Двигательное развитие ребенка с умственной отсталостью
Физическое развитие и двигательные
способности детей с умственной отсталостью
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития:
— отставания в массе тела;
— отставания в длине тела;
— нарушения осанки;
— нарушения в развитии стопы;
— нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
— парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей;
— отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
— деформации черепа;
— дисплазии;
— аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
— нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве;
— координации движений;
— ритма движений;
— дифференцировки мышечных усилий;
— пространственной ориентировки;
— точности движений во времени;
— равновесия;
— отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
— быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
— выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Состав учащихся в конкретной учебной группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речи двигательных.
Таким образом, можно сделать вывод:
- двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;
- существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
- моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
- нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
- нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.
Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.
Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:
— включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;
— крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;
— оптимальный уровень двигательных возможностей;
— физическое совершенство;
-потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;
— коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.
Источник
Жузлова Олеся
Двигательное развитие детей-инвалидов с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой) и ТНР
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Цель обучения — обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является.Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений осуществляется на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных, которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др., подъемники и др
Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие».
Формирование умения удерживать голову
Ожидаемый результат: удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом, в положении сидя
Методические рекомендации: При обучении удержанию головы в положении сидя (цель обучения) рекомендуем выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч. В положении лежа на животе на горизонтальной плоскости для облегчения удержания головы под голову и плечи ребенка подкладывают валик или согнутые в локтевых суставах руки. При выполнении упражнения на большом гимнастическом мяче для облегчения удержания головы учитель раскачивает мяч вперед/назад. Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся (мигающим или меняющим цвет) предметом, собственным отражением в зеркале.
Формирование умения выполнять движения головой
Ожидаемый результат:выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя, повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя, «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Методические рекомендации: Ребенок выполняет наклоны и повороты головой в положении сидя или стоя, исходное положение головы прямо. Ребенок учится наклонять голову вправо/влево, вперед/назад. Для привлечения внимания ребенка учитель использует звучащую игрушку, например, резиновый мишка. Игрушка располагается таким образом, чтобы при наклоне головы она издала звук. Для того чтобы ребенок повернул голову, в качестве мотивации учитель использует привлекательный для него предмет. Если ребенок поворачивает туловище вместе с головой, то рекомендуем зафиксировать туловище (например, удерживать руками) перед выполнением упражнения. «Круговые» движения ребенок выполняет по образцу, заданному учителем, в медленном темпе.
Формирование умения выполнять движения руками
Ожидаемый результат:выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»
Методические рекомендации: Ребенок учится выполнять движения руками в положении стоя в процессе совместных с учителем действий. Учитель располагается за спиной ребенка, берет его за запястья и выполняет движения по максимальной амплитуде. Например, подняв руки ребенка вверх, удерживает их, затем возвращает в исходное положение. Обучение «круговым» движениям начинают с выполнения синхронных движений в одном направлении (вперед/назад, вправо/влево). После этого переходят к выполнению разнонаправленных движений (руки одновременно движутся в разных направлениях).
Формирование умения выполнять движения пальцами рук
Ожидаемый результат:выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание
Методические рекомендации: Ребенок учится выполнять движения пальцами в процессе совместных действий с учителем. Учитель захватывает кисть ребенка своей кистью и сгибает фаланги пальцев рук. Если ребенок испытывает трудности при разгибании пальцев, учитель помогает ему.
Формирование умения изменять позу в положении лежа
Ожидаемый результат:изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину
Методические рекомендации: Ребенок, который самостоятельно не передвигается (повышенный мышечный тонус, учится выполнять повороты туловища в положении лежа. Для выполнения поворота со спины на живот,ребенку оказывается помощь: учитель захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища, стимулируя последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног. Учитель может оказывать помощь ребенку за счет тяги противоположной руки вбок по касательной. Для облегчения выполнения поворота используется наклонная плоскость. При выполнении поворота с живота на спину, в том случае, когда поворот осуществляется влево, учитель поднимает вперед вверх левую руку ребенка, при этом его правое плечо наклоняет в сторону поворота, стимулируя его дальнейшее активное включение в поворот. Важным условия для выполнения самостоятельного поворота является наклонная плоскость.
Формирование умения выполнять движения ногами
Ожидаемый результат:выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад
Методические рекомендации: Ребенок стоит, держась за опору, и выполняет движения ногами. Сначала он учится двигать ногу вперед, назад, в сторону, не отрывая ее от пола. После этого ребенок учится поднимать прямую ногу в разных направлениях. При необходимости учитель одной рукой захватывает ногу ребенка в области пятки, другой рукой придерживает колено ребенка, чтобы оно не сгибалось. Поднимать согнутую в колене ногу ребенок учится до ориентира, заданного учителем. Когда ребенок учится отводить ногу назад, учитель придерживает ее за голеностопный сустав.
Источник
по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью по СИПР
Разработчик программы: учитель физической культуры Прилукова Л.Э.
Настоящая рабочая программа по физической культуре для 1 класса по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью разработана на основе:
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016учебный год» (с изменениями на 26 января 2016 года).
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств (мышечной силы, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции).
2. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
3. Обогащение словарного запаса.
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата .
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений, гиподинамии и пр.).
7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально- волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениям .
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью коррекционного курса занятий
— удерживание головы: в положении лежа на спине, в положении лежа на животе, в положении на боку (правом, левом), в положении сидя;
— выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя); повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя);
-выполнение движений пальцами рук: сгибать /разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак /разгибать;
-бросание мяча: двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы);
-изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину;
-изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево);
-изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево) наклон (вперед, назад, вправо, влево);
— движений ногами: подъем ноги вверх; отведение ноги в сторону.
Тематический план
Учебно-методический комплекс
Адаптированная основная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
1
СИПР
0 — отсутствие движения, навыка;
1 — выполнение с помощью;
2 — самостоятельное выполнение.
Электронные образовательные ресурсы
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Дифференцировка усилий
2
13.09
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Дифференцировка усилий
3
20.09
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Дифференцировка усилий
4
27.09
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Дифференцировка усилий
5
04.09
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Дифференцировка усилий
6
11.10
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
7
18.10
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
8
25.10
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
2 четверть
9
08.11
Удерживание головы
Удержание головы: в положении лёжа на спине, в положении лёжа на животе
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
10
15.11
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
11
22.11
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
12
29.11
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
13
06.12
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
14
13.12
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
15
20.12
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
16
17.01
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений головы, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
3 четверть
17
24.01
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
18
31.01
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине/животе ,стоя или сидя)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
19
07.02
Выполнение движений головой
Наклоны головы (вправо, влево, вперёд в положении лёжа на спине/ животе ,стоя или сидя) ); повороты ( вправо ,влево в положении лёжа на спине/животе ,стоя или сидя)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Внимание, реакция на сигнал, сохранение устойчивой позы
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
20
14.02
Выполнение движений руками
Вперёд .назад, вверх, в
стороны
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений рук, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
21
21.02
Выполнение движений руками
Вперёд .назад, вверх, в
стороны
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
22
28.02
Выполнение движений руками
Вперёд .назад, вверх, в
стороны
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений рук, ритмичность действий
https://mistergid.ru/children/pesni/20378-podvizhnie-muzikalnie-igri-dlya-detey-3-6-let.-dis.html
23
07.03
Выполнение движений руками
Вперёд .назад, вверх, в
стороны, «круговые»
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация движений рук, ритмичность действий
24
14.03
Выполнение движений пальцев рук
Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация точности мелких движений кистью и пальцев
25
21.03
Выполнение движений пальцев рук
Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация точности мелких движений кистью и пальцев
26
04.04
Выполнение движений пальцев рук
Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация точности мелких движений кистью и пальцев
4 четверть
27
11.04
Выполнение движений пальцев рук
Сгибать/ разгибать фаланги пальцев; сгибать пальцы в кулак/ разгибать
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация точности мелких движений кистью и пальцев
28
18.04
Изменение позы в положении лежа
Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
29
25.04
Изменение позы в положении лежа
Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
30
02.05
Изменение позы в положении лежа
Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
31
10.05
Изменение позы в положении лежа
Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
32
16.05
Изменение позы в положении лежа
Поворот со спины на живот, поворот с живота на спину; изменение позы в положении сидя: поворот(вправо ,влево) наклон (вперёд ,назад, вправо ,влево)
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
33
21.05
Выполнение движений ногами
Подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
34
30.05
Выполнение движений ногами
Подъём ноги вверх; отведение ноги в сторону
Корректировка выполнения команд, контроль, наблюдение
Координация и согласованность действий
Источник