Если ребенок отстает в развитии жуков

Ожидая рождение ребенка, каждый из нас заранее представляет, каким занятным и веселым будет малыш, как счастливо изменится наша жизнь с его появлением. Однако жизнь есть жизнь, и, к сожалению, статистика неумолима: детей с особыми возможностями здоровья становится больше год от года. Причиной тому могут стать повседневные стрессы, плохая экология и питание, трудная наследственность, осложненные роды, болезни малыша первых трех лет и многие другие вредоносные факторы, которых ученые выделяют до четырехсот.

Часто в больших заботах, занятости и усталости, которые испытывают родители с появлением ребенка, не сразу становятся заметны признаки отклоняющегося развития ребенка.  Бывает и так, что родители видят, что ребенку не все удается, не все у него получается, но ждут, что это состояние пройдет само, ссылаясь на опыт других.

Никто не планирует рождение ребенка с проблемами в развитии, это страшно предположить, еще страшнее поверить. Однако совершенно недопустимо терять бдительность либо умышленно не замечать признаки неблагополучного развития. Не предположение ученых, а проверенный временем факт, что многие формы отставания в развитии могут быть успешно преодолены либо компенсированы, если они были выявлены на ранних стадиях развития ребенка. Своевременно начатые медицинские мероприятия, умноженные на терпеливый педагогический труд, дают свои результаты даже в самых тяжелых случаях. Природа устроила детский организм так, что даже при сложных формах нарушений всегда есть место развитию.

Что же обозначает термин «отставание в развитии»?

Нормальное развитие предполагает определенную последовательность формирования механизмов мозга. Они обеспечивают своевременное и качественное появление определенных признаков здорового психического и моторного развития. Они проявляются в ответных реакциях и поведении ребенка. На первых месяцах жизни ребенка характер этих признаков очень специфичен и лишь только врач может определить и оценить степень их полноценности. Вот почему не стоит пренебрегать осмотрами педиатра и узких специалистов ребенка до года. Развитие ребенка первого года жизни протекает очень бурно. Мозг ребенка развивается очень активно. Буквально день ото дня возможности ребенка очень изменяются, а вместе с ними ширится и диапазон умелости ребенка. Своевременное появление определенных изменений в поведении ребенка говорит о благополучном ходе его развития, а вот их запаздывание может стать сигналом формирующегося отставания в развитии. В основе любого отставания лежит сбой механизмов центральной нервной системы. Страдают либо выпадают  участки, отвечающие за формирование того или иного навыка. Несформированный вовремя навык влечет дальнейшее неполноценное развитие, так как сам в свою очередь является базой для формирования новых умений и навыков. Возникает пробел, который снижает количественный и качественный показатель развития.

Однако следует помнить и о том, что каждый ребенок развивается на своей скорости. Нет для определения развития строгого календарного срока, но есть возрастные периоды, в пределах которых формируется база для возникновения тех или иных навыков. Так границей появления первых слов принято считать конец первого года. Отсутствие наличия отдельных слов в этот возрастной период говорит о запаздывающем характере формирования речи.

Что же делать? Родители ближе всех находятся к ребенку. Именно они видят все перемены, происходящие с ним. Вот почему следует как можно раньше научиться наблюдать своего ребенка.

Итак, наблюдение. На что же необходимо обратить внимание при оценке развития ребенка? С самого рождения ребенка мы видим, как малыш совершает различные движения, радуемся первой улыбке. Постепенно характер и разнообразие движений расширяется. Обращайте внимание на то, как долго ребенок удерживает взгляд на предмете, ловят ли его глазки ваш взгляд и ласковую улыбку, возникает ли радостное оживление на ваше лицо и радостные призывы. Эти проявления свидетельствуют о начале формирования не только моторных функций, но и о состоянии эмоциональной сферы. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает самостоятельно ходить. У многих детей с отклонениями в развитии этот период затягивается. В этом случае есть повод обратиться к неврологу. Стоит обратить внимание и на двигательную активность рук. Если ребенку долго не удается захватывать предметы, он с трудом  всей кистью старается брать их, испытывает при этом напряжение, а движения рук неточные, так же потребуется консультация врача.

Важным показателем развития ребенка является состояние речи. Этот процесс находится в тесном взаимодействии с мышлением, оказывая на него непосредственное влияние. Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться, когда ребенок сам заговорит.  Критерий оценки прост: чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже уровень недоразвития речи. К пяти-шести годам в целом завершается звуковое и грамматическое ее оформление. Выраженные речевые нарушения в этот возрастной период-это сфера деятельности логопеда. Лишь комплексное его обследование даст четкую картину структуры и степени отставания.

Читайте также:  Скачок развития ребенка симптомы

Игра так же является особым явлением детского возраста. Она является одним из показателей нормального развития. У детей с отставанием в развитии игровая деятельность развита слабо либо вовсе не развивается без помощи взрослых. И снова наблюдайте. Уже на первых месяцах жизни ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а монотонно и однообразно манипулировать ручками в поле  своего зрения.

Некоторые дети с эмоциональными нарушениями играют своеобразно, часто с неигровыми материалами: веревочками, шнурками, кастрюлями и другими предметами. Их игры однообразны и в то же время отличаются одержимостью. Ребенок поглощен своими действиями, может смеяться, говорить с собой, подпрыгивать, бегать на пальчиках, трясти руками.

Игра стимулирует развитие интеллекта и речи, поэтому следует как можно больше играть с ребенком, обучать его действиям с игрушками, знакомить с ролевыми и сюжетными играми.

Играя с ребенком, общаясь, выполняя привычные процедуры с ним (кормление, купание, умывание, переодевание), обращайте внимание на степень эмоционального участия ребенка в этих занятиях. Эмоциональное развитие в структуре психического развития занимает очень важное место. Речь пойдет о «шустриках» и «мямликах». Есть дети, эмоциональная активность которых выражена достаточно слабо. Они отличаются эмоциональной вялостью, слабостью волевых усилий. Они часто пассивны, бездеятельны, их игровая деятельность развита слабо. Это гиповозбудимые дети.

Внимательно наблюдая своего ребенка, родители могут отметить проявления, противоположные, описанным выше. Есть дети, которых отличает общее двигательное беспокойство, нарушение сна, общая повышенная возбудимость в виде плача, пронзительного крика, склонности к насильственным движениям. Это так называемые гипервозбудимые дети. Обе эти категории детей требуют пристального внимания родителей и специалистов – врачей, педагогов.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах обучения и воспитания. Родители часто заблуждаются, полагая, что отставание в развитии можно преодолеть одними лишь медицинскими средствами. Важно знать, что ни одно даже самое лучшее лекарство не даст максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, психолога, логопеда с обязательным ведущим участием родителей.

Современная педагогическая помощь в сочетании с лечением может привести к стабильной компенсации и последующему благополучному развитию. Отсутствие своевременной должной медико-педагогической помощи детям с отставаниями развитии ведет к нарастанию трудностей в обучении и поведении.

Вовремя замеченные проблемы и своевременно оказанная помощь ребенку с особыми возможностями здоровья – это залог его будущего успешного вхождения во взрослую жизнь. Пусть любовь родителей будет не только сострадательной,   но и деятельной на всем пути взросления ребенка. Успехов вам, и помните: дорогу осилит идущий.

Учитель-дефектолог ГБОУ ЦППРиК
Исаенко Наталья Васильевна

Список литературы:

1. А. Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Москва, 2008.

2. Л. А. Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития» СПб.: Детство-пресс, 2011.

3. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова «Если Ваш ребенок отстает в развитии» Москва: Медицина, 1993.

Источник

Наши дети, какими бы они ни были, всегда остаются самыми любимыми. В предыдущей статье я разбирала основные, ранние симптомы аутизма, алалии, ЗПР. А сейчас я хочу рассказать не только о симптомах, но и о том, что с этим делать в первую очередь.

Если родитель приходит к неутешительной мысли, что с развитием ребёнка что-то не так, то конечно первые вопросы, которые у него возникнут это: «Что делать?» и «Куда бежать за помощью?». Родители часто оказываются в тупике и не знают с чего начать. Это неудивительно, ведь про подобные вещи не рассказывают на родительских курсах и никто не ждёт, что именно у него родится ребёнок с нарушением развития.

фото из открытых источников

В своё время, мне пришлось копать информацию в интернете самостоятельно. Я знаю, что трудно искать помощь для ребёнка, когда она нужна самим родителям. Ведь осознание что с ребёнком, который буквально вчера был обычным, на самом деле что-то не так, вводит в ступор. Я знаю, что есть риск потратить деньги не туда и упустить кучу времени. Чтобы этого не было, я решила составить первоочередный список специалистов и обследований для детей с нарушением развития.

А в конце статьи вас будет ждать полезная информация о том, на что обратить внимание при выборе врача, чтобы не ошибиться и не потратить время впустую.

Итак:

  • Невролог

Это врач №1 по вопросам функционирования нервной системы.

Невролог проведет общий осмотр, сделает первичный анализ состояния нервной системы на основании рефлексов, назначит первый маршрут обследований.

Теперь я расскажу немножко подробнее об осмотрах у невролога, чтобы вы понимали, что именно он делает.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка с дцп

Невролог обращает внимание на тело ребенка и наличие у него так называемых стигм дизэмбриогенеза. Звучит довольно заумно. На самом деле это малые пороки развития кожи, которые возникают еще во время беременности. Стигмы есть практически у всех людей, так как не бывает идеальных беременностей, где на маму, а значит и на ребёнка, не действовали какие-то вредные факторы, типа экологии, инфекции, курение, даже пассивное, и т.д. Просто одно дело, если стигм 1-3 и фактически только врач понимает, что это стигма. Другое дело, когда стигм уже целый набор (от 5 и больше).

В основном достаточно осмотра кожи и общего строения скелета. Почему? Потому что кожа и скелет эмбриона развиваются из той же самой группы клеток, что и головной мозг. Если стигмы находятся преимущественно на голове и их много(!)- это маркер возможного нарушения нервно-психического развития, нарушений речи и психо-неврологических патологий в дальнейшем.

Наиболее распространенные: нарушения пигментации кожи (много родинок, родинки с оволосением, кожные пятна), слишком короткая или длинная шея, складки на шее, слишком маленький или большой рот, скошенный или, наоборот, выдающийся подбородок, широко посаженные глаза, короткая уздечка языка, раздвоенный язык, сращение пальцев рук или ног, ассиметрия лица и ещё очень-очень много чего. Ниже небольшой коллаж с некоторыми стигмами развития.

фото взяты из открытых источников

Кроме стигм, невролог также обращает внимание на общий мышечный тонус, рефлексы. Эта информация дает врачу представление о правильности работы и зрелости участков мозга, которые регулируют рефлексы и тонус.

Часто родители задаются вопросом о том, на основании чего врачом сделан вывод о природе органического/неорганического поражения мозга. Так вот, по сути патологические рефлексы, проблемы с мышечным тонусом и контролем естественных процессов и дают неврологу представление о том, что перед ним именно органическое поражение — нервная система не функционирует так, как должна. Поражение этого рода не означает, что имеет место какие-то обширные или необратимые повреждения, типа инсультов и опухолей. Чаще всего у детей находят банальную незрелость нервных структур.

  • Отоларинголог-сурдолог

Всем детям еще в роддоме или на первом месяце жизни в поликлинике по месту жительства делают так называемый аудиологический скрининг (отоакустическую эмиссию). Обследование входит в программу ОМС и призвано выявлять детей с тяжелыми врожденными нарушениями слуха.

Тем не менее, если вы видите, что ребёнок не реагирует на обращенную речь, не понимает просьб, посещение сурдолога, или по крайней мере ЛОРа, становится обязательным обследованием.

Дело в том, что проблемы со слухом у ребёнка также вызывают задержку психоречевого развития. Кроме этого, при нарушениях слуха также, как при ЗПР, аутизме и алалии, наблюдается стереотипное поведение (кручение предметов, бег по кругу, «крылышки») и странные игры. Связано это с тем, что мозг ребенка из-за глухоты недополучает сигналы из окружающего мира. Это состояние называется депривацией. Стереотипии позволяют ребенку снизить напряжение от депривации.

Что может выявить обследование у отоларинголога-сурдолога?

Аденоидит

Ага, такая банальщина может вызывать снижение слуха и, как следствие, ЗРР, а потом и ЗПР. Разросшиеся аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, уши у ребёнка закладывает и он начинает хуже слышать.

Степень разрастания аденоидов для начала проблем со слухом — 3 ст.

фото из открытых источников

Экссудативный отит

Эта форма отита появляется как незаметное осложнение после обильного насморка. За барабанной перепонкой скапливается вязкая жидкость и вызывает снижение слуха. В итоге ребенок все слышит сквозь скопившуюся воду в ушах. И если для реакции на бытовые звуки его слуха все еще оказывается достаточно, то для нормального развития речи уже нет. Нарушается распознавание слов и, соответственно, реакция на обращенную речь.

Экссудативный отит коварен тем, что часто протекает бессимптомно. Нет типичной для среднего отита острой боли, нет температуры. Распознать вредную болячку сможет только врач на очном приеме.

Слуховая нейропатия

Точность отоакустической эмиссии (ОАЭ) более 90%. Она довольно высокая, но не 100%. ОАЭ позволяет выявлять детей с повреждением конкретно ушей (барабанной перепонки, среднего уха и улитки). Но ОАЭ не выявит слуховую нейропатию — повреждение нервных волокон от внутреннего уха до слухового центра мозга. Такие дети на ОАЭ диагностируются как здоровые.

При слуховой нейропатии ребенок слышит речь неразборчиво, прерывисто. Звуки речи могут звучать для него каждый раз по-разному. В итоге ребенок не может нормально распознавать слова, не понимает речь и, соответственно, не может говорить. Это нарушение слуха надежно выявляет другое сурдологическое исследование — КСВП.

Если отоакустическую эмиссию может провести ЛОР, то КСВП делается практически всегда только сурдологами. Поэтому я изначально рекомендую искать именно отоларинголога-сурдолога для проведения комплексного обследования.

Читайте также:  Центр развития ребенка сао

Психиатр

Психиатрия у нас достаточно стигматизирована. До сих пор визит к этому врачу считается чем-то стыдным, как будто человек, посещающий психиатра, имеет как минимум шизофрению. На самом деле психиатры лечат огромный спектр расстройств. Среди них есть и те, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей. Например, нарушения пищевого поведения (психогенное переедание (это когда расстроился — надо конфетку съесть, а лучше килограмма два), анорексия, булимия), депрессия, разные формы зависимости, фобии, панические атаки, тревожность и т.д. То есть, визит к психиатру далеко не означает клеймо с устрашающим диагнозом.

В контексте проблем развития ребенка нас интересует конечно детский психиатр.

На осмотре он оценивает:

  1. адекватность реакции ребенка на новую окружающую обстановку (пугается ли ребенок или наоборот, осторожничает, закатывает истерику и т.д.);
  2. возможные симптомы — тики, стимы, гиперактивность или, напротив, заторможенность;
  3. уровень психического развития — может предложить ребенку игрушки по возрасту (пирамидку, кубики, вкладыши), задаёт простые вопросы.

Осмотр психиатра необходим, если ребенок проявляет явные признаки психических расстройств: неадекватно реагирует на опасность, есть галлюцинации, чрезмерная агрессивность, расстройства внимания и тики, мешающие социальной жизни и обучению ребенка.

Вопреки распространенному мнению, психиатр может не только назначить таблетки. Психиатр может предложить вам реабилитацию, после которой, возможно, как раз удастся избежать таблеток — при многих районных ПНД функционируют дневные стационары с педагогическим сопровождением. Там с ребенком работают дефектологи, психотерапевты, психологи и логопеды. Эту помощь через психиатра можно получить совершенно бесплатно по ОМС.

фото из открытых источников

А теперь обещанная информация о том, как выбрать нормального врача.

Если вам повезло и у вас адекватный, внимательный врач в детской поликлинике, можно обратиться и туда. Врачи, что называется «от Бога» далеко не всегда бывают непременно платными.

Немножко подробнее про «повезло». Значит это то, что врач слушает ваши жалобы, расспрашивает вас, не стремится закончить приём за 2 минуты. И самое главное, такой врач не будет, смотря на ребёнка 5 минут, сходу сыпать диагнозами «моторная алалия», «ЗПР» или «аутизм», качать головой как у вас все плохо и выписывать ведро таблеток.

Если вы ищите платного специалиста, потрудитесь перед тем, как к нему записаться, почитать отзывы в интернете. Да, отзывы на данный момент легко покупаются и продаются. Но если врач хороший, то у него не будет:

  • однотипных хвалебных отзывов как под копирку;
  • врача наверняка будут знать на родительских форумах, групах в соцсетях, или вы даже услышите живую рекомендацию о нем от знакомых;
  • если будут плохие отзывы, то буквально 1-2, просто потому, что прям всем угодить нельзя.

В нашей стране неврологи часто назначают ноотропные препараты. Если врач компетентен, он никогда не назначит ноотропы ребенку без предварительного ЭЭГ.

ЭЭГ — это безопасное и безболезненное исследование электрических импульсов мозга. Чаще всего его используют для диагностики эпилепсии.

Эпилепсию и судорожную готовность не всегда бывает видно в классическом варианте с припадками. Иногда эпилепсия бывает скрытая (абсансная — бывает только после 4 лет) — ребенка не трясет, но он иногда теряет сознание на несколько секунд и это можно не замечать. Иногда бывают очаги судорожной готовности, которые могут при неблагоприятных условиях перерасти не только в отвратительное поведение из-за перевозбужденного мозга, но даже в настоящие припадки. Все это диагностируется на ЭЭГ. При данных состояниях категорически нельзя выписывать стимулирующие ноотропы, так как они повышают судорожную готовность. Соответственно, если вы пришли к неврологу, он вас видит впервые, никаких исследований нет, а вам сразу назначают вагон ноотропов, то лучше поискать для консультации другого специалиста.

То же самое касается и психиатров. У психиатров свой набор лекарств — транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. И если транквилизаторы иногда назначают, чтобы снизить судорожную готовность, то для нейролептиков и антидепрессантов эпилептическая активность очень часто является противопоказанием для приема. В результате мозгу можно по незнанию очень сильно навредить.

Понятное дело, что специалисты назначают препараты без исследований потому, что явления скрытых эпилептических очагов и приступов достаточно редки. Но я не думаю, что кто-то из родителей хочет ставить эксперименты на своем ребенке и смотреть что из этого получится, в особенности, когда уже и так есть проблемы. Поэтому эту информацию нужно обязательно иметь ввиду при выборе врача.

Как всегда, я благодарю всех дочитавших до конца!

Ставьте лайки, задавайте свои вопросы и подписывайтесь — я буду рада помочь информацией всем желающим!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник