Доу паспорт здоровья и развития ребенка
Елена Левина
Паспорт здоровья воспитанника ДОУ
Статья для журнала «Инструктор по физкультуре»
Дата отправления: май 2012
«ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье представлен «Паспорт здоровья воспитанника дошкольного учреждения» как итоговая форма фиксации результатов диагностического обследования детей по физической культуре. Также в паспорте представлена психолого- педагогическая Карта развития ребенка главное назначение которой соблюдение преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществление к нему индивидуального подхода.
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
Под физическим развитием понимается не какое- либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии».
Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.
Нарушение физического развития диктует необходимость углубленного обследования ребенка.
Отставание в физическом развитии должно привлекать внимание врачей к особенностям семьи ребенка.
Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания, решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий спортом.
Физическая подготовленность характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Прослеживание динамики развития основных движений позволяет определить наиболее характерные для большинства детей определенного возраста показатели, выявить индивидуальные возможности детей, учесть отстающих, выявить причины отставания в освоении программного материала по физической культуре.
Результаты обследования уровня физического развития и уровня физической подготовленности заносят в индивидуальные карты.
С целью систематизации данных обследования в нашем ДОУ был разработан «Паспорт здоровья воспитанника ДОУ».
Паспорт здоровья воспитанника должен стать базовой оценкой работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению, критерием, стимулирующим работу всего персонала детского сада.
Информация, содержащаяся в паспорте здоровья дошкольников, будет основана на физиологических, биологических, физических и психических показателях здоровья воспитанников. Совокупность этих показателей не только позволит правильно оценить состояние здоровья воспитанников, но и осуществить преемственность в работе специалистов, что в свою очередь позволит более эффективно организовать совместную деятельность педагога с детьми.
Паспорт здоровья состоит из 6-ти частей и рассчитан на весь период пребывания ребенка в ДОУ. В его заполнении, на определенном этапе, учитывая паспортный возраст ребенка, будут принимать участие воспитатели, педагоги- специалисты, медицинские работники.
• 1 часть. – «Программа физкультурно- оздоровительных мероприятий ДОУ на пятидневную рабочую неделю»(таблица 1,2). На её основании разработан режим дня для всех возрастных групп, с учетом времени проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий. Таблица 1
Организация двигательного режима
№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание
3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7
1. Утренняя гимнастика Ежедневно
2. Физкультминутки Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
3. Организованная образовательная деятельность (на воздухе, в зале) 3 раза в неделю 1 половина дня по сетке Обозначение:
*- первая половина дня
+вторая половина дня
4. Гимнастика после дневного сна Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +
5. Подвижные игры на свежем воздухе Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
6. Спортивные игры и упражнения 2 раза в неделю По плану
7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц
8. Физкультурные праздники 2 раза в год
9. День здоровья 1 раз в квартал
10. Каникулы 2 раза в год
11. Индивидуальная работа Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
12. Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
Таблица 2
Профилактические мероприятия и закаливание
№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание
3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7
1. Воздушные ванны Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
2. Ходьба босиком Ежедневно Во время утренней гимнастики, летом на участке Обозначение:
*- первая половина дня
+вторая половина дня
3. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
4. Солевая дорожка Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +
5. Стопотерапия Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + + По плану
6. Дыхательная гимнастика Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
7. Фитотерапия (фито-чай, полоскание горла) (осень-зима) * + * + * + * + * +
8. Рыбий жир, элеутероккок, С-витаминизация По плану * * * * * * * * * * * * * * *
9. Точечный массаж Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
10. Массаж По назначе-нию врача * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
11. Оксалиновая мазь В период эпидемии * * * * * * * * * * * * * * *
• 2 часть. — «Периоды сензитивного развития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте».
• 3 часть- «Антропометрические показатели биологического развития организма детей и подростков» (На основе данных таблицы заполняется индивидуальная карта физического развития ребенка медицинским работником с 1-ой младшей группы не реже 2-х раз в год на весь период пребывания ребенка в саду).
Таблица 3
Антропометрические показатели
биологического развития организма детей
Код Показатели Пол Паспортный возраст
2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
01 Длина тела (см)
д 87.5 96.0-104.0 103.0-110.0 109.0-116.0 115.0-123.0 118.0-129.0
м 89.5 99.0-1056.0 105.0-111.0 109.0-118.0 115.0-125.0 118.0-129.0
02 Масса тела (кг)
д 12.9 13.8-17.1 16.8-19.8 17.5-22.0 19.9-25.9 21.5-27.5
м 13.3 14.7-17.5 16.0-20.1 18.0-22.9 20.0-25.0 21.6-27.9
03 Окружность грудной клетки (см)
д 50.2 52.0-54.0 54.0-56.0 56.0-58.0 58.0-61.0 59.1
м 51.5 53.0-54.0 54.0-57.0 57.0-58.0 58.0-60.0 61.2
04 Жизненная ёмкость легких (мл)
д — — 1000 1000 1180 1300
м — 1000 1000 1180 1200
05 Сила правой руки (кг)
д — 0-1.1 1.5-3.0 3.0-4.8 4.2-8.5 10
м — 1.0-2.4 2.3-6.9 3.3-7.3 6.9-9.3 11
06 Сила левой руки (кг) д — 0-1.9 1.1-3.3 2.8-4.2 4.9-8.8 9
м — 1.0-2.3 1.8-5.8 3.3-6.3 6.5-8.8 10.5
07 Биологический возраст 2 3 4 5 6 7
• 4 часть- «Оценка уровня физической подготовленности» (При оценке используется Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков, молодежи)
• 5 часть- «Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника» (заполняется медсестрой и инструктором по ФИЗО 2 раза в год)
Таблица 4
Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Группа___
Посещает ДОУ с (дата)___
Показатели физической подготовленности
№ Тесты, единицы измерения Дата обследования
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка
1 Равновесие
2 Бег на 30м (с)
3 «Челночный бег»3по 10 м
4 Прыжок в длину с места
5 Подъем туловища (сед)
6 Метание на дальность набивного мяча (1 кг)из-за головы
7 Общая оценка
Показатели физического развития
№ Тесты, единицы измерения Дата обследования
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка
1 Рост (см)
2 Вес (кг)
3 Общая оценка
• 6 часть – «Психолого- педагогическая карта развития ребенка» (Карта состоит из 3 разделов «Социально- бытовое развитие», «Речевое развитие», «Развитие личности и познавательных процессов») и заключения специалистов дошкольного образовательного учреждения, содержащего общую оценку динамики развития и сформированности предпосылок к обучению в школе, прогноз развития и рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе. Карта заполняется воспитателями групп, учителем- логопедом со средней группы 2 раза в год, педагогом- психологом- по адаптации детей 1-ой и 2-ой младших групп 1 раз в год, в группах коррекции – ежегодно не реже 2 раз в год.
Примечание: Карта обязательно заполняется полностью перед выпуском ребенка из дошкольного учреждения.
Психолого- педагогическая карта хранится в методическом кабинете и передается родителям или законным представителям по месту учёбы ребенка после выпуска его из ДОУ.
Таблица 5
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка___
Дата рождения «___»___
МБДОУ «Детский сад №» Вид группы___
Дата поступления в ДОУ___
Домашний адрес___
Сведения о семье___
Мать (Ф. И. О.)___
Отец (Ф. И. О.)___
Кто еще принимает участие в воспитании ребенка___
Адаптация к ДОУ___
Ведущая рука___
Социально- бытовое развитие
(заполняется воспитателем группы)
№ Показатели развития Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
Возраст
Общение со взрослыми
1 -легко идет на контакт, проявляет инициативу
-откликается на инициативу взрослого
-избегает
Общение со сверстниками
1 -легко устанавливает дружеские взаимоотношения
-откликается на инициативу сверстника
-избегает взаимодействия
2 -проявляет качества лидера
-предпочитает подчиняться другим
3 -успешно разрешает конфликты со сверстниками
-в ситуации конфликта просит помощи взрослого
-не умеет разрешать конфликты
Игра
1 -успешно участвует в коллективной игре
-предпочитает играть один
2 -умеет организовать игру, занять других детей
-не умеет организовать игру, откликается на инициативу других детей
3 -в игре ориентируется на правила
-может выполнять правила с помощью взрослого и других детей
-правила не принимает
Особенности поведения и деятельности
1 -умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
-нуждается в помощи взрослого
-не умет контролировать свое поведение, не выполняет правила распорядка жизни
2 -в основном проявляет самостоятельность
-постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен
3 -работоспособен, энергичен
-работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса
-быстро утомляется
Развитие моторики
1 -общая моторика развита хорошо, скоординирован. ловок
-общая моторика развита недостаточно
2 -развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме
-развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы
Речевое развитие
(заполняется логопедом ДОУ или воспитателем группы)
Раннее речевое развитие:
1) первые слова (возраст)___
2) первые фразы (возраст)___
№ Показатели развития
Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст
1 Фонематический слух:
-нарушен
-сохранен
2 Слоговая структура слова:
-нарушена
-в норме
3 Словарный запас:
-резко ограничен
-беден
-в пределах обихода
-достаточный
4 Связная речь:
-в норме
-ниже возрастной нормы
5 -описание сюжетной картины
-составление рассказа по серии сюжетных картинок
-пересказ текста
-творческий рассказ
-знание стихов и сказок
6 Уровень речевого развития:
-в норме
-ниже возрастной нормы
Развитие личности и познавательных процессов
(заполняется педагогом- психологом ДОУ)
№ Показатели развития
Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст
Личностное развитие
1 Особенности мотивации
2 Сформированность внутренней позиции будущего ученика
3 Уровень самооценки
4 Уровень тревожности
5 Уровень произвольности
Познавательное развитие
1 Уровень развития восприятия
2 Уровень развития памяти:
-слуховой
-зрительной
3 Особенности внимания:
-устойчивое
-неустойчивое
4 Уровень развития мышления:
-наглядно- действенное
-наглядно- образное
-логическое
5 Сформированность мыслительных операций:
-классификация и обобщение
-умение устанавливать причинно- следственные связи
Заключение специалистов ДОУ
Общая динамика развития и сформированности предпосылок к обучению в школе
___
Прогноз развития (благоприятный, условно благоприятный, неблагоприятный, возможные трудности
___
Рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе
___
Воспитатели:___/___/
___/___/
Учитель-логопед:___/___/
Педагог-психолог:___/___/
Заведующая ДОУ:___/___/
Дата «___»___
М. П.
Систематичность внесения базовых показателей на всем этапе нахождения ребенка в ДОУ будет способствовать :
1) Регулярной корректировке в построении двигательного режима и корректировке содержания занятий по ФИЗО.
2) Соблюдению преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществлению к нему индивидуального подхода.
Особое место необходимо отводить работе с родителями с целью усиления заинтересованности в укреплении здоровья (физического, психического) детей, привлечения к решению проблем, связанных со здоровьем (психическим, физическим) воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Источник
Уважаемые родители, предлагаем Вам «запечатлеть» ладошку вашего ребенка в разном возрасте. Для этого предложите ему положить свою руку на лист (отмеченный рамкой ниже) ладошкой вниз, развести пальцы, обведите ее контур фломастером. Выполняйте данную «процедуру» каждый год, в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Каждый раз обращайте внимание ребенка на то, как изменилась в размерах его ладошка.
Уважаемые родители, сделайте вместе с Вашим ребенком соответствующие отметки на графиках роста и веса. Для начала постарайтесь вспомнить рост и вес Вашего ребенка при рождении. Затем каждый год делайте новые отметки. Соединяйте все точки линией. Обсудите с ребенком, что у Вас получилось. Обратите внимание, насколько он вырос, набрал вес за это время.
Родители считают вместе с ребенком, сколько дней он проболел в каждом месяце, и отмечают на графике.
Ф.И. ребенка__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели семьи
Баллы
1
Состав семьи
мать, отец, бабушка, дедушка
только отец и мать
мать и отчим, отец и мачеха
одна мать, один отец
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники
2
Материально положение семьи
могут практически ни в чем себе не отказывать
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности
живут от зарплаты до зарплаты
денег до заплаты не хватает
3
Санитарно-жилищные условия
благоустроенная отдельная квартира
квартира с родителями супруга(и)
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами
комната в общежитии, в бараке без удобств
4
Состояние социально-психологического климата
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут “по привычке”
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к употреблению алкоголя, наркотиков.
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство и т.п.
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.
5
Состояние детско-родительских отношений в семье
Дети — главная ценность в семье, конструктивное отношение к ним.
Дети — равнозначная ценность наряду с супружеством, акцентуации на проблемах ребенка.
Дети дополняют супружеские отношения, полноценное выполнение своего родительского долга.
Дети — элемент определенного социального статуса, формальное выполнение родительских ролей.
Дети — обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства, негативное отношение родителей к детям.
6
Педагогический стиль семьи
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия.
Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость.
Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям.
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни.
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям.
7
Характер отношения с ближайшим окружением
Высокая социальная мобильность и статус семьи в обществе, уважительное отношение к семье и семьи к окружению.
Высокий социальный статус семьи, типичность социальных контактов и взаимоотношений.
Положение семьи отвечает социально приемлемым нормам и требованиям, социальные контакты ограничены.
Соблюдение внешнего благополучия, при нетерпимом, негативном отношении к окружающим, резкое ограничение социальных контактов.
Маргинальность одного или нескольких членов семьи, высокий уровень конфликтности семьи с окружающими людьми.
8
Отношения семьи с ДОУ
Высокая включенность в жизнь ДОУ, посильная помощь ДОУ, высокая информированность о делах и проблемах ребенка.
Обращение к воспитателям и специалистам по вопросам воспитания, признания их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях, мероприятиях,
Интерес к жизни ребенка в ДОУ односторонний, только у матери.
Критика педагогических методов ДОУ, уклонение от посещения родительских собраний и мероприятий.
Отсутствие интереса к делам ребенка в ДОУ, сознательное ограничение посещения ребенком ДОУ.
9
Состояние социокультурной адаптации семьи
Обладание широким кругом интересов, разнообразный совместный досуг, здоровый образ жизни
Наличие семейных традиций и праздников, рационально организованный быт.
Отсутствие развитых духовных потребностей, активность в направлении повышения бытовой и поведенческой культуры
Отсутствие совместной культурной и бытовой деятельности, аморальный образ жизни одно из родителей.
нездоровый, аморальный образ жизни, ограничения быта и круга интересов.
Сумма баллов
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации воспитателей и специалистов, работающих с детьми (указать должность специалиста и дату заполнения)___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№
Умения
Квартал
II мл. гр.
средняя
старшая
подготовит.
1 2 3
1 2 3
1 2 3
1 2 3
Выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без них
1
Ставить руки на пояс
2
Перекладывать предмет из одной руки в другую
3
Выставлять ногу на носок вперед, назад, в сторону
4
Приседать
5
В упоре сидя, сзади подтягивать к себе ноги, вытягивать
6
Поворачиваться со спины на живот и обратно
Ходьба
1
Ходить на носках, высоко поднимая колени
2
Ходить приставными шагами вперед, в стороны
3
Ходить в колоне
Бег
1
Бегать между двумя начерченными линиями на земле (на полу), не наступая на них (расстояние между линиями 30 см)
2
Убегать от ловящего
3
Догонять убегающего
—
4
Пробегать быстро (10 — 20 см)
Прыжки
1
Подпрыгивать вверх, доставая предмет
2
Перепрыгивать через 4-6 параллельных линий (расстояние между ними 25 — 30 см)
3
Прыгать в длину с места (40-50 см)
4
Спрыгивать в глубину с высоты 15 -20 см
Катание, бросание, ловля
1
Катать мячи (шарики) диаметром 20 — 25 см друг другу
2
Прокатывать мячи, шарики между предметами
3
Бросать мяч о землю и вверх, стараясь поймать его
4
Бросать предметы вдаль правой и левой рукой (2,5-5 м) .
Ползание и лазанье
1
Ползать на четвереньках между расставленными предметами
2
Проползать по прямой 6 — 8м
3
Подлезать под предметы высотой 40 см
4
Лазать по лесенке — стремянке
5
Ползать по гимнастической скамейке
Равновесие
I
Кружиться в обе стороны, помахивая ленточками, шариками (надувными)
2
Ходить по узкой доске (10 — 15 см), положенной на пол (землю)
3
Ходить по гимнастической скамейке
4
Во время бега по сигналу быстро останавливаться
5
Ходить по бревну (высота 30-50 см)
Спортивные упражнения
1
Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом
Построения
и перестроение
1
Строиться в колону