом». Идет смена учительской «объект-субъектной позиции» на «субъект-субъектную». Не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то…, а вы как думаете?». Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый – оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости.
Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: « Где я буду в работе с детьми?». В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею занятия, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в НОД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить.
2.В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Необходимо изучаемый материал связать с реальной жизнью ребенка, его малым детских опытом. Нужно уметь терпеливо выслушать его. Необходимо дать подсказку на построение дальнейшего правильного поведения, научить детей использовать полученные знания и умения в жизни. Особенно это важно, если изучаются правила безопасного поведения. Здесь необходимо разобрать последствия нарушения правил, примеры из жизни, чтобы усвоение правила стало осознанным для детей.
3.Важной задачей каждого педагога при реализации ФГОС ДО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы могли обеспечить разные виды деятельности (ФГОС п.): игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. С этой целью педагог тщательно продумывает, как обеспечить активность детей в течение занятия: где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога, где он будет докладчиком или рассказчиком, а где — обучать других.
Требования к подготовке
- Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему.
Тема занятия определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей согласно реализуемой образовательной программы.
2. Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия.
3.Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия.
Цель должна быть реалистична, корректна по отношению к ребенку.
Прежде чем сформулировать цель, необходимо ответить на три вопроса, что даёт мое занятие воспитанникам? чему я их научу в плане поведения? какие умения и навыки они будут отрабатывать (закреплять, познавать)? Только после ответа на эти вопросы можно правильно сформулировать цель НОД.
4.Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели): образовательные, развивающие и воспитательные. Это обусловлено необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний.
Задачи соответствуют возрастным особенностям детей, сформулированы ясно, конкретно.
5.С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания. Безусловно, при подготовке к занятию педагогу целесообразно прописать для себя содержание предварительной работы с детьми по данной теме.
6. Перед проведением занятия тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия.
7. Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам занятия. Материал занятия должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
8. Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности. Именно так можно проследить логичность построения занятия: каждое новое задание как новая задача, новый момент для освоения изучаемой темы, новая идея для решения поставленной проблемы.
9. Объём учебного материала должен быть оптимален по времени. Любое занятие, в том числе обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
Педагог должен продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап, с учетом возрастных особенностей.
10. Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. Поэтому в занятия целесообразно включать литературный материал: стихи, скороговорки, считалки, поговорки, речевые игры, а также использовать моменты пересказов, монологов, разыгрывания сценок. С целью формирования речевой компетентности детей педагогом предварительно определяется словарь (основные речевые понятия, формируемые на занятии).
11. Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному усвоению материала.
12. Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом занятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на занятие, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям занятия. А любая игра должна быть доиграна до конца: путешествие закончиться, все игровые атрибуты использованы с образовательной целью.
13. Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей. Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи находки должны быть выбраны, исходя из поставленных цели и задач, грамотно сформулированы и обоснованы, технологичны, носить системный характер, взаимосвязаны или выстроены как алгоритм.
Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
14.В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
15. Современное занятие строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
16. Среда должна быть обучающей, предлагаемые пособия должны способствовать развитию и умозаключениям детей, приобретению новых знаний и умений в процессе деятельности, самовыражению. В занятии должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. Сегодня особенно приветствуется демонстрация мультимедийных презентаций, других ЭОР.
17. Четкие инструкции педагога, добрые советы и подсказки, совместный поиск истины помогают детям ненавязчиво открывать новое. В ходе занятия педагог осуществляет наблюдение за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
18. Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания НОД. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» При формировании детских интегративных качеств важно кропотливо и дифференцированно проговаривать детям их промахи, победы и задачи на перспективу.
По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т.п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т.п.)
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, организованная таким образом, позволяет обеспечить эффективную реализацию образовательной программы, а при проведении открытых занятий достойно демонстрирует профессионализм педагога.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия | проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) |
Ход (процесс) занятия | организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом |
Окончание занятия | подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности. |
Уровни проведения занятия:
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Писарева Г.А. Проектирование современного занятия в ДОУ в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektirovanie-sovremennogo-zanyatiya-v-dou-v-kontekste-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-435937.html (дата обращения: 25.10.2016).
Методы и приёмы обучения
2 младшая группа
Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.
Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.
Средняя группа
Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.
Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.
Старшая группа
Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)
Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.
В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.
Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».
Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.
Подготовительная группа
Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.
.
Источник