Доу паспорт здоровья и развития ребенка

Елена Левина
Паспорт здоровья воспитанника ДОУ

Статья для журнала «Инструктор по физкультуре»

Дата отправления: май 2012

«ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

В статье представлен «Паспорт здоровья воспитанника дошкольного учреждения» как итоговая форма фиксации результатов диагностического обследования детей по физической культуре. Также в паспорте представлена психолого- педагогическая Карта развития ребенка главное назначение которой соблюдение преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществление к нему индивидуального подхода.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

Под физическим развитием понимается не какое- либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии».

Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.

Нарушение физического развития диктует необходимость углубленного обследования ребенка.

Отставание в физическом развитии должно привлекать внимание врачей к особенностям семьи ребенка.

Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания, решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий спортом.

Физическая подготовленность характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Прослеживание динамики развития основных движений позволяет определить наиболее характерные для большинства детей определенного возраста показатели, выявить индивидуальные возможности детей, учесть отстающих, выявить причины отставания в освоении программного материала по физической культуре.

Результаты обследования уровня физического развития и уровня физической подготовленности заносят в индивидуальные карты.

С целью систематизации данных обследования в нашем ДОУ был разработан «Паспорт здоровья воспитанника ДОУ».

Паспорт здоровья воспитанника должен стать базовой оценкой работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению, критерием, стимулирующим работу всего персонала детского сада.

Информация, содержащаяся в паспорте здоровья дошкольников, будет основана на физиологических, биологических, физических и психических показателях здоровья воспитанников. Совокупность этих показателей не только позволит правильно оценить состояние здоровья воспитанников, но и осуществить преемственность в работе специалистов, что в свою очередь позволит более эффективно организовать совместную деятельность педагога с детьми.

Паспорт здоровья состоит из 6-ти частей и рассчитан на весь период пребывания ребенка в ДОУ. В его заполнении, на определенном этапе, учитывая паспортный возраст ребенка, будут принимать участие воспитатели, педагоги- специалисты, медицинские работники.

• 1 часть. – «Программа физкультурно- оздоровительных мероприятий ДОУ на пятидневную рабочую неделю»(таблица 1,2). На её основании разработан режим дня для всех возрастных групп, с учетом времени проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий. Таблица 1

Организация двигательного режима

№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание

3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7

1. Утренняя гимнастика Ежедневно

2. Физкультминутки Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

3. Организованная образовательная деятельность (на воздухе, в зале) 3 раза в неделю 1 половина дня по сетке Обозначение:

*- первая половина дня

+вторая половина дня

4. Гимнастика после дневного сна Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +

5. Подвижные игры на свежем воздухе Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

6. Спортивные игры и упражнения 2 раза в неделю По плану

7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц

8. Физкультурные праздники 2 раза в год

9. День здоровья 1 раз в квартал

10. Каникулы 2 раза в год

11. Индивидуальная работа Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

12. Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

Таблица 2

Профилактические мероприятия и закаливание

№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание

3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7

1. Воздушные ванны Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

2. Ходьба босиком Ежедневно Во время утренней гимнастики, летом на участке Обозначение:

*- первая половина дня

+вторая половина дня

3. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

4. Солевая дорожка Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +

5. Стопотерапия Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + + По плану

6. Дыхательная гимнастика Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

Читайте также:  5 упражнений по развитию памяти у ребенка от 3 до 7 лет нии эврика

7. Фитотерапия (фито-чай, полоскание горла) (осень-зима) * + * + * + * + * +

8. Рыбий жир, элеутероккок, С-витаминизация По плану * * * * * * * * * * * * * * *

9. Точечный массаж Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *

10. Массаж По назначе-нию врача * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +

11. Оксалиновая мазь В период эпидемии * * * * * * * * * * * * * * *

• 2 часть. — «Периоды сензитивного развития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте».

• 3 часть- «Антропометрические показатели биологического развития организма детей и подростков» (На основе данных таблицы заполняется индивидуальная карта физического развития ребенка медицинским работником с 1-ой младшей группы не реже 2-х раз в год на весь период пребывания ребенка в саду).

Таблица 3

Антропометрические показатели

биологического развития организма детей

Код Показатели Пол Паспортный возраст

2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

01 Длина тела (см)

д 87.5 96.0-104.0 103.0-110.0 109.0-116.0 115.0-123.0 118.0-129.0

м 89.5 99.0-1056.0 105.0-111.0 109.0-118.0 115.0-125.0 118.0-129.0

02 Масса тела (кг)

д 12.9 13.8-17.1 16.8-19.8 17.5-22.0 19.9-25.9 21.5-27.5

м 13.3 14.7-17.5 16.0-20.1 18.0-22.9 20.0-25.0 21.6-27.9

03 Окружность грудной клетки (см)

д 50.2 52.0-54.0 54.0-56.0 56.0-58.0 58.0-61.0 59.1

м 51.5 53.0-54.0 54.0-57.0 57.0-58.0 58.0-60.0 61.2

04 Жизненная ёмкость легких (мл)

д — — 1000 1000 1180 1300

м — 1000 1000 1180 1200

05 Сила правой руки (кг)

д — 0-1.1 1.5-3.0 3.0-4.8 4.2-8.5 10

м — 1.0-2.4 2.3-6.9 3.3-7.3 6.9-9.3 11

06 Сила левой руки (кг) д — 0-1.9 1.1-3.3 2.8-4.2 4.9-8.8 9

м — 1.0-2.3 1.8-5.8 3.3-6.3 6.5-8.8 10.5

07 Биологический возраст 2 3 4 5 6 7

• 4 часть- «Оценка уровня физической подготовленности» (При оценке используется Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков, молодежи)

• 5 часть- «Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника» (заполняется медсестрой и инструктором по ФИЗО 2 раза в год)

Таблица 4

Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___

Группа___

Посещает ДОУ с (дата)___

Показатели физической подготовленности

№ Тесты, единицы измерения Дата обследования

результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка

1 Равновесие

2 Бег на 30м (с)

3 «Челночный бег»3по 10 м

4 Прыжок в длину с места

5 Подъем туловища (сед)

6 Метание на дальность набивного мяча (1 кг)из-за головы

7 Общая оценка

Показатели физического развития

№ Тесты, единицы измерения Дата обследования

результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка

1 Рост (см)

2 Вес (кг)

3 Общая оценка

• 6 часть – «Психолого- педагогическая карта развития ребенка» (Карта состоит из 3 разделов «Социально- бытовое развитие», «Речевое развитие», «Развитие личности и познавательных процессов») и заключения специалистов дошкольного образовательного учреждения, содержащего общую оценку динамики развития и сформированности предпосылок к обучению в школе, прогноз развития и рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе. Карта заполняется воспитателями групп, учителем- логопедом со средней группы 2 раза в год, педагогом- психологом- по адаптации детей 1-ой и 2-ой младших групп 1 раз в год, в группах коррекции – ежегодно не реже 2 раз в год.

Примечание: Карта обязательно заполняется полностью перед выпуском ребенка из дошкольного учреждения.

Психолого- педагогическая карта хранится в методическом кабинете и передается родителям или законным представителям по месту учёбы ребенка после выпуска его из ДОУ.

Таблица 5

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ф. И. О. ребенка___

Дата рождения «___»___

МБДОУ «Детский сад №» Вид группы___

Дата поступления в ДОУ___

Домашний адрес___

Сведения о семье___

Мать (Ф. И. О.)___

Отец (Ф. И. О.)___

Кто еще принимает участие в воспитании ребенка___

Адаптация к ДОУ___

Ведущая рука___

Социально- бытовое развитие

(заполняется воспитателем группы)

№ Показатели развития Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

Возраст

Общение со взрослыми

1 -легко идет на контакт, проявляет инициативу

-откликается на инициативу взрослого

-избегает

Общение со сверстниками

1 -легко устанавливает дружеские взаимоотношения

-откликается на инициативу сверстника

-избегает взаимодействия

2 -проявляет качества лидера

-предпочитает подчиняться другим

3 -успешно разрешает конфликты со сверстниками

-в ситуации конфликта просит помощи взрослого

-не умеет разрешать конфликты

Игра

1 -успешно участвует в коллективной игре

-предпочитает играть один

2 -умеет организовать игру, занять других детей

-не умеет организовать игру, откликается на инициативу других детей

3 -в игре ориентируется на правила

-может выполнять правила с помощью взрослого и других детей

-правила не принимает

Особенности поведения и деятельности

Читайте также:  Укажите сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста

1 -умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

-нуждается в помощи взрослого

-не умет контролировать свое поведение, не выполняет правила распорядка жизни

2 -в основном проявляет самостоятельность

-постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен

3 -работоспособен, энергичен

-работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса

-быстро утомляется

Развитие моторики

1 -общая моторика развита хорошо, скоординирован. ловок

-общая моторика развита недостаточно

2 -развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

-развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы

Речевое развитие

(заполняется логопедом ДОУ или воспитателем группы)

Раннее речевое развитие:

1) первые слова (возраст)___

2) первые фразы (возраст)___

№ Показатели развития

Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст

1 Фонематический слух:

-нарушен

-сохранен

2 Слоговая структура слова:

-нарушена

-в норме

3 Словарный запас:

-резко ограничен

-беден

-в пределах обихода

-достаточный

4 Связная речь:

-в норме

-ниже возрастной нормы

5 -описание сюжетной картины

-составление рассказа по серии сюжетных картинок

-пересказ текста

-творческий рассказ

-знание стихов и сказок

6 Уровень речевого развития:

-в норме

-ниже возрастной нормы

Развитие личности и познавательных процессов

(заполняется педагогом- психологом ДОУ)

№ Показатели развития

Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст Дата/

возраст

Личностное развитие

1 Особенности мотивации

2 Сформированность внутренней позиции будущего ученика

3 Уровень самооценки

4 Уровень тревожности

5 Уровень произвольности

Познавательное развитие

1 Уровень развития восприятия

2 Уровень развития памяти:

-слуховой

-зрительной

3 Особенности внимания:

-устойчивое

-неустойчивое

4 Уровень развития мышления:

-наглядно- действенное

-наглядно- образное

-логическое

5 Сформированность мыслительных операций:

-классификация и обобщение

-умение устанавливать причинно- следственные связи

Заключение специалистов ДОУ

Общая динамика развития и сформированности предпосылок к обучению в школе

___

Прогноз развития (благоприятный, условно благоприятный, неблагоприятный, возможные трудности

___

Рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе

___

Воспитатели:___/___/

___/___/

Учитель-логопед:___/___/

Педагог-психолог:___/___/

Заведующая ДОУ:___/___/

Дата «___»___

М. П.

Систематичность внесения базовых показателей на всем этапе нахождения ребенка в ДОУ будет способствовать :

1) Регулярной корректировке в построении двигательного режима и корректировке содержания занятий по ФИЗО.

2) Соблюдению преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществлению к нему индивидуального подхода.

Особое место необходимо отводить работе с родителями с целью усиления заинтересованности в укреплении здоровья (физического, психического) детей, привлечения к решению проблем, связанных со здоровьем (психическим, физическим) воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Источник

Уважаемые родители, предлагаем Вам «запечатлеть» ладошку вашего ребенка в разном возрасте. Для этого предложите ему положить свою руку на лист (отмеченный рамкой ниже) ладошкой вниз, развести пальцы, обведите ее контур фломастером. Выполняйте данную «процедуру» каждый год, в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Каждый раз обращайте внимание ребенка на то, как изменилась в размерах его ладошка.

Уважаемые родители, сделайте вместе с Вашим ребенком соответствующие отметки на графиках роста и веса. Для начала постарайтесь вспомнить рост и вес Вашего ребенка при рождении. Затем каждый год делайте новые отметки. Соединяйте все точки линией. Обсудите с ребенком, что у Вас получилось. Обратите внимание, насколько он вырос, набрал вес за это время.

Родители считают вместе с ребенком, сколько дней он проболел в каждом месяце, и отмечают на графике.

Ф.И. ребенка__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показатели семьи

Баллы

1

Состав семьи

мать, отец, бабушка, дедушка

только отец и мать

мать и отчим, отец и мачеха

одна мать, один отец

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

2

Материально положение семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

живут от зарплаты до зарплаты

денег до заплаты не хватает

3

Санитарно-жилищные условия

благоустроенная отдельная квартира

квартира с родителями супруга(и)

более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

комната в общежитии, в бараке без удобств

4

Состояние социально-психологического климата

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут “по привычке”

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к употреблению алкоголя, наркотиков.

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство и т.п.

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.

Читайте также:  Как работать с ребенком по развитию речи

5

Состояние детско-родительских отношений в семье

Дети — главная ценность в семье, конструктивное отношение к ним.

Дети — равнозначная ценность наряду с супружеством, акцентуации на проблемах ребенка.

Дети дополняют супружеские отношения, полноценное выполнение своего родительского долга.

Дети — элемент определенного социального статуса, формальное выполнение родительских ролей.

Дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства, негативное отношение родителей к детям.

6

Педагогический стиль семьи

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия.

Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость.

Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям.

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни.

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.

7

Характер отношения с ближайшим окружением

Высокая социальная мобильность и статус семьи в обществе, уважительное отношение к семье и семьи к окружению.

Высокий социальный статус семьи, типичность социальных контактов и взаимоотношений.

Положение семьи отвечает социально приемлемым нормам и требованиям, социальные контакты ограничены.

Соблюдение внешнего благополучия, при нетерпимом, негативном отношении к окружающим, резкое ограничение социальных контактов.

Маргинальность одного или нескольких членов семьи, высокий уровень конфликтности семьи с окружающими людьми.

8

Отношения семьи с ДОУ

Высокая включенность в жизнь ДОУ, посильная помощь ДОУ, высокая информированность о делах и проблемах ребенка.

Обращение к воспитателям и специалистам по вопросам воспитания, признания их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях, мероприятиях,

Интерес к жизни ребенка в ДОУ односторонний, только у матери.

Критика педагогических методов ДОУ, уклонение от посещения родительских собраний и мероприятий.

Отсутствие интереса к делам ребенка в ДОУ, сознательное ограничение посещения ребенком ДОУ.

9

Состояние социокультурной адаптации семьи

Обладание широким кругом интересов, разнообразный совместный досуг, здоровый образ жизни

Наличие семейных традиций и праздников, рационально организованный быт.

Отсутствие развитых духовных потребностей, активность в направлении повышения бытовой и поведенческой культуры

Отсутствие совместной культурной и бытовой деятельности, аморальный образ жизни одно из родителей.

нездоровый, аморальный образ жизни, ограничения быта и круга интересов.

Сумма баллов

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации воспитателей и специалистов, работающих с детьми (указать должность специалиста и дату заполнения)___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умения

Квартал

II мл. гр.

средняя

старшая

подготовит.

1            2          3

  1          2         3

 1           2          3

 1           2          3

Выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без них

1

Ставить руки на пояс

2

Перекладывать предмет из одной руки в другую

3

Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону

4

Приседать

5

В упоре сидя, сзади подтягивать к себе ноги, вытягивать

6

Поворачиваться со спины на живот и обратно

Ходьба

1

Ходить на носках, высоко поднимая колени

2

Ходить приставными шагами вперед, в стороны

3

Ходить в колоне

Бег

1

Бегать между двумя начерченными линиями на земле (на полу), не наступая на них (расстояние между линиями 30 см)

2

Убегать от ловящего

3

Догонять убегающего

4

Пробегать быстро (10 — 20 см)

Прыжки

1

Подпрыгивать вверх, доставая предмет

2

Перепрыгивать через 4-6 параллельных линий (расстояние между ними 25 — 30 см)

3

Прыгать в длину с места (40-50 см)

4

Спрыгивать в глубину с высоты 15 -20 см

Катание, бросание, ловля

1

Катать мячи (шарики) диаметром 20 — 25 см друг другу

2

Прокатывать мячи, шарики между предметами

3

Бросать мяч о землю и вверх, стараясь поймать его

4

Бросать предметы вдаль правой и левой рукой (2,5-5 м) .

Ползание и лазанье

1

Ползать на четвереньках между расставленными предметами

2

Проползать по прямой 6 — 8м

3

Подлезать под предметы высотой 40 см

4

Лазать по лесенке — стремянке

5

Ползать по гимнастической скамейке

Равновесие

I

Кружиться в обе стороны, помахивая ленточками, шариками (надувными)

2

Ходить по узкой доске (10 — 15 см), положенной на пол (землю)

3

Ходить по гимнастической скамейке

4

Во время бега по сигналу быстро останавливаться

5

Ходить по бревну (высота 30-50 см)

Спортивные упражнения

1

Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом

Построения

  и перестроение

1

Строиться в колону