Если у ребенка 5 лет нет интереса к учебе

Если у ребенка 5 лет нет интереса к учебе thumbnail

Кто из родителей не считает, что его малыш самый умный, талантливый, любопытный? Все детишки рождаются такими, но когда начинается школьная пора, почему-то один становится отличником, а другой еле-еле дотягивает до троек.

В истории много примеров великих людей, которые добились в своей жизни огромных результатов, хотя в школе учились плохо. Но в наши дни образование – это уверенное будущее, хорошая зарплата и достойный уровень жизни. Поэтому у родителей часто возникает вопрос: почему ребенок плохо учится и как решить эту проблему?

Причины неуспеваемости

  • Быстрая утомляемость, дополнительные нагрузки на кружках, секциях;
  • Конфликтные ситуации с учителем или одноклассниками;
  • Завышенные требования родителей и отсутствие поощрений с их стороны;
  • Индивидуальные особенности ребенка (например, медлительность);
  • Способ привлечь внимание родителей к своей личности;
  • Плохая обстановка, скандалы в семье;
  • Неумение планировать время, оставлять уроки «на потом»;
  • Гиперактивность или «витание в облаках» – две крайности, когда ребенок не может сосредоточиться, невнимателен;
  • Сложная или легкая программа обучения;
  • Склад ума (гуманитарные либо математические наклонности);
  • Проблемы со здоровьем.

Не требуйте от ребенка больше, чем он может. Гораздо важнее воспитать в школьнике такие качества, как трудолюбие, настойчивость, умение общаться, решать поставленные задачи.

Относитесь с уважением, терпением, пониманием к своему чаду. Любите его вне зависимости от полученной оценки! Многочисленные исследования на эту тему показали, что основная масса школьников учится плохо, потому что им не хватает внимания и участия родителей.

Если нет желания учиться

Специалисты говорят, что дети по своей природе любознательны и энергичны. Отсутствие желания учиться кроется не в лени, а в мотивации. Внутреннее сопротивление, которое возникает у ребенка от требований и обязательств, тормозит стремление к учебе. Это не значит, что необходимо детям давать неограниченную свободу – сработает хуже запретов и наказаний. Ребенка нужно увлечь:

  • Хвалить за любые достижения, даже незначительные. Когда мама с папой говорят своему чаду, как они гордятся им – для ребенка это успех, который захочется повторить;
  • Если у ребенка есть любимый предмет или склонность к творчеству (пению, рисованию), помогите ему раскрыть себя в этом направлении, чередуя с выполнением трудных предметов;
  • Требование учиться замените объяснением, для чего знания нужны ребенку, что это даст в будущем и т. д.;
  • Не наказывайте, не ругайте маленького человечка за плохую оценку. Дети обычно расстраиваются больше, чем взрослые, даже если не показывают вида. Лучше поддержите, подбодрите и предложите свою помощь разобраться с трудной темой;
  • Изучать трудный материал можно через игру, на прогулке, в музее – проявите фантазию. Совместное общение кроме пользы принесет и много приятных минут.

К любому ребенку нужен индивидуальный подход. Педагог в силу своей загруженности не всегда может уделять достаточно внимания всем «отстающим» детям. Но совместная работа родителей, учителей и психолога – это залог успешной учебы. Важно при этом иметь терпение и не торопить ребенка с результатами.

Источник

Проблема нежелания учиться знакома к сожалению многим родителям школьников, без казалось бы явных на то предпосылок. Но… Всё же если провести глубокий анализ и покопаться в ситуации, основания всегда найдутся, даже если мы о них не догадывались ранее.

Приведу ниже список 6 самых распространенных причин отсутствия тяги к учению:

1. Погоня родителей за более престижной школой, или школой со слишком завышенными требованиями к уровню развития (углубленным изучением языков н-р). Часто родители переоценивают своё чадо, невзирая на реальные возможности его стараются пропихнуть к месту под солнцем. Забывая что обучение в таких условиях с более сильными сверстниками и через чур сложными заданиями приведет лишь к развитию неуверенности в своих силах, апатии и отобьет желание учится вообще.

Чтобы избежать подобного развития событий предварительно обязательно надо проконсультироваться со специалистами-психологами и сто раз подумать сможет ли ребенок потянуть то, что от него будет требоваться. И хорошенько взвесить все плюсы и минусы, есть ли вообще смысл напрягать ребенка тем, что ему не под силу.

2. если появляются проблемы в изучении предметов, то желание учиться так же может пропасть. Связано это может быть с длительными пропусками занятий, например по болезни или ещё по чему-нибудь. Так же подобные трудности могут возникать при переходе из младшей школы, где детей обучал один уже привычный учитель, в среднее звено. Своего рода новая адаптация.

Помочь в данной ситуации могут родители, которые сами объяснят непонятные или пропущенные темы. Либо репетитор.

3. Ещё одна проблема — неумение ребенка подчиняться общепринятым правилам и требованиям в школе. Зачастую такая ситуация складывается у детей, которые растут одни в семье, окружены чрезмерной заботой и все вокруг с детства твердят им, что они — лучшие. Но в школе ваш ребенок всего лишь один из многих. И требования для всех равны.

В такой ситуации родителям следует трезво посмотреть на вещи, понять что избалованному ребенку будет трудно жить в обществе и попытаться изменить стиль воспитания в своей семье.

4. Распространенной причиной отсуствия желания учится могут служить конфликты. Ребенка с одноклассниками либо с учителем. В такой ситуации сам малыш не всегда может справится и хорошо если на помощь приходят взрослые. Как крайний вариант — можно сменить класс либо школу. Конечно адаптация на новом месте тоже сложно дается ребенку, но возможно это поможет ему начать обучение заново уже в положительном ключе.

5. слишком высокие ожидания родителей. Например если мама и/или папа были в свое время отличниками, медалистами, то им сложно принять, что у ребенка что-то не выходит. И они ещё сильнее ставят себя в пример: «Вот я в твои годы… (выиграл сотню олимпиад и т.п.)» И ребенок понимая, что не может соответствовать столь высокой планке рано или поздно начинает учится только ещё хуже, часто назло. Чтоб доказать что он — не Вы.

Не надо доводить до крайностей, у каждого свой путь. Важно заметить в своем чаде его таланты, потенциал в изучении каких-то дисциплин, возможно в пении, танцах, шахматах либо спорте… И помочь ему развиваться в данном направлении. И не так важно, будет ли он круглым отличником. Чтобы стать успешным в жизни часто это отнюдь не главное.

Читайте также:  Связать варежки ребенку 5 лет

6. И конечно понижению заинтересованности в обучении содействует слишком критичное отношение к своему ребенку родителей. Если даже взрослому человеку постоянно повторять, что он бездарь, неуч, и у него ничего не выйдет рано или поздно он в это поверит. Так зачем программировать своего малыша заранее на поражение? Может стоит наоборот стараться заинтересовать и внушить веру в себя и свои силы?

Итак, подводя итог хочу сказать, что очень многое в отношении к учебе зависит в первую очередь от нас, родителей. От нашей поддержки, готовности прийти на помощь в проблемной ситуации. не следует сравнивать ребенка с одноклассниками например, угрожать, придумывать наказания, унижать и упрекать. Гораздо правильнее пустить свою энергию на то, чтобы научится слушать и слышать своего ребенка, адекватно оценивать силы и ситуации, быть искренними и прививать уверенность в себе и своих силах.

Спасибо за внимание всем, кто дочитал до конца. Надеюсь моя статья заставит задуматься и поискать в своем поведении ошибки, и подтолкнет к их исправлению, чем раньше тем лучше.

Источник

Если умный ребенок, прежде учившийся исключительно на «хорошо» и «отлично» начинает приносить из школы одну «двойку» за другой, чаще всего родители реагируют двумя способами. Либо обвиняют «скатившегося» ученика в лености и наказывают (запрещают пользоваться компьютером или планшетом, смотреть телевизор), либо пытаются исправить ситуацию обещаниями всяких благ за «нормальные оценки» и нанимают репетиторов.

Психологи и педагоги призывают родителей не спешить с выводами, репрессиями и посулами, а успокоиться и подумать, в чем причина неуспеха. Возможно, ребенок попал в ситуацию, в которой обречен на неудачу. И бороться с неуспехами в учебе надо совершенно другими способами. Профессионалы выделили шесть основных причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе.

Сделал все правильно — опять двойка

Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения — хоть книги, хоть условий задачи по математике — не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Из-за чего они появляются? Кто-то грешит на книжки с картинками, не оставляющими простора для фантазии малыша, кто-то — на засилие мультиков. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения «поверхностного чтения» уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос «Любишь ли ты читать книги?» ребенок с такой проблемой отвечает, что ему «скучно». А скучно ему именно из-за того, буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей — сказки, для подростков — хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое — поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.

Никак не получается

Столкнувшись с трудной задачей, ребенок сразу «пасует», даже не пробует с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать ребенка, забирая силы, нужные для того, чтобы с ней справиться. Очень часто с этим сталкиваются отличники, которые поначалу благодаря собственной сообразительности или хорошему общему развитию со всем справлялись играючи, а потом сложность заданий повысилась, и разделываться с ними так же влет уже не удается.

Что делать? Самое главное — поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок просто упустил какой-то важный нюанс. Но самое главное — по-настоящему поверить в своего ребенка. Любую неискренность он тут же считает — это особенность детского восприятия. А для школьника вера в него родителей — необходимая составляющая успеха.

Ничего не понимаю

Еще одна типичная проблема: в целом успевающий ребенок не может разобраться с какой-то темой или испытывает трудности с одним предметом. Почему так происходит? Обучение в школе — череда взятий вершин, преодолений сложностей. Некоторые из них удается взять с первого раза. Другие — только с третьего или с пятого.

Что делать? Принять за истину, что у каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Далеко не всегда быстрая обучаемость — показатель большого ума. Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров — оба великих физика не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками. Задача родителей не превратить ребенка в загнанную лошадь, а помочь качественно усвоить весь материал. Поэтому любая агрессия со стороны взрослых будет только ухудшать ситуацию. Иногда может быть целесообразным подключить репетитора, чтобы тот снова объяснил неосвоенный на уроке материал.

Не хочу учиться

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать «двойки» и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с «домашкой»? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка. «Школа — такое место, где детям отвечают на вопросы, которые они не задавали», — утверждает известная поговорка. В какой-то момент это начинается надоедать.

Читайте также:  Лечение себорейного дерматита у ребенка 5 лет

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском поведении. Ребенок, да и подросток, об всем этом, в принципе, думать не должен. Просто потому, что детство — время подвигов. Подвиг познания — один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи — это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии — если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что «пятерка» — единственная нормальная оценка» и воспринимают каждые «пять баллов» как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе — опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей — уже большое достижение ученика.

Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко — нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться — тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно — для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение — это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и в том числе учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет — это всего лишь интструмент. И его можно использовать как инструмент познания. Самое главное — правильно поставить задачу. Если учителя не справляются, делать это придется самим родителям.

Вообще ничего не хочу

Большинство детей, которых приводят к психологам с этой проблемой, страдают от одного и того же. Их родители — люди, неуверенные в себе или несостоявшиеся. Они живут не той жизнью, о которой мечтали, и переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу «Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!». Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни. И потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка — самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью. Если же родители начинают ломать потомка «через колено» и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях, — это верный путь к психозам и депрессиям.

Источник

Многие современные дети, как их называют специалисты − «цифровое поколение», не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает и позже − в подростковом возрасте и в старших классах. Почему так происходит и как этого не допустить − разбираемся в нашей статье.

Родители, бабушки и дедушки говорят ребенку, припугивая его и не осознавая последствий своих слов: «Вот пойдешь в школу, и там нужно будет сидеть тихо, баловаться на уроках нельзя!», «Это ты пока можешь делать, что захочется, а пойдёшь в школу – там тебе достанется!», «Как же ты учиться будешь, ты такой невнимательный!». Дошкольники зависимы от родителей и смотрят на мир их глазами. Разумеется, сами дети чувствуют тревогу взрослых и начинают думать, что учёба это что-то не совсем приятное, требующее невероятных усилий. Именно с таким настроем некоторые ребята впервые переступают порог школы. Не лучше ли вместо внушения страха подбодрить ребенка и настроить его положительно?

Если у детей не сформирована мотивация к получению новых знаний, учиться с охотой они не будут. При этом отсутствие интереса к обучению может появиться, как ни парадоксально, из-за оголтелого курса на «раннее развитие». Одни родители, обеспокоенные предстоящей учебой своих детей, стараются подготовить их к школе как можно лучше и требуют беглого чтения и счета чуть ли не с трех лет. Другие мамы и папы, чьи амбиции высоки, стремятся воспитать вундеркиндов с пеленок и начинают, например, обучать своих малышей иностранным языкам еще до того, как те начинают чисто говорить на родном языке. Зачастую причина такого «раннего старта» − неправильное представление о физиологических особенностях развития детей.

Не далеко от незнающих основ физиологии дошкольного возраста родителей уходят и некоторые специализированные детские сады, где дети только изредка играют и гуляют, а основное время проводят на занятиях. Результатом стремления научить всему и как можно раньше становятся не только антипатия, но и крайне негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Если ребенка с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то в первый класс он может прийти уже уставший. Это значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересами ребенка, учитывать их, а не торопиться загрузить малыша информацией. 
Кроме того, если до школы он уже многое знает, на уроках ему будет скучно, а от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно так и не будет сформирована, − утверждает психолог Надежда Керова.

Почему в школе пропадает мотивация к обучению

Допустим, что с привычкой учиться и мотивацией у ребенка все хорошо— бабушка-педагог научила его читать и писать, нагрузки до школы были в меру, обучали с любовью, используя правильные методики. Однако школьника ожидают обстоятельства, которые могут отбить желание познавать новое. Разберем некоторые из них:

Читайте также:  Стишок на 9 мая ребенку 5 лет

Не получается хорошо учиться

Случается, что даже подготовленные первоклассники испытывают трудности, например, с математикой или письмом. Следствие − дети становятся невнимательными на уроках по предметам, в которых они неуспешны.

Задачи родителей и учителя − как можно раньше выявить проблемные дисциплины, помочь ребенку подтянуть знания и не допустить развития страха провала по этим предметам.

Непосильные учебные нагрузки

Ученики часто «заболевают», а родители не могут определить: ребенок действительно не может или просто не хочет идти в школу. При постоянных непосильных для ребенка нагрузках болезнь становится единственной возможностью для детей пропустить уроки. Когда подобный «номер» проходит раз, другой, третий, то притворство становится обычным делом.

Родителям важно дать понять ребенку − если заболел, то в постель и полоскать горло каждый час, а не за компьютер.

Страх перед трудностями

От детей можно услышать: «Я так боюсь ошибиться, что у меня ладошки мокрые». Оказаться смешным перед всем классом, получить двойку у доски, – такие «боюсь» вызывают у школьников нежелание идти в школу.

Сможет ли ребенок побороть страхи − зависит от родителей, их любви и поддержки. Стоит как можно чаще внушать ребенку веру в свои силы, подбадривать его, демонстрировать доверие и поощрять самостоятельность.

Например, ученику младших классов можно поручать походы в магазин у дома за хлебом, а школьнику постарше позволять самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. При этом крайне важно не только хвалить ребенка за результаты, но и показывать на примерах, почему знания, полученные в школе, полезны в реальной жизни − без умения быстро читать или правильно считать сложно делать покупки в магазине, без азов по предмету «Окружающий мир» − оценивать состояние погоды перед прогулкой и т.д.

Низкий авторитет педагога

Обесценивание авторитета учителя мало способствует желанию слушать его во время урока, поэтому о работе педагога лучше говорить в нейтральных или положительных тонах. Еще лучше − вообще исключить оценку действий учителя в присутствии детей.

Чрезмерная строгость и отсутствие похвалы

Когда родители осуждают и «штрафуют» детей за плохие оценки, и при этом не хвалят за успехи в школе, у детей пропадает желание учиться. В таких случаях в помощи психолога нуждаются не только дети, но и сами родители.

Важно помнить, что чрезмерная строгость, особенно при отсутствии поддержки и похвалы, так же как и постоянная критика – плохие помощники в формировании мотивации к учебе.

Плохие отношения с одноклассниками

Друзья, компании по интересам, формирование детского коллектива и лидерских качества – все это необходимый для ребенка опыт на пути взросления. Часто подростки ходят в школу больше не из желания приобрести знания, а ради общения. Если же отношения с одноклассниками не складываются, то интерес к школе пропадает.

Родителям важно научиться быть другом своему ребенку и стараться быть в курсе не только его оценок, но и интересов. Если на лицо признаки буллинга, необходимо обсудить проблему с классным руководителем и вместе с ним принять меры по прекращению травли.

Учителю, если он замечает что в классе травят кого-то из учеников, нужно обязательно выявить причину и вместе со школьным психологом разработать стратегию действий. Если ситуация зашла слишком далеко, в работу по устранению травли привлекают администрацию школы и родителей.

Скучно на уроках

Пожалуй, это самый главный фактор. В эпоху интернет-технологий большинству школьников неинтересно сидеть за партой и учиться, им и хочется получать знания, то все здесь и сейчас, с минимальными усилиями и, по-возможности, в развлекательной форме. Ведь так просто найти ответ на любой вопрос, спросив у Google.

Конечно, в разрешении этой проблемы важны умение учителя преподносить материал, способность чувствовать атмосферу в классе и управлять ею, талант пробуждать интерес к предмету. Однако все уроки не могут быть игровыми и нестандартными, а кроме того, школьник должен не только знакомиться с новой информацией, но и осмысливать и запоминать ее. А это без усилий и труда невозможно.

Сторонниками учителя могут и должны стать родители, которые должны развивать в детях ответственность, своим примером показывать, что обучение проходит не зря, если полученные знания остаются в памяти, отрабатываются навыки их применения в жизни, и для этого приходится стараться и прилагать усилия.

Ученики «перекормлены информацией»

Еще пару десятков лет назад мультфильмы можно было посмотреть только по телевизору и только в определенное время, не было возможности скачивать из интернета музыку любого жанра и направления, путешествия в дальние страны были мечтой, а знания, которые передает учитель, можно было получить только сидя за партой − записать в тетрадь и запомнить. Настало информационное пресыщение, многое из желаемого оказывается на ладони лишь по одному клику. Родители сетуют: «Ничего не хочет. Театры, экскурсии, поездки в другой город, в новую страну, возможность соприкоснуться с другой культурой — ничего не интересует».

Есть ли выход

Для многих интерес к учебе во многом зависит от личности учителя. Именно педагог может (или, к сожалению, наоборот) привить ученику тягу к знаниям и любовь к своему предмету. При этом повторю,  воспитать интерес учиться, любознательность, любовь к книгам —  уже прерогатива родителей. При желании взрослым удается заинтересовать ребенка даже в подростковом возрасте, и показать личном примере, что всегда есть возможность открывать для себя что-то новое и интересное, ранее неведомое. Возможно, на какое-то время им стоит прекратить или максимально сузить бесперебойный поток удовольствий, радостей жизни. Родители должны обладать знаниями и волей, чтобы показать: учеба— это труд, без которого невозможно развитие.  

А какие причины нежелания учиться современных детей можете назвать вы?

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник