Если ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года

Если ребенок говорит о себе в третьем лице в 4 года thumbnail

Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?

Возможные причины

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

До какого возраста это норма?

Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.

Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».

Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».

Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.

Заключение

Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.

Источник

Проблема именно правильного употребления местоимений у моего сына продолжается уже больше года, с тех пор, как он заговорил. В самом начале я не передавала этому значения, я просто радовалась тому, что он хотя бы называет себя по имени и что речь у сына стала развиваться.

Примечание: местоимения мы, они, она, он — сын употребляет правильно.

Но спустя полгода, когда ребёнок уже говорил предложениями, эта проблема местоимений стала нарастать. Говорил он так:

«Коля будет кушать, играть, спать…», «Тебе надо купить машинку ( имея ввиду себя)», «Отдай твою машинку (опять же имея ввиду себя) и т.д.»

Меня это забеспокоило и стала думать как помочь своему ребёнку. Сегодня поделюсь с Вами нашими с сыном занятиями по местоимениям.

Как научить ребёнка правильно применять местоимения?

Первый вывод, который я сделала для себя, исходя из своей речи, я перестала говорить о сыне Сама в третьем лице, потому что ребёнок повторяет за мной, эхолалит, и учится не правильно говорить, например:

Кто тут пришёл? Коля. А Коля будет кушать, а Коля пойдёт гулять?

Обращение Коля я заменила на Ты и перестала разговаривать с ним как с маленьким, больше передо мной не стояла задача, чтобы он выучил своё имя.

Поэтому совет для Вас, родители, если у Вашего ребёнка есть такая же проблема, то прежде всего обратите внимание на свою речь и то как Вы обращаетесь к ребёнку.

А теперь перейдём к упражнениям, которые я проводила и до сих пор провожу с сыном.

«Кто в зеркале?»

Подводим ребёнка к зеркалу и спрашиваем у него:

Это кто? Указывая, на отражения ребёнка в зеркале.

Ребёнок называет себя по имени, а Вы поправляет его и говорите «Я».

Такое упражнение можно делать несколько раз в день, а чтобы разнообразить, можно взять ещё игрушки и показывать их и Вашего сына поочерёдно в зеркале, пускай ребёнок называет свои игрушки, а потом и себя.

Читайте также:  Ребенку 4 года плачет ночью болят ноги

Упражнение на местоимения Тебе/Мне.

Эти местоимения мой сын путает постоянно, а как научить ребёнка правильно их применять и объяснить ему, что если я говорю про него «тебе», то он должен наоборот применять в отношении себя местоимения меня/мне, я не могла сообразить. Устные разговоры не помогали, ребёнок просто не понимал, что я от него хочу.

И здесь мне на помощь пришли настольные игры, такие как лото или домино. Я их череду, чтобы не надоели.

Берём домино, даём ребёнку фишки и просим его раздать их, чтобы начать игру. При этом ребёнок каждый раз, когда раздаёт фишку произносит:

ТЕБЕ/Мне.

Вот пример раздачи фишек в домино:

Так же для тренировки этих местоимений, я использую ещё детское лото.

Наше лото

Все же знают правила этой игры? Нужно закрыть все поля фишками и у кого быстрее получиться это сделать, тот и выиграл. Так вот, мой ребёнок очень азартно играет в эту игру и когда я достаю фишки из мешочка, то он смотрит у кого есть такая картинка и говорит:

Коля/мама — это было раньше, а теперь у тебя/у меня.

Учебный процесс именно в игровой и не навязчивой форме отлично подходит всем детям, вне зависимости, есть у ребёнка какие-то особенности в развитии или нет.

Конечно, всё пришло не сразу и я постоянно его учила правильно говорить, да и сейчас ещё и поправляю его, и занимаюсь с ним. Но стало значительно лучше.

————

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.

Источник

Скорее всего, 2 языка и бабуси с дедусями — причины… сходите к специалисту.

ОтветитьНравится 

это вам к неврологу надо сходить

у нас пока тоже третье лицо в разговоре преобладает, но уже лучше становится (иногда Я проскальзывает)

ОтветитьНравится 

У билингвов это частая проблема не переживайте!

ОтветитьНравится 

покажите специалистам это может и аутизмом быть!

ОтветитьНравится 

Нет, у нашего «Я» появилось уже. Но иногда может и назвать себя по имени.

ОтветитьНравится 

а вы сами в диалоге как о себе при малыше говорите? «сейчас мама пойдет кушать » или «я пошла кушать»?

ОтветитьНравится 

катюша

мы стараемся говорить правильно, но вот бабушек и дедушек еще перевоспитываем, они как бы все «портят» .

ОтветитьНравится 

«Я в домике»-ситуация… перестраховка своеобразная)))))

ОтветитьНравится 

У знакомой так было.Водили ребенка к детскому психологу.На тот момент ребенку около 4,5 было.Исправили за несколько занятий.

ОтветитьНравится 

ОляВот тоже подумала, что лучше сходить — сразу всё станет понятно

ОтветитьНравится 

Конечно.Я за специалиста.

ОтветитьНравится 

ОляЕздим и к психологу к детскому, сказал что немного не сконцентрирован, проводят типа уроков-игр, о результатах пока не говорят, какие то тесты потом запланированы, после которых будут уже подводить итог.

ОтветитьНравится 

Все будет хорошо)

ОтветитьНравится 

ОляНу и хорошо тогда! Не переживайте!

ОтветитьНравится 

ОляЯ то стараюсь привсем приэтом оставаться оптимистом, муж сильно переживает. Появились какие то подозрения в плане аутизма, но с моей стороны глядя, нет у него конкретной динамики, указывающей на аутизм… Да, кое какие манеры, поведение, проскальзывают, так у каждого ребенка что то есть в поведении, но за них хвататься, мол вот, все-аутизм, это неправильно.

ОтветитьНравится 

ОляPro autism tozhe podymala .ny spizialisti opredeljat schto eto.wremja pokazhet. Moja do4ka pered schkoloi test proxodila w gesydheitamte wela sebja ne adekwatno.jabloko k pomidorom perepytala i wobache skasali konzentrazi net.k logopedy xodili .ja uzhe wsja ismy4ilas.na 2 god ostawili isa matem.a potom y4ilka skasala esli wse ne bydet ponemat sonderschyle.se4as y4itza lydsche y4iteli dowolna .TAk schto ne od4aewaites esche mozhna isprawit .wse ok bydet.

ОтветитьНравится 

ОляНу мы подождем, пока тесты пройдет разные. Вообще, воспитатели и учителя любят к врачам отправлять, если ребенок чуть выделяется из «толпы» много такого слышала.

ОтветитьНравится 

ОляMoja silno inergi4naja. A programy w schkole bistro gonjat. Deti ne yspewayt sxwatiwat.TAk schto tjazhelowato o4en ot wsego etogo.

ОтветитьНравится 

Ребенок посещает сад?

ОтветитьНравится 

Татьянав садик с 3х лет ходит. Меня настораживает еще что нет как бы более или менее друзей у него садиковых, примыкает то к одной то к др. группе детей. А в общем он ведет себя как обычно, в меру балуется, песни поет, танцует, читать любит, и самому нравится учиться и когда ему читаем.

ОтветитьНравится 

А есть у вам там спецы какие-то? Типа психологов. Посоветовалась я бы с ними.

А может у вам это от двух языков просто…

Про дружбу не подскажу.

ОтветитьНравится 

а вы двуязычные? Если да, то нормально пока, просто переправляйте его и все… не выделяйте это, а то еще замкнется в себе

ОтветитьНравится 

Викторияда, в семье на русс. и немецком говорим, но на нем тоже говорит не «я» а «он»

ОтветитьНравится 

Вот и моя свекровь вечно разговаривать с ним в прошедшем времени… меня аж бесит!!!

Ты кушать хотел?

Ты гулять ходил?

Ты в игрушки играл?…..

ОтветитьНравится 

Источник

У родителей
всегда найдется повод для переживаний…

Вы
вдруг заметили, что ребенок говорит о себе как будто со стороны: «Дима хочет
пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого
возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»?

Читайте также:  Санатории в самаре с ребенком 4 года

Все знают,
что маленькие дети (до трех лет) часто говорят о себе в третьем лице. Психологи
связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной
самоидентификацией, или осознанием ребенком своего «Я».

Ребенок
осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному
трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери.
Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года
приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он
– не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он
уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво
отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме,
упрямстве, непослушании.

Почти
во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать
определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять». Такое
обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но
мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе
в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!
Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай
Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже
забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но
называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно
дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Однако
существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в
третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти
гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе
штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в
третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было
ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из
приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица
к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением
к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама
называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с
другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в
вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу
самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая
пресловутую самоидентификацию.

А
еще попробуйте и о себе говорить «я готовлю обед», а не «мама готовит обед».
Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Некоторые
психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и
ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его
независимым, уверенным в себе, активным и общительным.

Источник: https://infourok.ru/rebenok-govorit-o-sebe-v-tretem-lice-1347886.html

Источник

Возраст ребёнка: 4 года 3 месяца

Ребенок говорит о себе в третьем лице

Добрый день! У нас проблема в том, что ребёнок не говорит на себя Я, называет себя в третьем лице. Например, если что-то хочет, то говорит «Он хотел попить» или «Дай ему по рисовать». Возможно ли что он просто копирует речь родителей, так как слышит когда мы разговариваем между собой о нем. Ещё он не чувствует границ в пространстве. Например, может больно сделать котенку, давит с большой силой, он пищит. Мы объясняли что ты делаешь животному больно, показывали как нужно гладить, но бесполезно, не чувствует грани. Хотелось бы узнать точку зрения врача. Как решать такие проблемы? Как помочь понять ребёнку его самость, независимость, его Я?

Ирина

Ирина, добрый день!

Почти все дети до трехлетнего возраста говорят о себе в третьем лице, так как, Вы совершенно правы, слышат, что взрослые именно так о них говорят и просто повторяют за любимыми родителями услышанное. Но в возрасте трех–четырех лет у детишек происходит то, что называется кризис «Я сам», когда ребенок замечает, что все большее количество действий он может выполнять самостоятельно, без помощи родителя (доставать запретные, но страстно желанные вещи с полок, ходить туда, куда им хочется, трогать животных и так далее).

В этот момент у ребенка происходит осознание себя как отдельного от мамы человека, как личности. У Вашего сына этот процесс просто занимает чуть больше времени, чем обычно. Чаще всего это бывает связано с тем, что сами родители препятствуют развитию самостоятельности ребенка, всячески опекая его, защищая от любых внешних угроз и опасностей мира. Попробуйте давать ребенку больше свободы действий, конечно, следя за его безопасностью, но не переусердствуя в этом. Давайте ему больше свободы выбора (например, выбор курточки на прогулку, каши на завтрак и так далее). Так Вы постепенно будете способствовать тому, чтобы он начал ощущать себя отдельным человеком, у которого есть свой вкус, свои собственные желания, свое мнение, что приведет, наконец, к появлению гордого местоимения «Я» в его речи.

Случай с животным не говорит о том, что Ваш ребенок жестокий и хочет причинить боль живому существу. Это очень хорошо отражает активное развитие его любознательности и проявление интереса к узнаванию этого мира во всех его проявлениях. Детям до старшего дошкольного возраста не известно о том, что чувствует другой человек, они пока просто не в состоянии поставить себя на чье-то место и представить, что он может испытывать. Вы делаете правильно, говорите, рассказывайте, объясняйте, что, когда он бьет кошечку, ей очень больно, она будет плакать, что если он отнимет игрушку у девочки, ей будет очень обидно. Ваш сын сейчас активно набирает и запоминает причинно-следственные связи между событиями в мире, Ваша задача в том, чтобы с одной стороны, быть рядом с ним поддержкой и опорой, но с другой – уметь отпускать его от себя и дать возможность самому постигать этот мир.

Читайте также:  Меню для ребенка с атопическим дерматитом 4 года

Если в ближайшее время Ваш сын не научится говорить о себе в первом лице и чувствовать границы, Вам стоит обратиться к психологу, так как это может являться симптомом некоторых отклонений от нормы. Здесь все сильно привязано к возрасту. В четыре года еще можно понаблюдать за ребенком: как он ведет себя со сверстниками, насколько он общителен. Если Вы заметите, что с возрастом он становится более замкнутым, плохо идет на контакт даже с близкими людьми, по незнанию может причинять боль Вам, другим детям, живым существам и продолжит говорить о себе в третьем лице, это повод обратиться к специалисту по раннему детскому развитию.


Анна Зубкова, специалист

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Здравствуйте. дочка 6 лет стала говорить о себе в терьем лице. Например, «Маша хочет поесть», Маша хочет спать».
    Меня пугает это уже, т.к. она уже себя не котролирует, делали ей замечания, но все равно.
    что происходит?

  • К невропатогу. И очень быстро. Явно страдает какая то часть мозга. А вот причину почему это происходит: опухоль, спазм сосудов, повышенное внутричерепное давление или что то другое установить может только врач.
    Извините если напугала, но надо к врачу, поэтому и написала столь прямо.

  • я честно говоря, думала она так пытается маленькой побыть. потому что не КАЖДЫЙ раз так говорит. думала чисто с психологом надо может поощаться. а тут… а какие еще симптомы могут насторожить?

  • На самом деле подозрительно. Недавно не было никаких потрясений, изменений в жизни? В остальном поведение, сон, и т.п. не изменилось?

  • особенных нет, но как летом осталась у бабушки (на 5 дней в неделю а на выходные мы приезжаем) может это, она все время плачет когда уезжаею.
    и еще у нас появился племянник 8 мес на даче (сестар мужа тоже живет на жтой же даче). и все говорят о нем в третьем лице, и она видит что все к нему сюсюкают, играются, чувствуют что его больше (как всех малышей) больше любят. как раз как стали вместе жить так и пошло.
    может как у деток 3 лет про них родители говорят в третьем лиц и они долго так говорят. может тут ревность что-ли сыграла и попытка под «Малыша» быть для получения большего внимания.
    нехочется списывать на болезнь, отклонения в развитии, тк.к в это лето она стала активно хотеть учиться читать, занимается, уже многое получается (до этого никак не хотела, но мы не настаивали).

  • Она все 6 лет так говорит или был период, когда было «я»? если все 6 лет о себе в третьем лице — то бегом к врачу. Если что-то просто повлияло на появление этого оборота речи, то просто убирайте фактор.

  • только с начала лета! а как убирать?

  • Нужно показать ей все прелести быть именно старшим, а не малышом

  • Если бы она хотела побыть маленькой, то капризничала бы, просилась на руки, пробовала втихоря соску пососать и игралась бы погремухами.
    Если бы она говорила так всегда, то можно было бы заподозрить родовую травму, а вот если стала недавно то надо выяснить, что происходит. Может упала, ударилась головой, а Вы не знаете. Посетите врача, не тяните с этим.

  • Так может, если есть возможность, забрать ее из деревни на пару недель? В принципе, если это связано с малышом, то этого срока будет достаточно, чтобы она перестала так говорить. Т.е. необходимо устранить стрессовый фактор. Если после устранения стрессового фактора (предположительно ревности) проходит несколько недель, и ситуация никак не меняется , т.е. частота проявления 3го лица в речи остается таже, думаю стоит обратиться к неврологу

  • У моего ребенка подобное было связано со спазмом сосудов головного мозга, после курса лечения появилось «я».

  • так она и стала как маленькая сисю опять трогать пытаться. к врачу надо будет сходать.

  • а к кому обращались и куда?

  • Сколько лет было вашему ребенку?

  • к неврологу, но мы не в Москве

  • Скажите пожалуйста, он у вас всегда говорил о себе в 3-м лице или, как у автора, вдруг заговорил?

  • У нас это не было постоянно, т.е. у ребенка были проблемы с речью (не все звуки, путала окончания слов и т.д.), но периодически начинался разговор о себе в третьем лице, а потом были моменты когда говорила «я». Причем в моменты когда о себе говорила «она» на наши замечания реагировала т.е. послушно повторяла «я», и тут же в следующем предложение опять «она» о себе. Это нарушение деятельности мозга, я тоже не могла понять почему так происходит, искала причины в стресах и т.д. А оказалось что это спазм сосудов и неравномерно повышенное внутричерепное давление т.е. от ребенка это не зависело. Поэтому и посоветовала автору бежать к врачу, прочитав что ребенок не может контролировать этот процесс.

Источник