Если ребенок не говорит в 2 года комаровский

Если ребенок не говорит в 2 года комаровский thumbnail

Доктор Комаровский

Специалисты по речевому развитию не дают четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Тревоги родителей понятны. Однако, если ребенок не разговаривает в 2 года, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагнозы и излишне беспокоится.

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.

Ребенок не разговаривает

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Ребенок не говорит в 2 года

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский – известный врач педиатр, который получил широкую известность благодаря передачам на телевидении. В них он дает экспертные советы мамам детей относительно различных проблем воспитания.

В своих передачах он неоднократно раскрывал тему развития речи детей.

Основные тезисы:

  • По мнению доктора Комаровского мамы слишком рано начинают бить тревогу о том, что ребенок говорит. Смеясь, он говорит о том, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу нет еще и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов на развитие детей. По мнению доктора, современные дети «намного больше общаются с телефонами и планшетами, нежели с родными мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей с ребенком. Современные родители очень загружены и сами испытывают постоянный стресс, однако, не смотря на высокий темп жизни, крайне важно ежедневно находить время для общения с ребенком, говорит Евгений Олегович. По мнению доктора, нет смысла вести малыша к врачам и «искать волшебную пилюлю», если он испытывает дефицит общения в своей семье. Эмоциональное общение с мамой и папой порой дает намного больший результат в развитии речи ребенка, нежели медикаментозное лечение.
  • В своей передаче «Что делать, если ребенок в 2 года не говорит» Комаровский подробно объясняет разницу развития детей, которые играют гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячом или куклой, ему всегда требуется связующий объект между игрушкой и им самим – взрослый. Взрослый объясняет ребенку как именно нужно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение между взрослым и малышом стимулирует его речевое общение.
Читайте также:  Занятия с ребенком 2 года казань

Ребенок играет с мамой

Сначала у ребенка формируется потребность понять то, что ему говорят взрослые. Таким образом, формируется так называемая пассивная речь – способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В 2 года ребенок должен уметь выполнять двойную инструкцию. Например: Возьми куклу Машу и дай мне». Если ребенок в 2 года не разговаривает, но понимает речь взрослых, можно говорить о том, что он прошел 1 этап развития речи – формирование пассивной речи. Следующим этапом следует развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые беспокоятся о том, что в 2 года малыш до сих пор не заговорил, Комаровский рекомендует обратится к врачам.

Обследования

  1. Обследование у ЛОРа
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в речевом развитии, от легких до самых тяжелых. Обследование у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечить.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития:Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    • Когда малыш начал гулить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    • Какими навыками и умениями он обладает сейчас.
    Врач обязательно спросит вас об этом, поэтому приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Самыми распространенными патологиями являются:
    • которая уздечка
    • гипотонус лицевых мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог проведет обследование речи малыша и выявит его отклонения от норм. Также он поможет разобраться, есть ли психологические причины отсутствия речи.

Советы доктора Комаровского

  • Обследуйте ребенка на наличие физических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с карапузом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Проговаривайте действия, которые вы совершаете. «Сейчас мы покушаем и пойдем играть в мяч. Скоро придет папа и мы пойдем вместе гулять во двор».
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только ухудшить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетки к общению позитивными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает гулить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас мы пойдем купаться. Кто у нас любит купаться в теплой водичке с уточкой? Соня! Как уточка говорит, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!»

Мама купает играет с малышом во время купания

  • Поощряйте любые попытки карапуза заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать за взрослыми.
    «Би-би», правильно Игоречек, машинка сигналит «би-би».
  • Задавайте малышу открытые вопросы: что ты видишь на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читайте малышу детские стихи, сказки, пойте песенки.Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!
– А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
– Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!

  • Разучивайте вместе скороговорки, чистоговорки, потешки.

***
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
***
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку,
После горки – вновь низина.
Речка… Мостик выгнул спину.

  • Стимулируйте общение «молчуна» с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте сверстников в гости, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего чада. Дайте ему возможность заявить о них взрослых. Уточняйте его просьбы: какой ты сок будешь, яблочный или персиковый?
  • По возможности оградите малыша от стрессов.

Итак, если ребенок не говорит в 2 года, доктор Комаровский советует не паниковать, обследовать малыша и создать ему дома благоприятные условия для развития, тогда он непременно заговорит.

Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

Читайте также:  Меню ребенка 2 года при гастрите

Источник

Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова. К 2 годам постепенно появляются маленькие предложения. Если к 2-летнему возрасту малыш не разговаривает, родители начинают сильно переживать и водить его к логопеду и неврологу. Что думает по этому поводу доктор Комаровский? Стоит ли сразу начинать заниматься с ребёнком и мучить его обследованиями?

Нормальное речевое развитие ребенка

Нормы развития речи с рождения до 2 лет

Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.

К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.

Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.

Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.

В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.

К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».

Комаровский о развитии речевой функции

Комаровский Евгений Олегович

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.

Этиология задержки речевого развития:

  • Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
  • Неврологические патологии.
  • Снижение слуха, глухота.
  • Общее недоразвитие речевой функции.
  • Задержка психического развития, умственная отсталость.
  • Аутизм, детский церебральный паралич.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Недостаточное внимание со стороны родственников.

Биологические и социальные причины ЗРР

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Читайте также:  Что делать когда ребенок в 2 года дерется с родителями

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

Ребенок с аутизмом

Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому

Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи. Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу. Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.

Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками. Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий. Он может вообще отказаться говорить.

Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.

Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.

Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна. В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками. Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.

Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать. Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков. Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

Занятие арт-терапией

Совет доктора:

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Заключение

При задержке речевого развития Комаровский советует сильно не паниковать. Если имеются отклонения, родителям нужно привести малыша к педиатру, который направит его к узким специалистам. Доктор уверяет, что при создании благоприятных условий, дошкольник обязательно заговорит.

Источник