Досуг и развитие ребенка 1 год
Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.
Годовалый ребенок играет на коврике
Занятия для годовалого ребенка с мамой
Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.
В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают. С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год. Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.
В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.
Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.
Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:
- Развитие речи;
- Развитие сенсорики и мелкой моторики;
- Творческое развитие;
- Общее развитие;
- Развитие навыков самообслуживания;
- Физическое развитие.
Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.
Зачем годовалому ребенку режим
Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.
Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.
Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.
Ребенок рассматривает игрушку
Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.
Развивающие игры для годовалых деток
Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:
- Для развития речи:
- игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
- игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
- чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
- чтение мамой книг для детей от года;
- прослушивание песенок.
- Для развития сенсомоторных навыков:
- раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
- игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
- извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
- игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
- строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
- проталкивание предметов через отверстие;
- скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
- катание каталки, игрушки на веревочке;
- разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
- открывание и закрывание баночек и коробочек.
- Для творческого развития:
- рисование;
- лепка;
- работа с тестом.
- Для общего развития:
- изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
- изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
- занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
- изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
- сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
- Для развития навыков самообслуживания:
- стимулирование малыша пить из чашки,
- пробовать есть ложкой,
- чистить зубы щеткой,
- знакомиться с горшком.
Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.
Ребенок играет в кубики
Развивающие игрушки
Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:
- Для развития речи:
- мыльные пузыри;
- дудочка.
- Для развития сенсорики и мелкой моторики:
- кинетический песок;
- самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
- разноцветные и различные по размеру стаканчики;
- кубики, пирамидки;
- сортеры;
- шнуровка;
- бизиборд.
- Для творческого развития:
- пальчиковые краски;
- пластилин;
- тесто;
- конструктор;
- Для общего развития:
- матрешки;
- шарики разных цветов;
- куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
- книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
- игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
- Для развития навыков самообслуживания:
- игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
- чашка с носиком;
- ложка с изогнутой ручкой;
- зубная щетка детская с мягкой щетиной;
- красивый горшок.
Интересные идеи для занятий дома
Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:
- Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.
Малыш помогает маме
- Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
- Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.
Активное времяпрепровождение для малышей в годик
Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.
Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.
Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.
Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.
Самостоятельные игры
Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.
Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.
Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.
Ребенок играет в конструктор
Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:
- Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.
Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.
- Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
- Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
- Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
- Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.
Малыш занят бизибордом
Показатели правильного развития
Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:
- найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
- отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
- строить башню из кубиков или стаканчиков;
- разбирать и собирать пирамидку из колец;
- прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
- прятаться, закрывая глаза руками;
- ставить детали конструктора друг на друга;
- показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
- держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
- повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
- пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.
Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.
Видео
Источник
Собрала всю информацию о развлечениях для детей от года и до подросткового возраста, без адресов, просто идеи, вот делюсь.
Активный отдых (спорт) только немного обошла стороной, т.к. это не по моей части. Писалось все под девочку, но разница, наверное, небольшая.
Встречи с животными. Московский зоопарк. Сюда можно приехать уже с сидячим ребенком. Большинству детей старше года это интересно. Можно посмотреть на таких животных, как слон, жираф, ну и на многих других тоже.
Контактные зоопарки. Их множество в Москве и области. Крупных животных там, конечно, нет, есть маленькие «обычные» кошки, кролики и т.п. и обычно бывают экзотические какие-нибудь, например, лама. Все это можно трогать. Имеет смысл ехать с ребенком, который уверенно ходит, чтобы не ползать вместе с животными 🙂
Эко-фермы. Их много в области, в Москве нашла одну на ВДНХ (в ВВЦ), там она контактная. Отличается от контактных зоопарков набором животных: есть коровы, овцы и т.п.
Океанариумы с рыбами, их несколько. По сути как Зоопарк. Тоже интересно большинству детей от года.
Дом бабочек. Из-за боязни за жизнь и здоровье бабочек раньше двух не повезла бы ребенка. А так, думаю, после года тоже уже интересно.
Также в различных местах, которые предлагают катание на лошадях и обучение верховой езде (как правило, это конные базы в Подмосковье), можно покататься на лошади, сидя у мамы на ручках. В более старших возрастах можно уже самостоятельно. На ручках, думаю, интересно от года.
Выступления животных. Уголок Дурова и другие аналогичные места. В Уголке Дурова есть спектакли от 1,5 лет, они действительно недолгие. Там и в других подобных местах дети и родители сидят отдельно. Не все дети хотят сидеть отдельно, поэтому некоторые сидят сзади у родителей на коленях и, по отзывам, ничего не видят. По этой причине имеет смысл идти, только когда ребенок спокойно воспринимает расставание со взрослыми на время спектакля.
Дельфинарии. Их в Москве несколько. Представления длятся по 30-35 минут. Так что тут все зависит от ребенка. Думаю, в среднем лет с 2-3.
Встречи с музыкой. Существуют концерты для малышей. Туда приходят даже с совсем грудничками. Во время концерта дети ходят, ползают, могут трогать музыкальные инструменты. Музыку можно найти разную: классическую, джаз, этно. Некоторые музыканты немного взаимодействуют с детьми (с теми, что постарше, конечно). Некоторые из этих проектов: Концертино, Babyconcert, Вместе с мамой, Мама может. Насколько это интересно — думаю, дело индивидуальное. Но в любом случае это приятная возможность для мамы послушать живую музыку, не разлучаясь с ребенком. Для более старших детей, которые могут сидеть в зале и слушать, существуют различные выступления и абонементы в концертных залах (например, в Доме музыки, Консерватории). Там играют на инструментах и рассказывают детям о музыке. Примерный возраст — с 5-6 лет.
Театры. Есть специальные спектакли для малышей (0+). В данный момент это спектакль «Театр на ладошке» в Московском доме кукол (кукольный спектакль, соответственно), «Классика для самых маленьких. Жизель» в Театре теней, спектакль «Малыш» в Театре Образцова (этот от 1,5 лет), проект «Первый театр» (у них только спектакли для самых маленьких). Во всех перечисленных местах спектакли проходят не в зале со стульями, а в игровых комнатах и т.п. Дети сидят у мам на руках. Можно ходить и т.д. Спектакли специально построены именно с учетом восприятия их маленькими детьми. Продолжительность — по 40-50 минут. Есть еще театр Семицветик, там есть несколько спектаклей 0+, и театр Потешки, специализированный для малышей. В них предполагается более классическое восприятие (зрители сидят в зале и смотрят). Ещё есть театр проекта «Вместе с мамой», но про него информации не нашла. В более старших возрастах становятся доступными более » взрослые » спектакли. Есть заявленные спектакли от 2 лет, реально же, конечно, надо ориентироваться по ребенку. Также не забывайте про музыкальные театры. Есть спектакли от 2 также в Театре теней, в кукольных театрах. Когда ребенок будет высиживать длинные спектакли в театре, можно сходить на детский мюзикл, на ледовое шоу.
Цирки и т.п. Выше писала про Уголок Дурова. Есть также Театр кошек Куклачева. В него и на полноценные представления в цирки можно идти, когда ребенок способен просидеть столько, т.е. не раньше двух лет. При этом в некоторых цирках есть заявленные представления 0+, но не думаю, что на это стоит ориентироваться.
Кино. С того момента, когда ребенок смотрит дома мультики продолжительностью хотя бы минут 20, можно сходить на аналогичный по длине мультик в кино. Надо только чувствовать, что ребенок не испугается. Со временем можно будет ходить на более длинные мультики, на «семейные» фильмы и в 3D кинотеатры.
Музеи и выставки. Знаю, что некоторых детей водят по музеям с рождения «для развития». Я за то, чтобы ребенку было интересно. Поэтому предлагаю ходить по музеям лет с 3 и только по действительно интересным, таким, как Дом великана и т.п. По остальным, более » познавательным «, и по художественным — лет с 5-7. Так же в Экспериментариум. Большой звёздный зал в Планетарии официально с 5 лет. В какие-то музеи ребенка наверняка поведут в школе. В музеи можно брать экскурсии для детей. Кроме того, бывают экскурсии для детей на фабрики и т.д. — это примерно с того же возраста (5-7 лет).
Аттракционы. Первые » аттракционы » — это площадки во дворе. Затем можно сходить в торговый центр, там тоже есть детские площадки с горками. В некоторых торговых центрах и в парках можно покататься на маленьком паровозике. Если малыш сидит у мамы на руках, с года уже точно можно. Далее в некоторых парках есть специальные зоны для самых маленьких (в Лианозовском парке, Измайловском, парке Горького, ВДНХ). Некоторые из них это те же детские площадки, но чуть поинтереснее. В ВДНХ есть автодром, если сесть в машинку с мамой, тоже интересно. Все это для детей от года. Для детей старше 2 есть зона в Сокольниках. Для более старших детей аттракционов полно. В любом случае, везде указывают возраст, с какого можно. Когда ребенок научится прыгать, можно попрыгать на надувных батутах в парках (только не путайте с батутными центрами, это совсем другое). Когда зимой ребенок начнет кататься с горок во дворах, можно съездить на более интересные горки, например, на Поклонку.
Прогулки и поездки. Можно выбираться в московские парки и на природу в Подмосковье. В некоторых парках летом можно покататься на лодке по озеру/пруду (для этого должно быть двое взрослых). Природа и лодка от года уже интересны. Лет с 5-7 можно совершать познавательные прогулки по городу (Кремль, Арбат и пр.), посещать усадьбы. Со школьного возраста можно ездить по достопримечательностям Подмосковья. Ещё есть туры одного дня от РЖД по окрестностям Москвы (Золотое кольцо), дорога туда-обратно — на паровозе, а не на банальной электричке.
Активный отдых. Бассейны и аквапарки. Бассейны для детей существуют, надо только звонить и разбираться, с какого возраста в данном конкретном месте можно плавать. А так, есть же даже грудничковое плавание. Аквапарки есть для малышей от года, например, Kimberland или Фэнтези. В таких аквапарках бассейн-лягушатник и совсем простенькие горки, как на детской площадке. Для детей постарше выбор больше. Также можно поплавать с дельфинами в нескольких местах. Рекомендуемый возраст — с 5 лет. С 3 лет можно посещать веревочные трассы: Панда-парк с 3 лет, трасса в Сокольниках с 4 лет, остальные для более старших детей. Про активный отдых еще добавлю, что всяких интересных мест в этом плане много: катки, скалодромы, роллердромы и пр. Я просто не занималась подробно изучением.
В период Нового года можно сходить на елку. В «Вместе с мамой» есть елки для совсем малышей.
Отдельное развлечение — фотосессии (как правило, проводятся в интересных местах и сопровождаются играми). Фотосессии устраивают с рождения. Здесь все индивидуально.
Мастер-классы. Про развивающие занятия и курсы не пишу, их много, и отдыхом я их не считаю, скорее обучением. Мастер-класс в моем понимании — это разовое и приятное времяпрепровождение. Они могут быть только для детей или для детей и родителей. Темы самые разные, чаще всего — разнообразное рукоделие и кулинарные. Большинство мастер-классов — от 4 лет, нередко также бывают от 3. В сети ресторанов «Грабли» есть какие-то мастер-классы для детей от 2 лет.
Ярмарки. Детям в принципе интересно в любых магазинах. Ярмарки необычны интересными вещами. Я говорю в первую очередь о хенд-мейд ярмарках, фуд-ярмарках. Конечно, интереснее там, где есть детские товары и игрушки. Это все лет с 2,5-3.
Кафе и рестораны. Существуют кафе и рестораны, которые либо специализируются на детях, либо там созданы чайлд-френдли условия. В таких местах обязательно есть детские высокие стульчики, детская игровая зона, могут быть аниматоры. Также там могут иногда проводиться разовые мероприятия для детей. Также предполагается детское меню. Иногда детские блюда красиво оформлены, и это само по себе может быть интересно ребенку. Подобных мест много. Детям там интересно с того же возраста, когда вообще интересны детские комнаты и аниматоры (только предполагается, что ребенок играет без мамы). В любом случае это простой способ спокойно сходить в кафе для родителей.
С того возраста, когда ребенок уже интересуется сладким и красиво оформленным, можно посещать кондитерские. Для начала можно попробовать купить что-то на вынос и посмотреть на реакцию, а потом сходить уже в саму кондитерскую. Также можно посещать кафе-мороженое. От 2 или от 3 лет можно посещать спа-салоны, там бывают специальные интересные программы для детей. Ещё можно сводить ребенка на массаж, именно для интереса (интереснее, наверное, тоже в спа). Это только при условии, что ребенка не водят и так на какой-нибудь оздоровительный массаж в поликлинику. С 3 лет можно посещать баню и сауну (до этого возраста неполезно).
Также в Москве часто проводятся «однократные» мероприятия, связанные с праздниками или такими событиями, как Ночь музеев и т.п. Они всегда включают в себя специальную программу для детей. По сути там то же, что я перечислила, плюс анимация. Но все собрано в одном месте, потому интересно. На больших праздниках также можно посмотреть фейерверк (салют).
Еще есть такое место «Кидбург». Это что-то вроде города/квеста/игры, лучше почитайте у них на сайте 🙂 Интересно, думаю, минимум от трех лет. Можно сходить на квесты, есть специальные для детей. Минимальный возраст — с 4 лет.
Источник: https://www.babyblog.ru/user/id2187661/46977
Источник