Двигательная гимнастика для ребенка 3 5 лет

Двигательная гимнастика для ребенка 3 5 лет thumbnail
РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Двуручные игры и   упражнения. Их цель: синхронизировать   работу обоих полушарий головного мозга, улучшить зрительно-моторную   координацию. В результате увеличивается зрительное поле ребенка,   активизируются творческие способности, повышается внимание.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте   любого ребенка. Если он с ней не   знаком научите его играть   сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа ногами.

«Рисование двумя руками». Взрослый берет в обе руки и дает ребенку   мелки/карандаши/ фломастеры/кисточки и рисует синхронно двумя руками,   ребенок повторяет за ним от самого простого – кружки, солнышко, тучки,   капельки дождя, домик, дерево, траву, забор, животных из геометрических   фигур. Также можно раскрашивать двумя руками любые раскраски, барельефы,   шишки, кубики и т.п. Поверхность и формат для рисования любой: старые обои,   А3, А4, доска, мольберт и т.п. Чем меньше ребенок, чем больше отставание в   развитии графических навыков, тем крупнее должны быть детали раскраски и   больше формат бумаги.

«Сортировка двумя руками». Выкладывание бус, фишек, монет, фасоли, пуговиц,   мозаика и складывание игрушек в коробку двумя руками. Если ребенку тяжело   синхронно сортировать, пусть сортирует по очереди: «Пусть правая ручка пока   отдохнет, а потрудится левая».

«Пальчиковые игры». Очень популярны среди мам и малышей музыкальные   пальчиковые игры Железновых. Вот названия некоторых из них: «Я хочу построить   дом», «Есть в лесу из бревен дом», «Паучок», «Десять мышек», «Часы», «Веселая   мышка», «Мальчик-с-пальчик», «У кошечки нашей есть десять котят» и др. Полезно   также «ходить» пальчиками, постукивать, катать шарики каждым пальчиком по   очереди, имитировать игру на фортепииано.

«Бусы» нанизывание специальных или самодельных крупных бусин   на шнурок или толстую нитку.

«Шнуровки» Великое множество деревянных, картонных, мягких игрушек   с дырочками, в которые необходимо просунуть шнурок.

«Сухая песочница»/«Сенсорная коробка». Любую большую емкость,   не очень глубокую, (подойдут таз, контейнер, коробка из под обуви) заполните   на 1/3 крупой (манка/ рис/пшено/их смесь), затем спрячьте мелкие   игрушки/ракушки/камушки/фишки/пуговицы и попросите ребенка их отыскать.   Кто-то из детей будет с удовольствием искать и прятать игрушки, кому-то   понравится пересыпание крупы из одной емкости в другую.

Упоминавшиеся ранее пуговицы, мозаика, фасоль, а   также пазлы, игры с влажным с песком, тестом и т.п.

Аппликации из разрезанных или порванных кусочков   цветной бумаги, из скатанных в шарики кусочков бумажных салфеток. Учите   правильно рвать бумагу пальцами.

Глина и пластилин. Лепка фигурок.   Облепить пластилином пустую бутылочку   из-под детского сока пластилином, чтобы получилась вазочка. Пластилиновые   картины – размазывать пластилин по готовому образцу на плотной бумаге.

Вырезание. Самое главное, чтобы ребенку хотелось   резать. Возможно, сначала он будет держать ножницы двумя руками сразу. Не торопите,   найдите самые легкие ножницы.

 

ОБЩИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ   РЕПЕРТУАР

Растяжки — система спец. упр. на   растягивание, основанных на естественном движении. В комплекс включены упр.,   направленные на оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела. При их   выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение   растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и   патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и   повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно.

«Струночка». Ребенок лежит на полу   (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе),   расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По   команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать   ребенка в противоположные стороны.

Заканчивают растягивать тоже   одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается   команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой   «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие:   напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.

Будьте внимательны и осторожны,   действуйте с партнером синхронно. Не берите ребенка за запястья и лодыжки. Не   сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы ребенок во время упражнения не   напрягался. Если напряжение возникает   и сохраняется – не растягивайте дальше.

«Дотянись». Ребенок лежит на животе.   Взрослый, сидя перед ним держит предмет, а ребенок тянется к нему сначала   левой рукой, а потом правой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит   дотянуться до предмета ногами – сначала левой ногой, а потом правой.

«Марионетка». Это упражнение взрослый   выполняет сам ребенку, как при массаже. По мере опыта и взросления, ребенок   научится делать его сам. Все вращения суставов выполняются по кругу вовнутрь,   потом наружу – по 8 раз:

1) взрослый вращает кисти ребенка (одна рука держит руку ребенка выше кисти, вторая – саму   кисть);

2) локтевые суставы (одна рука держит повыше локтя, чтобы не вращалось   плечо, вторая – ниже локтя);

3) плечевые суставы (имитация движения рук пловца кролем вперед, потом   назад, руки ребенка выпрямлены);

4) стопы (одна рука держит ногу за лодыжку, вторая – стопу);

5) коленные суставы (одна рука держит ногу повыше колена, чтобы не   вращалось бедро, вторая – ниже колена);

6) тазобедренные суставы (одна рука держит колено, вторая – лодыжку, чтобы вся нога при   вращении находилась в одной плоскости).

Амплитуда и радиус движения в силу различной эластичности тканей у   всех детей разные. Поэтому делайте все движения аккуратно и мягко. Если   чувствуете сопротивление мышц ребенка, попросите его расслабиться, отвлеките   и тогда уже приступайте к дальнейшим вращениям.

«Бревнышко».   Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко» («колбаска»,   «рулетик» и т.п.):

1)       С прямыми руками и ногами, руки   прижаты к бокам («по стойке смирно»);

2)       С вытянутыми прямыми ногами и руками   над головой.

«Качалочка». Сесть   на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми   позвонками по полу. В этом упражнении до 5-6 лет, как правило, у ребенка   проблемы с удержанием головы. Тогда ведущий (мама, папа) помогает ему, кладя   свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка).

«Корзиночка» Ребенок ложится на   живот, руками обхватывает сзади лодыжки ног, согнутых в коленях. Взрослый   помогает своими руками удерживать обхват ног и аккуратно раскачивает ребенка   вперед-назад. Ребенок при этом находится   в положении лежа на животе, голова, плечи, руки и ноги собраны в «корзинку»,   позвоночник прогибается.

«Расстяжки с мячом». Ребенок держит небольшой   мяч над головой и делает круговые движения вверху. Ребенок стоя и/или сидя   катает мяч по своему телу сверху вниз и снизу вверх. Наклоны в бок и прямо с   вытянутыми руками, в которых находится мяч.

«Расстяжки с обручем». Опускать обруч небольшого   диаметра сверху вниз и поднимать его вверх. Ребенок при этом находится в   центре обруча. Взрослый и ребенок держат обруч друг напротив друга и делают   наклоны в стороны.

Ползание

«Партизан на   животе». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот   и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью   выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и   помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо ползать   без рук. Если игнорирует левую или правую ногу/руку, взрослый помогает   сгибать нужную руку/ногу ребенку, удерживая противоположную от движения.   Способы ползания на животе:   1)   отталкиваясь руками и ногами, подняты только плечи и голова, остальные части   тела прижаты к полу; 2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими   руками; 3) только при помощи рук,   отталкиваясь каждой рукой попеременно; 4) только при помощи ног (руки лежат   на спине).

«Партизан на спине -1». Ребенок ложится на спину, кладет сцепленные в   замочек руки на живот, а ноги сгибает в коленях. Он доложен доползти до цели,   отталкиваясь одновременно двумя ногами. При этом следите, чтобы при   передвижении ребенок бережно и мягко опускал на пол копчик, голову и плечи.

«Партизан на спине-2». Упражнение выполняется   так же, как предыдущее, но отталкиваться надо поочередно – то левой ногой, то   правой.

«Гусеница». Сидя на полу с вытянутыми   ногами и опираясь на руки, ребенок передвигается вперед, а потом назад, то   сгибая ноги в коленях, то выпрямляя.

«Кошка». Ребенок передвигается на   четвереньках вперед и назад (пятится   задом).

«Паучок». Ребенок сидит на полу с   согнутыми коленями и опершись на выставленные сзади руки. Из этого положения   он приподнимает ягодицы, опираясь на руки и ноги, перемещается вперед, а   потом – назад.

Игры для укрепления рук

«Забивание «гвоздей»» кто-то с трех лет   забивает настоящие гвоздив   пенопласт и землю под присмотром взрослого, кто-то использует специальные   детские игры-«молотки», конструкторы (пробковая доска, к которой   прибиваются-пришпиливаются геометрические фигурки).

«Тачка»/Хождение на   руках. Ребенок   стоит на четвереньках. Из этого положения взрослый аккуратно поднимает и   распрямляет его ноги. Удерживает ребенка за голени или бедра (за суставы не   держите), а малыш передвигается на руках до какой-либо желанной цели.

«Вис на перекладине». Дома или на площадке   подвесьте ребенка за руки на перекладине. Большие пальцы рук обхватывают   перекладину кольцом. Обязательно страхуйте ребенка от падения, если высота   планки выше его возможности дотянуться до нее самому. Если у ребенка очень   снижен тонус рук, то лучше начинать упражняться после сеансов массажа. Не   ждите, что ребенок будет висеть сразу 10-20 с, начинайте с 1-2 с.

«Перетягивание обруча или   каната».   В этом случае главное условие для взрослых – соизмерять свои силы с силами   ребенка. Чтобы при резком разжатии рук   ребенка сильно не отбросило в сторону.

Игры на меткость и   ловкость рук

«Кольца». Набрасывание пластиковых   колец на вертикульную палку. Начинать с расстояния 50 см.

«Городки». В настоящие городки с палкой играть в   квартире не получится. А вот вместо палки подойдет мягкий мяч, который и   будет «сбивать «городки», т.е. кегли, башенки из кубиков и т.п. При этом мяч можно не только бросать, но и катить.

«Катание мячей». Катайте друг другу мячи   и шарики разного размера. Двумя руками, потом по очереди левой/правой, каждым   пальчиком.

«Катание обруча». 1) Ребенок катит обруч   впереди себя, перехватывая его по очереди то левой, то правой рукой; 2)   ребенок и взрослый катят друг другу обруч с расстояния.

«Съедобное и   несъедобное». Можно просто бросать друг другу мяч. При этом важно следить, чтобы   малыш выставлял руки в правильную позу, когда мяч готовится словить. Если ребенку   неинтересно просто ловить мяч, поиграйте в «съедобное-несъедобное». Детям до   3-4 лет эту игру необходимо проводить со зрительной опорой на карточки с   изображением еды и предметов или соответствующие игрушки.

«Баскетбол». В пустую корзину из-под   игрушек, пластмассовый таз, обруч забрасывать мячики, пластмассовые шарики,   маленькие мягкие игрушки, бумажные «снежки» то левой, то правой рукой.

«Дартс» в виде шариков или стрел   на липучках.

На баланс и равновесие

«Цапля/Аист» Ребенок стоит, как аист   то на одной ноге, то на другой. Сначала взрослый поддерживает ребенка, потом постепенно отпускает. Доведите умение   стоять на одной ноге до нескольких секунд.

«Волчок». Ребенок крутится влево и вправо вокруг своей оси   в положении стоя/ на четвереньках/сидя с согнутыми коленями и опорой сзади на   руки

«Мешочек». На голову ( в положении   стоя) или спину (на четвереньках) кладется мешочек с крупой или легкая   плоская игрушка. И ребенок должен доставить мешочек до цели, не уронив его на   пол.

«Шарик в ложке». Маленький мячик или   шарик необходимо донести до цели в   ложке или ситечке для заварки, не уронив его на пол.

«Узкая дорожка». На улице ходить по узким   бордюрам, старым автомобильным   покрышкам. Ребенок балансирует, вытянув руки в стороны. Дома такой   дорожкой может послужить лента   шириной 5-7 см, дорожка из   блоков конструктора шириной 10 см, маленькие деревянные бруски и даже обруч. В последнем случае ребенок   становится серединой стопы на обруч и перемещается боком по кругу.

Игры на концентрацию,   переключение внимания, освоение движения разным способом                                                                                                                                                     

«Стоп-игра – 1»., «Когда бубен (колокольчик и т.п.) звенит – мы бежим, когда не звенит   – стоим ровно, как солдатики. Упражнения выполняются сначала за ручку, каждое   отрабатываем, далее ребенок сзади или впереди, когда получается, только тогда   он самостоятельно выполняет заданную инструкцию.  

«Стоп-игра – 2». Проговариваем инструкцию: бубен звенит – бежишь вперед, маракас гремит   – пятишься задом. Если мы переходим от простой инструкции к этому более   сложному варианту, а ребенок не умеет пятиться – предварительно играем в хождение спинкой вперед.

«Извилистая дорожка» На пути ребенка выстраиваем маршрут –   ориентиры (кубики, кегли и т.п.),   которые он должен будет обегать то слева, то справа змейкой. Условие, как в «Стоп-игре 1».

«Зоопарк». Ребенку предлагается   поиграть в зоопарк или волшебный лес. «Мы с тобой отправились в волшебный лес   и встретили там кенгуру. Чтобы подойти к нему поближе и не испугать его,   давай прыгать, как он… А теперь мы встретили жабу, давай ходить жабой… а вот   снова кенгуру, только маленький… и т.д.».     За одну игру используйте 3-4 животных по 2-3 раза, чтобы не утомить   малыша. Примеры животных и способы их   передвижения : (мышка – ходьба/бег   на цыпочках, медведь – ходьба на внешней стороне стопы, пингвин – на пятках, утка – ходьба на корточках, жаба   – на корточках и опорой на руки, лягушка   – прыжки из положения сидя с опорой на руки, лошадь – ходьба с высоко поднятыми ногами, цокая языком, заяц — прыжки полуприсед мелкие, кенгуру – как заяц, только прыжки длиннее и т.п.

«Козлик»/ «Галоп» — бег приставным шагом.   Сначала вперед. Потом – влево-вправо.

И «Зоопарк» и «Галоп» можно   использовать как стоп-игры.

«Прыжки в длину». Запрыгивать в обруч   («Давай спрячем всех от крокодилов на остров. Так, слоника принесли, зайку   принесли, надо еще с ежиком запрыгнуть, он ведь тоже не умеет плавать»).   Перепрыгивать плоские игрушки. Прыгать по кочкам (большим овалам из картона   или ткани).

Читайте также:  Фенистил капли сколько капель дать ребенку 5 лет

Источник

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Читайте также:  Поздравить с днем рождения ребенка девочку 5 лет в прозе

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.
Читайте также:  Веторон ребенку 5 лет

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Источник