Двигательная активность ребенка в 4 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
В возрасте 3-4 лет дети очень подвижные и активные. Идет перестройка организма. Это уже не малыши, но еще и не взрослые. В это время врачи отмечают физическое развитие детей 3 4 лет быстрый рост и потерю жировой массы.
Малыш становится более выносливым. Сейчас можно вводить физкультуру и спортивные занятия – детям это пойдет только на пользу. Дайте им возможность выплеснуть энергию на игровой площадке.
ПРАВИЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Под правильным физическим развитием малыша подразумевается соответствие антропометрических норм возрасту. В возрасте 3-5 лет дети снова вступают в фазу активного роста, прибавляют так же, как в первый год жизни. К 3 годам малыш уже уверенно бегает, может менять направление движения.
Сейчас детям просто необходима физическая активность, и оставлять их без движения вредно. Идет укрепление сосудов всего тела, налаживание работы сердца, развитие дыхательное системы.
К 4 годам это уже «маленький взрослый». Пропадает детская пухлость – малыш выглядит пропорциональным. Сейчас он может потерять несколько килограммов, так как постоянно находится в движении. Если в это время ограничивать его двигательную активность, не давать выхода энергии, то физическое развитие детей 3 4 лет развитие организма не сможет проходить правильно. У детей, ограниченных в двигательной активности, наступают эндокринные проблемы, снижается насыщение крови кислородом.
Пока что рост и вес девочек и мальчиков примерно одинаковый. Их развитие проходит по одному принципу: они активные, жизнерадостные, любят совместные игры. Занятия физической культурой проводятся для девочек и мальчиков совместно, нагрузка одинаковая.
Что умеет ребенок 3-4 лет?
У малышей 3-4 лет внушительный набор возможностей. Конечно, при условии, что они занимаются физической культурой. Без нее физическое развитие может проходить замедленно. Если малыш посещает физическое развитие детей 3 4 летдетский садик, то у него есть простые уроки физкультуры. Кроме того, рекомендовано утром делать небольшую зарядку, это помогает проснуться и быть в форме.
У детей внимание на упражнениях удерживается 10-15 минут, не больше. Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются активные, полные движений. Игра привлекает, конечно, больше, чем рутинные упражнения. В этом возрасте для детей игровая физкультура будет лучшим выбором. Итак, что же умеют дети 3-4 лет:
— ходят на носочках и пятках, могут делать большие и маленькие шаги;
— ходят и бегают, но непродолжительное время;
— прыгают на месте, совершают прыжки вперед или назад;
— могут бросить и поймать мяч;
— любят общую физическую активность;
— могут контролировать свое тело, удерживать равновесие.
Это не так мало, если учесть, что правильно ходить ребенок начал всего полтора года назад. К 4 годам появляется полное владение своим телом, малыш становится выносливее.
Занятия физкультурой
Важно правильно организовать физическое развитие детей. Для этого физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными. В детском садике будут игры, физкультура, разные веселые соревнования. Затем малыш идет в школу, где занятия продолжатся, но будут уже физкультурасерьезнее. С 4 лет можно отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз в неделю по 1-1,5 часа. Этой нагрузки вполне достаточно для таких маленьких детей.
В возрасте 4 лет почти все профессиональные спортивные секции начинают набор. У многих детей уже к 3-4 годам отмечают хорошие физические данные для занятия спортом, например гимнастикой. Родителям нужно понимать, что это уже путь в серьезный спорт. Необходимо очень хорошо подумать, ведь теперь жизнь малыша будет постоянно связана с этим.
Физкультура дома
Самые простые уроки физкультуры с ребенком можно проводить дома или на площадке. Заниматься нужно 10-15 минут. Лучше всего делать это зимой в проветренном помещении, а летом – на улице. Схема занятий для детей 3-4 лет будет следующей:
— Бег – 200-300 метров. Не стоит задавать малышу быстрый темп. Если нужен отдых, дайте ему передохнуть 2-5 минут.
— Ходьба на носочках и пятках – 150 метров.физическое развитие детей 3 4 лет
— Прыжки на одной и двух ногах. По 10 повторений.
— Приседания – 5 повторений.
— На площадке – лазанье по лесенке, висы на вытянутых руках.
— Упражнения с обручем. Поднятие обруча на вытянутых руках.
— Упражнения дома на коврике: лодочка, перекатывания, растяжка.
Время от времени повышайте нагрузку, но не чаще, чем 1 раз в 2-3 месяца. Добавляйте другие простые упражнения. К 5-6 годам малыш уже может пробежать трусцой около 500 метров без остановки.
Не нужно сильно перенапрягать ребенка. Нельзя заниматься во время болезней, кроме того, необходим перерыв на 1-2 недели после полного выздоровления. В этот период организм усиленно работает над своим восстановлением, и ему не нужна дополнительная нагрузка. После болезни лучше начинать с пеших прогулок на 1-2 километра.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду. Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности. Во многом подвижность ребёнка зависит его двигательных умений. У младшего дошкольника возрастает стремление действовать самостоятельно. В этом возрасте ребёнок обладает сравнительно большим запасом движений, он ещё не заботится о результатах своих действий, он поглощён процессом самих движений, их эмоциональным воздействием. Движения ребёнка приобретают всё, более преднамеренный характер, т. е. он уже в состоянии проделывать, повторять движение по своему усмотрению или предложению педагога, соблюдать направление, последовательность выполнения движений и др. Период до четырёх лет является подготовительным для освоения техники (наиболее рационального способа выполнения) разнообразных движений (сложных основных движений, спортивных упражнений).
Вот наиболее яркие особенности освоения движений детьми младшего дошкольного возраста (были учтены определённые рекомендации программы «Детство»).
- «Ребёнок наиболее успешно осваивает физические упражнения в общении со взрослым (родителем, педагогом), наблюдая за его действиями и подражая им. При этом важно учитывать, что малыша интересует деловое и эмоциональное общение, когда педагог является постоянным источником новых игр и упражнений. …Объяснение взрослого ребёнок понимает лучше, если видит, как взрослый выполняет упражнение, и одновременно двигается сам». Это объясняет введение в двигательную деятельность младших дошкольников количества подражательных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений. Приёмы показа подражательных движений могут быть разными (это зависит от сложности того или иного движения, образа: можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение, можно наоборот – сначала показать подражательное движение, а потом попросить детей угадать образ; сопроводить показ того, как двигаются при этом разные части тела и др.).
- «Многие новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях, это связано с тем, что сами движения малыша довольно просты. В более старшем возрасте в подвижных играх будет более целесообразно лишь закреплять разученные ранее движения». Именно с этой особенностью связано введение в двигательную деятельность детей данного возраста большого количества игровых упражнений, подвижных игр разной интенсивности (даже игр – эстафет). Так, например, в содержание двигательной деятельности детей по освоению движений включён бег с препятствиями. Который дети воспринимают как игру. Разнообразие физкультурного оборудования (маты, модули, обручи разных размеров, шнуры – «косички», колокольчики и др.), используемого в качестве препятствий при беге, позволяет эмоционально окрасить достаточно монотонные движения в беге и вызывает интерес к движению.
- Ребёнок «быстрее заинтересуется упражнением, захочет его выполнить и лучше запомнит новые движения на фоне положительных эмоций, а также при условии активизации различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Исходя из этого, помогаем ему, используя не просто показ, а сопровождая показ понятными для ребёнка словами, образами знакомых героев книг, мультфильмов. Повышать активность ребёнка при выполнении упражнений помогает также музыкальное сопровождение. Совместную двигательную деятельность педагога и детей сопровождаем стихами, попевками, потешками, песенками и др.
- Повторяя за взрослым слова, которые тот произносит во время совместного выполнения движений, ребёнок непроизвольно запоминает текст, учится соотносить движения со словами, у него развивается речь, он может использовать самостоятельно всё то, чему учится в совместной деятельности со взрослым.
- «Малыш быстро забывает даже понравившиеся ему упражнения. Запоминание будет более прочным, если ребёнок в течение некоторого времени (несколько дней) будет иметь возможность выполнять новое движение в неизменной обстановке. Для успешного освоения нового движения малышу необходимо повторить его не менее 24 – 25 раз. Эти повторы целесообразно равномерно распределять между 3 – 4 занятиями физической культурой (образовательными ситуациями) с минимальными временными интервалами между ними». Поэтому в содержании двигательной деятельности с детьми этого возраста все двигательные задания повторяются неоднократно (как в повторяющихся условиях, так и в изменяющихся).
- «Важно продумать физкультурно – игровую предметную среду, которая будет окружать малыша. Для успешного использования всех физкультурно – игровых пособий в работе с детьми педагогам целесообразно на каждое их них иметь несколько функциональных карточек с описанием (изображением) возможных усложняющихся заданий для детей». В данном пособии предлагаются варианты организации физкультурно – игровой среды, которую можно создавать в физкультурном зале, игровой комнате, группе. Они представлены в виде схем с описаниями двигательных действий детей с использованием физкультурно – игрового оборудования. Основная идея заключается в расположении оборудования по всему периметру физкультурного зала. Это позволяет организовать одновременно самостоятельную двигательную деятельность большого количества детей (используя как поточный, так и подгрупповой способ выполнения двигательных заданий).
- Двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных формах двигательного режима: совместная деятельность со взрослым на занятиях физической культурой, утренней гимнастикой, прогулках на свежем воздухе; самостоятельная двигательная деятельность и др.
Используя различные формы работы с детьми при конструировании образовательного процесса, главной структурной единицей остаётся образовательная ситуация, которую заранее конструирует сам педагог или которая возникает спонтанно. Особенно важно уметь создавать образовательные ситуации, стимулирующие освоению малышом основных движений.
Совместная двигательная деятельность взрослого и детей может быть спроектирована на основе определённых сюжетов (когда все двигательные действия соединены одним сюжетом, придуманным воспитателем) или обыгрывания всевозможных действий с одним физкультурным пособием.
Утренняя гимнастика проводится в виде структурно простых обшеразвивающих упражнений: большинство движений в них выполняются в лицевой плоскости одновременно и однонаправлено. Малышу легче выполнять упражнения, состоящие из изолированных движений отдельных частей тела. Целесообразно вводить постепенно движения, в которых одновременно движутся разные части тела (поднять руку вверх, отвести ноге назад на носок). Для большего оздоровительного эффекта упражнения важно расположить в следующем порядке.
- Упражнения для рук и плечевого пояса.
- Повороты или наклоны туловища в стороны, наклоны вперёд.
- Упражнения для ног (приседания).
- Упражнения для брюшного пресса из исходного положения лёжа на спине, сидя.
- Поскоки или бег на месте в чередовании с ходьбой.
Утренняя гимнастика может быть проведена и в виде подвижных игр, на основе несложных ритмических упражнений под музыку, корригирующих упражнений для профилактики состояния основных систем детского организма (опорно – двигательной, дыхательной, игровой).
На прогулке оздоровительный и развивающий эффекты будут достигнуты только в том случае (Т. С. Грядкина, Н. А. Ноткина), если время двигательной активности детей составляет не менее 60 – 70% от её продолжительности. При этом важно обеспечить разнообразие движений: хорошо знакомые основные движения, подвижные игры, имитационные движения во время наблюдений в природе.
В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребёнок пробует свои силы, проявляет инициативу, подходит к оценке результативности своих действий. Показателями успешности хорошо организованной двигательной деятельности малыша являются:
- достаточный объём двигательной активности, ей продолжительность;
- содержание (разнообразие использованных двигательных умений;
- хорошее настроение, положительные отношения между детьми;
- достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих деятельность ребёнка;
- обращение к педагогу с целью приглашения к совместным действиям.
В программе «Детство» обозначены задачи, реализация которых способствует освоению основ двигательной культуры детьми 3 – 4 лет:
- учить детей согласовывать свои действия с движениями других – начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
- учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
- учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения;
- учить детей уверенно , в соответствии с указаниями педагога выполнять физические упражнения;
- способствовать желанию ребёнка принимать активное участи в подвижных играх;
- направленно развивать скоростно – силовые качества детей.
Решение указанных задач успешно реализуется методами и способами, описанными в данном методическом пособии.
К четырём годам ребёнок может выполнять:
- построение и перестроение; порядковые упражнения; повороты на месте;
- общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; в различных положениях (стоя, сидя, лёжа);
- основные движения: разные виды ходьбы с заданиями; бег со сменой темпа и направления; прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание); прокатывание предметов, упражнения с мячом (отбивание и ловля); бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль; лазание приставным шагом, перелезание через предметы и пролезание под ними;
- спортивные упражнения: катание на трёхколёсном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте; попытка скользящего шага на лыжах;
- основные правила подвижных игр.
Литература
М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 3 – 5 лет».
Источник
Валентина Николаевна Логвинова
Двигательная активность детей 3–4 лет на прогулке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №92
«Двигательная активность детей 3-4 лет на прогулке»
Воспитатель: Логвинова В. Н.
Курск 2017
Двигательная активность детей 3-4 лет на прогулке.
Цель: развитие внимания, выносливости, координации движений, ловкости, быстроты, ориентации в пространстве.
Задача: активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.
Инвентарь: мячи по количеству детей, ленточки четырех цветов по количеству детей, четыре флажка таких же цветов, как и ленточки, бубен, маска.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.
Дети, сегодня мы с Вами покажем как и в какие игры играем на прогулке ранней весной.
— Вы согласны?
— Да!
— Сейчас поиграем в игру «Найди свой цвет».
Ленточки четырех цветов, флажки — шумелки таких же цветов.
У каждого ребенка ленточка, флажки стоят на участке в разных местах. Сигнал воспитателя «идите гулять», дети играют и бегают, услышав команду «найди свой цвет» бегут к своему флажку. Флажки меняем местами, играем 3-4 раза.
Следующая игра «Салют» — о ясном весеннем празднике. У каждого ребенка в руках разноцветные мячи.
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки,
Люди пляшут и поют,
В небе – праздничный салют!
После слова «салют» дети бросают мячи вверх и стараются их поймать. Играем 2 – 3 раза, первый раз бросаем низко, второй – выше, третий – высоко.
Поиграем в игру «Медведь и дети». Дети за линией с одной стороны. Выбираем водящего медведя (он в берлоге).Слова воспитателя: «Дети гуляют в лесу», дети «собирают» грибы, ягоды, проходят мимо кустов, двигаются в любом направлении. Слова воспитателя «Медведь» дети «замирают» на месте и не шевелятся, если кто зашевелился, то медведь его поведет в берлогу. Играем 3 – 4 раза, меняем медведей.
У нас с вами интересная игра, где мы будем прыгать, а потом дружить друг с другом, которая называется «Найди себе пару». Один удар в бубен – дети расходятся и начинают прыгать по всей площадке. Два удара – дети ищут себе пару. Играем 3 – 4 раза.
Следующей игрой «Иголочка и ниточка», мы закрепим ходьбу змейкой. Вначале, «иголочка» — воспитатель, «ниточка» — дети, берутся друг за друга так, чтобы ниточка не порвалась. Направление воспитателем как нужно и можно ходить на площадке змейкой, затем ведущими будут дети. Меняем ведущих 3 – 4 раза.
А теперь мы с вами пойдем на оздоровительную прогулку вокруг детского сада с последующим наблюдением.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Источник