Если ребенок не откликается на свое имя в 2 года
Здравствуйте! К сожалению, уже примерно как полгода я столкнулась с тем, что ребенок не отзывается на имя и с другими проблемами в его развитии.
В этой статье я хочу рассказать о том, что делать, если вы заметили, что ваш ребенок не отзывается на имя. Почему он не отзывается на имя и как это исправить. Я хочу поделиться с вами своим опытом и знаниями.
Когда ребенок должен начать реагировать на имя?
Все начинают в разное время откликаться на свое имя. Кто-то в 4 месяца, кто-то в 6 или 8-10 месяцев. Уже к году точно должен ребенок начать реагировать на свое имя. Невролог мне говорила, что к полутора годам ребенок должен понимать длинные инструкции. Например: «иди в комнату и принеси со стола книжку». Если этого нет, то нужно обязательно его обследовать.
Фото: https://pxhere.com/ru/photo/849116
Почему ребенок не отзывается на свое имя?
Если этот вопрос начать задавать на различных форумах для мам, то высока вероятность, что вас будут пугать аутизмом. С этим сталкивалась и я. Но на самом деле, если ребенок не отзывается на имя, то это не обязательно аутизм.
Причин может быть несколько.
Одной из причин на форумах, да от других людей можно услышать, что ребенок вас игнорирует. Это может быть и так. Если ребенок иногда не отзывается, и нет каких-то других дополнительных отличий от других детей.
Если вы заметили, что ваш ребенок не смотрит на вас, когда вы ему что-то говорите. Иногда причиной, может быть плохой слух.
Ребенок может не реагировать на обращенную речь, в случае задержки речевого или психоречевого развития.
Задержка речевого развития может включать в себя сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию и другие речевые нарушения.
Сенсорная алалия — это сложности в распознавании речи. Для детей, у которых диагностирована сенсорная алалия, речь воспринимается как иностранный язык. Поэтому ребенок может не воспринимать свое имя, не реагировать на то, что ему говорят, не выполнять просьбы. Также такой ребенок может не смотреть в глаза, не обращать внимания на говорящего человека. Очень схожие получаются признаки с аутизмом.
Вообще, если углубляться в терминологию, то правильнее это называть слуховая агнозия. Но вероятнее всего, в интернете, вы найдете информацию про сенсорную алалию. В интернете и почти все специалисты будут это называть сенсорной алалией.
Еще бывает смешанный вариант сенсо-моторная алалия. Моторная алалия — это проблема экспрессивной речи (говорения). Ребенок не знает как сказать тот или иной звук. Не знает куда нужно язык повернуть и т. п. А смешанный тип, как вы уже поняли это, когда есть и то и другое.
Ребенок с сенсорной алалией может плохо понимать речь в определенных тональностях, скорости речи.
Также ребенок может не отзываться по имени потому, что у него расстройство аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом может не отзываться на имя и по выше перечисленным причинам. При аутизме иногда бывает задержка речевого или психоречевого развития, или умственная отсталость. Также причиной не понимания речи при аутизме может быть сенсорная перегрузка.
Люди, не имеющие диагноза аутизм, умеют фильтровать вокруг информацию. К примеру, вы разговариваете с кем-то в кафе и параллельно играет музыка, за другими столиками разговаривают другие люди. Многие люди в этой ситуации смогут сконцентрировать свое внимание на разговоре со своим собеседником и они не будут обращать внимания на другие звуки. Другие звуки для них будут всего лишь фоном. А люди с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) не могут фильтровать информацию. На них наваливается все происходящее вокруг разом. Они слышат (чувствуют) все сразу. Из-за этого происходит сенсорная перегрузка.
Куда обращаться, если ребенок не откликается на свое имя?
Конечно, любые свои переживания по поводу здоровья ребенка всегда стоит первым делом обсуждать со своим педиатром.
Также стоит ребенка показать ЛОРу. Он может назначить исследования проверки слуха.
Невролог может определить есть ли у ребенка задержка развития. И если, окажется, что есть, то вероятнее всего невролог назначит ноотропы и коррекционные занятия.
Перед тем, как начать курс ноотропов нужно обязательно сделать ЭЭГ.
ЭЭГ нужно сделать, чтобы исключить Эпи-активность (эпилепсию, судороги). Если у ребёнка это есть, то с ноотропами нужно быть осторожными т. к. они могут спровоцировать приступ.
К коррекционным занятиям можно отнести занятия с логопедом-дефектологом, нейропсихологом (сенсо-моторная коррекция), ABA-терапия, сенсорная интеграция. ABA-терапию часто рекомендуют детям с РАС.
Расстройства аутистического спектра в России диагностирует психиатр (он же психоневролог).
Как научить ребенка отзываться на имя?
Конечно, обязательно нужно разобраться в причине. Для этого вам надо будет обратиться к врачам. Вероятно, начать лечение медикаментами и водить ребёнка на коррекционные занятия.
Параллельно с выполнением рекомендаций врачей, вы можете сами учить ребенка отзывается на свое имя:
1. Для начала ребёнка нужно научить отзываться на свое имя, когда ничего его не может отвлечь. Вы должны оказаться рядом с ребёнком в тихой комнате, где нет игрушек, где его ничто не может отвлечь.
Подготовьте для ребёнка награду. Это может быть игрушка, лакомство, объятия, щекотка, что-то, что может порадовать ребёнка.
Когда ребёнок отвернётся от вас, вы можете его позвать. Если он повернулся, посмотрел на вас, то похвалите его, наградите чем-то. Если же он не поворачивается к вам, когда вы его зовёте, то попробуйте чем-нибудь пошуметь (пошуршать бумагой, дотронуться до ребёнка и т. д.). Как только он повернется, то не забудьте его похвалить и наградить.
Продолжайте это делать до тех пор, пока ребёнок не будет смотреть на вас в 80% случаев. Затем переходите к следующему этапу.
Эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребёнку может надоесть постоянно к вам поворачиваться. Тут главное не переусердствовать.
2. Далее, к этим занятиям нужно постепенно прибавлять отвлекающие факторы и наблюдать сохранится ли у него этот навык.
Сядьте рядом с ребёнком в той комнате, где его будет что-то отвлекать. Например, где есть игрушки или работает телевизор. Повторите то же задание, что вы делали на предыдущем этапе. Если он в ответ на свое имя не будет на вас смотреть, то позовите погромче, попробуйте, как и в предыдущем шаге чем-то привлечь его внимание. Если он выполнит, не забудьте его похвалить, наградить его.
Когда вокруг больше отвлекающих факторов, ему сложнее это выполнить.
Между двумя попытка и давайте ему поиграть немного. Когда он сосредоточится на игре, попробуйте его ещё раз позвать. Ему нужно будет научиться переключать свое внимание с игры на вас.
Продолжайте это делать, пока он не начнёт о кликать я на свое имя в 80% случаев без дополнительных способов привлечь его внимание. Он должен научиться реагировать только на свое имя.
3. После того, как ребёнок научился реагировать на свое имя рядом с вами, ему нужно будет научиться реагировать на имя в любой ситуации.
Когда ребёнок сосредоточится на чем-то (игрушка, книжка), встаньте относительно близко от него и позовите его. Немного подождите, пока он не посмотрит на вас. Если он это выполнит, то похвалите, наградите его. Если он не отзывается, то попробуйте изменить громкость в голосе, как-то привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он научился отзываться без дополнительного привлечения внимания.
Помните, что дети без задержки речи не всегда откликается на свое имя, когда их зовут. Не нужно стремиться к совершенству.
По мере прогресса ребёнка, старайтесь его звать все с большего и большего расстояния. В итоге, он должен откликнуться на имя даже из другой комнаты.
Правда, тут есть один момент, про прибежал из другой комнаты. Тут главное, разобраться ребёнок бежит, потому что вы его позвали или потому что он услышал ваш голос.
У меня сын почти всегда прибегает на мой голос из другой комнаты, но в других ситуациях не отзывается. Был период, когда он научился отзываться, но потом опять перестал. Ему понятнее пока что просьба: «подойти ко мне», чем если я его позову.
Нужно продолжать развивать этот навык и в дальнейшем с разного расстояния и с разными людьми.
Всём кто столкнулся с этой проблемой, желаю удачи в освоении этого навыка и всем деткам здоровья!
Если есть какие-то вопросы пишите, отвечу. В дальнейшем планирую продолжать статьи о задержке речевого развития, об аутизме и других темах.
Источник
Здравствуйте. Честно? Не знаю. Вы просто описываете поведение девочки. Ничего про развитие, про беременность, заключения врачей. Вы знаете нормы развития детей, понимаете, что ребенок им не соответствует. Обращались к неврологу? какие-то обследования проводили? Это может быть и характер, и наследственность, и отклонения в развитии — но без заключения врача о состоянии ребенка никто Вам не скажет, есть проблема или нет. Давайте, Вы сначала обратитесь к неврологу, а потом, по результатам, выработаем педагогический путь развития ребенка, с учетом отсутствия нарушений или наличия оных.
анонимно
Обращались к неврологу,прописывал уколы(названия не помню)для стимуляции речи.роды были 2,родила сама без патологии.слух проверяли у сурдолого.сказали что все хорошо.
анонимно
Дочка села в 6 мес.ползать начала рано.пошла в 10 мес.откланений врачи не наблюдали.да и я не переживала.просто началась разный статей про аутизм и задумалась.
Все-таки, мне кажется, это поведенческие отклонения. А как Вы занимаетесь с девочкой, в какие игры играете, просто сажаете и просите показать кошку, собачку и спрашиваете, как они «разговаривают»? Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что девочке свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – ее необходимо показать квалифицированным специалистам.
Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:
•Социальные симптомы;
•Проблемы коммуникации;
•Монотонность (стереотипность) поведения.
1: Социальные симптомы аутизма у детей
Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
2: Симптомы аутизма у детей: трудности коммуникации
Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3: Признаки аутизма у детей: монотонность поведения
Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);
Что-то кажется похожим, согласна. Но основные признаки не совпадают, из чего я и сделала вывод, что это поведение. Но ребенка надо видеть, наблюдать! Может быть, какие-то аутистические черты есть, но тут все равно обращаться надо к квалифицированным неврологам, работающим с аутистами.
Источник
- В каком возрасте аутенок должен откликаться на имя?
- Как научить ребенка с аутизмом реагировать на имя?
Ситуация, когда маленький ребенок не проявляет никакой реакции на собственное имя, достаточно часто указывает на наличие у него аутизма или (реже) какого-либо другого патологического состояния психики, сопровождающегося задержкой социального развития.
У многих аутичных младенцев родители, еще не знающие истинного диагноза, подозревают тугоухость или глухоту, однако со временем эта «глухота» дополняется другими характерными признаками аутизма.
Рассматривая проблемы развития аутичных детей, нельзя забывать о ключевых особенностях их реакций на социальную и физическую стимуляцию. Например, если для нейротипичного малыша социальные стимулы крайне важны, и в первую очередь он откликается на исходящее от других людей, то ребенок-аутист, наоборот, склонен к игнорированию окружающих людей, но при этом может очень остро реагировать на стимулы другого рода.
Итак, почему аутист не отзывается на имя и «игнорирует» любые обращения к нему? Причина в том, что он не слышит этих обращений, хотя обладает нормальным слухом. Данная ситуация связана с особенностями аутичного восприятия действительности. Мозг аутиста воспринимает абсолютно всю информацию, поступающую от органов чувств. Таким образом, если нейротипичный человек может абстрагироваться от части звуков (например, спокойно беседовать с кем-то в помещении, где играет радио, спокойно «отсекая» музыкальный фон от разговора), то сознание аутиста воспринимает и обрабатывает всё сразу – и музыку, и слова собеседника, и шум улицы из окна, не разделяя звуки на основные и фоновые. Поэтому, чтобы избежать сенсорной перегрузки от всех звуков, аутичный мозг просто отключает слуховой канал восприятия, сосредотачиваясь на других способах получения информации – например, визуальном или тактильном.
В каком возрасте аутенок должен откликаться на имя?
Дать единственно верный ответ на этот вопрос невозможно, поскольку известны случаи, когда аутист не реагирует на имя до глубокой старости.
Если говорить о нейротипичных детях, то признаком нормального развития у них считается отклик на собственное имя в возрасте от 5–6 до 10 месяцев. Примерно в 80% случаев обычный полугодовалый ребенок уже четко знает свое имя и активно реагирует на его звук. А вот аутичные малыши в этом возрасте могут гораздо лучше воспринимать звуки природы или инструментальную музыку, чем голоса других людей. Все дело в том, что у нейротипичного человека звуками человеческого голоса активируется определенный участок в мозгу, который как бы сигнализирует: «Послушай! Это важная информация». У аутичного же человека аналогичная зона мозга не так активно реагирует на чужой голос, поэтому аутист не откликается на имя, а также на многие другие реплики, обращенные к нему.
Отсутствие реакции в 1–2 года
Большинство специалистов, включая АВА-терапистов, уверены, что чем раньше у малыша будет выявлен аутизм, тем больше у него шансов победить коммуникативные проблемы и наладить нормальное взаимодействие с окружающим миром.
Отсутствие отклика на имя у годовалого ребенка является достаточным основанием для полного обследования малыша у психолога или дефектолога. Чем скорее будет известно реальное положение дел – тем проще будет привить аутенку необходимые социальные навыки, включая и нормальную реакцию на оклики, ведь отсутствие таковой ощутимо затрудняет взаимодействие малыша с другими людьми.
Отметим, что некоторые маленькие аутисты иногда «перерастают» проблему и с 3 лет начинают самостоятельно отзываться на свое имя. Но, разумеется, не стоит полагаться на счастливую случайность – гораздо более рациональным подходом станет своевременно начатая специальная обучающе-мотивационная практика.
Как научить ребенка с аутизмом реагировать на имя?
Для начала родителям аутичного малыша следует приучить себя к соблюдению следующих простых правил в домашнем общении:
- не предлагать ребенку лакомств, игрушек или других предметов молча. Лучше показать ему предмет и произнести его название, а затем указать на самого малыша и произнести его имя – и только после этого отдать ему предмет;
- при обращении к ребенку стараться как можно реже применять уменьшительно-ласкательные формы (зайчик, солнышко и др.) – старайтесь называть его в основном по имени;
- перед тем как поднять малыша на руки, четко окликните его;
- общаясь, старайтесь почаще начинать фразы с детского имени.
Когда эти правила прочно войдут в обиход, можно приступать и к более углубленной методике, состоящей из трех этапов – подготовки, мотивационного обучения и смены обстановки. Рассмотрим эти этапы детально.
Подготовка
В течение подготовительного этапа выберите дни и определенное время в них, которое вы будете посвящать обучению ребенка новому для него навыку – реакции на имя. Если кажется, что малыш не способен понять, зачем это нужно – найдите эффективный способ мотивации (награды за «работу»). Награждать маленького ученика можно не только лакомствами или любимыми игрушками, которые ему редко доступны, но и нематериальными способами. Например, эпизодами позитивного общения (хвалить, обнимать) или любимыми короткими играми (щекоткой, «ку-ку», «аплодисментами», «потерлись носиками» и т. д.).
Обучение с мотивацией и наградой
Подготовившись, постепенно начинайте практиковаться в мотивационном обучении. На этом этапе можно действовать по следующей схеме:
- постарайтесь приблизиться к малышу во время его занятия чем-нибудь. Здесь лучше выбирать момент, когда он не слишком глубоко погрузился в это занятие, например, не стоит отвлекать ребенка от просмотра мультфильма, полностью захватившего его;
- устроившись рядом, назовите его по имени;
- произнеся имя, похлопайте малыша по плечу или деликатно поверните его головку к себе, чтобы вы попали в поле его зрения. Прямой глазной контакт здесь не принципиален, поскольку он может вызвать у подопечного сильный дискомфорт – поэтому ни в коем случае не принуждайте его смотреть вам прямо в глаза;
- когда взгляд малыша повернется в вашу сторону, даже если это произойдет случайно – сразу наградите его устной похвалой («ты прекрасно откликаешься на имя!») вместе с мотивационным предметом или игрой.
Затем пусть ребенок вернется к прерванному или новому занятию, а через некоторое время можно будет практиковаться заново. Частота подходов определяется временем, которое вы можете выделить для практики. Если вы находитесь рядом целый день, то вышеописанный алгоритм можно повторять 10–20 раз или более, а если в вашем распоряжении имеется только час-полтора – уменьшайте перерывы и обращайтесь к ребенку через каждые несколько минут.
В случае, если вы заметите снижение интереса к награждению – обязательно сделайте паузу, особенно если изначально реакция малыша на награду была положительной.
В выбранные дни повторяйте все шаги, пока ребенок не станет откликаться на имя ДО ТОГО, как вы похлопаете его по плечу или повернете к себе его взгляд. Чтобы начать откликаться, детям обычно необходимо 20–60 подходов или больше – результат всегда зависит от множества индивидуальных особенностей.
На срок обучения не в последнюю очередь влияют разные отвлекающие факторы. Обязательно проанализируйте обстановку комнаты, в которой проходят занятия, и постарайтесь убрать оттуда предметы, способные «перетягивать на себя» внимание малыша.
Смена обстановки
Самый сложный и важный этап, переходить к которому следует лишь после того, как вы удостоверитесь, что ученик к нему готов. Оценить готовность можно подойдя к ребенку и позвав его по имени (без прикосновений). Если он не обернется в вашу сторону в течение нескольких секунд – продолжите предыдущие занятия с использованием физических подсказок. Если же ребенок неоднократно отреагировал без подсказывания – пора менять тактику. Рекомендуется сделать это при помощи следующих шагов:
- попробовать применить вышеописанный алгоритм не только в выбранной для этого комнате, но и в других местах – другая комната, кухня, улица, магазин. После каждого удачного отклика или даже малейшего поворота к вам после произнесения имени поощряйте ребенка наградами и похвалой;
- постепенно привлекайте новых действующих лиц к вашим занятиям. Пусть малыша окликают по имени разные люди в разных локациях, хвалите и награждайте его за успехи;
- когда ученик уже уверенно реагирует на свое имя в различных обстоятельствах и с различными людьми – начинайте увеличивать расстояние между собой и им, когда окликаете его. Пусть сперва это будет пара шагов, чуть позже – другой конец комнаты, а затем и двора. Поощряйте любые положительные реакции, даже незначительные;
- увеличивайте расстояния еще больше, создавайте ситуации с новыми людьми и местами, пока отклик на собственное имя прочно не закрепится в сознании ребенка.
Обучение маленького подопечного отзываться на имя закладывает надежный базис для прочих коммуникационных навыков и продуктивного общения с посторонними.
Со многими другими не менее эффективными способами как научить аутиста отзываться на имя можно ознакомиться в рамках программы дистанционных курсов по ABA-терапии – прикладному анализу поведения, признанному наиболее действенной методикой социализации аутичных детей. АБА курсы для родителей и специалистов – оптимальный выбор для всех желающих оказать маленьким аутистам по-настоящему эффективную помощь и максимально поспособствовать их дальнейшей социальной адаптации.
Источник