Ффнр конспекты занятия с ребенком 5 лет
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 — 6 лет)
Тема: «В гости к нам пришёл Мишка»
Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];
Задачи: Образовательно-коррекционные:
1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш]; 2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец); 3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.
Воспитательные: 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво; 2)воспитывать умение слушать речь другого; 3) воспитывать у детей активность на занятии.
Оборудование: посылка, конверт с письмом, игрушки: мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.
Ход занятия
1.Орг.момент.
-Здравствуйте ребята!
-Ребята сели поудобнее, глазки закрыли, слушаем тишину.
-Открываем глаза. Что вы слышали? Скажите.
-Молодцы. Ваши ушки всё хорошо услышали.
2.Постановка цели
Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется).
-Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?
-Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.
-Ребята в письме загадка. Слушаем.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
-Кто это? (Медведь)
-Правильно угадали, молодцы!
-Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка: плюшевый Мишка (Мишутка).
-Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?
-Слушайте: Мишка, плюшевый, мишутка.
-Какой звук я выделяю голосом?
Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].
-А Мишутка нам будет помогать.
-Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!
3.Артикуляционная гимнастика
-Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка.
Накажем непослушный язычок
На губу язык клади,
«Пя-пя-пя» произнеси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается…
Ты под счёт её держи
До пяти…до десяти
На качелях я качаюсь:
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Язык широкий положи,
Его края приподними,
Получилась чашечка.
Подержи её немножко.
4.Артикуляция звука [ш].
-Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так:
-губы округлены
-язык приподнимаем в форме чашечки
-струя идёт тёплая
Это звук [ш].
Давайте произнесём этот звук.
5.Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится…)
-А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы).
6. Игра «поймай звук»
-Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].
-Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и повторим слог в котором есть звук [ш].
ШУ, МА, ША, РО, ВО, ШИ, ЗА, ЛУ, ШЕ, ТО
-Молодцы, хорошо работаем. А теперь будьте внимательны. Слушаем в словах. Мишка будет проверять кто самый внимательный.
Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги
-Мишке очень понравилось с вами играть. Он тоже хлопал в ладоши и не ошибся. Верно?
7.Мишка приглашает на физминутку
-Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, (шагают)
Раз, два, раз, раз, два.
По камешкам, по камешкам, (прыгают)
По камешкам, по камешкам
В ямку бух! (сели)
Вышли из ямки (встали)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
8.Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.
Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек».
-Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.
-Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].
(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).
-Называем игрушки и берём их с собой за стол.
9.На доске появляется поезд.
-Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно
-Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд». Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце — будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.
-Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!
10.Развитие мелкой моторики.
-За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.
-Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.
-Давайте раскрасим наши картинки!
11.Итог занятия!
Молодцы! Хорошо работали на занятии! Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами.
Источник
Бакулина Анастасия
Конспект индивидуального коррекционного-логопедического занятия с ребенка ФФНР 5 лет
«Звук [Ш]».
Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];
Задачи:
1. Упражнять в правильном произнесении звука [Ш] в словах и предложениях.
2. закрепление навыка правильного выполнения артикуляционных упражнений;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Развитие фонематического восприятия;
5. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки, карточки- схемы для определения позиции звуков, предметные и сюжетные картинки, вата, разрезанное на части изображение улыбки, схема слова (полоска белого картона, буква «Ш» из разрезной азбуки, настенное зеркало.
Ход занятия.
. Организационная часть.
Логопед: Здравствуй! Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Улыбка». Что бы нас не покидало хорошее настроение.
Л:Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим. К нам в гости пришёл Змееныш и зовут его Шуня, хочет послушать, как ты хорошо произносишь и слышишь трудный звук?
Слушайте: Мишка, кошка, кукушка. Какой звук я выделяю голосом? Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].
. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Л: Выполнение упражнений, «инсценируя» органами речевого аппарата сюжет сказки «Теремок».Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Лопата», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».
2. Упражнение на развитие воздушной струи.
Л: .Уточнение правильной артикуляции звука в изолированной позиции.
— И вот однажды, в ясную погоду, когда дул теплый ветер, к животным в теремок приполз маленький добрый змееныш, чтобы подружиться с ними (педагог выставляет картинку доброго змееныша). Первым делом он поздоровался. Вспомним, как он это делает.
Ребенок длительно воспроизводит звук [ш]. По необходимости, педагог корректирует звучание.
2. Уточнение правильной артикуляции звука в слогах.
— А потом начал напевать добрые песенки. Ребенок воспроизводит произношение звука в отработанных прямых, обратных и со стечением согласных, слогах.
3. Развитие фонематических процессов. Игра «поймай звук»
-Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].-Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и повторим слог или слово в котором есть звук [ш].
ШУ, МА, ША, РО, ВО, ШИ, ЗА, ЛУ, ШЕ, ТО
Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги
Он тоже хлопал в ладоши и не ошибся. Верно?
4. Лексико-грамматические игры.
Л:Змееныш Шуня принес с собой много картинок. Только запутался и не может выбрать те, в которых есть звук [Ш]. Поможем ему. выкладывает перед ребенком картинки просит ребенка брать из нее картинку, называть и класть под букву «ш», если в ней есть данный звук (в названиях картинок со звуком [ш] он находится в начале слова).
— А теперь с помощью схемы слова определим, где стоит [ш]в этих словах: в начале, середине или в конце (ребенок произносит слово, проводя указательным пальцем по схеме-полоске, определяет место звука в слове, ставит туда букву «ш», проверяет еще раз вместе с педагогом).
4. Физкультминутка.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, (шагают) Раз, два, раз, раз, два. По камешкам, по камешкам, (прыгают) По камешкам, по камешкам В ямку бух! (сели) Вышли из ямки (встали) По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
5. Формирование умения изменять слова и образовывать грамматические формы.
«Один – много» (кошка – кошки и т. п.). Отработка словоизменения в игре с мячом (педагог бросает мяч ребенку, называя животное в единственном числе, ребенок, возвращая мяч педагогу, воспроизводит слово во множественном числе).
6. «Пальчики здороваются»
Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);
Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);
Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);
Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);
Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);
Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)
7. Игра в кубик
Л: На гранях кубика разное количество точек. Ребёнок бросает кубик и придумывает слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на кубике. Придумай слово,где есть звук «Ш».
8.«Волшебный куб»
В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.
9. «Сосчитай до 5»:
плюшевый мишка –
плюшевый капюшон –
плюшевая шапка –
3. Заключительный этап
10. Итог занятия
Л: — Слова, с каким звуком принес нам змееныш? Назови, какие запомнил?
Источник
Конспект : «Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком 5лет с ФФНР».
Тема: «Звук [С]»
Цель:
Постановка звука «С».
Задачи:
1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
2.Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
3.Учить правильно произносить звук [с] по подражанию.
4.Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков, слогов, слов.
5.Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Материал: Игрушка «Малыш» с открывающимся ртом (би-ба-бо); картинки – символы артикуляционных упражнений; карточки с буквами «С», «А», «Э», «О», «Ы», «У», набор рыбок с картинками на них(слон, стол, весло, нарцисс, нос, и т.д., также ведро, шапка, пальто, дом, кот), медаль –рыбка с изображением буквы «С».
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед. Маша, сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. А хочет научиться произносить звук «С» и мы сегодня будем вместе учиться его произносить и находить в слогах и словах.
Артикуляционная гимнастика:
Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»).Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный язычок»). А теперь положи на нижнюю губку плоский язычок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», сопровождается работой с игрушкой-дразнилкой.) Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!
Постановка звука [с]
Давай угостим Малыша чаем. Имитируем открывание крана. Нальем воду в чайник: с-с-с. Давай узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя?
С – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка — желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная.(показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони)
Звук С – согласный или гласный? Запомните Маша и Малыш: С – согласный.Сначала мы будем учиться произносить твёрдый звук С. (постановка звука [с]).
Научи Малыша свистеть так, как свистит водичка из-под крана.
Дифференциация звука «С» на слух изолированно:
Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как только ты услышишь звук «С»,значит чайник закипел, нужно хлопнуть в ладоши. Слушай внимательно: т, щ, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.
Сейчас я буду называть слоги, когда услышишь «С» – хлопни в ладоши: на. Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, вы, кэ, то, хэ, Сэ, Со.
Сейчас я буду называть слова, когда услышишь слово со звуком «С» хлопни в ладоши :сад, дом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, домик, гном, совок, сковорода.
УРА! Чайник закипел. Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка звука [с] по подражанию). Напоили мы Малыша чаем.
Игра “Буква ходит в гости” — составление прямых слогов с гласными а, ы, о, у, э
Маша, ты любишь ходить в гости? И Малыш любит и буква «С»(показываем карточки с буквами), тоже любит ходить в гости:
С —- — А С —- —Ы С—- О С—- —Э С —- —-У
(обращается внимание на положение губ, языка на С, затем на то, как меняется положение губ на гласные)
Повторение слогов СА, СЫ, СО, СУ, СЭ(вначале Маша, потом Маша с Малышом, потом опять Маша). 3-4раза
5. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним.(встаем идем по кругу) Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут влево. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-с-с (постановка звука по подражанию).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А давай поиграем с рыбками.
В нашей речке там и тут
Рыбки плавают, мой друг.
1, 2, 3, 4, 5 —
Можем рыбок сосчитать.
Маша повторяет за логопедом только движения.
7. Упражнение “Рыбак”
Много рыбок в речке, давайте поймаем тех рыбок, на которых изображены картинки со звуком [С]: (слон, стол, весло, нарцисс, нос, и т.д., также ведро, шапка, пальто, дом, кот).
Итог: Вот сколько рыбок наловили, молодцы. Малыш устал, ему пора домой. Но, прежде чем он уйдет, мне бы хотел подарить вам сюрпризы, если Маша ответит на вопрос: Какой звук мы учились сегодня произносить? Да, правильно звук «С», мы его произносили, а еще искали в слогах и словах. У тебя, Маша, уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше! А сюрприз – это медаль-рыбка и на ней буква «С».
Источник
Мищенко И.Н.
У детей данной группы помимо нарушений звуковой стороны речи отмечается несформированность фонетико-фонематического восприятия. С такими детьми должна проводиться планомерная работа по развитию фонематического слуха. План предусматривает систему поэтапного формирования фонематической стороны речи. Занятиям основного этапа предшествует логотренинг.
На занятиях основного этапа логопед знакомит детей со звуками и буквами, проводит работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. На каждом занятии дошкольники упражняются в правильном произношении новых звуков, учатся их дифференцировать, знакомятся с буквами, которые обозначают эти звуки.
Коррекционная работа с детьми данной группы проводится в течение одного учебного года и делится на два периода:
2-й период обучения (январь — май) — 2 занятия в неделю, всего 40 занятий.
Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР проводятся дважды в неделю. Планом предусматривается проведение восьми занятий по развитию связной речи (один раз в месяц). Итоговое занятие проводится в форме праздника, на который приглашаются родители.
с детьми 5—6 лет с диагнозом ФФНР.
№ п/п
Тема
Содержание занятия
1
Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Знакомство с детьми, с содержанием занятий, знакомство с органами артикуляции, пальчиковый тренинг
2
Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка»
Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Фрукты»
3
Логотренинг
«В гостях у Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Чистим зубки», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Чашечка». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой. Развитие чувства ритма. Понятие о гласных звуках. Лексическая тема «Фрукты»
4
Логотренинг «Прогулка Язычка»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Лошадка», «Поймай мышку», «Грибок», «Барабан», Киска сердится», «Котенок пьет молоко».
Лексическая тема «Домашние животные». Пальчиковый тренинг, работа над просодикой, речевым дыханием, ритмом
5
Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой»
Артикуляционные упражнения (повторение) «Слоненок», «Индюк», «Ослик», «Пароходик», «Парашютик», «Футбол», «Моторчик». Лексическая тема «Домашние животные» (продолжение). Пальчиковый тренинг, массаж. Понятие о согласных звуках. Работа над просодикой речи
6, 7
Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков. Лексическая тема «Грибы». Пальчиковый тренинг. Массаж пальцев. Самообъясняемые слова. Согласование существительных в роде и числе. Составление сложносочиненных предложений
8, 9
Логотренинг «Язычок в гостях
у Шипящей семейки»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков. Развитие фонематического слуха. Лексическая тема «Одежда»
10
Логотренинг «В гостях у братьев
Л, Ль»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.
Лексическая тема «Ягоды». Пальчиковый тренинг «На базар ходили мы». Развитие словарного запаса. Образование имен прилагательных от существительного; имен существительных множественного числа родительного падежа; согласование числительных с существительными
11
Логотренинг
«В гостях у братьев Р, Рь»
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь. Знакомство со слоговой структурой слова. Лексическая тема «Овощи».
Пальчиковый тренинг «Вырос у нас чесночок». Обогащение словаря. Согласование существительных с числительными в роде, числе. Образование притяжательных прилагательных множественного числа родительного падежа
12
Логотренинг «Язычок на Поляне скороговорок»
Понятие об ударении. Работа над слоговой структурой слова. Отработка навыков речевого дыхания, работа над темпом и ритмом речи. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха
13
Звуки Т — Д,
Т’ — Д’
Слухо-произносительная дифференциация глухих и звонких согласных. Слоговой синтез слов. Анализ и сравнение слов
14
Звуки Б, Б’;
буква Б.
Клоуны Бим и Бом
Деление на слоги 2—3 сложных слов без стечения согласных. Звуковой анализ слов. Дифференциация Б — Б’
15
Звуки П, П’; буква П. Приключения охотника Пульки
Воспроизведение серии слогов со стечением согласных звуков пта, пто, пту. Звуковой анализ слов папа, пила
16
Занятие по связной речи
Пересказ рассказа «Попугай Петя» (с опорой на серию сюжетных картин)
17, 18
Звуки Б — П, П’ — Б’. Пик и Бим в плену у Бармалея
Дифференциация звонких — глухих и твердых — мягких согласных. Работа с предложением
19
Звуки В, В’; буква В. Похищение буквы В
Дифференциация звуков на слух. Знакомство с предлогами в, у, составление предложений. Правописание предлогов
20
Звуки Ф, Ф’;
буква Ф.
Незнайка — фотограф
Звукобуквенный анализ слов: флаг, кофта, Федя, форма, фартук, фармакология
21, 22
Звуки
В — Ф,
В’ — Ф’
Сравнительный анализ, дифференциация на слух и в произношении. Игра «Скажи наоборот». Составление звуковых схем слов Фима, Фома, Ваня, Фили. Игра «Измени звук». Выучить скороговорку:
Влас у вас, Афанас у нас
23
Звуки Н, Н’;
буква Н.
Три поросенка
Удержание в памяти ряда слов. Анализ и преобразование слов: Ната, ноты, Нина. Игры «Скажи наоборот», «Подари подарки Наф-Нафу, Нуф-Нуфу и Ниф-Нифу»
24
Занятие по
связной речи
Пересказ рассказа «Длинная неделя» по картине
25
Звуки К, К’;
буква К.
Домашние
животные
Звуковой синтез коротких слов. Воспроизведение словесных рядов. Знакомство с предлогами к, от. Выполнение простых зрительных диктантов. Звуковой анализ слов: кот, кошка, кусок, собака, корова, коза
26
Звуки Г, Г’;
буква Г.
Гномы
Гена и Гоша
Произнесение и дифференциация звуков. Повторение словесного ряда. Зрительный диктант. Звуковой анализ слов: гуси, гном, пироги
27
Звуки X, X’;
буква X.
Хомяк —
Хвастун
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза. Подбор слов с определенным количеством слогов и звуков. Самостоятельный полный звукослоговой анализ слов: хата, халва, запах, хлеб, уха, мох, ухо, мухи, петух
28
29
Звуки К — Г,
К’ — Г’, К — X,
К’ — X’
Формирование навыков слухо-произносительной дифференциации звуков, слогового и позиционного анализа слов. Знакомство с предлогом из.
Анализ слов со стечением согласных: крошки, корм, хром, храм, храп, мак, маг, мох, книга, книги
30
Звуки П, Т, К
Выделение слова, отличающегося по звуковому составу, из ряда слов. Закрепление навыка употребления в речи предлогов на, под. Звуковой анализ слов: крыша, тропа, прыгун, пар, паром, птаха, кнопка, пихта, танк. Игры «Замени звук», «Найди лишнее слово»
31
Звук и буква Э
Упражнение в произнесении слов сложной слоговой структуры. Выделение слова, отличающееся от остальных по слоговой структуре, из ряда слов. Формулирование вопроса к одушевленным и неодушевленным предметам (кто это? что это?). Звукослоговой анализ слов: Эдик, Эмма, Эля. Зрительный диктант
32
Занятие по
связной речи
Пересказ рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» по серии сюжетных картин
33
Звуки С, С’;
буква С.
Полет на Марс
Дифференциация звуков на слух. Замена звука в словах на звук С (необходимо отследить изменение смысла слов). Знакомство с предлогами с, со. Анализ слов и предложений
34
Звуки З, З’;
буква З.
Зима
Знакомство с предлогами за, из-за. Преобразование деформированной фразы, закрепление навыка звуко-слогового анализа слов: Зина, зима, замок, зонт, зубы. Зрительный диктант «У Зины зонт»
35, 36
Звуки С, С’;
буква С.
гостях у бабушки Загадушки
Слухо-произносительная дифференциация звуков С — З; С’ — З’. Развитие чувства рифмы, языкового чутья. Звукослоговой анализ слов и предложений: Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса. У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы. Сравнение слов по звуковому составу. Анализ предложений
37
Звук и буква Ц. Цыпленок Цып
Формирование правильного произношения звука Ц, навыков словообразования и словоизменения. Выделение слов с заданным звуком. Звукобуквенный анализ слов: луковица, цапля, цыпленок. Игра «Назови женскую профессию», «Один — много». Игры с картинками «Что изменилось?», «Чего не стало?»
38, 39
Звуки Ц — С.
В горнице
Дифференциация звуков С — Ц. Развитие фонематических представлений. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа. Игры «Скажи наоборот», «Назови лишнее слово» (санки, цирк, суп, сок). Звукобуквенный анализ слов и предложений: колбаса, актриса, кольцо, колесо, нос, палец. Соня купила яйца. В лесу живут зайцы
40
Занятия по
связной речи
Пересказ рассказа Г. Юдина «Цыпленок Цып» (адаптированный вариант) без наглядной опоры
41
Звук и буква Ш. Приключения Зайчишки-Пушишки
Формирование правильного произношения звука Ш. Определение последовательности звуков в слове, преобразование слов, самостоятельный звукослоговой анализ слов. Игры «Замени первый звук», «Скажи наоборот», «Угадай слово», «Где звук?». Слова и предложения для анализа: шкаф, шуба, Миша, шум, кошка, душ. Кошка под шкафом. Шуба в шкафу
42
Звук и буква Ж. Страна Жужжандия
Формирование правильного произношения звука Ж. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, логического мышления. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов. Игры «Послушай и посчитай», «Телеграф», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Пирамида», «Скажи быстро». Слова для анализа: жук, жуки, кожа, жаба. Слуховой диктант: У Димы жук. У Наты жаба
43
Звуки Ш — Ж.
Как Женя и Даша искали Пушка и Джека
Слухо-произносительная дифференциация звуков Ж — Ш. Знакомство с правописанием слогов жи, ши. Произнесение слов со сложной слоговой структурой. Игры «Замени звук», «Раздели на два», «Кто больше?», «Выбери картинку по схеме», «Дрожит — не дрожит», «Шляпа — колокольчик». Слова и предложения для анализа: шар, жар, Луша, лужа, ужи, уши. У Луши жук. У Жени шапка. Скороговорка:
Шесть мышат в камышах пищат.
44, 45
Звуки С — Ш. Путешествие на воздушном шаре
Дифференциация звуков. Упражнение в правильном употреблении падежных окончаний существительных. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, звукобуквенного анализа: машина, усы, кошка, самолет, шкаф, сумка, сила, шило, миска, мишка, каска, кашка, касса, каша. Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку, У Саши сушки.
46, 47
Звуки З — Ж. Непослушный зайчонок
Дифференциация звуков З — Ж. Самостоятельный анализ слов. Знакомство с предлогом между. Игры «Исправь ошибку», «Назови лишнее слово», «Что без голоса?», «Возьми что надо», «Спой начало», «Наведи порядок». Слова и предложения для анализа: козы, кожа, зубы, жуки. У Зои жуки. У Жени козы
48
Занятие по
связной речи
Составление рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» по серии сюжетных картин
49
Звук и буква Ч. Почтальон Печкин принес посылку
Формирование правильного произношения звука Ч. Упражнение в словообразовании и употреблении личных окончаний глаголов. Уточнение понятий: имя, отчество, фамилия. Знакомство с предлогом через. Звукобуквенный анализ слов и предложений: часы, час, удача, задача. У Димы бочка. У Зины птичка. Игры «Отгадай загадку», «Запомни, повтори», «Назови ласково», «Преврати имя в отчество»
50
Звуки Ч — Т’ Наши гости-игрушки
Дифференциация звуков Ч — Т’. Развитие слухоречевой памяти. Упражнение в звукобуквенном анализе. Игры «Исправь ошибки», «Скажи наоборот». Анализ слов и предложений: мяч, мять, печь, течь. Мальчик Петя сидит.
51
Звук и буква Щ. Незнайка знакомится со звуком Щ
Формирование правильного произношения звука Щ. Определение количества звуков в слове на слух без зрительной опоры. Различение на слух случаев правильного и неправильного употребления категории времени глагола. Составление схем простых предложений без предлога. Слова и предложения для анализа: щи, ищи, щит, щука, щуки. У Димы щука. Скороговорка: Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
52, 53
Звуки Ч, Щ
Дифференциация звуков Ч — Щ. Формирование навыков позиционного анализа слов без наглядной опоры, словообразования, анализа и составления схем простых предложений без предлогов. Игры «Конец слова за тобой», «Что исчезло?», «Назови второй (пятый) звук», «Какой слог лишний?», «Наведи порядок», «Преврати в великана». Слова и предложения для анализа: чаща, щечки, щеночек, чищу. Маша поймала щуку
54
Звуки Ш — Щ, буквы Ш — Щ
Дифференциация звуков Ш — Щ. Обучение правильному использованию родовых окончаний прилагательных. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа. Анализ простых предложений с предлогом. Игры «Правильно ли это?», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Вставь нужный звук». Слова и предложения для анализа: пиши, пищи, чаша, чаща. У Шуры щука.
55
Звуки Щ — С
Дифференциация звуков Щ — С. Слоговой и звукобуквенный анализ. Составление предложений по опорным словам. Игры «Скажи наоборот», «Закончи нужным звуком», «Найди лишнее слово». Слова и предложения для анализа: осень, щенок, пасека, овощи. Сеня ловит щуку.
56
Звук и буква Й. Похищение буквы Й Бабой-Ягой
Понимание лексико-грамматических конструкций. Формирование правильного произношения звука Й. Преобразование слов, нахождение слов с заданным звуком. Игры «Как правильно?», «Где спрятался звук?», «Назвать лишнее слово», «Убери звук». Слова и предложения для анализа: зайка, йод, май, чайка, ехать, чайник. У Димы майка.
57, 58
Звуки Л, Л’;
буква Л.
Клад кота Леопольда
Формирование правильного произношения звуков Л, Ль, дифференциация звуков на слух и в произношении. Преобразование слов, различение получившегося и исходного слов. Игры «Ответь на вопросы», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Скажи наоборот». Слова и предложения для анализа: лук, люк, пыл, пыль, полка, полька. Лена искала булавку.
59
Занятие по
связной речи
Пересказ рассказа «Баба Люба» с наглядной опорой
60
Звуки Л, Л’,
Й, Л’ — Й
Дифференциация звуков Л’ — Й. Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. Игры «Услышь звук», «Наведи порядок», «Придумай предложение». Слова и предложения для анализа: моль, мой, лямка, ямка, боль, бой, роль, рой. У Лены яблоко.
61, 62
Буквы Я, Е,
Е, Ю, Ь
Дифференциация гласных А — Я, О — Е, У — Ю, Э — Е. Объяснение двух способов обозначения мягкости согласных. Игры «Скажи наоборот», «Измени звук», «Договори окончание слова», «Преврати предмет в действие и наоборот». Слова для анализа: тук, тюк, конь, кон
63
Звуки Р, Р’;
буква Р.
Поездка в Простоквашино
Формирование правильного произношения звуков Р, Рь. Совершенствование аналитико-синтетических навыков, навыка анализа слов со стечением согласных. Игры «Ответь, что я сделал раньше?», «Запомни — повтори», «Скажи наоборот», «Назови профессию», «Подарки для Ромы и Риты». Чистоговорки: Ир-ир-ир — мы за мир. Ри-ри-ри — горят фонари. Слова и предложения для анализа: удар, репа, букварь, ручка, радуга. У Ромы репа.
64, 65
Звуки Л — Р,
Л’ — Р’.
Мы- туристы
Формировать навыки слухо-произносительной дифференциации звуков, анализа слов, преобразования слов. Произнесение слов сложной звукослоговой структуры. Игры «Покажи на картинке», «Хлопни, если услышишь звук», «Повтори за мной», «Скажи наоборот», «Подари подарки Рите, Роме, Лене и Луше». Слова для анализа: лук, рама, крыло, Лариса.
66
Занятие по
связной речи
Составление рассказ по сюжетной картинке «Друзья»
67
«Прощание со Звукоградом»
Заключительное занятие (открытое) в форме праздника. Приглашаются родители.
Источник