Двигательные функции ребенка до 1 года

Двигательные функции ребенка до 1 года thumbnail

[su_note note_color=»#fefcbd» radius=»8″]Почти все животные рождаются уже с заложенной в них природой «программой движения». Зачастую, детеныши начинают ходить раньше, чем у них полностью разовьются зрительные, обонятельные, слуховые и другие рефлексы. Человеческому же детенышу требуется длительный 5-летний период последовательного прохождения всех необходимых этапов, для того чтобы научиться полностью контролировать свое тело. Хотим предоставить вашему вниманию этапы психомоторного развития ребенка до 1-го года.[/su_note]

Двигательные функций ребенка до 1-го года —

развитие ребенка до 1-го года

первые 3 месяца

Движения малыша неорганизованные, спонтанные, бесцельные. Младенец держит кулачки сжатыми. В возрасте одного месяца он уже задерживает свой взгляд на каком-нибудь предмете – недолго, всего несколько секунд. Если его поддержать, инстинктивно пытается сделать шажок.

В 2-х месячном возрасте наблюдает за предметом в горизонтальной плоскости – с одного конца до другого. В 3 месяца начинается важное развитие органов чувств: малыш может различать цвета (красный, зеленый), различает кислый и соленый вкусы, может схватить и удержать крупный предмет, играет со своими ручками, улыбается. Постепенно одерживает верх над притяжением: опираясь на ладони, приподнимает тело.

 от 4-х до 6 месяцев

Начинается период нескоординированных движений. Ребенок поворачивает голову, если его окликают, различает вкусы, удерживает вес своего тела, опираясь на ладони, делает движения головой во всех направлениях: налево, направо, верх, вниз. Удерживает в реках предметы, привлекающие его внимание, выказывает радость при виде близких людей.

В 5 месяцев малыш уже умеет делать вращательные движения ногами, лежа на спине. Он хватает ручками свои ножки и пытается дотянуть их до рта (что успешно удается большинству детей). В 6 месяцев многие дети уже умеют сидеть. Их поле зрения значительно увеличивается: «экран» становится панорамным. Малыш умеет переворачиваться во все стороны, тянется ручками за интересующими его объектами.

От 7 до 10 месяцев

Начинается очень важный этап развития движений. В 7 месяцев малыш уже самостоятельно садится, хватается за решетку кроватки, бросает игрушки и «распевает». В 8 месяцев пытается уже из сидячего положения встать на ножки. Также начинает использовать самый важный «инструмент» – большой палец, для того чтобы удерживать в руках игрушку. Держась за решетку кроватки, приседает на ножках. В 9 месяцев может начать вставать на четвереньки. Опираясь на ножки, в вертикальном положении, пытается дотянуться до предмета, его интересующего. Начинает произносить двусложные слова.

В 10-месячном возрасте

Малыш уже может повернуться, не теряя при этом равновесия. Ползает на четвереньках, пытается делать первые шаги – сначала с опаской, затем все более и более уверенно. Становится более сообразителен: достает шарики из ведерка, самостоятельно берет понравившуюся ему игрушку, хлопает в ладоши, показывает ручкой «до свиданья». С этого возраста ребенок вступает в фазу отдельно координированных движений, которая длится до 2-х лет.

В 11-месячном возрасте

Многие дети уже умеют ходить – за ручку или самостоятельно, на расстояние в 2-3 метра.

В возрасте 1-го года

В годовалом возрасте ребенок хорошо держит равновесие, даже если ходит еще не совсем уверенно – в основном, держась за руку взрослого. Если малыш больше наступает на носочки, не стоит паниковать: это длится только на начальной стадии. Также зачастую малыши ступают боковой частью ноги, при этом цепляются за рядом стоящие предметы.

Видео в тему:

От рождения до года: двигательное развитие ребенка. Советы родителям.

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука — рука — рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука — стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Двигательные функции ребенка 
закладываются задолго до его 
рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное
движение рук и ног приводит к 
тому, что в момент рождения ребенок 
начинает двигаться. Мышечное и структурное 
развитие, достигнутое в утробе,
вкупе с нервным контролем 
позволяют младенцу осуществлять движения
сразу при появлении на свет. В 
первые часы после рождения у ребенка 
наблюдаются: шагательный, хватательный,
плавательный рефлексы, рефлекс ползания
и др. Задатки прена-тального внутриутробного
движения плавно переходят в постна-тальное
(после появления ребенка на свет).

 У новорожденного отсутствуют 
движения, направленные на сохранение 
определенной позы. У него преобладает 
тонус мышц-сгибателей. В состоянии 
покоя пальцы его обычно сжаты 
в кулачки, а ноги подтянуты 
к животу. Отдельные движения 
конечностей отрывисты и резки. 
Среди движений новорожденного 
преобладают: 1) беспорядочные хаотические 
движения типа синкинезий, т.е. движения
представляют собой сочетание различных
некоординированных, часто антагонистических
актов; 2) безусловно-рефлекторные различного
характера, которые отличаются упоряДО’
ченностью и строгой координацией составляющих
их элементов.

 Ряду безусловных рефлексов 
сопутствует приспособительное двй-
j жение, например сосательный рефлекс.
Другие безусловные рефлексы представляют
собой атавистй-1 ческие реакции, например
хватательный, или ладонный, рефлекс i
плавательные движения, рефлекс переступания
и т.д

Хотя кора головного мозга к 
моменту рождения морфологически еще 
не оформлена, по мнению ряда ученых, это 
не является Препятствием для ее функционирования
после рождения, поэтому формирование
движений у ребенка с самого начала
происходит под контролем и при 
участии коры больших полушарий
(это точка зрения Н.И.Красногорского,
Н.И.Касаткина, Н.М.Щело-ванова, М.И.Лисиной,
Я.З.Неверовича и др.).

 Уже в первые дни существования 
ребенка для него выступает 
в качестве самостоятельной, хотя
и второстепенной, задача овладения собственным
телом.

 По мнению Г.Доман, Д. Доман, Б.Хаги,
ребенок рождается уже готовым двигаться,
и ему необходимо создать условия для
применения своих способностей. Они утверждают,
что чем больше дней потеряно для движений,
тем труднее ребенку придется в дальнейшем
[38].

 И.П.Павлов утверждал, что 
в первые месяцы ребенок обучается управлять
своими первыми движениями, у него происходит
образование условно-рефлекторных связей.
В результате хаотичных движений, характерных
для новорожденного младенца, у него накапливается
опыт, необходимый для установления этих
связей.

 Изменения, происходящие у 
ребенка с возрастом, связаны 
с развитием центральной нервной 
системы и опорно-двигательного 
аппарата. Они создают предпосылки 
для развития определенных движений 
в каждом возрастном периоде. 
Реализация этих предпосылок 
происходит успешно при создании 
соответствующих условий физического 
воспитания ребенка.

 Г. П. Юрко пишет, что 
одно из основных правил воспитания 
— не ждать, пока тот или 
иной навык, умение, психическая 
деятельность возникнут сами 
собой, а активно способствовать 
появлению тех функций организма, 
которые на данном этапе подготавливаются 
созреванием соответствующих центров 
нервной системы.

 Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость 
развития движений и нервной 
системы ребенка, необходимо подчеркнуть, 
что под воздействием движений 
совершенствуется работа центральной 
нервной системы, которая тем 
самым улучшает двигательные 
действия ребенка.

 Для обеспечения развития 
движений ребенку первого года 
жизни необходимо использовать 
массаж и физические упражнения.

 Важно также стимулировать 
его самостоятельную двигательную 
активность: побуждать ребенка к 
смене позы, активному движению,
чередуя двигательную деятельность 
с отдыхом, способствуя удовлетворению 
потребности в движении и не 
допуская Утомления.

В первые 3 месяца у ребенка развивается
умение держать головку в вертикальном
положении и лежа на животе. При этом формируются
изгибы позвоночника, укрепляются шейные
и спинные мышцы, улучшается кровообращение
головного мозга.

 Беспомощность ребенка в первые
месяцы жизни побуждает его совершать
первые интуитивные движения, обращать
их к окружающим его взрослым, ставя на
первый план общение. Первые движения
ребенка — это, по существу, выразительные
жесты, с помощью которых он пытается привлечь
внимание окружающих к своим потребностям.

 Общение со взрослыми способствует
развитию основных форм сосредоточения
— слухового и зрительного восприятия.
По данным исследования Н.Л.Фигуриной
и М.П.Денисовой, впервые реакцию сосредоточения,
а позднее реакцию оживления у ребенка
вызывает вид и голос человека. На основе
зрительного и слухового сосредоточения
у ребенка в 2—3 месяца возникает комплекс
оживления, что свидетельствует об отношении
ребенка ко взрослому.

 Значение комплекса оживления 
в том, что на его основе 
в дальнейшем формируются хватательные 
движения рук.

 Во время реакции оживления 
ребенок выполняет многочисленные 
движения руками. Иногда, наталкиваясь 
на предметы, которые находятся 
поблизости от него, он захватывает 
их. В 2,5— 3,5 месяца у ребенка 
впервые возникают реакции, подготавливающие 
схватывание. Вначале ребенок 
ощупывает собственные руки, затем 
переходит к ощупыванию других 
предметов (пеленки, одеяла и 
др.). Примерно через 2—3 недели 
он начинает рассматривать свои 
руки, попавшие случайно в поле 
его зрения.

 Позднее ребенок начинает 
тянуться к окружающим предметам, 
дотронувшись до них, ощупывает 
их под контролем зрения, фиксируя 
попеременно то предмет, то свою руку.
Этот подготовительный период заканчивается
появлением реакции захватывания предмета
после его рассматривания и ощупывания.

 К 4—5 месяцам появляется 
настоящая реакция хватания. Она 
характеризуется приданием кисти 
и пальцам характерного полусогнутого 
положения, необходимого для быстрого 
и точного осуществления реакции. 
Хватание этого типа характеризуется 
как сен-сомоторная реакция, способствующая
установлению координации между зрительным
раздражением, довольно нечетким и диффузным,
и движением собственной руки.

 До конца первого года 
жизни хватание остается на 
начальной стадии своего развития.
Значительно позднее, примерно К
15-му месяцу, хватание становится предметной
реакцией, которая выражается в тонкой
и богатой дифференцировке поз руки,

готовящейся взять предмет определенной
величины, формы и назначения.

 Во втором полугодии первого 
года жизни ребенок начинает 
соучаствовать в действиях взрослого, 
возникает их совместная деятельность.
Эта деятельность в основном 
разворачивается в связи с 
предметами, игрушками и простейшими 
обиходными вещами. Взрослый показывает 
ребенку игрушку, называет ее,
прячет или протягивает ребенку. 
Подобное общение способствует 
тому, что ребенок оживляется, радуется 
появлению взрослого, протягивает 
к нему руки, вызывает криком 
внимание к себе. Н.А.Бернштейн 
определяет эту стадию в развитии 
моторики как стадию пространственного 
поля.

 У ребенка формируется восприятие 
себя и предметов в точных 
координатах времени и пространства 
и соотношение их между собой. 
В этом возрасте со всеми 
предметами и игрушками ребенок 
ведет себя примерно одинаково.

 Физиологическую основу схватывания, 
бросания, метания составляет связь 
развития руки и функций коры 
головного мозга. Движения руки 
дали возможность развить путем 
жеста первичный язык, с помощью 
которого происходило общение 
первобытных людей. Эти движения 
тесно связаны с развитием 
речи, формированием представления 
о схеме собственного тела.

 Таким образом, первая двигательная 
функция руки — схватывание. 
Оно вначале выявляется как 
врожденный рефлекс (хватательный 
рефлекс Робинзона). В 4—5 месяцев 
хватание предмета приобретает 
условно-рефлекторный характер и 
совершается с наложением всех 
пальцев и ладони, так называемое 
«обезьянье хватание» (М.М.Кольцова).
На 9-м месяце ребенок начинает 
брать предмет пальцами. К 11 — 
12 месяцам он уже играет с 
мячиком.

 В овладении движениями рук 
огромную роль играет подражание.
Различают три вида подражательных 
реакций: 1) повторение собственных 
движений; 2) повторение знакомых 
движений взрослого; 3) повторение 
новых движений.

 По данным Х.Хальверсон, схватывание
предметов (кубика, мячика и т.п.) совершенствуется
в возрасте до 15 месяцев.

 Большое значение придается 
ощущению определенного пред-Мета
(«предметности восприятия»). И.М.Сеченов
писал, что источником происхождения этой
особенности восприятия являются Действия
с предметом (мячом). В процессе таких действий
все получаемые ощущения связываются
с воспринятым предметом. М-М.Кольцова
указывает, что это служит физиологической
осно-в°й для развития дифференцирования
предметов: комплекс ощущений, получаемых
в действиях с одним предметом, обособляет-Ся
от комплекса ощущений, получаемых в действиях
с другим предметом. Ж. Пиаже и другие авторы
связывают формирование предметных действий
с созреванием «сенсорных схем поведения».
Ряд ученых (П.Я.Гальперин, Р.Я.Лехтман-Абрамович,
Ф.И.Фрадкина и др.) подчеркивают роль научения
в освоении ребенком предметных действий.
Они формируются у ребенка под воздействием

 взрослых.

 Почти до пятимесячного возраста 
у ребенка наблюдаются лишь 
врожденные двигательные рефлексы.
В этот период отчетливо можно 
наблюдать процесс кортиколизации
движений руки и пальцев [39]. При совершенствовании
мануальных навыков у ребенка развиваются
плечи, локти, туловище. Приобретая навык
«сжать—разжать» кисти руки, ребенок
пытается поднимать предметы, у него развивается
мозг.

 В 4—5 месяцев ребенок, 
манипулируя игрушкой, начинает 
поворачиваться со спины на 
бок, на живот, лежа на животе,
опирается на выпрямленные руки,
поднимает голову. Играя в положении 
лежа на животе, малыш тянется 
за игрушками, он быстрее начинает 
ползать. Несмотря на то что новорожденный
ребенок ползает с момента рождения и
в первый день после появления на свет
может проползти до 30 см, во второй — до
60 см, в третий — 90 см (Г.Доман, Д.Доман,
Б.Хаги), ползание как вид движения появляется
у него лишь к 8—9 месяцам. Начало ползания
является гигантским достижением в развитии
ребенка. Ползание достигает своей кульминации,
когда ребенок начинает ползать на четвереньках.
У него появляются сложные перекрестные
локомоторные движения. Первоначально
ползающий на животе ребенок обнаруживает
способность вставать на четвереньки
и передвигаться вперед. В то время как
ползание на животе — это движение ради
движения, ползание на четвереньках —
это целенаправленная деятельность, в
выполнении которой участвуют не только
рефлекторные, но и осмысленные функции.

 Чтобы ползать на четвереньках,
ребенку необходимо научиться 
по-новому координировать действия плеч,
локтей, запястий и пальцев с действиями
бедер, коленей, ступней и лодыжек. Особенно
необходима координация локтей и коленей.
Ползая на четвереньках, ребенок развивает
равновесие, бинокулярное зрение, совершенствует
познавательные процессы, изучает окружающий
мир. У него формируются сложно координированные
перекрестные движения, свидетельствующие
о совершенствовании деятельности коры
больших полушарий головного мозга.

 Своевременное развитие ползания,
переступания играет важнейшую 
роль в формировании движений 
ребенка. Усваивая ползание, ребенок 
овладевает навыком садиться. Это 
способствует формированию изгибов 
позвоночника, укреплению мышц туловиша

и ног. Оно положительно сказывается 
на гармоничности психофизического
развития ребенка. Он играет с игрушкой
сидя и видит все окружающее (М.Ю.Кистяковская,
Г. П.Юрко).

 Принято считать, что ребенок 
сначала учится сидеть, а затем 
уже начинает ползать. Однако,
по мнению ряда ученых, гораздо 
выгоднее для ребенка сначала 
овладеть ползанием, поскольку 
это делает его активнее, самостоятельнее 
и намного расширяет доступный 
ему для познания окружающий 
мир (Н.М.Щелованов). Ползание является
первой локомоторной реакцией.

 К 8—9 месяцам ребенок научается 
влезать на ступеньки горки, 
перелезать через бревно, учится 
переступать и передвигаться 
вокруг манежа.

 К концу 1-го года жизни 
он начинает ходить. Ходьба включает 
в себя поддержание тела в 
равновесии при вертикальном 
его положении и при движении 
вперед. Подкорковые реакции переступания 
и опорные реакции (отталкивание 
ножками от опоры) постепенно 
угасают, так как они не являются 
начальным этапом пря-мохождения.
Предпосылкой формирования ходьбы является
овладение ребенком позой стояния.

 По данным Н.Л.Фигуриной и М.П.Денисовой,
стояние проходит в своем формировании
следующие этапы:

1) поддерживаемый под мышки, 
ребенок не подгибает ног,

 o сгибается в тазобедренном суставе;
2) если его тянуть, поднимается, держась
за руки взрослого; 3) недолго стоит, если
его держат за руки; 4) не подгибает ног
и стоит прямо; 5) долго стоит, если его
держат за руки; 6) сам поднимается, взятый
за руку;

стоит, держась за перила;

встает на колени, цепляясь;

9)  сам поднимается, цепляясь;

садится из вертикального положения;

пытается стоять без опоры руками;

стоит без опоры руками;

р 13) поднимается, не цепляясь;

14) приседает, стоя без опоры.

 Окончательное оформление позы 
стояния и связанных с нею 
Динамических реакций происходит 
у ребенка в 10—11 месяцев.

Источник