Двигательная активность ребенка стимулирует развитие
Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.
Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.
Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.
Значение двигательного развития ребенка
Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.
Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.
От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.
Средства развития двигательной активности детей
Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.
Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:
- не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
- основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)
Средства развития двигательной активности для дошкольников:
- закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
- гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
- подвижные игры
- активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
- прогулки, походы
- игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)
Средства развития двигательной активности для школьников:
- продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
- танцы
- хождение в спортивную секцию
Диагностика двигательного развития детей
Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.
Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.
Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.
Показатели двигательного развития ребенка
Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.
- Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
- На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
- К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
- В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
- К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
- Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить
После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.
Двигательное развитие ребенка до года
Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:
- Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
- Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
- Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье
Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста
Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:
- Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
- Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
- Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость
Двигательное развитие детей с ДЦП
Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:
- Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
- Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
- Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
- Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте
Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения
Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.
Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.
В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.
Причины задержки и нарушений двигательного развития ребенка
- Патологии мышечного тонуса
- Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
- Наследственные нервно-мышечные болезни
- Миастения (мышечная слабость)
- ДЦП
Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.
Видео: Двигательная активность детей
Источник
Светлана Шокова
Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);
• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• профилактика простудных заболеваний;
• профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:
• физкультурные занятия;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика (классическая, оздоровительный бег, подвижные игры, музыкально-ритмическая гимнастика);
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
• прогулки;
• дни здоровья;;
• физкультурные досуги, праздники;развлечения
• самостоятельная двигательная активность;
• работа с родителями.
К организованным формам двигательной активностив режиме ДОО относятся:
I – образовательная деятельность, по физическому развитию. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей.
Дети, регулярно занимающиеся физкультурой,имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
На физкультурных занятиях дети выполняют физические упражнения позволяющие развивать, мышцы плечевого пояса, спины, живота, ног, координационные способности. Совершенствуют умения и навыки, развиваютпсихо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и способствуют активизации всех основных физиологических функций организма. Наряду с чем усиливается деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен вещества.
II — физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: — утренняя гимнастика; — подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; — физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны не могут дать ребенку положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям, в частности, влиянию телевизионной рекламы. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
III — самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Очень важен и активный отдых:
— неделя здоровья;
— физкультурный досуг;
— физкультурно-спортивные праздники на воздухе ;
— подвижные игры;
— упражнения с элементами спортивных игр;
— соревнования.
То есть, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют друг друга и обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.
У младших дошкольников великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. В этот момент у него активно включаются механизмы симпатии,формируя ценнейшие личностные качества: как сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.
В подвижных играх для детей младшего дошкольноговозраста преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.
Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Дети испытывают радость от самих движений,подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка.
Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет. Однако в подвижной игре малыши находят, прежде всего, отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Для развития творческой деятельности малышей важную роль играют искусство, руководство его педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображения, воспитатель стимулирует и направляет творческую деятельность детей, он привлекает к творческим пояскам (от кого еще может улететь воробушек – от кошки, собаки, мальчика и т. д.).
Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетно-ролевые подвижные игры. Эта форма способствует успешного формированию творческой активности, а значит увеличивает двигательную активность. В этом возрасте детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желание осуществить задуманное, творчески отобразить в поведении и в воображении накопленный двигательный и социальный опыт.
Дети 4-5 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они более критично относится к поступкам и действиям товарищей по игре.
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективных действий и непрерывности условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.
Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.
Следующий важный этап развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни.
Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого, являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта ребенка и заорганизованность педагогического процесса, не всегда побуждает ребенка к творчеству.
Очень важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.
Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка.
Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.
При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий.
В развитии двигательной активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.
Источник