Если ребенок 5 лет рисует только машины
Сыну 4 года 3 месяца. На уроках рисования в саду он по требованию педагога изображает все, что его просят. А дома рисует исключительно машинки. Это нормально?
Ирина, 25 лет, г. Пенза
Уроки рисования с педагогом и свободное творчество дома – совершенно разные форматы. Здорово, что в жизни вашего ребенка есть и то, и другое. Думаю, повода для тревог у вас нет. Но при желании, для собственного успокоения, вы можете прояснить для себя какие-то моменты. Пока сын рисует, спрашивайте его, куда едет грузовичок, откуда, кто сидит за рулем, кто едет рядом. Ребенок будет чувствовать, что вы очень заинтересованы и эмоционально включены в то, что он делает, а это только укрепит ваши с ним отношения.
Старшей дочери пять лет, младшей – год семь месяцев. Обе спят в нашей постели. Пытались перекладывать их в отдельную кровать, категорически не желают. До какого возраста детям можно спать с родителями?
Ольга, 29 лет, г. Изобильный
Плюсы совместного сна неоспоримы. В первую очередь тесный телесный контакт дает ребенку чувство безопасности и защищенности. При совместном сне у ребенка также снижается общий уровень тревоги. Это очень важно.
Пока ребенок находился в животе у мамы, он слышал стук ее сердца, ее дыхание. И там ему было тесно, ведь его тело со всех сторон окутывали мышцы матки. После рождения, когда он спит, крепко прижавшись к маме, он испытывает похожие телесные ощущения и слышит знакомые звуки, которые действуют на него успокаивающе. Кстати, мама тоже расслабляется и переживает меньше, когда по ночам малыш находится рядышком.
Если вы понимаете, что используете совместный сон с детьми, чтобы отлынивать от супружеских обязанностей, лучше разобраться с этой проблемой вместе с семейным психологом.
Но, конечно, рано или поздно отучаться от этой привычки придется. Для ребенка существует несколько периодов, когда он психологически вполне готов согласиться на раздельный сон. Как правило, максимально безболезненно «отселение» проходит в шесть месяцев, три года или уже в пять – шесть лет. Заранее стоит рассказать ребенку, что дети с определенного возраста спят отдельно от родителей. Будет здорово, если вы сможете поехать вместе в магазин и предложите малышу самостоятельно выбрать себе кроватку и веселое постельное белье. Накануне этого долгожданного события поинтересуйтесь, собирается ли он взять с собой какую-нибудь игрушку. Ребенок обязательно включится в это увлекательное занятие, но рассчитывать, что «переселение» произойдет за один день, не нужно.
Моему сыну шесть лет. Недавно у него появился братик. У меня вопрос: могу ли я кормить младенца грудью при старшем сыне?
Варвара, 33 года, г. Москва
Конечно, можете. И чем прозрачнее будет процесс, тем меньше тревог возникнет у ребенка по этому поводу. А вот специально демонстративно кормить не стоит, но, если малыш начнет задавать вопросы, отвечать нужно без стеснения. Чтобы он воспринял информацию как нечто абсолютно естественное и само собой разумеющееся, сделайте экскурс в мир животных. Напомните, что котята пьют молоко у мамы-кошки, щенята – у мамы-собачки и так далее. И обязательно расскажите старшему сыну, что, когда он был маленьким, вы тоже кормили его грудью. Если у вас есть фотографии, где запечатлены эти моменты, покажите их ему. И после кормления постарайтесь каждый раз уделять внимание старшему ребенку, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Обнимайте его, целуйте, давая понять, что мамина забота и тепло делятся на двоих детей.
Источник
Барся, 17.06.06 12:37
Педагог из меня, как ни странно, хороший, когда дело касается чужих детей, а вот мамашка вышла так себе. Ну, работаю я больше, чем ребенком занимаюсь. А когда занимаюсь — напрягает меня одна вещь. Ребенок у меня — пацанский, вроде бы как и положено. Фанатеет от машин. Дело в том, что, например, книжки он смотрит только те, в которых машины нарисованы. Машины кладет с собой в кроватку и обнимает их. На улице смеется, когда проезжает большой грузовик. Правда, играет не только в машинки — и в домино, и в мозаику, и конструктор, и в магнитную азбуку. «Рисует» и просит рисовать только машины — пожарную, милицейскую, подъемный кран, грузовик и т.д. На прогулке обходит вокруг каждую машину, любовно трогая фары, колесики, двери, номер и т.д. В магазине, кроме машин, ничего не замечает, гладит их…
Это что, деградирует мой ребенок, что ли?
illen, 17.06.06 12:40
Не придумывайте себе проблемы
Барся, 17.06.06 12:46
illen, то есть это нормально, да?
Душечка, 17.06.06 13:31
увы, это нормально
Solange, 17.06.06 13:33
Барся, мой сын тоже играет исключительно машинками. Правда, книги его увлекают с различными сюжетами и картинками.
Шахерезада, 17.06.06 14:18
Барся, мне кажется все это проходящее. У Дальки 1,5 года бзык был на Винни-Пуха. Мультики только с ним, куда бы не пошли тащем с собой мишку, паззлы, одежда, посуда, все должно было быть с Пухом. А сейчас сдвиг на Барби. Все про Пуха забыли. Ну только что мульты с ним посматреть, а все осатльное только Барби. Муж ее перед моим днем рождением спрашивал: что мы маме подарим. «БАРБИ»! В общем теперь коллекционируем кукол)
Tartan, 17.06.06 15:38
QUOTE
Это что, деградирует мой ребенок, что ли?
Какие мы, мамашки, всё-таки, перлы иной раз выдаём и чем только на заморачиваемся.
Барся, они почти все на чём-то зациклены в разные периоды жизни — то одно, то другое в эпицентре внимания и любви. Мне кажется, что маленькому ребёнку даже может сложно быть «разносторонее развитым» т.е. интересоваться всем вокруг в равной стeпени — нервишки ещё некрeпкие, нерная система легко перегружается, удержать большое кол-во информации и пережить слишком много эмоций сложно, поэтому «зацикливание» помогает им не разбрасываться и не перегрyжaть себя. Ну это я так просто рассуждаю, мне кажется, что это такая детская особенность.
Мой брат, помнится мне, тоже именно вот на машинах был зациклен, даже сказки ему рассказывали вот такого типа: «Жили-были бабушка и дедушка и была у них внучка Маша. Вот поехала Маша в лес на машине жигули в лес за грибами да ягодами, а в лесу грязь, и Маша застряла. Пришлось ей идти в колхоз за трактором Беларусь, чтобы вытянуть машину» Клянусь — вот так и переиначивали ВСЕ сказки, по-другому он их просто не слушал. И лбимая книжка был журнал «Зa рулём» и марки машин и тракторов он все знал в двухгодовалом возрасте безошибочно. Могу сказать, что он точно не деградировавший дегенерат, совсем как раз наоборот. Ну машины, правда, до сих пор обожает, недавно вот себе новый джип купил .
rikkuri, 17.06.06 17:47
Барся, скорее это деградация маминой фантазии.
Евдокия, 17.06.06 21:22
Барся, в тему «Мама, машина едет! машина!»
Вишневый_пряник, 17.06.06 23:14
Темыч тоже играет только в машинки….и в магазине выбирает исключительно машинки…а дома просто машиночный завал…или машинный в общем уже не соображаю как правильно склонять прилагательное
МаринаS, 18.06.06 05:08
у нас тоже подобное было, да и сейчас есть в каком-то смысле, т.е. с ребенком ни о чем невозможно было говорить кроме любимой темы, излагаемой в двух словах, ничем не заинтересовать кроме того, что он сам себе выбрал
на самом деле это тяжело, т.к. приходится таки слушать одно и тоже годами (особенно когда кроме ребенка практически никого не видишь)
но судя по всему это типично и особенно для мальчиков
Lisik, 18.06.06 06:08
Барся, а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал «Авторевю» Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что сейчас безлошадный).
Перерастет. Лет в 6 пойдут биониклы и Человек-Паук ну и так далее, лет к 20 опять к машинам вернется
rikkuri, 18.06.06 11:20
Ну приходится же от всех женчин слушать про роды-и ничего
Барся, 18.06.06 13:28
Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой — и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, — «Помнишь?». То, что он говорит, можно перевести как «Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!»
Ранетка, 18.06.06 13:49
Вот интересно, когда деть с младых ногтей увлекается ТОЛЬКО музыкой или рисованием, родители его тут же зачисляют если не в гении, то в вундеркинды. А если машинками, то это настораживает.
милая, 18.06.06 16:07
О, у моего тоже такое было. Проходит-проходит, что ж делать то, мальчишки.
А вот у сестры сын 1,5 года (с 1,5 до 3лет) зациклен на буковках-цифирках, по мне так это даже хуже — потому что несвоевременно увлекается знаками и символами , вместо настоящих предметов. Да и не проходит.
Divo, 18.06.06 16:10
Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах
Животный мир его совершенно не волнует.
Мой двоюродный брат в детстве тоже был со странностями: играл только с палочкой. Она у него была и собачкой, и бластером, и машиной. Ничего — вырос, два высших, увлекся машинами.
Pumpkin, 18.06.06 16:13
о — мой сыночек тоже просто спит и видит машины есть пример папы — так же бредил, в результате свой бизнес, связанный с машинами-перевозками
Барся, 18.06.06 16:15
М-да… А мое педагогическое образование твердило мне, что ребенка следует ВСЕСТОРОННЕ развивать с младых ногтей. Что называется, «забудьте все, чему вас учили в школе». Так что Данилова, Жукова, Тюленев и еже с ними для меня больше не авторитет
Gabi, 18.06.06 18:09
Увидела название темы и испугалась
Мой Санчес уже не бредит машинами, у нас сейчас в фаворе Человек-паук, Бетман и лего-Бионикл (это при том,что ни мультов, ни фильмов про них он не видел ) . А машины стоят ,уж с полгода, пылятся…
rikkuri, 18.06.06 23:25
Барся, всестороннее развитие не исключает личных интересов ребенка.
Julia exquisita, 20.06.06 21:39
ЦИТАТА (Divo)
Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах
Меня, признаться, это несколько настораживает, т.к. рисовать/лепить/вырезать Тимке не так интересно, как возить паровозы… Но моторику и навыки-то надо как-то развивать…
Барся, 20.06.06 21:42
Выход один — рисоватьлепитьвырезать на соответствующую тему… Если бы вот он только это делал сам, а то ведь — «мама, рисуй подъемный кран» (это в переводе с детского)…
Юла!, 21.06.06 09:02
QUOTE
надо же такое про ребенка сказать (Вы меня извините, просто правда шокировала это фраза.. ) да ребенок просто правильно и нормально развивается в нужном ЕМУ направлении!!! такие вот интересы у ребенка! уважайте его интересы!!! мой сын тоже увлекается машинами и вообще всякой техникой с самого самого раннего младенчества , так это ж клево!!! и вовсе это не важно, что его мама больше интересуется с самого раннего детства и по сею пору природой животными и растениями , у человека свой путь!
Solnishko, 21.06.06 09:32
У нас тоже ребенок увлекается машинками, поездами, тракторами, ну и разной там техникой. Когда у него спрашивают, что тебе подарить только машинка и все. Каждый раз когда мы с ним идем в магизин продуктовый, там есть большая витрина с машинками, так после кассы, мы обязательно должны подойти и все там рассмотреть и мне нужна эта, и эта, и эта, и так каждый раз.
Мне кажется это нормальным, ребенок чем то увлечен, может было бы наоборот странным если бы ребенка ничего не интересовало. Ну кому то нравится играть с мягкими игрушками, кому то с куклами, кому то с машинками, что ж здесь странного.
А когда мы идем куда-то то должны обязательно постоять на перекрестке или повороте и посмотреть как поворачивает машина, как машины поедут после светофора, а уж когда лужы на дорогах, это самое то, ему так любобытно наблюдать как машина переедет лужу, как брызги во все стороны, ух.
Так что не зачикливайтесь, все с Вашим ребенком в порядке, ну нравится ему машинки. Как Вы видите многим мальчикам такого возраста они тоже интересны.
ФОльга, 22.06.06 14:01
Барся, успокойтесь, все нормально. Я со своими проходила и со старшим и с младшим. Старший в свое время тоже был зациклен на машинах. В два года знал большинство марок популярных машин, даже без эмблемы мог марку назвать, а уж с эмблемой вообще труда не составляло. Я смотрела на него вот так . Книжки, журналы с машинами . В зоопарк в два года с ним ездили, бабушка потом спрашивает, расскажи что ты там видел? И чтоб вы думали он ответил? МАШИНЫ!!! (Когда с одной территории зоопарка на другую по мостику над дорогой нужно было переходить, он буквально застрял там, ну как же, столько машин, что еще нужно в зоопарке ). Потом года в 3,5-4 стало проходить, интерес стал переключаться на конструкторы, солдатики, пистолеты и пр. Интерес к машинам поугас. С младшим приблизительно тоже самое.
rikkuri, 22.06.06 15:37
ФОльга, АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик)
ФОльга, 22.06.06 16:18
ЦИТАТА (rikkuri @ 22 июн 2006, 16:37)
ФОльга, АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик)
Вот-вот, чего спрашивается в зоопарк пошли , ему б на автовыставку или просто туда где машин побольше-побольше .
Мама Ната, 23.06.06 22:53
А мой ребенок «зациклен» на … топтопах т.е. на туфлях преимущественно на маминых! Раньше просто носила их везде по двору или вставит ручку и ходит на четвереньках как будто ногами, а в посл. время !Одевает! на обе ноги да еще на каблуках и ходит и приговаривает постоянно топтооп!
Мы уде всю обувь попрятали она найдет и НИ ЗА ЧТО тебе их не отдаст Если на улице останавливаемся поговорить с кем-нибудь Викуня обязательно покажет пальчиком на обувь всех присутствующих и свои покажет приговоаривая топтооп.
В общем у нас дома уже все привыкли к этому пунктику нашего дитенка
МаринаS, 23.06.06 23:32
кстати показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин
так вот, чтобы поставить «чистый» эксперимент — «без воспитания» — дали игрушки шимпанзятам
и они, как не странно, выбрали-таки «мальчики» машины, а «девочки» куклы
уже не Маленькая, 29.06.06 07:25
Девочки, моя доча играет ТОЛЬКО машинами
кукол мы игнорируем
я не вижу в этом проблемы, сама все свое детство играла машинами, и вообще пацанкой была
Ранетка, 29.06.06 09:20
МаринаS,
QUOTE
кстати показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин
так вот, чтобы поставить «чистый» эксперимент — «без воспитания» — дали игрушки шимпанзятам
и они, как не странно, выбрали-таки «мальчики» машины, а «девочки» куклы
А что, это ж биологическая программа срабатала!
Katyata, 29.06.06 10:17
ЦИТАТА (Lisik @ 18 июн 2006, 06:08)
Барся, а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал «Авторевю» Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что сейчас безлошадный).
А у меня такой же сын. Только меня это не пугает, а ужасно смешит. Вот окружающих его реакции озадачивают, откуда ж им знать, что БА-БА — это все, что на колесах? Мы вот в поезде едем, а он у нас тут навесной, над шоссе, ребенок приходит в экстаз от количества машин и на весь вагон вопит БА-БААААААА, люди меня спрашивают, что с ним?
А машинки у нас в ходу маленькие модельки, он их по четыре штуки носит с собой ВЕЗДЕ — в постель, за стол, в ванную, на прогулку. И никакими мягкими зверями не отвлечешь
Зато благодаря машинкам он учится играть в другие игры, типа досок Сегена, и просто спектакли с их участием разыгрывать. Мне даже прикольно, я же в машинки не играла.
Барся, 29.06.06 15:14
Я вот тоже стала учиться жить с его машинами. Сама-то в солдаты играла…
Вот, научила его играть в «аварию» — восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю «бдыщ!». На очереди покупка коврика с дорожными знаками Может, что полезное выйдет из этого
Latinique, 29.06.06 17:36
Ух, какое название Я себе сразу предствила юного моджахеда с гранатой Не пугайте, дамы
MaKosh, 29.06.06 22:07
Мой сынуля машинки не любит ярко выраженных предпочтений пока нет, разве что открывать и закрывать все подряд — двери, книжки…
Katyata, 02.07.06 08:58
ЦИТАТА (Барся @ 29 июн 2006, 15:14)
Вот, научила его играть в «аварию» — восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю «бдыщ!».
А у нас любимая игра — в шлагбаум. Есть у нас маленький такой шлагбаум из его многоэтажного сервисного центра. Я — шлагбаум, то есть, я его тупо открываю и закрываю. Рон возит машины и поезда и озвучивает. Требует играть ежедневно по полчаса. Может быть, ему нравится, что там порядок и его нельзя нарушить? Он иногда даже пытается специально, и охотно выслушивает правила в десятый раз.
Игрушка, 03.07.06 18:33
QUOTE
Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой — и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, — «Помнишь?». То, что он говорит, можно перевести как «Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!»
ой, не могу мимо пройти.. мне мой тоже говорит: мам, пойдем в зоопарк на мотоциклах кататься….
я как-то не особо за слона обиделась… лучше уж знать , на чем пацан «зациклен», чем потом искать, чем заинтересовать ребенка…
Гульгена, 03.07.06 22:41
А у меня вопрос принципиальный: во что играли мальчики леттак 150-200 назад, когда этих машин не было? В лошадок? В войну?
Катеныш, 05.07.06 16:34
у меня сыну 1,10, от машин тоже не оттащишь. Мы ему купили машину на аккамуляторе и он с первого раза сам поехал, и рулит правильно, самое главное понимает где право и где лево, научила!
Источник
Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
Кажется, в этой большой семье ближе всего ребенку собака…
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Мама занята малышом и, кажется, у нее нет времени ни на папу, ни на старшего сына.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Руки на этой картинке достались только психологу — очевидно, в семье есть проблемы, с которыми родители не в силах справиться.
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Члены семьи так тесно прижались друг к другу, что слева свободны пол-листа. Детям под такой опекой буквально не шевельнуться.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Ребенок повис между небом и землей — у него нет символической опоры.
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
У счастливой семьи на прогулке четко прорисованы зрачки. Одежда дочки заштрихована мягко, а у родителей и брата — с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
В счастливой семье головоногов есть красный ребенок с кулаками и без глаз.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Автор: Анна Первушина
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
Источник