Движение силы развития ребенка
Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.
Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.
В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».
Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?
Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.
По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.
Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.
Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.
Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.
1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет;
2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет);
3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)»
В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.
Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейронные связи, в ином случае — отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейронных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.
Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.
По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.
Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.
И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.
Какой вид спорта лучше выбрать?
Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.
Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.
Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.
Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?
Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.
Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.
Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.
1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет);
2)Комплекс упражнений во время летних каникул;
3)Гимнастика и лечение плоскостопия;
4)Формируем правильную осанку;
5)Учимся подтягиваться
Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?
Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.
С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.
От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.
Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.
В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.
В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.
При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.
Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.
Рекомендуется проводить занятия не более 50 мин с высокой интенсивностью. За это время дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!
Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.
Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.
Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.
Источник
Рейтинг Информация, которую родителям важно знать для развития двигательной сферы ребенка |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Что такое равновесие и координация?
Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время выполнения задания, например, сидя за столом, идя по бревну или наступая на бордюр. Для эффективного функционирования и выполнения определенных заданий человеку необходима способность поддерживать контролируемое положение тела во время статических (неподвижных) и динамических (подвижных) занятий.
- Статическое равновесие – это способность сохранять и контролировать стационарное положение тела (например, во время игры «Море волнуется раз» или «Статуя»).
- Динамическое равновесие – это способность оставаться сбалансированным в движении (например, при беге или езде на велосипеде).
Координация — это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, т.е. это способность совершать точные целенаправленные движения.
Почему так важны равновесие и координация?
Соответствующие возрасту равновесие и координация позволяют человеку довольно успешно заниматься спортом, поскольку обеспечивают плавное движение тела во время физических упражнений (например, при ходьбе по бревну или игре в футбол). В свою очередь, занятия спортом полезны для формирования хорошей саморегуляции, построения социальных связей и достижения чувства принадлежности к обществу или определенному микросоциуму. Кроме того, правильные и контролируемые движения тела во время выполнения упражнений уменьшают расход необходимой энергии и минимизируют усталость.
При хорошо развитом равновесии и координации снижается вероятность получения травм, так как ребенок развивает соответствующие реакции тела, когда это необходимо (например, выставляет руки при падении). Также они обеспечивают принятие соответствующих поз для выполнения заданий, сидя за столом, и соответствующий успех при выполнении заданий с использованием мелкой моторики.
Для правильного развития равновесия и координации необходимы следующие элементы:
- Внимание и концентрация – способность концентрировать внимание на конкретной задаче в течение длительного периода времени.
- Осознание тела – знание различных частей тела и понимание принципов движения тела в пространстве по отношению к собственным конечностям и различным предметам.
- Билатеральная (двусторонняя) интеграция – использование двух рук, при этом одна из них ведущая (например, открывание крышки банки; вторая рука, не ведущая, поддерживает и стабилизирует банку).
- Пересечение средней линии – способность пересекать воображаемую линию, пролегающую от носа к тазу человека, которая делит тело на правую и левую стороны.
- Зрительно-моторная координация – способность обрабатывать информацию, полученную посредством глаз, для контроля, руководства и направления рук при выполнении конкретных задач, таких как письмо или ловля мяча.
- Ведущая рука – последовательное использование одной и той же руки для выполнения задач, что позволяет развивать навыки совершенствования определенных действий.
- Мышечная сила – способность прилагать силу для сопротивления.
- Мышечная выносливость – способность мышцы или группы мышц неоднократно прилагать силу против сопротивления.
- Саморегулирование – способность достигать, поддерживать и изменять определенный уровень концентрации внимания, соответствующий задаче или ситуации.
- Управление положением тела – способность придавать устойчивость туловищу и шее для координации движения конечностей.
- Проприоцепция (ощущение себя в пространстве) – это информация, которую мозг получает от мышц и суставов и которая рассказывает ему о положении и движении тела в пространстве.
- Обработка сенсорной информации – точная обработка информации, полученной посредством сенсорной стимуляции факторами окружающей среды и собственного тела.
- Изолированное, обособленное движение – способность перемещать руку или ногу, сохраняя оставшуюся часть тела неподвижной.
У ребенка есть определенные проблемы с равновесием и координацией, если он:
- Легко падает, часто спотыкается или не может быстро «восстановиться» после потери равновесия.
- Двигается скованно, движениям тела не хватает плавности, гибкости (например, бегает, как «робот»).
- Избегает физической активности (например, активных игр на площадке, занятий спортом).
- Опаздывает на этапах развития (например, поздно начинает ползать или ходить).
- Медленнее, чем сверстники, осваивает физические навыки (например, езду на велосипеде, плавание или лазанье по деревьям).
- Менее проворен, способен, чем сверстники, в спорте (например, в командных видах спорта).
- Толкает тяжелее, движется быстрее или вторгается в личное пространство других детей больше, чем они того хотят.
- Боится новых физических игр (например, качелей) или высоты, которая не смущает сверстников.
Когда ребенок испытывает трудности с равновесием и координацией, вы также можете обратить внимание на следующие параметры:
- Моторное (мышечное) планирование и выполнение физических заданий (например, ребенок может начинать выполнение с середины, а не с начала).
- Мышцы «вялые», при этом тело выглядит дряблым, или, наоборот, мышцы чрезмерно напряжены, и тело выглядит негнущимся, не гибким.
- Ориентирование в пространстве или то, как ребенок размещает тело в пространстве (например, ребенок нарушает личное пространство другого ребенка, не понимая этого).
- Выносливость при выполнении задач на мелкую и крупную моторику.
- Развитие навыков письма – мелкие штрихи, из которых состоит большинство букв, цифр и ранних рисунков.
- Удержание карандаша – эффективность и манера держать карандаш и двигать им определенным образом.
- Управление карандашом – точность, с которой движется карандаш при рисовании и письме.
- Дискриминацию левой или правой половины тела – визуализация различий между правой и левой сторонами тела, при этом доминирующая сторона тела становится четко видимой.
- Ведущую руку – последовательное использование одной и той же руки для выполнения задач, что позволяет развивать навыки совершенствования действий.
- Артикуляцию – четкость звуков речи и разговорного языка.
- Уход за собой – самостоятельное одевание и использование столовых приборов.
- Обработку сенсорной информации – точная регистрация, обработка и реакция на сенсорную стимуляцию факторами окружающей среды и собственного тела.
Способы и необходимые меры для развития у ребенка навыков равновесия и координации
- Улучшение внимания к заданиям и уровня концентрации как готовности быстро реагировать при потере равновесия.
- Подробное изучение механики определенных действий – правильное выравнивание положения тела для сохранения равновесия (например, сгибание рук в локтях и прижатие к плечам, а не вытягивание вперед при ползанье).
- Укрепление «главных», крупных мышц тела для обеспечения лучшей устойчивости (особенно мышц туловища).
- Упрощение задания для сосредоточения ребенка на каждом движении по очереди, пока он не будет готов к нескольким движениям одновременно.
- Увеличение мышечной силы для обеспечения лучшего управления мышцами.
- Улучшение мышечной выносливости, чтобы увеличить промежуток времени, в течение которого ребенок может удерживать равновесие и координацию.
- Улучшение обработки сенсорной информации, чтобы организм получал и обрабатывал правильные сообщения от мышц об их положении, взаимосвязи друг с другом, скорости их сокращения и количестве используемой силы.
- Социальные источники мотивации – если друг или член семьи ребенка успешно занимается спортом, это может мотивировать ребенка заниматься и развивать эти особые навыки.
Виды деятельности, которые могут помочь улучшить равновесие и координацию:
- Неустойчивые поверхности – хождение по неустойчивым поверхностям (например, по подушкам, креслам-мешкам или одеялам на полу) заставляет туловище работать над тем, чтобы сохранять вертикальное положение.
- Неустойчивые качели и подвижные игры, в том числе подвешенные лестницы и канаты. Когда качели двигаются неожиданным образом, это заставляет мышцы тела интенсивнее работать.
- Ходьба по типу «тачки» (ребенок ходит на руках, а взрослый поддерживает его ноги).
- Плавание – заставляет туловище бороться с сопротивлением воды, обеспечивая тем самым более глубокое ощущение себя в пространстве.
- Приседание на колени, не касаясь рукой пола, подъем и передача воздушного шарика рукой другому игроку.
- Игра в классики – требует от ребенка менять направление движения и прыжков быстро и часто.
- Игра в сапера с большими прыжками (например, нельзя наступать на мины) – это хорошее задание для ребенка на сохранение равновесия.
- Велосипеды и скутеры – оба вида требуют от ребенка постоянно вносить коррективы в свою осанку, положение тела для сохранения равновесия.
Для чего необходимо лечение при проблемах с равновесием и координацией?
- Для усиления уверенности вашего ребенка в деятельности с вовлечением крупной моторики (например, в играх на детской площадке, беге, прыжках).
- Для повышения его самооценки (чтобы ребенок не подвергался остракизму других детей и чтобы его не выбирали последним в спортивную команду из-за его проблемных физических возможностей).
- Для повышения способности заниматься спортом и уверенности в себе во время этих занятий. Занятия спортом позволяют ребенку обогатить свою жизнь знакомством с позитивными людьми и развивать крепкие дружеские отношения с ними.
- Хорошо развитое равновесие и координация позволяют детям заниматься спортом, а мы знаем, что активные дети, скорее всего, вырастают активными взрослыми людьми, в результате живут здоровой и более долгой жизнью.
- Физическая культура – это часть школьной программы, которая включает в себя соревнования по легкой атлетике и плаванию, и посещение уроков физкультуры зачастую является обязательным. Без соответствующего чувства равновесия и координации детям будет трудно принимать активное участие в занятиях физкультурой и соревнованиях.
- Чувство равновесия и координации необходимо, чтобы успешно овладевать навыками крупной моторики, которые позволяют избегать травм и, таким образом, развивать способность ребенка заниматься спортом.
При отсутствии специального лечения трудности с равновесием и координацией могут привести к:
- Социальной изоляции, так как ребенок не сможет участвовать в таких групповых мероприятиях, как катание на коньках, верховая езда, теннис, волейбол и другие.
- Низкой самооценке, когда ребенок понимает, что его навыки не соответствуют навыкам его сверстников.
- Издевательствам, когда другие дети узнают о проблемах ребенка.
- Плохим навыкам мелкой моторики (например, письму, рисованию и вырезанию), когда у ребенка нет прочной основы для поддержания движений рук и кистей.
- Неспособности ездить на велосипеде или самокате, что означает ограниченные возможности для игры со сверстниками, многие их которых любят кататься на велосипеде.
Какой способ лечения рекомендуется при проблемах с равновесием и координацией?
Если ваш ребенок испытывает трудности с равновесием и координацией, необходимо проконсультироваться с врачом-эрготерапевтом, оккупационным терапевтом. Также при проблемах с навыками крупной моторики целесообразно проконсультироваться с физиотерапевтом. Важно знать, что во многих (но не всех) случаях принципы эрготерапии и физиотерапии данных проблем совпадают.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.09 из 5 на основе
23 оценок.
Развитие ребенка
08.12.2015
Источник