Если ребенок в 2 года не умеет самообслуживания

Если ребенок в 2 года не умеет самообслуживания thumbnail

Наталья Пунько
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста (2–3 года)

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата.Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

— приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

— раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

— гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

— опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей.К ним относятся:

— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

— мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

— зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

— мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук,различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами, одной рукой, обеими;различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку, нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки, переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках, «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например,нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну»вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например,процесс одевания штанишек может выглядеть так:

1. Сядь на стульчик

2. Возьми штанишки обеими руками за поясок

3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

4. Поставь ножку на пол

5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемо-таблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всёполучается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

Источник

Малыш растет и примерно в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет, у него начинается период «Я сам!», когда все то, что он делал вместе с мамой, теперь он хочет делать самостоятельно. Это замечательно, родителям важно заметить начало этого периода и воспользоваться им. Боритесь с желанием делать что-то за ребенка. Конечно порой не хочется тратить время и ждать, когда он наконец застегнет куртку или оденет штаны, проще сделать самой, но ее стоит пренебрегать желанием малыша, ведь делая за него работу, рано или поздно это приведет к тому, что ребенок поймет, что не надо трудится и самому что-то делать, за него все сделает мама…

Читайте также:  Глицин форте эвалар ребенку 2 года

Один из основных критериев самостоятельности у детей дошкольного возраста – это их навыки по самообслуживанию.

К 3 годам ребенок уже может самостоятельно есть, некоторое время играть наедине с собой, убирать игрушки по напоминанию взрослых. К 5 годам он уже должен сам одеваться и застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, мыть руки после прогулки и перед едой, сворачивать или вещать одежду. В 5-6 лет дети могут самостоятельно чистить зубы, не только умывать лицо, но и мыть шею, уши и ноги, застилать кровать, пользоваться во время еду ножом и вилкой.

Взрослым важно научить ребенка всем этим необходимым бытовым навыкам и следить за их выполнением, а также приучать соблюдать последовательность действий, а все используемые предметы затем раскладывать по местам.

Для того чтобы малыш освоил пока еще сложные для него действия, необходимо создать благоприятные для этого условия, например приобрести детские столик и стул, сделать у раковины в ванной подставку, выделить для детской одежды в шкафу нижнюю полку. Помимо этого необходимо вызвать у ребенка соответствующий настрой, чтобы он захотел выполнить что-то сам, не боялся сделать не так, как надо, чувствовал поддержку и одобрение от взрослых и, конечно, получил похвалу за успехи или смелую попытку.

Если малыш уже освоил какой-либо навык, то требуйте, чтобы он сам всегда его выполнял. Детей старшего дошкольного возраста можно приобщать к заботе о младших братьях и сестрах. Они вполне могут помочь собрать игрушки, одеться, разложить вещи по местам. Постепенно к 5-6 годам у детей появляются свои обязанности по дому. Это повышает их самостоятельность и ответственность, хотя и приходиться проверять, как и что они сделали. Важно требовать от ребенка выполнения своих обязанностей, и все члены семьи должны быть в этом едины. Разногласия среди взрослых подрывают родительский авторитет и приводят к непослушанию у детей, выработке манипулятивного поведения для получения выгоды.

Для того чтобы ребенок принял такое поведение и ответственно относился к обязанностям, нужно объяснить ему, что его дело очень важное, что у других членов семьи тоже есть свои обязанности.

Чем раньше родители воспитают у малыша самостоятельность, тем легче он приучается к труду и с удовольствием сам себя обслуживает. Если в старшем дошкольном возрасте ребенок ленится и хочет, чтобы ему помогли переодеться или умыться, не желает помочь маме накрыть на стол, значит, у него не выработалась самостоятельность. Обычно это бывает при чрезмерной опеке со стороны родителей, нерегулярном контроле за самостоятельным выполнением действий, отсутствии поощрений и другой положительной мотивации. Иногда ребенок что-то сам и делал, но это не вошло у него в привычку, и самостоятельность не вызывала интереса. Тогда он стремится избежать домашней работы и все перекладывает на родителей. Это может привести к тому, что любой труд окажется для него скучным, а жизнь в дальнейшем станет неинтересной.

В выработке у ребенка навыков самообслуживания необходим индивидуальный подход. Одному достаточно один раз показать, как нужно делать, и он сможет это с первых попыток правильно повторить. Для другого будет полезным еще посмотреть на то, как делают это другие, например старшие дети. Одного подтолкнет к самостоятельным действиям просьба мамы попробовать самому, а другому может понадобиться строгое напутствие и решительные слова о том, что это обязательно нужно выполнить. В некоторых случаях для побуждения ребенка к самостоятельным действиям следует рассказать о том, что будет, если он не выполнит мамино задание (речь идет о последствиях, а не о наказаниях).

Помогают в освоении навыков самообслуживания поощрения. Ребенку приятно слышать, что он как взрослый может чистить зубы, что он уже, как старший брат, сам одевается и т.п. Необходимо на первых порах проверять, как малыш справляется, и поощрять его успехи. Не рекомендуется заранее что-то обещать ему, чтобы не формировать привычку к «сделкам».

Объясняйте ему, что то, что он делает, имеет значение не только для него самого, но и для всех членов семьи. Они тоже выполняют работу по самообслуживанию и соблюдают установленные в доме правила.

Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 3 лет:

1. Умывать, чистить зубы, причесываться;

2. Самостоятельно раздеваться и с частичной помощью взрослых одеваться;

3. Убирать одежду в шкаф на нижнюю полку;

4. Убирать игрушки на специально отведенное место;

5. Складывать книги на полки;

6. Ставить на стол тарелки, раскладывать салфетки;

7. Вытирать за собой пол, если случайно что-то пролил;

8. Перекладывать баночки из пакета с покупками на нижнюю полку в холодильник или шкаф.

Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 4 лет:

1. Готовить завтрак (залить молоком кукурузные хлопья, намазать масло на кусок хлеба, полить вареньем оладьи и т.д.);

2. Расставлять на столе тарелки, раскладывать салфетки и столовые приборы;

3. Раскладывать продукты из пакета с покупками по местам;

4. Помогать в магазине покупать расфасованные продуты (сахар, консервы и т.п.)

5. С помощью взрослых расстилать и застилась постель;

6. Помогать мыть посуду;

7. Вытирать пыль с мебели;

8. Выходить для игры на улицу с разрешения родителей;

9. Делиться игрушками с друзьями;

10. Самостоятельно играть без постоянного присмотра;

11. Вешать на веревку мелкие предметы после стирки;

12. Сворачивать простые вещи (платки, полотенца, салфетки);

13. Доставать газеты и письма из почтового ящика.

Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 5 лет:

1. Одеваться и убирать одежду на место, завязывать шнурки на обуви;

2. Помогать составлять список продуктов для покупок;

3. Готовить простой завтрак (бутерброд и т.п.) и убирать со стола;

4. Сервировать стол к обеду;

5. Наливать напитки в чашки;

6. Добавлять в пищу соль, сметану и др.;

7. Наводить порядок в комнате, расстилать и застилать кровать;

8. Сворачивать чистое белье после стирки и убирать в шкаф;

9. Сортировать белое и цветное белье для стирки;

10. Чистить сантехнику, протирать низко расположенные зеркала;

11. Отвечать на телефонные звонки;

12. Помогать в несложных делах по хозяйству (уборка мусора, мытье полов и др.)

13. Ухаживать за домашними животными;

14. Делать мелкие покупки;

15. Принимать решения о том, как потратить деньги, выделенные в семейном бюджете для развлечений.

Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 6 лет:

1. Выбирать одежду в зависимости от погоды или ситуации (для праздника, для прогулки и др.)

2. Пользоваться пылесосом;

3. Поливать комнатные цветы;

4. Готовить простой завтрак (яйца, тосты и др.)

5. Чистить овощи;

6. Помогать вещать белье на веревку;

7. Развешивать одежду в шкафу;

8. На огороде рвать зелень, убирать граблями листья и т.п.;

9. Регулярно выносить мусор.

Материал подготовлен по данным: Е. Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность»

Читайте так же на нашем сайте: «Как проявляется самостоятельность?», «Как научить ребенка самостоятельной игре?», «Как приучить ребенка к порядку?»

Читайте также:  Ребенку 2 года потемнели зубы

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник

«Самообслуживание в жизни ребенка 2 – 3 лет».

Цель :

  • Познакомить родителей с развитием основных навыков самообслуживания детей 2 – 3 лет
  • Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет.
  • Раскрыть понятие «кризис трех лет».
  • Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
  • Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

        Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.        

 Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

        Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?».

ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОПРОС

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

·        приема пищи;

·        раздевания и одевания;

·        гигиены тела;

·        опрятности.

Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умения самообслуживания детей 2- 3 лет

Развитие навыков приема пищи

2 г.

Сосет жидкость через соломинку

2 г. 6 мес.

Переливает жидкость из одной емкости в другую

2 г. 6 мес.

Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую

2 г. 6 мес.

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

3 г.

Помогает убрать со стола

3 г.

Помогает накрыть на стол

Ест вилкой

Развитие навыков одевания и раздевания

2 г.

Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…

2 г. 6 мес.

Надевает обувь, носки, штаны

        2 г. 6 мес.

Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию

        3 г.

Расстегивает и застегивает большие пуговицы

        3 г.

Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки…

Развитие навыков гигиены

2 г.

При умывании третладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Активно участвует в мытье и вытирании рук

Самостоятельно моет руки (лицо)

Вытирает нос, когда дают платок

2 г. 6 мес.

При умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Самостоятельно моет руки с мылом

        3 г.

С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой

Самостоятельно пользуется носовым платком

Развитие навыков опрятности

2 г.

Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок

Просится в туалет (используя слова)

2 г. 3 мес.

Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)

3 г.

Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу

Следует добавить , что   эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

— мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

— зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

— мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

        Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать  надо именно с них.

         Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

        На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

        Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.        

 Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).    

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Читайте также:  Какие игры развивают у ребенка речь от года до 2 лет

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

    Сядь на стульчик

    Возьми штанишки обеими руками за поясок

    Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

    Поставь ножку на пол

    Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

     Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.      

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение.

Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

После  года ребенок, как правило, уже может осуществить отдельные простые действия: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Одним  из этих действий ребенок обучается сам, подражая действиям взрослых. Другие  формируются с помощью взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки. Также важно учить ребенка контролировать и оценивать свои действия.

Детей 2-3 года жизни важно научить самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. С этой целью родители обучают совершать действия в определенной последовательности, показывая, как это делается, и сопровождая каждое свое действие комментарием.

Формирование  навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и  далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком родители предъявляют более высокие требования к качеству умывания.

Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.

Навыки самообслуживания   формируются   и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют научиться   к 3 годам есть быстрее и аккуратнее. Перед приемом пищи важно  обратить внимание  на аккуратность на столах и напомнить, что есть надо аккуратно, стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок. Родители наблюдают, как кушает ребенок и при необходимости  напоминают, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды. Можно обратить внимание, как  аккуратно и самостоятельно кушают другие члены семьи.

Детям  3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени. При обучении нужно  соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Родители помогают ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждают и его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи. По мере овладения ребенком навыками одевания и раздевания родители  переходят от непосредственной помощи   к напоминанию действий.

Закрепления  навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.

Для  ознакомления ребенка с требованиями по самообслуживанию используют наблюдения за поведением взрослых и детей, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания ребенка 1-3 года жизни заключается в постепенном приучении к самостоятельности.

Главное — поощрять ребенка. Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов). Будьте гибки – ничего страшного, если в ванной неделю будет царить беспорядок, потому что малыш учится мыть руки самостоятельно. А если ваша дочка учится одеваться, будьте готовы, что несколько дней подряд она будет скакать вокруг в старой розовой водолазке, яркой красной юбке, синих джинсах и шлепках. Будьте терпеливы. Чем больше практики, тем быстрее ребенок всему научится.

Не оставляйте ребенка без присмотра, пока он практикуется. Обсудите с ним границы дозволенного. Объясните, почему для него может быть небезопасным, например, включать плиту или резать мясо. Вероятно, сначала он не будет в восторге от запретов, но в конце концов он усвоит установленные вами правила.

 Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

  • В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
  • Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
  • Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что — нельзя.
  • Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
  • Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
  • Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
  • Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
  • Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
  • Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

    Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Источник