Если ребенок сжимает кулачки в 2 года
Мама, которая недавно родила, с особым вниманием относится к здоровью младенца и его состоянию.
Многие теряются в догадках, почему ребенок держит ручки в кулачках. Это называют мышечным тонусом, то есть это напряжение мышц, которое есть у всех людей.
Правда, в детстве из-за незрелости нервной системы мышечный тонус может быть нарушен: встречается гипотонус или гипертонус. Давайте разбираться.
Почему ребенок сжимает ручки в кулачки?
В конце беременности малышу становится тесно в матке. Это вынуждает его поджимать руки и ноги к телу, держать их крест-накрест, принимать ту самую позу эмбриона.
Она приводит к усилению тонуса мышц-сгибателей, который сохраняется в течение нескольких месяцев после рождения. Вот почему ребенок сжимает кулачки.
Читайте также важную статью о гипертонусе у новорожденного>>>
С повышенным тонусом мышц рождаются все дети. Ведь за 9 месяцев напряженного нахождения в утробе матери в позе эмбриона им сложно сразу расслабить и выпрямить руки и ноги.
Но бывает и так, что напряжение в мышцах — последствие некоторых факторов. К ним относятся:
- Родовая травма.
- Внутриутробное кислородное голодание.
- Повышенная возбудимость отделов головного мозга, отвечающих за работу мышц.
- Перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания.
Вот по каким признакам можно установить истинный повышенный тонус мышц у ребенка:
- во время сна он прижимает руки и ноги к телу;
- пальцы крепко сжаты, ребенок держит руки в кулачках, а большой палец всегда внутри него;
- голову он запрокидывает назад;
- при попытке разгибания его руки чувствуется сильное сопротивление;
- как правило, ребенок не плачет, а кричит, сжимает кулачки, у него трясется подбородок;
- он обильно срыгивает;
- при поддержке его за подмышки ребенок пытается потянуться вверх и приподняться.
Если вы видите ярко выраженные подобные состояния, обязательно посетите невропатолога или остеопата. Врач сможет выявить главные причины, почему ребенок постоянно держит руки в кулачках.
До какого возраста это нормально?
Как правило, состояние повышенного напряжения мышц может сохраняться в норме до трех месяцев.
При мягком и бережном, безстрессовом уходе за ребенком, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели постепенно расслабляются. Подробнее смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство>>>
В районе 2–3 месяцев кулачки ребенка уже все чаще находятся раскрытыми.
Если после шести месяцев ребенок сжимает кулачки и напрягается, ему доставляет болезненные ощущение распрямление мышц и ног в процессе гимнастики, лежа на спине ребенок часто выгибает спину, это повод еще раз проконсультироваться с невропатологом.
Читайте интересную и полезную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>
Как помочь расслабить ручки?
Для уменьшения физиологического гипертонуса мышц на 10–14 день после рождения гладьте ребенку руки и ладони. Позже можно делать круговые движения, покачивать и потряхивать его ручки.
Важно! Не делайте грубых, резких движений. Массажные движения окажут пользу, если они будут нежными, плавными, а мама и ребенок будут находиться в хорошем настроении.
Хорошо влияет на состояние мышц ребенка пестовальная гимнастика.
Это специальный комплекс упражнений, которые выполняются мамой и сопровождаются потешками, активным общением с ребенком. Что очень хорошо сказывается на эмоциональном и физическом развитии ребенка.
Комплекс упражнений для малыша вы найдете в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Можно освоить несколько упражнений из лечебной физкультуры. Главное – соблюдать осторожность, не спешить и обращаться с малышом аккуратно.
Вот некоторые из них:
- Покачивание.
Проще всего осуществить с помощью гимнастического мяча. Положите ребенка животом на него, придерживая спину и ноги. Покачивайте его взад-вперед и влево-вправо.
Делайте это плавно и осторожно, чтобы не испугать ребенка. Как вариант, попробуйте вытягивать в это время его руки вперед.
- Положите ребенка на бок, отведите его согнутые руки вверх.
Можно положить его на живот и отвести руки вверх.
Затем положите ребенка на спину, отведите его прямые руки в стороны, затем сведите их на груди в положение крест-накрест. Повторите несколько раз.
- Выполните легкие и плавные круговые движения его ручками.
Затем выполните упражнение «ножницы» — по очереди поднимайте вверх то правую руку ребенка, то левую.
Затем несколько раз поднимите обе руки вместе и опустите.
Итак, сжатые кулачки у ребенка говорят о тонусе мышц. В норме он проходит к 3 месяцам.
Можно помочь ребенку в этом: делать легкий массаж рук и упражнения, устраивать для него расслабляющие ванночки.
Читайте полезную статью о травах для купания новорожденных>>>
Кроме этого, в более сложных случаях применяют электрофорез, парафиновые процедуры или озокерит на руки.
Положительный эффект зависит от того, насколько систематично будут проводиться процедуры.
Не бросайте на самотек эту проблему. Следите за признаками гипертонуса у ребенка, устраняйте его, и тогда его обойдут стороной проблемы с координацией движения и задержка речи.
Счастливого материнства!
Читайте также:
- Когда ребенок начинает говорить?
- Когда ребенок начинает переворачиваться?
- Когда ребенок начинает держать голову?
Источник
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В этом разделе вы найдете игры для начала и завершения занятия, пальчиковые и подвижные игры, песенки для музицирования и другие музыкальные игры. Пользуясь методическими указаниями и звуковыми примерами, вы сможете дополнить свои занятия с малышом дома, в детской студии или детском саду.
1. Разминка (для начала занятия)
(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим
(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём
(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
Группа расположена полукругом.
1 (и далее) – действия соответствуют тексту песни.
2 – прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 – поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 – наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 – прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют тексту.
Игры с музыкальными инструментами
2. Музыкальные игрушки
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
3. Погремушка
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
4. Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 – Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 – Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 – Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
4 – Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 – Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 – Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 – Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
5. Мой зонтик
(1)Вот это – мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит —
Останусь сухим.
(3)А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4)Могу вам картиночки
В ней показать.
(5)Вот это – мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю
Над головой.
(7)А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мяукает он
Для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 – Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 – Раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы)
4 – Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 – Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
7 – Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.
6. Паучок
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) – веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка – паучок, который гуляет «по ветке».
1 – «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 – Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 – Хлопаем ладонями по коленям.
4 – Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 – Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.
Игровой массаж
7. Ходит ёжик
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.
8. Мячик
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок
Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук
Не уйдёшь от наших рук.
Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.
Игры с подражательными движениями
9. Медвежата
(1)Три медвежонка* прыгали в саду
И один сказал: «Я упаду!»
(2)И, конечно, он упал вниз головой
(3)Медвежонка увели домой
*Два медвежонка, Вот медвежонок…
1 – подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).
2 – наклоняемся, голову опускаем вниз.
3 – переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой).
10. Лягушата
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(3)Вдруг – в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(4)А трое лягушат вкусных червячков едят
(5)Ням-ням…
(6)Вдруг – в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(7)А двое лягушат вкусных червячков едят
(8)Ням-ням…
(9)Вдруг – в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(10)Последний всё сидит и на червячков глядит
Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки – будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.
1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону.
2, 5, 8 – С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем – разжимаем)
3, 6, 9 – наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).
Игры с предметами
11. Мишку на руки возьми
(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,
(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.
(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,
(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.
(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю – бай, баю – бай, поскорее засыпай!».
Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:
1 – поднимаем мишку над головой
2 – придерживая мишку за лапку, машем маме
3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате
4 – возвращаемся к мишке
5 – обнимаем мишку
6 – убаюкиваем мишку
12. Весёлый мячик
(1)По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик – мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
(2)Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.
2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).
Хороводные игры
13. Каблучок
(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай – ножек не жалей
(7)Гляньте – пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте – пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Встаём в хоровод.
1 – идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 – поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 – выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
Показ игрушек, инсценировки, пение
14. На лошадке
Едем – едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!
Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.
Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.
15. В машине
Сидим с шофёром рядом —
Би, би, би.
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям —
Би, би, би,
Бибикать громко будем —
Би, би, би.
Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».
Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку – крутим «руль». На возглас «Би-би» – нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды).
Катание на фитбольных мячах
16. Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 – покачиваемся на мяче
2 – смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 – пожимаем плечами.
5 – выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 – качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 – «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячах
17. В лодке
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывём – только речка знает
Дует – дует ветерок, лодку подгоняет
Родители, положив ребёнка на фитбольный мяч, медленно покачивают его вперёд и назад и из стороны в сторону.
Источник
Ваш малыш еще не умеет говорить и общается с вами только посредством плача. Однако если вы понаблюдаете за языком его тела, вы поймете, что он проголодался, ему больно или хочет общаться. Вот самые распространенные расшифровки невербальных знаков грудничков.
Выгибает спинку назад
Иногда малыши выгибают спинки назад, демонстрируя при этом протест. Однако родители должны быть внимательны, ведь чаще подобное положение тела является реакцией на боль. Причиной всему может стать изжога или колики в животе. Обратите на это особенное внимание, если во время кормления малыш часто срыгивает или плачет. При рефлюксной болезни кислота из желудка попадает в пищевод и раздражает стенки. Это вызывает дискомфорт и боль в области грудной клетки.
Стучит ножками
Если ваш ребенок стучит ножками в хорошем расположении духа – это указывает на его желание поиграть. Но если при этом он суетится и плачет, не стоит игнорировать эту проблему. Кроху явно что-то беспокоит. Если он дома, причиной всему может быть грязный подгузник. В поездке так делают дети, зажатые в тесном автокресле и мечтающие о свободе. И лишь в редких случаях дети изображают из себя футболистов только лишь потому, что это им нравится выплескивать накопившуюся энергию.
Монотонно стучит головкой о твердую поверхность
Когда родители видят, как 10-месячный малыш начинает монотонно биться головой о стенки кроватки или о поверхность пола – это немедленно настораживает их. Психологи рассказывают, что младенцы находят ритмические движения успокаивающими. Таким образом, они пытаются справиться со стрессом.
Однако вы должны показать малыша специалисту, если это занятие стало его любимым и заставляет его отказаться от интересных игр или общения. Имейте в виду, что большинство детей уже в возрасте 3-х лет забывают об этой успокаивающей привычке.
Хватание ушей
Многие родители начинают волноваться, когда кроха хватает свои ушки. Однако в действительности это не указывает на развитие ушной инфекции (ее симптомы включают повышенную температуру и проблемы с ночным сом). Вполне вероятно, малыш изучает свое тело и с удивление обнаружил находку на своей голове.
Иногда дети начинают с силой тянуть себя за мочку уха в то время, как у них прорезываются первые зубки. Так они пытаются справиться с болью, поэтому рекомендуем вам держать под рукой резиновый прорезыватель.
Сжатый кулачок
Не волнуйтесь, если ваш ребенок плотно сжимает кулачок. Это не является признаком воинственного отношения к вам. Большинство младенцев плотно сжимают пальчики, когда находятся в состоянии покоя. Функции мозга новорожденных еще плохо развиты. Потому прежде, чем ребенок начнет осознанно двигать пальчиками, должно пройти какое-то время. Обычно дети разжимают кулачки по достижении 3-4 месяцев. И уже после вам стоит ассоциировать этот признак с проявлением стресса или голода.
Поочередное поднимание коленей вверх
Это похоже на упражнение «велосипед», но ваш ребенок вовсе не собирается тренироваться. Скорее всего, его беспокоят газы в кишечнике, запор или дискомфорт в животике. Попытайтесь облегчить боль, положив кроху на живот. Исключите из своего рациона капусту, специи, бобовые и брокколи. При запорах, которые часто следуют за введением твердых прикормов, следует давать ребенку несладкую водичку с небольшим количеством сока чернослива.
Рывки руками
Еще одно забавное упражнение является типичным рефлексом новорожденных. Если ручки малыша во время сна находились под тугим пеленанием, это естественно, что после освобождения он захочет «победно» вскинуть их вверх.
Кроме того, существует так называемый рефлекс Моро, когда малыши резко выбрасывают руки в стороны от испуга, связанного с вспышкой света, внезапным движением или громким звуком. Этот рефлекс, как и плотно сжатые кулачки, исчезает по достижении 4 месяцев или чуть ранее. Поэтому вы можете не испытывать волнения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник