Если ребенок нервный и агрессивный 4 года
Причины и способы решения проблемы детской агрессии у малышей разного возраста.
Когда ваш ребенок с боем отбирает лопатку у сверстника в песочнице, или колотит соседскую девочку по непонятной причине, уже сложно узнать в нем того милого и неуклюжего малыша. Как быть, если ребенок проявляет агрессию?
Многие родители впадают в панику, и, конечно, хотят научить его адекватному поведению, помочь своему ребенку избавиться от агрессии.
Проявление детской агрессии выражается, как правило, в истериках, криках, драках, укусах, плевках, бросании и порче игрушек и других предметов.
В первую очередь, чтобы помочь ребенку справиться с приступами агрессии, научить его общаться с окружающими, необходимо разобраться в причинах агрессивного поведения.
Причины агрессии
Поведение с выраженной агрессией имеет массу причин. Вот некоторые из них:
- зачастую это является отражением тех чувств, которые испытывает ребенок:
ревность, страх, отчаяние, разочарование, неуверенность и печаль;
- заболевания головного мозга, соматические расстройства;
- низкая самооценка ребенка;
- безразличие к интересам и успехам ребенка со стороны родителей;
- отсутствие авторитета у родителей;
- непоследовательное воспитание;
- сцены насилия в передачах, которые смотрит ребенок.
Сюда можно отнести и компьютерные игры.
- физическое насилие со стороны родителей;
У проблемы агрессивного поведения есть и возрастные особенности.
Для ребенка младшего возраста (до 3 лет) причиной может стать нежелание делиться игрушками, отстаивание своей территории, недостаток внимания со стороны взрослых. Часто такая агрессия становится для ребенка единственной возможностью обратить на себя внимание.
Привычка закатывать истерики и обижать других детей становится постоянной. В этом возрасте ребенок только начинает познавать способы общения с окружающими, находить общий язык и вступать в игру.
Попытка родителей воздействовать силой может привести к желанию ребенка нанести еще один удар, и только усугубит ситуацию. Лучше спокойно переключить деятельность малыша в другое русло, помочь ему успокоиться.
Дети с 3 до 5 лет могут выразить свои мысли и общаться с другими детьми словами. Но на этом этапе ребенку еще сложно принять чужую точку зрения, они очень эгоцентричны. Ребенок может различить хорошее и плохое, другого для него не существует.
В этом возрасте ребенок плохо различает вымышленное и действительное, ему сложно отделить ситуацию в общении в реальной жизни от телевизионной передачи или мультфильма. Желание другого ребенка с ним поиграть может расцениваться как вторжение, враждебные намерения.
Защитой может быть любая форма агрессии. Чтобы этого избежать, родителям нужно чаще беседовать с ребенком, учить нормам поведения в обществе. Бурную фантазию ребенка можно направить и в мирное русло.
В возрасте 6-10 лет дети уже могут контролировать себя. И проявление агрессии может быть в случае отстаивания своих интересов или точки зрения.
[stextbox id=”alert” caption=”Факт”]Выяснение отношений может вылиться в драку. И мальчики, и девочки часто выбирают вербальную форму агрессии: обзывания, прозвища, или игнорирование. Как правило, у таких детей сильно занижена самооценка.[/stextbox]
В подростковом возрасте, агрессивное поведение определяется социальной средой, в которой находится ребенок. Сверстники могут поощрять агрессию, провоцировать ее.
Что делать?
Следует помнить, что дети не обладают каким самоконтролем, как взрослые. В ряде случаев их просто необходимо выслушать, поддержать и помочь. С детьми младшего возраста рекомендуется применять методы сказка терапии, где персонаж учится решать разные конфликтные ситуации без потерь и драк, путем мирных переговоров, поиском компромиссов.
Можно использовать и ролевые игры с ребенком, создать игровую ситуацию, где есть противостояние, и игрушки улаживают сложившийся спор или конфликт без истерик.
Ребенку сложно понять, что он ведет себя агрессивно, если в семье ему не дают понятий о хорошем и плохом поведении. Личный пример – еще один из важных моментов в решении проблемы. В семье, где родители употребляют бранные слова, применяют физическую агрессию, дети получают четкие образцы агрессивного поведения.
Для ребенка очень важна эмоциональная безопасность. Поступки и чувства для ребенка до 6 лет неразделимы, и агрессивный метод воздействия на других – один из способов почувствовать себя в безопасности. Если родители не возьмут это под контроль, ребенку зачастую сложно понять, где нужно остановиться, и к каким последствиям это может привести. Важно в беседе с ребенком рассказывать о возможных последствиях.
Если ребенок нервный и непослушный это может быть симптомом психического расстройства. Подробнее в материале по ссылке.
Также плохое поведение ребенка может быть признаком синдрома гиперактивности, подробнее о нем читайте в нашем материале “Гиперактивный ребенок – что делать родителям“.
Как справиться с проявлениями агрессии?
В зависимости от возраста, агрессивное поведение можно корректировать по-разному. Для ребенка 2-3 лет будет достаточно переключения на другую игру или вид деятельности. В старшем возрасте ребенок уже может запомнить правила и нормы поведения.
Лучше отвести ребенка в сторонку, помочь успокоиться, если это необходимо, и предложить вспомнить как нужно и не нужно себя вести с другими. Ребенку нужно дать понять, что злиться – можно, а обижать, бить – нельзя. Не нужно стараться изменить все сразу, лучше быть последовательным.
[stextbox id=”alert” caption=”Как помочь ребенку”]Если ребенок нервничает и необходимо предотвратить приступ агрессии, лучше отвести его в другую комнату, или просто в сторону, присесть до уровня его глаз и сказать, что вы его понимаете, вы рядом и готовы помочь. Тактильные ощущения помогут ребенку ощутить себя в безопасности, поэтому будет не лишним взять за руки, обнять, погладить. Обвинять и читать лекции не нужно, в состоянии перевозбуждения ребенок не готов воспринимать критику и нотации.[/stextbox]
Подводя итог, следует напомнить: агрессивный ребенок всегда чем-то напуган и испытывает внутренний дискомфорт. Агрессия – способ привлечь внимание, преодолеть свои неудачи и страхи. Найти причину и вместе с ней справиться – задача родителей, воспитателей и педагогов.
Помните, что ни один из перечисленных советов не принесет результатов, если действие будет разовым. Только наладив взаимоотношения со своим ребенком, проявляя внимание и терпение, можно добиться реальных изменений.
Наш следующий материал посвящен ответу на вопрос как избавиться от нежелательной беременности.
Источник
Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный
Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:
- внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
- негативные эмоции: гнев, страх, обида;
- неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.
Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.
Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.
- Фрустрация.
Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград. Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал. В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.
Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивен
Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.
Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.
Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?». Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить. Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».
Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.
- Агрессия взрослых.
Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же. Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии. Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.
Читать по теме: Почему ребёнок дерётся и обзывается
Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность. Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку. Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.
Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».
В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.
- Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.
Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».
Читать по теме: Правила поведения на детской игровой площадке
Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.
Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.
- Сила как способ повышения статуса.
Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.
Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия. В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии. Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.
Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.
Читать по теме: Старший ребёнок обижает младшего — что делать
Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.
Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.
- ТВ и гаджеты как источники агрессии.
Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого. Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям. Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг. Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.
Читать по теме: Монтессори-ребёнок и телевизор: насилие, секс и реклама
Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.
Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.
Фото: thetimes.co.uk
i0.wp.com
emmoita.com.br
mentalscience.ru
Источник
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.
К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.
Содержание:
Портрет агрессивного ребенка
Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.
Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.
Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.
Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:
- Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
- Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Виды агрессии
Среди видов агрессии можно выделить следующие:
Вербальная агрессия
Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
Физическая агрессия
Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
Прямая агрессия
Вид агрессии, который направлен на определённый объект.
Косвенная (непрямая) агрессия
С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.
Аутоагрессия
Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки, диагностика
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:
- ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
- ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
- ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
- не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
- намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
- помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
- не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.
Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
Диагностика
При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:
- изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
- рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
- рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
- чётко прорисовывает зубы и ногти;
- рисует оружие;
- пожар;
- огромные руки, кулаки;
- регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;
а также:
- если на рисунке много исправлений;
- линии рисунка слабые или нет чётких контуров.
Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.
Проявление агрессии в разном возрасте
Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:
Младенчество
Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.
Раннее детство
Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:
- к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
- к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
- после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».
Дошкольный возраст
Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.
Школьный возраст
В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.
Подростковый возраст
В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.
Причины детской агрессии
Эмоциональная бездна
Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.
Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:
- Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
- Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.
Неуважение к личности ребёнка
Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.
Низкая самооценка
Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.
Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».
Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.
Гипер и гипоопека
Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.
Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение “Где Мои Дети” из магазинов AppStore и GooglePlay.
Быть лучшим
Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.
Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.
В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.
«Такой, как все»
В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.
Как бороться с детской агрессией – советы психолога
Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:
Выход, а не подавление
Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».
Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.
Правильный пример
Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.
Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.
Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.
Агрессия неминуема
Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
Способы коррекции агрессивного поведения
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.
К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:
- изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
- песочная терапия;
- глинотерапия;
- куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
- сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
- танцевальная терапия и др.
Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.
Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:
– комкать и рвать бумагу;
– подраться с подушкой или боксёрской грушей;
– использовать «мешочек / стаканчик для криков»;
– использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;
– пинать ногой консервную банку;
– втирать пластилин в картон.
Ошибки родителей
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
- низкая степень сплочённости семьи;
- неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
- разные стили воспитания у родителей;
- демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
- поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
- равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
- применение физических наказаний;
- угрозы, «вербальное насилие»;
- введение каких-либо ограничений;
- полное отсутствие поощрения;
- дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
- чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
- отсутствие эмоционального контакта;
- недооценка роли личного примера родителей;
- «жизнь ради детей»;
- неконтролируемое использование гаджетов.
Рекомендации родителям агрессивного ребенка
- Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
- Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
- Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
- Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
- Снижайте уровень критики.
- Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
- Старайтесь общаться из позиции «на равных».
- Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
- Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.
Автор статьи – Татьяна Верухина
Психолог, педагог дополнительного образования.
Источник