Двигательное развитие ребенка 1 года жизни

Двигательное развитие ребенка 1 года жизни thumbnail

Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.

Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.

Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.

Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.

При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.

С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.

На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.

6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.

Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.

Читайте также:  Развитие познавательной активности раннего развития ребенка

На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.

Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.

На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.

К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.

Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.

Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.

Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;
– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.

Читайте также:  Особенности современной ситуации развития ребенка

Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Источник

Двигательное развитие ребенка 1 года жизни

Так сложилось, что в своей клинической практике я наблюдаю как детей, так и взрослых: детей – с периода новорожденности, а взрослых – до возраста ветеранов… Анализируя проявления болезней (симптомы, синдромы) задумы­ваясь о причинах их возникновения, приходишь к мысли, что корни болезни уходят далеко… в детство, а именно – в первый год жизни…

Каждый ребенок уникален: у него своя – единственная – генетическая про­грамма, своя история развития до рождения, в момент и после него… Ребенок индивидуален и его путь уже предначертан… но все же, не всегда все идеально; и тогда возникает вопрос, каким образом вернуться к естественности, как, воз­можно, восстановить нарушенное равновесие.

Одним из возможных путей такого воздействия является, как это ни парадоксально звучит – соблюдение этапности в формировании двигательного онтогенеза (развития) ребенка на первом году жизни. Двигательно-моторное развитие это та область, в которой мы можем оказать воздействие на качество формирования систем регуляции в организме, а именно в нервной системе. Конечно, – в определенной степени, но все же. Я намеренно говорю именно о дви­жении. Это позволяет сузить рамки, быть более конкретным и не растекаться в нюансах.

Итак…

Ребенок рождается с комплексом безусловных рефлексов, обеспечивающих его функционирование в первые месяцы жизни. Регуляция их осуще­ствляется на уровне спинного мозга, ствола головного и среднего мозга.  К ним относятся сосательный и хоботковый рефлексы, поисковый и ладонно-ротовой. Все они обеспечивают «пищевое» поведение. Целый комплекс рефлексов обес­печивает непроизвольные двигательные реакции. К ним относятся рефлекс опо­ры и автоматической походки, рефлекс ползания, рефлекс Моро, защитный ре­флекс, хватательный и некоторые другие. Важное место в функционировании безусловных рефлексов принадлежит вестибулярному аппарату. По мере фор­мирования нервной системы, её «верхних уровней регуляции», безусловные ре­флексы оттормаживаются и постепенно угасают. Им на смену приходят произ­вольные моторные навыки.

Важным является то, что все эти события генетически детерминированы и являются результатом эволюционного развития человека.

Двигательное развитие ребенка 1 года жизниВсе безусловные рефлексы проявляют себя с самого рождения или с первых дней жизни ребенка. Постепенно врожденные рефлекторные реакции  уга­сают. Некоторые из них, например рефлекс опоры и автоматической походки, угасают к 1,5 — 2 месяцам. Большинство же из них «исчезают» к 3-4 месяцу жизни. И именно поэтому нет необходимости в поддержании безусловно-ре­флекторной активности, а именно – нет необходимости в поддержании навыка ползания и ходьбы…

Произвольные двигательные реакции начинают «проявлять» себя с 1,5 месячного возраста и первым из них является произвольный контроль головы – ребенок, выложенный на живот, поднимает и удерживает голову, поворачивает её с одной стороны на другую и обратно… Именно поэтому необходимо выклады­вать ребенка на живот – как  можно дольше – с конца первого месяца жизни.

С этого же возраста начинает проявлять себя и речевая функция – появляется «гуление», и продолжительность его составляет 1,5-2 месяца.

Как было сказано выше, развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать… Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-пред­плечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам. С 2,5 — 3 ме­сячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные на­выки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке, захватывает и тянет её в рот. Навык становится очевидно оформленным к 3,5-4 месяцам. Появляется бимануальное взаимодействие. В этот же период ребенок активно начинает группировать ноги к животу, захватывать их в положении на спине.

Как говорилось выше, примерно к этому возрасту безусловные рефлексы практически угасают, и, благодаря этому, становится возможным реализация «глобального» навыка – поворота со спины на бок, а затем на живот. Вначале ре­бенок отрабатывает какую-либо одну сторону, например, поворачивается через правое плечо. По мере автоматизации функции поворота в эту сторону, осваива­ется поворот и через левое плечо. Важным на этом этапе является то, чтобы реакция поворота была сформирована симметрично, чтобы у ребенка не было предпочтения к какой-либо одной стороне, что бывает достаточно часто.  Таким образом, ребенок к 3,5-4 месяцам осваивает навыки поворота со спины на жи­вот. И, начиная с этого периода, практически все время малыш проводит на животе, что способствует формированию произвольной мануальной активности в этом положении.

Читайте также:  Ребенок дауна особенности развития

С этого возраста у ребенка меняется качество речи — появляется «лепетная» речь. Этот период речевого развития составляет около 3-х месяцев.

Двигательное развитие ребенка 1 года жизниОколо 1-1,5 месяцев ребенок «отрабатывает», автоматизирует данный на­вык и в возрасте 5 месяцев начинается формирование поворота с живота на спину. Как и в предыдущем этапе, вначале осваивается поворот в одну сторону, затем в другую. Таким образом, к 6 месяцам ребенок практически все время проводит на животе, хорошо контролирует положение головы в пространстве, активно манипули­рует обеими руками, поворачивается во все стороны – как со спины на живот, так и в обратную сторону. В положении на животе способен со­вершать поворо­ты вправо-влево, т.е. крутится на животе.

Важным на протяжении всего этого периода является минимальное по времени пребывание ребенка в положении отличном от горизонтального. Почему? Исходя из физиологических возможностей ребенка – самостоятельно он не способен занять какое-либо другое (кроме горизонтального) положение. Что происходит, если мы предоставляем  возможность ребенку пребывать в этом по­ложении достаточно длительное время? Начинает преобладать разгибател­ный – экстензорный тонус. И если его становится «слишком много», он оказы­вает влияние на дальнейшее формирование произвольных двигательно-моторных навыков.

С 6-6,5 месячного возраста ребенок начинает осваивать навык ползания –  группируется в «четверенешную» позицию, раскачивается и, наконец, ползет…  Это очень важный период. Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию.  Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство. Всегда прошу родителей, чтобы они способствовали тому, чтобы этот период был максимально продолжи­тельным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.

С началом ползания, в речевом развитии ребенка мы отмечает появление слогов, которые к концу первого года становится первыми словами.

Большими событиями, происходящими во втором полугодии жизни ре­бенка (на фоне ползания) являются самостоятельная посадка и произвольная вертикализация, т.е. вставание ребенка. Происходит это в возрасте 6,5-7,5 месяцев и 8-9 месяцев соответственно.

Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это  может создавать дискоординацию в регуляции и,  воз­можно, отставание (или опережение) формирования функции посадки. То же можно сказать и о способствовании пребыванию малыша в вертикальном положении и ходьбе с поддержкой или у опоры. Такой ход событий может повлиять на «сворачивание» функции ползания и более раннему началу произвольной, самостоятельной ходьбы…

Почему я об этом хотел еще раз рассказать? Что происходит, если нарушается – в той или иной мере – эта последовательность?

Примеров очень много….

Рассмотрим ситуацию, встречающуюся очень часто, а именно: ребенок мало ползает, рано начинает вставать и самостоятельно ходить… Именно так бывает у детей, которые в дальнейшем формируют неправильную осанку (например, сколиоз); также отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп. Думаю, такая ранняя на­грузка на формирующуюся опорно-двигательную систему является в дальней­шем (к 30-40-50 годам…), предпосылкой  к дегенеративным процессам в суста­вах (артрозы); конечно же – к болевым синдромам (мышечно-тоническим, диско­генным).

Двигательное развитие ребенка 1 года жизниДругой наглядный пример. Очень частыми нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни являются частые срыгива­ния, ферментативная недостаточность тонкого кишечника, дискинезии в жел­че-выводящей системе, дискоординация в работе дистальных отделов толстого ки­шечника – либо частый стул, либо, наоборот, тенденция к нерегулярному стулу – запорам… Конечно же, эти нарушения стремятся компенсировать диетологичес­ки, симптоматической заместительной терапией, без чего, порой, не обойтись. Желудочно-кишечный тракт – тоже мышечный орган, регулируемый нервной системой, её вегетативным отделом. И если двигательно-моторное развитие проходит не гармонично (асимметричные  повороты, ранняя посадка,  стреми­тельное ползание и самостоятельная ходьба), то есть вероят­ность, что описан­ные дисфункции желудочно-кишечного тракта первого года в дальнейшем станут гастро-эзофагеально-рефлюксной болезнью, язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, дискинезией желчевыводящих путей, а также холециститом и желчнокаменной болезнью – в дальнейшем, синдромом раздраженного кишечника…

Нарушение формирования речевой функции у детей в первые годы жизни имеет прямую взаимосвязь с моторикой тела. Как уже упоминалось выше, каждому этапу развития тела соответствует своя речь – гуление, лепет, слоги, слова… И если моторика ребенка развивается негармонично, то в дальнейшем велика вероятность задержек в формировании речи или различной степени её недоразвития, что сейчас встречается очень часто; нарушается  качество речи (дислалии, дизартрии, заикание).

Перечень примеров можно продолжать и продолжать…: повышенная возбудимость, несбалансированность в эмоционально-волевой сфере, нарушения сна… соматоформные расстройства – сосудистые, бронхолегочные, мочеполо­вые, обменно-трофические…

Таким образом, если мы придерживаемся естественного хода событий на первом, очень важном году жизни ребенка, то, как минимум, профилактируем развитие разнообразных дисфункций, которые в дальнейшем могут стать вполне конкретными болезнями… Что же делать, если развитие ребенка было «непо­следовательным»? Любые телесно-ориентированные нагрузки в домашних условиях, занятия спортом – для здоровья – вне всякого сомнения – ДА!

И, конечно, значимым лечебным эффектом обладает гомеопатический метод, глубоко воздействующий на регуляторные процессы, запускающий механизмы саморегуляции, способствующий восстановлению пошатнувшегося рав­новесия в организме.

Ерохин В.В., врач-невролог, врач-гомеопат, канд. мед. наук

Источник