Фгос дошкольного образования о физическом развитии ребенка

Фгос дошкольного образования о физическом развитии ребенка thumbnail

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.
      Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания, то можно отметить следующие задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
4. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
       Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма. Оздоровительная физкультура в детском возрасте — это часть системы оздоровительного комплекса. При организации работы по физическому развитию с дошкольниками следует подбирать физические упражнения с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ). Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. С этой целью в режиме дня активно используется динамические паузы, организация работы со спортивным оборудованием, в том числе с использованием тренажеров и нетрадиционного спортивного оборудования. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
           Образовательные задачи согласно ФГОС ДО включают приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Качественно сформированные у детей дошкольного возраста двигательные навыки, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности (трудовые операции). У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр. Соответственно, решая данную задачу, необходимо оборудовать спортивные площадки и спортивные залы современными физкультурно-спортивным комплексом. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
        На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни. Образовательный процесс в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. Что в свою очередь способствует гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
       Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, реализация физкультурно-оздоровительных проектов, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
         Исходя из анализа целевых ориентиров ФГОС ДО и реальной практики следует отметить, что:

• желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
• создание условий для того, чтобы педагог учитывал особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
• особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения;
• дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный и творческий характер;
           Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Источник

Елена Селиванова
Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.

ФГОС регулирует отношения в сфере образованиямежду их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие»включают:

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

— овладение подвижными играми с правилами;

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.

Планирование работы по данной образовательной области — это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.

Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.

Группа оздоровительных задач:

1) охрана и укрепление здоровья;

2) закаливание;

3) развитие движений.

Группа обучающих задач:

1) формирование представлений о своем организме, здоровье;

2) формирование навыков выполнения основных движений;

3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.

Группа воспитательных задач:

1) формирование потребности в физическом совершенствовании;

2) воспитание культурно-гигиенических качеств.

Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.

Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.

Основными задачами детского сада по физическому развитиюдошкольников являются:

— охрана и укрепление здоровья детей

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

— воспитание культурно-гигиенических навыков

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

— накопление и обогащение двигательного опыта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональные режим, питание, закаливание (в повседневной жизни, специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «физическая культура«) .

Направления работы:

— создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада

— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками

— воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в детском саду созданы определённые условия. В каждой группе проводятся три раза в неделю занятия по физической культуре. Два занятия — в зале.

Одно занятие на улице. Также каждый день по утрам проводится гимнастика.

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека,включающее в себя:

• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены соблюдению режима дня;

• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;

• начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

• навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше государство.

Источник

ФГОС физическое развитие дошкольника

Отношение к здоровому образу жизни и стремление к физической активности прививается ребенку в раннем возрасте. Для формирования интереса к спортивным занятиям и укрепления здоровья были разработаны Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. ФГОС физическое развитие дошкольника определяет физическое становление с младенчества и до 7 лет и выделяет через несколько этапов.

Задачи развития в рамках ФГОС

Природа наградила малышей любознательностью и желанием активно двигаться. Детство – это начало формирования физического развития, здоровья, выносливости, работоспособности, поэтому дошкольный возраст считается самым благоприятным периодом для приобретения необходимых навыков.

Физическое развитие в ФОГС разработан для формирования у дошкольника желания заниматься спортом, вести активный образ жизни.

Основные задачи физического развития дошкольников по ФГОС:

  • Выработка координации движений, гибкости, выносливости, равновесия;
  • Укрепление позвоночника и мышечного корсета;
  • Накопление физического опыта;
  • Необходимость в движении и его совершенствовании;
  • Положительное представление о закаливании и здоровье;
  • Стремление к активным играм.

Программа физического развития дошкольников ФГОС направлена на оздоровление, гармоничное формирование молодого организма, профилактику негативных эмоций, установление нравственных и волевых качеств. В первую очередь необходимо расширение опыта в движениях и подготовка ребенка к школе.

Образовательная область физического развития ФГОС формирует понятия о гигиене, здоровье, закаливании, развивает глазомер, определяет приоритеты коллективного общения. В его задачи входит ознакомление дошкольников с отдельными видами спорта.

Физическое развитие ДОУ по ФГОС должно основываться на следующих принципах:

  • Полноценное проживание каждого жизненного этапа дошкольного возраста;
  • Построение доверительных отношений;
  • Поддержание активной детской инициативы в спортивных занятиях;
  • Соответствие требований к дошкольнику в зависимости от возрастной категории;
  • Построении программы на общих принципах с индивидуальным подходом к каждому малышу с учетом его физических возможностей.

Примечание. Когда родители готовят дошкольника в детский сад, рекомендуется поинтересоваться, какие спортивные занятия и с какой регулярностью будут проводиться по разработанной программе.

Обучение движениям должно быть систематическим и опережать уже имеющиеся навыки для развития новых. Взрослые контролируют уровень нагрузки дошкольника и чередуют его с обязательным отдыхом, психологическим и творческим обучением.

Для выполнения поставленных целей и задач физического воспитания по ФГОС в ДОУ должны быть созданы специальные условия:

  • Зал для спортивных занятий;
  • Инвентарь для физической культуры (мячи, скакалки, обручи, гантели);
  • Площадка для занятий на свежем воздухе;
  • Игровое оборудование с турниками, качелями, горками и песочницей.

Примечание. Условия физического развития дошкольников по ФГОС должны отвечать необходимым требованиям СанПиНа.

Требования и ориентиры

В государственных стандартах прописаны требования (целевые ориентиры) к результатам по освоению программы. Их достижение зависит от физических особенностей каждого дошкольника.

Показатели физического развития дошкольников по ФГОС проводятся воспитателем ДОУ с каждым ребенком дважды в год. Это необходимо для отслеживания динамики развития ребенка и коррекции его личной программы.

Физическое развитие дошкольника в ФГОС по возрастным группам.

Возраст в годах

Достижения в развитии

0-1

Удержание головки, изменение положения собственного тела, перевороты со спины на животик, ползанье, развитие моторики рук, подготовка и укрепление мышц для ходьбы.

1-2

Развитие сенсорики, обучение ходьбе, формирование и укрепление мышц, сохранение равновесия.

2-3

Формирование правильной осанки, ориентация в окружающей среде с согласованными движениями тела, приобретение навыков ползанья, приседания, прыжков.

3-4

Обучение правильному приземлению в прыжках с высоты и в длину, метание небольших мячей, ловля предметов руками, сохранение осанки сидя и стоя, обучение катанию на салазках, лыжах, езде на велосипеде.

4-5

Совершенствование полученных навыков, закрепление согласованных движений при беге, ходьбе, прыжках, развитие быстроты реакции, выносливости, гибкости, обучение упражнениям при помощи спортивного инвентаря.

5-6

Езда на двухколесном велосипеде, самокате, подбрасывание и самостоятельная ловля мяча, выполнение упражнений со скакалкой и обручем, проявление интереса к спортивной жизни.

6-7

Поддерживание правильной осанки в различных позах, активная работа на гимнастической стенке, продолжение развития координации, ритмичная зарядка в коллективном строю с ориентировкой в пространстве, самостоятельная организация активных игр, интерес к физическим нагрузкам и проявление отдельных достижений в спорте.

По завершению дошкольного образования у ребенка должны быть выработаны:

  • Моторика рук;
  • Выносливость;
  • Подвижность;
  • Контроль за движениями различных частей тела;
  • Стремление к познаниям и спортивным играм;
  • Владение элементарными действиями: прыжками, лазаньем, ползаньем, перепрыгиванием, перешагиванием, на месте.
  • Хорошая ориентация и глазомер.

Физическое воспитание дошкольников в ФОГС позволяет развить не только спортивные навыки, но и укрепить здоровье. Главная роль в этом процессе ложиться на педагогов и воспитателей ДОУ.

Построение программы ФГОС в детских учреждениях

Каждое ДОУ должно разрабатывать рабочую программу по физическому развитию ФГОС. При ее реализации воспитатели учитывают особенности и достижения каждого дошкольника в частном порядке, а также его уровень подготовки для выполнения упражнений.

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФОГС проводится согласно следующему расписанию:

  • Утренняя разминка;
  • Закаливание;
  • Активные игры на улице;
  • Спортивные занятия в зале;
  • Гимнастика после обеденного пробуждения;
  • Совместные игры, развивающие координацию;
  • Проведение праздников, соревнований, спортивных игр на природе.

Утренняя зарядка является одним из важных пунктов ежедневного распорядка. В хорошую погоду занятия проводят на открытом воздухе. Педагог выбирает ту форму гимнастики, которая соответствует возрастным особенностям дошкольников. Это может быть бег, танцевальная аэробика под музыку, игровые состязания, упражнения со скакалкой или обручем.

В область физического развития по ФГОС в ДОУ входит закаливание, которое играет важную роль для здоровья малыша. Для этих целей рекомендованы воздушные ванны, нахождение на природе, хождение босыми ногами по дорожкам из камушек разной фракции, траве. Благодаря таким процедурам повышается устойчивость организма к погодным изменениям, укрепляется иммунная система. Время, проведенное на прогулке, должно быть использовано правильно. Для этого необходимо проводить совместные игры.

Спортивные занятия и совместные игры для разных возрастных категорий

Для каждого возраста педагог разрабатывает определенную программу игровых упражнений, которые постепенно развивают необходимые навыки.

Физическое развитие ранний возраст по ФГОСТ предполагает:

  • Создание игровых сюжетов, где используются подражающие движения;
  • Оттачивание уже приобретенных навыков;
  • Обучение детей взаимодействию;
  • Выработку соревновательного духа.

Для физического развития старшей группы ФГОС рекомендует вводить активные игры с разными нагрузками. Дошкольнику необходимо некоторое время для изучения и запоминания, после нескольких недель повторений переходят к разучиванию новой порции игр. Сюда входят прыжки через мяч, скакалку, бросание и метание, бег на носочках и пяточках. Кроме игровых разминок вводят командные задания и эстафеты.

Физическое развитие подготовительной группы ФГОС является финишным в дошкольном воспитании. Спортивные занятия включают в себя бег, прыжки, забрасывание предметов на расстояния, групповые упражнения с построением в пары, строй, линию, различные комплексы на брусьях (подтягивание, вис, раскачивание и прыжки).

Кроме игровых занятий включают элементы следующих видов спорта:

  • Баскетбол;
  • Футбол;
  • Бадминтон;
  • Хоккей.

В зимнее время к спортивным играм добавляют катание на салазках, скольжение по льду с приседаниями и подъемами, лыжный бег.

Физическое развитие дошкольника в рамках ФГОС позволяет ДОУ разработать собственную программу, нацеленную на единые ориентиры и стандарты. Каждое учреждение вправе вносить свои корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Однако цели у всех едины – полноценное физическое развитие, подготовка ребенка к школе, стремление к спортивным занятиям, ориентирование в пространстве, уверенность и инициатива в коллективе.

Видео

005

Источник