Достижения в развитии ребенка в 3 года

 Интеллектуальное развитие:

  • Называет и отличает 2-3 дерева.
  • По опорным обобщающим словам находит предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»).
  • Различает времена года.
  • Называет существенные детали и части предметов.
  • Находит простые связи между предметами и явлениями.
  • Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
  • Различает и правильно называет части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
  • Различает некоторые фрукты и овощи.
  • Различает части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
  • Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Восприятие:

–   Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет).

–   Собирает пирамидку с учетом размера колец.

–   Конструирует из кубиков по подражанию.

–   Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши.

–   Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.

–   Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый.

– Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.

– Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Внимание:

  • Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут.
  • Находить 3-4 отличия между предметами.
  • Удерживает в поле зрения 3-4 предмета.
  • Находит два предмета, похожих друг на друга.
  • Выполняет задания по предложенному образцу.
  • Устойчивость внимания – 15-20 мин

Память:

  • Запоминает 3-4 картинки.
  • Знает наизусть несколько четверостиший.
  • Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого.
  • Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером.
  • Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  • Понимает и выполняет комбинированные команды из 5 действий («Подними лопатку, положи в ведерко, дай маме, иди к девочке и играй!»).

Мелкая моторика:

  • Изображает простейшие предметы и явления действительности.
  • Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
  • Показывает указательный палец вместе со средним.
  • Делает колечки (каждый палец соприкасается с большим).
  • Умеет проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».
  • Умеет рисовать «клубочки».
  • Перерисовывает крестик.
  • Обводит по контурам, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
  • Копирует квадрат (с 3.5 лет).
  • Умеет проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».
  • Умеет проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».
  • Можно давать ножницы.
  • Старается раскрашивать, не выходя за контуры.
  • Умеет соединять одинаковые предметы линиями.
  • Застегивает пуговицы.

Крупная моторика:

–   Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.

–   Ездит на трехколесном велосипеде.

–   Может стоять на одной ноге 10 секунд.

–   Прыгает на одной ножке и двух ногах.

Математика:

  • Находит в окружающей обстановке много предметов и один.
  • Умеет определять равенство и неравенство предметов выражать словами «большой», «маленький», каких предметов больше, меньше.
  • Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Использует слова «высокий», «низкий» «толстый», «тонкий».
  • Может усвоить представление о шести формах: Круг. Овал.  Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.  Многоугольник. Показывать похожие на них предметы.
  • Может усвоить представление о восьми цветах: Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый. Черный;
  • Умеет пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
  • Умеет сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий».

Речевое развитие:

  • Умеет отвечать на вопросы типа: «Что ты будешь делать, если ты устал?»(тебе холодно, голоден…).
  • Понимает короткие рассказы взрослого.
  • Правильно реагирует на словесные указания.
  • Согласовывает слова в роде, числе, падеже.
  • Правильно пользуется предлогами в, на, за, под, перед, сзади, к.
  • Употребляет предложения с однородными членами.
  • Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то, связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения).
  • Умеет подобрать антонимы: огонь-горячий, лёд-…?; Конь-большой, мышь -…?; мама — женщина, папа -…?
  • Имеет активный словарь до 1500 слов.
  • Начинает использовать сложные предложения, строит фразы из 4–5 слов.
  • Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.);
  • Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
  • Употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
  • Употребляет в речи прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет.
  • Употребляет в речи наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.).
  • Знает названия транспортных средств | (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей.
  • Называет свое имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
  • Пересказывает небольшие потешки, сказки, рассказы, узнает сказочных героев.
  • Понимает названия цветов: «Дай красный мяч».
  • Слушает длинные сказки и рассказы.  
  • Отвечает на вопросы:

Как твоя фамилия? С кем ты живешь? Что ел на завтрак? Во что любишь играть?

Социальное развитие:

–   Любит давать игрушки и брать их у других.

–   Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми.

–   Развиваются навыки совместной игры.

–   Любит помогать взрослым.

–   Легко расстается с мамой на целый день.

–    Вступает в новый контакт через 5 мин.

Ведущие потребности:

– В доброжелательном внимании.

– В сотрудничестве.

– В уважении.

– Общение со сверстниками.

– В самовыражении.

– В соучастии.

Ведущая деятельность:

Игровая. Переход от манипуляций с предметами к ролевой игре.

Ведущая функция:

Восприятие.

Особенности возраста:

 —   Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Ребенок добивается нового статуса, в следствии чего появляется упрямство и негативизм.

—     Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

—   Появление смысловой структуры сознания.

 —   Развитие происходит через общение. С взрослым общение становиться вне ситуативно — познавательным.

—   При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение: «Делай, как я».

– Общение вне ситуативно – познавательное. Совместное обсуждение со взрослым явлений, событий, взаимоотношений в предметном мире

Читайте также:  Ребенок 9 лет особенности развития

– Смотрит в другого, но видит себя.

– Слышит, но не слушает.

Новообразования:

–   Усвоение первичных нравственных норм.

–   Самооценка.

–    Появление элементов партнерского общения.

Домашние обязанности:

– Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).

– Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

– Собирает и кладет игрушки в соответствующее место.

– Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку.

– Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

– Убирает за собой оставшиеся после еды крошки.

– Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается.

– Вытирает за собой следы «детской неожиданности».

– Приносит упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.

Цели и задачи взрослых: 

—   Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.

—   Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 

—   Формировать первые нравственные эмоции «хорошо» – «плохо».

—   Формировать умения действовать по правилам. 

—   Формировать умения сопереживать, сочувствовать, способность к эмоциональной отзывчивости.

—   Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

—   Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Читайте также:  Оценка развития ребенка неврологом

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

ГражданкаМаленький рост в 3 года

Дамы, есть ли у кого дети ростом ниже 90 см на момент 3х лет? С врачами дружим, сказали, вариант нормы и что вытянется, но меня мучают сомнения, часто такое бывает? Мы с мужем не коротышки, если ч…

89

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Не забывайте про регулярные медосмотры: с этого момента их можно проходить раз в год, но не реже.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики — способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

♦ Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

♦ Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

♦ Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

♦ Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

♦ Ловит и пинает мяч.

♦ Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

♦ Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки, хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений.

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

♦ Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

♦ Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

♦ Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

♦ Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Как правило, ребенок уже умеет выстраивать диалог: он охотно отвечает на вопросы окружающих, спрашивает сам, в его речи появляются вежливые слова и восклицательные интонации. В этом возрасте он уже может вербально описать свое состояние, рассказывать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка дошкольного возраста педагогика

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов — логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, он пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

«Кризис трех лет» – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее –  тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник