Если ребенок невнятно говорит в 4 года
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Ваш ребенок говорит так быстро, что его речь с трудом понимаете даже вы? Если это если происходит время от время от времени, например, в момент волнения, то тревожиться не нужно. Но когда быстрая невнятная речь приобретает постоянный характер, то необходимо обратиться за помощью к специалистам. В этой статье логопеды центра развития «Каркуша» объясняют, почему ребенок так говорит и можно ли это предотвратить.
Тахилалия
При тахилалии наблюдается патологическое ускорение темпа, при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Речь быстрая, непонятная, малыш нередко проглатывает окончания, искажает и повторяет слова, артикуляция изменена. Тахилалия часто бывает связана неврологическими расстройствами и может проявляться не только ускоренным темпом речи, а именно:
- ребенок запинается, глотает слова;
- ему не хватает воздуха, чтобы произнести следующее слова;
- суетливо и быстро двигается;
- плохо засыпает, часто просыпается;
- есть проблемы с памятью, чтением, письмом;
- часто раздражается, ведет себя агрессивно;
- с трудом концентрируется на задании;
- внимание рассеянное.
Дети с тахилалией говорят без остановки, они не слушают и перебивают собеседника, а потому у них возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
В ряде случае тахилалия вызвана наследственной предрасположенностью, но часто это нарушение объясняется поражениями ЦНС вследствие перенесенных тяжелых инфекций, травм, некоторых заболеваний.
Диагностика и лечение тахилалии происходят при участии логопеда, невролога и психолога. Если время не упущено, то в целом прогноз благоприятный. Тахилалия может возвратиться в течение года после коррекции. Наиболее устойчивый результат дают групповые занятия с опытным логопедом.
Читайте также: Признаки отставания развития ребенка в 2 года
Дислалия
При функциональной дислалии речь также неразборчива из-за слишком быстрого темпа, но при этом у ребенка нормальный слух и нет патологий речевых органов. Обычно ребенок неправильно произносит всего несколько звуков. Дети с функциональной дислалией не могут усвоить полностью признаки отдельных звуков, не различают их, смешивают и неправильно произносят.
При механической дислалии искажение группы звуков и увеличение скорости речи происходит из-за особенностей строения органов, участвующих в артикуляции звуков – челюстей, нёба, зубов, языка. Эта форма часто диагностируется и у взрослых.
Логопеды центра развития «Каркуша» отмечают, что малыш с дислалией овладевает звуковым строем родного языка в той же последовательности, что ребенок с нормальным произношением, но задерживается на каком-либо этапе.
Каждая группа звуков формируется в определенном возрасте, по мере развития артикуляционных органов:
- в три года – гласные, [п], [м], [б], [в], [ф], [к], [г], [х], [т], [д], [н];
- в четыре года – [c], [з], [ц];
- в пяти лет – [ш], [щ], [ж], [ч];
- в шесть лет – [р], [л], [й].
Если до «своего» возраста звуки не появились, то это считается нормой и проходит без вмешательства логопеда.
Для дислалии характерны следующее:
- Звуки искажаются, то их ребенок их может и пропустить, и произнести неправильно, и заменить проблемные звуки более простыми.
- На слух ребенок правильно воспринимает звуки, отличает их.
- Он понимает, что говорит неправильно, и знает эталон слова.
Например, вместо «колбаса» он говорит «ковбаса», вместо «корова» — «колова». Если передразнить ребенка, он обязательно поправит взрослого: «Не ковбаса, а ковбаса».
По внешним признакам дислалия сходна с дизартрическими нарушениями, поэтому при постановке диагноза важно проводить функциональные пробы и исследования, оценивать состояние фонематического слуха. Внимание, дислалия не проходит самостоятельно, с возрастом, поэтому все занятия необходимо проводить под контролем специалиста.
Можно ли предотвратить развитие дислалии?
Логопеды центра развития «Каркуша» дают следующие советы.
- Ребенок при освоении языка подражает окружающим. Постарайтесь, чтобы он слышал только правильную четкую речь. Если среди близких есть кто-то с «фефектом фикции», то объясните малышу, почему необходимо говорить так, как человек, который четко выговаривает все звуки. Не сюсюкайте, не используйте искаженные слова типа «комалика» вместо «комарика».
- Сделайте все, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус. Чрезмерное употребление мягкой пищи, соска, длительное кормление грудью – все это вредно для правильного развития зубов и челюсти, мышц речевого аппарата.
- Развивайте мелкую моторику. Как известно, моторный и речевой центры находятся рядом, и мелкие движения пальцами, стимуляция нервных окончаний на внутренней стороне ладони способствует лучшему кровоснабжению нужных отделов головного мозга.
Читайте также: Игры для развития мелкой моторики рук
- Не давите на ребенка и ориентируйтесь на примерные сроки появления звуков. Не пытайтесь объяснить плохое произношение наследственностью. Это может сделать только логопед на основании результатов исследований и заключений других специалистов.
Одни из распространенных причин дислалии – это подражание плохоговорящему взрослому, мультяшному герою (логопедических проблем у героев современных мультфильмов немало), отсутствие мотивации, желание казаться маленьким ребенком и таким образом привлечь внимание родителей (например, если в семье родился еще один малыш), сильное волнение.
Когда нужно срочно идти к логопеду?
- Быстрый темп и неразборчивость речи приобрели постоянный характер.
- Количество сформированных звуков не соответствует возрастной норме.
- Нарушения появились после перенесенной инфекции, травмы, тяжелого поражения ЦНС.
- Речь ребенка разбирает только мама и другие близкие родственники.
При своевременной диагностике дислалия хорошо поддается коррекции и проходит, как правило, бесследно. Чем младше ребенок, тем больше шансов на полную нормализацию речи.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша». Наши специалисты окажут вашему ребенку всестороннюю помощь.
Дата публикации: 06.11.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ НЕВНЯТНО ГОВОРИТ? В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?
На наши вопросы ответила специалист детской поликлиники №17 г. Минска, учитель-логопед высшей категории Лариса ГОРБУНОВА.
Проблемы с речью ребенок может заработать еще в животе у мамы
— Лариса Михайловна, детей с дефектами речи сейчас много?
— Увы, да. С каждым годом работы у нас прибавляется. Детей с дефектами речи стало больше, и они стали сложнее, чем те, которые были даже десять лет назад. Самый легкий дефект — дислалия. Как он проявляется? Ребенок искажает звуки, заменяет их или опускает. Например, «каова» вместо «корова», «лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо «лампа». Но сейчас детей, у которых такой простой дефект речи, практически нет. На первое место выходят дефекты речи, обусловленные органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Например, минимальные дизартрические расстройства. У ребенка затруднены движения артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть). Ребенок высовывает язык между зубами при произнесении шипящих и свистящих звуков. Свистящие звуки заменяет звуком «ф»: «фамолет», «мафына», «фобака». Звук «р» гортанный.
— А в чем причина проблем с речью?
— Причины могут возникнуть внутриутробно: асфиксия, гипоксия, инфекционные заболевания матери и т.д. Могут возникнуть в момент родов: родовая травма. А могут возникнуть и сразу после рождения: нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.
— А может быть это связано, например, с привычкой ребенка сосать палец?
— Да, конечно. Это может быть вызвано и тем, что ребенок очень долго сосет пустышку. У ребенка может сформироваться неправильный прикус, и в итоге мы можем получить язык между зубами.
— А по наследству нарушения речи передаются?
— Скорее, по подражанию. Если у мамы «р» горловое, ребенок может начать говорить так. У меня был ребенок, который стал неправильно произносить звуки, подражая няне.
— То есть мультфильмы, в которых герои картавят и шепелявят, детям лучше не смотреть?
— Абсолютно верно. Вспомните наши старые советские мультики. Их герои говорили детскими голосками, но говорили правильно. Современные мультяшные герои через одного картавые-шепелявые.
Дефекты речи не ветрянка — сами не пройдут
— Лариса Михайловна, в каком возрасте следует обращаться к логопеду?
— В нашей поликлинике профилактические осмотры детей мы начинаем с одного года. А детей группы риска начинаем осматривать с одного месяца по направлению невропатолога или участкового педиатра. Если родители вовремя обращаются к логопеду, то дефекты речи у ребенка быстро и безвозвратно уходит. У взрослых, кстати, тоже может быть прогноз хороший. У меня был мальчик, у которого был горловой звук «р». Но он категорически отказывался заниматься. А в 19 лет поступил на юрфак и пришел: «Исправьте мне «р», мне для работы надо уметь красиво говорить». И достаточно быстро — всего за три месяца — мы поставили ему правильный звук.
— Услышать дефекты речи у своего ребенка родители могут сами?
— Как показывает практика, далеко не все родители понимают, что это дефект речи. Им кажется, ребенок еще маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, а они — «само пройдет». И упускают время. Когда дело подходит к школе, мама приходит и говорит: «Нам только справочку, у нас все хорошо. Подумаешь, дочка говорит «шушки» вместо «сушки», это она ошиблась. И ей тяжело еще говорить такие фразы, как «Саша сушит белье». А это нарушение фонематического слуха, т.е. звукового восприятия речи. Значит, как ребенок говорит, так он и будет писать в школе: «шушки». А мы удивляемся, почему такая безграмотность. 80% детей пишут с ошибками, потому что неправильно говорят. Точно могу сказать, что 10% старшеклассников имеют дефекты речи. Но приходят их исправлять только 0,1%.
— Вот это и удивляет — почему школьники имеют дефекты речи, если в детских поликлиниках осмотр у логопеда — обязательное упражнение?
— Да, обязательное, но мы оставляем за родителями право решать, будут они заниматься с ребенком или нет. Логопед в поликлинике в одиночку не справится, особенно при таком потоке детей, который есть сейчас. Родители часто считают, что один раз пришли к логопеду, тот палочкой раз махнул — и все исправил. А это большой труд и работа. Мы только консультируем, что и как надо делать. А основная работа ложится на родителей.
КСТАТИ
Не каждая ошибка в речи — дефект. Так, дефектами речи не являются:
— иностранный акцент;
— диалектное произношение («оканье», «геканье» и проч.);
— возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?
Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.
В 3 месяца ваш ребенок:
• Вздрагивает при внезапном звуке?
• Умеет издавать звуки?
• Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
• Улыбается вам в ответ?
• Узнает голос матери?
В 6 месяцев ваш ребенок:
• Поворачивается на звук?
• Издает несколько разнообразных звуков?
• Подражает и повторяет свои собственные звуки?
• Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
• Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?
В 9 месяцев ваш ребенок:
• Тянется, чтобы его взяли на руки?
• Откликается на свое имя?
• Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)
• Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?
• Поворачивается на голос (услышанный разговор)?
• Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?
• Понимает, когда ему говорят «нет»?
В 1 год ваш ребенок:
• Показывает пальцем на предметы вокруг?
• Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?
• Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?
• Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?
• Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?
• Понимает простые фразы?
В 1,3 года ваш ребенок:
• Обычно смотрит на вас во время общения?
• Повторяет услышанные слова?
• Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?
• Произносит одно-два слова?
• Понимает простые вопросы и просьбы?
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)
В 1,6 года ваш ребенок:
• Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?
• Говорит «нет»?
• Произносит десять и более слов?
• Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?
• Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?
• В играх с партнером меняет манеру поведения?
• Использует игрушки в ролевых играх?
В 2 года ваш ребенок:
• Умеет показывать части тела?
• Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?
• Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)
• Задает такие вопросы, как «Что это?»
• С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?
В 3 года ваш ребенок:
• Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)
• Участвует в коротких разговорах?
• Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?
• Рассказывает о том, что случилось в прошлом?
• Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?
• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают хотя бы половину из сказанного им?
В 4 года ваш ребенок:
• Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?
• Рассказывает истории, которые легко понять?
• Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
• Задает множество вопросов?
• Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?
• Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?
• При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?
• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают три четверти сказанного им?
В 5 лет ваш ребенок:
• Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?
• Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
• Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
• Участвует в длительных и подробных беседах?
• Другие люди — не члены вашей семьи — понимают почти все сказанное им?
Источник