Если ребенок не говорит в 1 год 3 месяца
Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.
Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.
Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?
Между нормой и патологией
Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.
Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.
Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.
Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.
До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.
Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.
Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:
- 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
- 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
- 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
- 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
- 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).
Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.
Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.
Возможные причины задержки появления речи в год
Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.
Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.
Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.
Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.
Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.
«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.
Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи
Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.
- Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
- Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
- Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».
Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.
Например:
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто)
Или:
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы дожили!
— Мы выжили!
— Мы живы, живы мы!
(В.Берестов)
Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.
Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.
У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.
Источник
Gulnoza Xushnudovna
А я и очень сильно переживаю сама не очень занималась раньше с ним и вот результат , нам скоро год и 2 Игрушки умеет только разбрасывать , ложку берём пытаемся кушать самостоятельно , но не очень хорошо получается хотя машет рукой на ответ прощается . Говорить вообще ни одного слова кроме папа и еще показывает на фото папы и говорит папа и больше ничего кроме баба , дада и т.д.
Виктория
Здравствуйте! Нам 1 и 3 . Через 2 недели
Я не зацикливаюсь . Вчера малышка принесла мне салфетки попу вытирать, пачку, я немного подумала … а зачем?! Покакала чтоль? Лаааадно я сказала ей молодец, умница и говорю пошли купаться и через минуту Иии правда.
Ребёнок просила её вытереть. Странно это в первые. Поэтому не зацикливаемся
Мы не говорим и я не переживаю
Только по тому что она делает всё что делаю я , включает машинку , несёт и находит всё о чём я её прошу, ложку, пульт, и т.д.
Но она говорит по своему, когда сидим в кафе она подходит к людям и так смешно : раставляет руки типо объясняет и говорит бубубя бябу бу бя и т.д.
Главное развивается и прекрасно.
Александра
Здравствуйте! Скажите, а как у вас дела сейчас у младшего с речью? Помню тоже старшая болтала без остановки. А младшей уже год и месяц почти молчит, по-своему что-то лепечет, и то немного, хотя понимает то, о чем ее просят. Переживаю.
Маруля
Здравствуйте!Как ваши успехи?)
Анастасия
мой тоже начал рано гулить, а вот до сих пор (нам 1 год и почти 3 мес) кроме мама толком ничего не говорит, иногда папа или баба, но это скорее, вникуда, чем обращение к кому-то…тоже слегка переживаю)
Ольга
нам 1,2 тоже только мама говорит, а остальное на своемнам врач сказал что к 1,5 годам ребенок должен говорить 15 слов, к 2 годам простые предложенияно все детки разные, и не думаю что если в 1,3 почти не говорит это ничего страшного
Ольга
Моему сыну 1,2 тоже ничего не говорит, правда на своем что-то лапочет непонятное, но я не переживаю, т.к. мой племянник заговорил и сразу целыми предложениями как в садик пошел, у него еще хотя 2 старших брата есть
Южик
Да что вы ерунду себе придумываете? Вот если в 3 так бы дите разговаривало,то стоило бы паниковать,а в 1,3 все нормально. У меня дочь тоже слогами и ляляканьем полгода назад общалась,но просьбы понимала,называемые предметы несла,и это главное. Сейчас тоже слов совсем немного,не больше десятка,и те на человеческую речь не особо еще похожи,звукоподражаний оооочень много,из фраз «той то» (кто это или что это),но опять же нашу речь,просьбы,объяснегия понимает отлично,поэтому и не парюсь,я сама в 2,5 только заговорила,да так,что не заткнуть было)
TanyaPoli
У меня ребёнок только 4 слова говорит. Немножко переживаю, но считаю, что раз в целом он всё понимает, на просьбы реагирует и выполняет, на картинках что просишь показывает, да и вообще медленно но верно какой то прогресс идёт, в общем, до полутора лет дала себе установку даже не переживать, а там проконсультируемся у нормального невролога и будем действовать по ситуации. Пока просто стараюсь всячески стимулировать развитие речи.
Оля
Не сравнивайте детей и не накручивайте себя. Главное, чтобы у него был пассивный словарный запас в этом возрасте, чтобы понимал что Вы говорите и откликался на просьбы.Мне мама уже всю плешь проела, что я в 1,5 года болтала вовсю, а внучка в два только отдельные слова произносит. Зато она у меня очень подвижная, а я была медлительная в детстве.
Читать
все
62
комментария
Источник
Некоторые родители просто мечтают о том, чтобы их чадо помолчало хоть пару минут. Но есть и такие, которые всерьез обеспокоены тем, что их малыш все еще не начал разговаривать.
В сегодняшней статье советы дает известный телеведущий, педиатр и политик Евгений Комаровский.
Евгений Олегович считает, что начинать тревожиться можно, если речь у малыша не сформировалась до 3 лет.
Хотя многие папы и мамы готовы записываться на прием к доктору для диагностики отставания речи с годовалыми карапузами.
Взрослые должны различать отсутствие речи у малыша, при котором детка даже не понимает того, что говорят ему окружающие и отсутствие понятной для других людей речи, своеобразное лепетание.
В любом случае Евгений Олегович рекомендует работать над выявлением проблемы, по которой детка молчит.
Советы от медиа-доктора Комаровского
· Исключите гаджеты. По мнению доктора, планшеты и компьютеры пагубно влияют на развитие маленьких детей. Ведь они отвлекают детей от общения со взрослыми, мешают детям полноценно развиваться.
Мама и папа должны иметь возможность ежедневного общения со своим малышом.
ВАЖНО! Никакой доктор и никакие лекарственные препараты не смогут помочь, если карапуз испытывает дефицит общения с родственниками.
· Стимулируйте игры. Когда кроха берет в руки игрушку, у него возникает необходимость обратиться к взрослому человеку для того, чтобы получить инструкцию по пользованию той или иной вещью, испытать эмоциональную реакцию на собственные действия с игрушками от мамы или папы. Именно такие реакции и стимулируют формирование речи у карапуза.
· Разговаривайте с деткой. Первым этапом в развитии данного навыка является формирование пассивного словаря, которое невозможно без личного примера взрослых людей.
Как только ребенок научится понимать слова окружающих, запомнит некоторые из них, он с легкостью сможет перейти на следующий этап – применение активного словаря.
· Пройдите обследование. Если после 3 лет детка все еще не разговаривает, пройдите полное обследование у ЛОРа, невролога, логопеда и психолога, чтобы исключить отклонения физиологического и психологического характера: тугоухость, неврологические патологии, проблемы с речевым аппаратом.
· Проговаривайте свои действия. Доктор советует постоянно проговаривать свои действия: «Сейчас мама нагреет кашу, и Сонечка будет завтракать» или «Папа пошел на работу, а на обратном пути он купит своей доченьке бананы».
· Не ругайте кроху. Если вы станете давить на кроху и наказывать его за нежелание разговаривать, то проблема может усугубиться.
ВНИМАНИЕ! Используйте похвалу за любые удачные попытки общения с окружающими.
· Используйте фольклор. Произносите потешки, читайте стишки, скороговорки, пойте песенки и читайте сказки. Это отлично стимулирует коммуникативные навыки маленьких деток.
· Отправляйтесь в детский сад. Общение в детском коллективе может стать отличным стимулом к началу применения активного словарного запаса ребенком.
· Не спешите предугадывать его желания. Если детка протянул руку за вкусной булочкой, не спешите вкладывать ее в маленькую ручку. Пусть малыш попытается уточнить, чего именно ему сейчас хочется.
ВНИМАНИЕ! Приглашаем в наш интернет-магазин детских товаров с доставкой по всей России. Цены и ассортимент приятно удивят, кэшбек на баланс аккаунта, персональные скидки, подарочные сертификаты.
«МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МАЛЫШ» Приятных покупок!
Источник
по неврологии проблем нет, понимает многое, просьбы выполняет. 1 из двух неврологов предложил попить пантогам в таблетках, другой же говорит ничего не пейте, не колите. хотелось бы послушать реальные истории, у кого не говорил, во сколько начал и что делали)) всем спасибо! ПС: первый раз на этом форуме, если пост создала не в тему, помогите поправить.
YUjin ,
нам 2,3 -не говорим и ни чего страшного не вижу
Племяш не говорил практически до 2-х лет. папа-мама-баба-дай — односложные слова. Года в 2 прорвало, сразу стал предложениями, фиг остановишь. 🙂
что не говорит? нам почти три и я считаю, что он не говорит… у него 80% слов на своём лопото-бормото… :crazy: а вот чтобы прям осознано говорить? не хочет… :know:
Мы с вами беседуем только два часа, а вы уже надоели мне так, будто я знал вас всю жизнь.
YUjin автор темы:
понимает многое, просьбы выполняет
Как их научить выполнять просьбы,моей год ещё,вообще не понимает,кроме нельзя и названия еды.Не хочет слушать. Я боюсь мы не усвоим ничего через 3месяца.
В последнее время здесь много подобных тем. Поищите. Может полезное что для себя найдете. Моему 2,6. Не говорит. Невролог предлагала ждать. Ждали. Сейчас начали пить Когитум. Плюс постоянные занятия с ним. Вам нужно определиться с врачом, которому бы вы доверяли. Отсюда и плясать
Наш до двух почти молчал.
Свекровь вся извелась — немым будет. Начала рассказывать, что некоторые неврологи советуют устроить ребёнку большой стресс. Например одного пятилетнего молчуна на стройку водили и чуть под бульдозер не засунули. В итоге от ужаса заговорил.
Нашему невролог тоже пантогам приписала месяц пить. Осилили только неделю — ребёнок перевозбуждался до истерик, уснуть не мог. Когда отменили, ребёнок вырубился вечером и проспал 14 часов, и то, проснулся только от того, что мы его разбудили.
Зато говорить начал.
Счас 6 лет, не заткнешь, устанешь слушать.
В гости к Сказке со своим Хрюшей не ходят
red00,
Успеете, моему сейчас 1 год и 5,тоже думала, что ничего не поймёт, а как то он сам, по тихоньку. Через три месяца совсем другой человек будет
По теме, у нас не говорит, думаю ещё рано бить тревогу
Вот вообще молчит или как?
Что-то свое бормочет? Звукоподражание есть?
Нам 1,4. Говорит — мама и папа. Были пару недель назад у невролога (Не наблюдается, просто профосмотр). Сказала — норма. Но следить, чтобы появились новые звуки, м.б. какие-то новые слоги, Не обязательно прямо слова. До 2 не дергать ребенка и не переживать
YUjin ,
Сын заговорил в 2,5 года. Невролог конечно хотела чего нибудь прописать, но я на приеме говорила что все хорошо.
red00:
Как их научить выполнять просьбы,моей год ещё,вообще не понимает,кроме нельзя и названия еды.Не хочет слушать. Я боюсь мы не усвоим ничего через 3месяца.
Сейчас моему 1,4
Небо и земля по сравнению с тем, что умел в 1 ровно
Осознанный человек
Правда, как и у автора, не говорит 🙂 невролог сказал прийти в 1,6 повторно, динамику наблюдать.
Прошлое забыто, будущее грядуще, настоящее даровано…
Сейчас в общей массе дети начинают говорить позже, чем лет 20 назад. Так что до 2 лет вообще можно не беспокоиться, если нет других поводов для опасения. Моя в 2 года еще не говорила — мама-папа-китя и отдельные слоги, зато паззлы собирала до 24 деталей. В 2,4 заговорила предложениями, в 2,8 стихи начала рассказывать. Сейчас фиг заткнешь)))
Современным детям поступает больше визуальной информации, логической, ситуативной, чем раньше. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и часто не успевает подтягивать еще и речевую сферу. Поэтому не гонитесь за старыми нормами, что в год-полтора ребенок должен говорить.
Чё сразу жру-то?!
Подкармливаю! Бабочек в животе, тараканов в голове, кошек на душе…
Нам невролог говорила, что если в 1, 2 триместре беременности была угроза прерывания, то у ребенка есть риск ЗРР. Поэтому тревогу бью уже с 6-и ребенкиных месяца. Но он до 8 месяцев даже не лепетал, только рычал.
Сейчас ему 1.2 г. говорит мама, папа, баба.
Все разные. Старшая дочка в год говорила. Средняя в 1,5 начала. Старшая в 1,5 стихи знала. А средняя в 2,5 только.
тут главное не перенимать и не упустить. Ищите спеца ,если волнуетесь но лекарства в Вашем случае не давала бы.
YUjin автор темы:
Ребенок в 1,3 не говорит!
Блин, скоро пойдут темы: ребенок в 8 месяцев не говорит, в год — не читает, а в 2 — не готов к школе…))))
YUjin автор темы:
Ребенок в 1,3 не говорит!
Трое детей и все втроем до трех лет говорили только те слова, которые им приходилось говорить, чтобы их понимали (мама, папа, дай, мне, ты). Одинаковый и очень скудный набор слов. Всё остальное молча, либо тарабарский язык. Как только им исполнялось по три года, в течении месяца словесный понос набирал обороты, предложениями, тонной предложений.
Поэтому и к неврологу идут и бьют тревогу после 3,5 лет.
red00:
ак их научить выполнять просьбы,моей год ещё,вообще не понимает,кроме нельзя и названия еды.Не хочет слушать. Я боюсь мы не усвоим ничего через 3месяца.
Дак крошка совсем еще. Что Вы хотите, чтобы ребенок делал? подождите пару мес.
Моя, правда, в год примерно начала всякие сложности понимать, по типу : где игрушку спрятала? идет на кухню, ложится на пол и под холодильник смотрит, игрушка там. Но и говорить рано начала. Рано Вы переживаете про просьбы ))
Автор, ребенок прям совсем ничег не говорит?
Работала садике с малявками до 2,5 лет, вот бОльшая часть после 2хтолько начинала говорить, это так, моя личная статистика. Буквально 1-2 из группы годам к 1,5 что-то могли сказать.
YUjin автор темы:
по неврологии проблем нет, понимает многое, просьбы выполняет.
Младшая дочь в 1,8 говорила только одно слово — мама. Всё. Показывала руками, понимала, просьбы выполняла, но молчала. В два года стала говорить папа. Через месяц ей три, болтает так что не остановишь) Речь понятная, все слова и звуки кромер р))
Алмаз_твоего_сердца:
Например одного пятилетнего молчуна на стройку водили и чуть под бульдозер не засунули. В итоге от ужаса заговорил.
ненормальные чтоли? :omg:
YUjin автор темы:
Ребенок в 1,3 не говорит
а должен? Он же понимает, просьбы выполняет. в этом возрасте я бы уж точно таблетками пичкать не стала. Стимулировать к речи еще можно, но таблы…зачем?
Обычно мне пофиг. Сегодня как обычно
Алмаз_твоего_сердца:
Например одного пятилетнего молчуна на стройку водили и чуть под бульдозер не засунули. В итоге от ужаса заговорил.
Ужас!! Это что за родители такие! изверги просто!
Чипа™:
в этом возрасте я бы уж точно таблетками пичкать не стала. Стимулировать к речи еще можно, но таблы…зачем?
++++ что не с года-то
Моей тоже 1.3- вот скажите — что принято считать словом? Я говорю- мама- она мне — тятя, папа тоже тятя, пылесос ( и все что шумит, включая муху:) — зизя ( типа жужа). Купаться бу- бу ( буль- буль типа). Иногда есть бах, иногда- дя- дя ( дай- дай) это слова? Просто старшая начала говорить более классически- мама,папа,баба,деда и тд. А тут все спрашивают — ну что говорит мама,папа, я говорю нет, не говорит. И тоже парюсь….
Сыну год и пять, говорит мама, папа, китя (кошка), биби (машина), где, иногда может что-то за нами повторить (пока, баба и прочие несложные сочетания, но это крайне редко и по разу). Но при этом очень много на своем балаболит. В целом многое понимает, просьбы и так далее. Вот вообще не парюсь. Какие таблетки? Зачем? Кому он что должен? Дочка тоже долго не говорила, я бегала с ней по врачам, неврологам, ставили нам ЗРР, пили всякие пантогамы, эффекта от которых я не увидела. Заговорила после 2,5 лет более-менее понятно и связно. Сейчас ей 5 лет. Речь в плане звуков чистая. Словарный запас большой, я бы даже сказала очень большой. Есть небольшие проблемы с окончаниями прилагальных, например, может сказать пюре картошечное, а не картофельное или что-то в этом роде. Над этим работаем с логопедом.
Как так не говорит? Вообще не говорит? Странно! Дети в таком возрасте уже Шекспира должны цитировать
Рыжая-я-я:
Дак крошка совсем еще. Что Вы хотите, чтобы ребенок делал?
Педиатр спрашивает,что умеет выполнять? Надо знать игрушки и мне их давать,махать ручкой,показывать предметы.. Так она не хочет и не понимает. Умеет только открывать дверь,играть со мной в мячик.
Источник