Досуговые игры как средство развития ребенка

Досуговые игры как средство развития ребенка thumbnail

Лариса Куличенко
Досуговые игры как средство развития ребенка

Мир детства — это мир игры. Игра признана уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни, выполняя при этом разнообразные функции. Игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, создать оптимистичный фон жизни, научить доброжелательному взаимодействию, взаимопомощи и совместному творчеству, побудить ребенка к саморазвитию.

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, и самореализации личности.

Этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т. е. достигнуть, достичь, что указывает на заложенные в досуге возможности самореализации, его развивающий потенциал. В диалектах словосочетание «человек сдосугом» обозначало «человек с умением», а «досужий» — преуспевающий, успешный. Отношение к досугу — важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг способствовал развитию потенциала личности, становился источником для творчества.

С введением в действие ФГОС ДО1 (Далее – Стандарт) кардинально изменилась модель организации образовательного процесса, На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая модель, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

В соответствии с требованиями Стандарта, в образовательную программу ДОУ включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – это разностороннее развитие ребенка в условиях ДОУ.

Поскольку наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, то и задачи культурно-досуговой деятельности были определены в соответствии с ней и с Примерной образовательной программой, исходя из направлений деятельности дошкольников.

(все они представлены на слайде)

Свою работу я строила в нескольких направления:

1. Взаимодействие педагога с детьми у условиях организованной совместной деятельности

2. Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников

3. Повышение профессиональной компетентности педагога

Этапы моей работы:

Организационный

Практический

Результативный

Работу начала с изучения ФГОС ДО, проведения мониторинга вовлеченности детей и родителей в культурно-досуговую деятельность, где и была обозначена проблема (низкая активность родителей в групповых делах, ограниченный выбор видов досуга детей во время свободной деятельности). Исходя из полученных данных мной была изучена литература по данной теме и был разработан план досуговой деятельности детей на год. (гиперссылка). В основу плана легло календарно-тематическое планирование в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанного в соответствии со значимыми датами и с учетом возраста детей.

Практический этап включал в себя организацию предметно-пространственной среды (мной были разработаны игры-забавы («Найди сюрприз», «Волшебная снежинка», «Летят самолеты», «Метель», «Салют», изготовлены пособия для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, организован в группе мини-музей «Деревянная игрушка». Практический этап включает так же Эмоциональное обогащение впечатлений ребенка (это и чтение художественной литературы, и просмотр мультфильмов, и участие детей в развлечениях-праздниках, слушание музыкальных произведений. Реализация задач досуговой деятельности не возможна и без взаимодействия с родителями. Именно поэтому данный этап включает в себя осуществление тесного контакта воспитателя с семьями воспитанников.

Результативный этап включал в себя итоговый мониторинг вовлеченности родителей посредством анкетирования (гиперссылка на анкету для родителей, анализ познавательного интереса воспитанников посредством наблюдения и использование продуктов (умений) приобретенных в условиях реализации культурно-досуговой деятельности в самостоятельной деятельности детей.

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей.

Классификацию досуговой деятельности по содержанию я нашла у С. А. Шмакова. Именно он раскрывает законы педагогики досуга, сочетания продуктивного и непродуктивного, творческой энергетики. В принципах же организации досуга «красной линией» отмечена опора на положительные эмоции детей.

Все виды и формы досуга зависят от видов воспитательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей. Интеграцию которых вы можете увидеть на слайде.

В приведенном ниже планировании культурно-досуговой деятельности учтено комплекно-тематическое планирование, календарные праздники, а также использовалась книга «Культурно-досуговая деятельность» Зацепина М., Картушина М. Ю. «Праздники для старшего дошкольного возраста», «Спортивные праздники в детском саду»

На данном слайде я предстваляю вам выдержку из годового плана в рамках темы «Весна».

Развлечения мы проводим 1 раз в неделю. Носят они разнообразный характер – это и музыкальные, и спортивные, и познавательные, и носящие эстетическую направленность. Все это вы можете увидеть в планировании на слайде.

Обычно, я планирую, развлечение во второй половине дня, но в режиме дня я нахожу им место и в дневные часы, в том числе и на прогулке.

Подготовку к развлечениям я осуществляю в тихий час, в смежные часы работы и в свободное от работы время.

К таким развлечениям как Игра-забава отводится мною меньше времени на подготовку, поскольку они сами по себе занимают малое количество времени, хотя эмоциональная отдача от таких игр очень велика.

А вот такое тематическое развлечение как «Времена года», заняло у меня большее количество времени на подготовку. Так как нужно было дать информацию детям о временах года (данная подготовка осуществлялась мной на занятиях, беседах, наблюдениях на прогулке, атрибуты для этого развлечения помогали готовить родители (шапочки для детей – Солнышко, Птицы, Зайка, Дождь, и с детьми в вечернее время — подготовка фоновой основы для тематического развлечения. Мной был переработан материал по художественной литературе, я подобрала стихи и разучила их с детьми, подобрала загадки и иллюстрации.

Для того чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, я слежу за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом стремлюсь к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

Я осознаю что в моих руках досуговая игра представляет собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка. Именно поэтому я в своей работе ориентируюсь на создание условий для полноценного развитияличности дошкольников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также созданию ситуации успеха, воспитанию у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности в успехе.

На данном слайде представлены формы досуговой деятельности, которые я практикую в своей работе.

В рамках темы «Весна» мной были использованы такие формы работы как Музыкальный час, спортивный час, игра – забава, изодеятельность и детский театр.

Хотела бы предложить вашему вниманию небольшой видео ролик такой формы работы как Игра-забава «Волшебный мешочек». (гиперссылка на видеоролик)

Читайте также:  Центр развития ребенка тирасполь

Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства. Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Изучая семью малыша при поступлении в наше учреждение, я обращаю внимание не только на состав семьи, возраст и образование родителей, но и на интересы, увлечения членов семьи, узнаю о семейных праздниках и традициях. Тем самым это позволяет мне найти единомышленников в данном направлении работы, определяю проблемные моменты, прогнозирую стратегию взаимодействия с семьей. Использование в работе анкетирования помогло мне определить желание родителей взаимодействовать в организации досуга детей.

На базе детского сада мамы и папы нашей группы помогают организовывать неповторимые выставки творческих совместных работ из овощей и фруктов, конкурсы букетов, вернисаж снежных композиций на участках и творческие выставки в помещении ДОУ «Новогодние чудеса». Весну встречаем вместе, родители являются активными участниками в организации масленичной недели. Организую фотовыставки семейных стенгазет (например «Наша спортивная семья», «Милая мама», организую совместные трудовые дела на участке и в группе ДОУ.

Все представленные формы организации досуговой деятельности, взаимодействия педагога с родителями воспитанников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Определяющим фактором развития личности ребенка является организация развивающей предметно пространственной среды. В основу легло рамочное зонирование по Н. А. Коротковой, что позволяет удовлетворить половозрастные и индивидуальные склонности и интересы детей дошкольного возраста.

Насыщение среды мной проводилось постепенно. Были изготовлены дополнительные атрибуты для детских игр, настольные, пальчиковые театры, организован мини-музей «Деревянная игрушка», разнообразила инструментарий изобразительного, спортивного, музыкального, природного уголков. Разработала планирование по культурно-досуговой деятельности на год и консультации для родителей по данной теме.

Подводя итог своей работы на основе наблюдения детей и анкетирования родителей на данном этапе я могу сделать вывод:

— заинтересованность родителей делами группы возросла

— разнообразился досуг детей

— жизнь в группе стала боле интересной и насыщенной

— улучшился микроклимат в группе

— дети стали более доброжелательными друг другу

игры детей стали носить интересные творческие замыслы.

ФГОС ДО отводит важную роль данному направлению работы.Именно поэтому и исходя из полученных результатов своей деятельности я ставлю перед собой такие перспективы на будущее как:

Изучение традиций каждой семьи воспитанника;

Развитие каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности, посредством обогащенной развивающей предметно-пространственой среды;

Разработка тематических планов и творческих проектов культурно-досуговой деятельности;

Наращивание педагогической компетентности родителей в области организации содержательного детского досуга, посредством консультаций и активного вовлечения в жизнь группы

Сегодня дошкольное учреждение — это многогранная система, в которой существует не только взаимодействие и взаимопонимание, но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности. Ведь всем известно, что способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии

Источник

Методическая разработка

«Подвижные игры как средство организации досуга детей».

Цель: помочь педагогическим работникам наиболее интересно организовать досуг детей.

Задачи:

  • Обучающие – обучить разным подвижным играм детей старшего дошкольного возраста.
  • Развивающие – развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.
  • Воспитательные – воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в играх.

Педагоги ответственные за развитие детей, должны понимать, что подвижные игры, которые они предлагают детям, должны быть не только развлекательными, но и образовательными, развивающими с точки зрения их использования.

В век технического прогресса дети большую часть времени проводят, сидя у компьютера или игровой приставки. На смену подвижным традиционным играм приходят электронные версии. Поэтому, сейчас, как никогда, возросла актуальность детских развлекательных, соревновательных и подвижных игр, а также танцевальных ритмических игр для детей.

Педагогу необходимо использовать в этом направлении большую творческую направленность. Нужно заинтересовывать детей самим организовывать и придумывать спортивные, подвижные игры, чтобы они могли выразить и проявить себя. Для этого детям нужно давать, как можно больше, самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить фантазию и порыв ребенка, а не навязывать ему собственные мысли. Необходимо поощрять детскую фантазию и выделять «самостоятельное время» для воплощения игровых идей.

Педагог в ходе игры не навязчиво и тактично может подсказывать детям правила игры, не нарушая при этом ход детской творческой фантазии.

В процессе придуманной игры дети с помощью педагога осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры по времени могут быть продолжительными. Иногда дети во время игры довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к спортивным играм. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками через неподвижные и движущиеся препятствия, бросанием, ловлей и метанием мяча и мелких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные цели.

В этом возрасте детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Действия детей в таких играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстроты и ловкости.

Для развития быстроты и выносливости используются игры, в которых дети всё время находятся в движении («Перебежка с выручкой», «Погоня»). Такие игры проводятся не более 15 мин, чтобы не переутомить играющих.

Дети старшего дошкольного возраста начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.

Педагог в начале игры должен рассказать детям об условиях игры и обратить особое внимание на её правила, а творческой фантазии детей достаточно, чтобы понимать, что игра условна.

В подвижных играх педагоги часто используют игры с разделением коллектива на команды, в которых игроков объединяет единая цель — борьба за победу своей команды и совместные усилия направлены на достижение единой цели. Перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре.

Командные игры занимают особое место в деятельности детей этого возраста, поэтому следует научить их делиться на равносильные команды. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, и им трудно дожидаться своей очереди в эстафетах. Лучше делить их на небольшие команды по 8-10 человек в каждой.

Выбор игрока — капитана должен делать только педагог, так как дети в этом возрасте ещё не могут делать это объективно.

Сложные по организации игровые взаимодействия, двусторонние игры удовлетворяют стремление детей к самостоятельности, отвечают их интересам бороться за спортивную честь своего коллектива, своей команды.

Читайте также:  Развитие ребенка возраст 3 месяца

В этом возрасте нужно приучать детей к честному поведению в игре. Так, в игре «День и ночь» можно предложить пойманным оставаться в своих командах и при их подсчёте поднимать руки. На тех, кто не сделает этого, педагог должен обратить особое внимание. Играющие учатся смело и честно признавать свои ошибки, поэтому играть будет интереснее и судить игру станет значительно легче.

Необходимо очень серьёзно относиться к судейству, поскольку дети этого возраста очень строго оценивают объективность судьи. Для воспитания судейских и организаторских навыков можно широко привлекать детей в качестве помощников, иногда предоставляя им возможность судить самостоятельно. Дети обычно очень добросовестно и серьезно исполняют возложенные на них обязанности.

Педагогу необходимо помнить, что при неправильной организации подвижных игр возникает неустойчивость в поведении детей. Переоценка своих сил могут привести детей к нежелательным поступкам.

Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных взаимоотношениях между детьми. Разрешение игровых конфликтов требует от педагога и участников игры достаточно развитых волевых способностей и выдержанности.

В некоторых подвижных играх педагог может предложить детям выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Дети выбирают водящего, который исполняет свои обязанности с начала и до конца игры. При выборе водящего хорошо пользоваться советами детей, которые самостоятельно оценивают силы своего товарища, доверяя ему, полагаясь на его умения и опыт.

В данном возрасте дети прислушиваются к мнению сверстников и иногда считаются с ними больше, чем с мнением взрослого, поэтому педагог должен обладать умением не навязчиво воздействовать через коллектив на некоторых играющих.

Игра не только развивает, закаляет, укрепляет, но и способствует становлению характера личности ребенка.

Источник

Общее образование в Российской Федерации состоит из дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (или полного) общего и дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование — это неотъемлемая часть общего образования. Отличие такого образования в том, что оно развивает в ребенке творческие или физические навыки, помогает реализовать себя в какой-то определенной области, выбрать будущую профессию. Как правило, в учреждениях дополнительного образования учат тому, чему не учат в обычной школе.

Вообще термин «дополнительное образование детей» появился вместе с выходом в начале 90-х гг. Закона РФ «Об образовании». В номенклатуру учреждений дополнительного образования входили: школы (по областям), клубы, парки, лагеря.

В 2006 году был принят закон, классифицирующий учреждения дополнительного образования детей.

Такие учреждения делятся на: центры дополнительного образования детей, дворцы и «дома детского творчества, клубы юных натуралистов, станции детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детские школы искусств, в том числе по видам искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С. А. Шмаков).

Остановимся на методах, выделяемых С. А. Шмаковым, более подробно:

1.         Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т. п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.

2.         Методы состязательности. Состязание — это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.

3.         Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся — считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».

4.         Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация — это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.

5.         Методы импровизации. Импровизация — это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.

6.         Самый главный метод, который выделяет учёный — это метод игры.

Существует множество понятий игры:

а) Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта

б) Игра (в философии) — форма человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов.

в) Игра (в философии) — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.

г) Игра (в психологии) — активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

д) Игра (в досуге) — это одна из наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное просветительское и воспитательное влияние.

По утверждению С. А. Шмакова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние [2].

Наиболее важными функциями игры являются:

—        воспитательная функция;

—        развивающая функция;

—        функция межнациональной коммуникации;

—        коммуникативная функция;

—        диагностическая функция;

—        игротерапевтическая функция;

—        функция коррекции в игре;

—        развлекательная функция игры [1, с. 47].

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1)      свободная развивающая деятельность;

Читайте также:  Развитие нервной системы ребенка по месяцам

2)      творческий, импровизационный характер этой деятельности;

3)      эмоциональная приподнятость деятельности;

4)      наличие прямых или косвенных правил [1, с. 48].

В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С. А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.

1. Физические и психологические игры и тренинги:

а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;

в) освобождающие игры и забавы;

г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

а) предметные забавы;

б) сюжетно-интеллектуальные игры;

в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

г) строительные, трудовые, технические, конструкторские,

электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры:

а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить [1, с. 47,48].

Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.

1.         Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес.

2.         Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей.

3.         Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим.

4.         Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий.

5.         Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению [1, с. 49].

К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:

1)        игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жизни и здоровью ребенка;

2)        вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка;

3)        игра не должна унижать достоинство ребенка;

4)        участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содержание, правила, операции, точное обозначение используемых в ней терминов, понятий;

5)        игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора;

6)        организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнованиях участвовали равные по силам дети, все участники находились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями [1, с. 50].

Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстрации его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рождаемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагированным от конкретного лица. Особый интерес в практике организации досуговой деятельности подростков представляет игра-лотерея. Это вид организованной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастливых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности.

В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н. Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические. Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в традиционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых методиках социально-психологическое — это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогающее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежащее осмыслению участников игры.

Игровые методики, предлагаемые Н. Е. Щурковой, такие как «Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения», «Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни. Игровые методики Н. Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педагогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только младшие школьники, но и подростки.

Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:

1)        организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и решение определенных воспитательных задач (для педагога);

2)        обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение;

3)        использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алгоритм игры, соблюдение педагогического такта;

4)        педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет свою теорию: метод и форму.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для культурно-досуговой деятельности важно то, что игра наполняется сюжетным содержанием, принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных качеств придает игре особый характер, игра становится искусством.

Потребность личности в игровом поведении, способность “входить в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть -это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности, поскольку игровое поведение личности обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. Это значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает количество отрицательных поступков со стороны воспитанников.

В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные качества и свойства. Выявление индивиду