Достижения ребенка 3 года

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

Читайте также:  Питание запор 3 года ребенку

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник

Двигательные навыки:

1. Уверенно и быстро бегает;

2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;

3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;

4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

5. Ходит задом наперёд;

6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;

Читайте также:  Секция для ребенка 3 года москва

7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;

8. Кувыркается вперёд и назад.

Бытовые навыки:

1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;

3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное — в корзину;

5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Речевые навыки:

1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;

5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;

6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;

7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

9. Различает антонимы и правильно использует их (большой — маленький, высокий — низкий);

10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.

Мышление:

1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;

3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;

4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;

5. Владеет понятиями «один — много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;

6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;

7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру — от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:

Ребёнок в 3 года должен уметь…

1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;

2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;

3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;

4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;

5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;

6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;

Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.

Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.

А ваши 3-х летки это умеют?

Источник

 Интеллектуальное развитие:

  • Называет и отличает 2-3 дерева.
  • По опорным обобщающим словам находит предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»).
  • Различает времена года.
  • Называет существенные детали и части предметов.
  • Находит простые связи между предметами и явлениями.
  • Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
  • Различает и правильно называет части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
  • Различает некоторые фрукты и овощи.
  • Различает части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
  • Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Восприятие:

–   Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет).

–   Собирает пирамидку с учетом размера колец.

–   Конструирует из кубиков по подражанию.

–   Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши.

–   Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.

–   Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый.

– Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.

– Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Внимание:

  • Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут.
  • Находить 3-4 отличия между предметами.
  • Удерживает в поле зрения 3-4 предмета.
  • Находит два предмета, похожих друг на друга.
  • Выполняет задания по предложенному образцу.
  • Устойчивость внимания – 15-20 мин

Память:

  • Запоминает 3-4 картинки.
  • Знает наизусть несколько четверостиший.
  • Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого.
  • Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером.
  • Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  • Понимает и выполняет комбинированные команды из 5 действий («Подними лопатку, положи в ведерко, дай маме, иди к девочке и играй!»).

Мелкая моторика:

  • Изображает простейшие предметы и явления действительности.
  • Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
  • Показывает указательный палец вместе со средним.
  • Делает колечки (каждый палец соприкасается с большим).
  • Умеет проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».
  • Умеет рисовать «клубочки».
  • Перерисовывает крестик.
  • Обводит по контурам, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
  • Копирует квадрат (с 3.5 лет).
  • Умеет проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».
  • Умеет проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».
  • Можно давать ножницы.
  • Старается раскрашивать, не выходя за контуры.
  • Умеет соединять одинаковые предметы линиями.
  • Застегивает пуговицы.
Читайте также:  Болит горло у ребенка 3 года и поднимается температура

Крупная моторика:

–   Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.

–   Ездит на трехколесном велосипеде.

–   Может стоять на одной ноге 10 секунд.

–   Прыгает на одной ножке и двух ногах.

Математика:

  • Находит в окружающей обстановке много предметов и один.
  • Умеет определять равенство и неравенство предметов выражать словами «большой», «маленький», каких предметов больше, меньше.
  • Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Использует слова «высокий», «низкий» «толстый», «тонкий».
  • Может усвоить представление о шести формах: Круг. Овал.  Квадрат. Прямоугольник. Треугольник.  Многоугольник. Показывать похожие на них предметы.
  • Может усвоить представление о восьми цветах: Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый. Черный;
  • Умеет пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
  • Умеет сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий».

Речевое развитие:

  • Умеет отвечать на вопросы типа: «Что ты будешь делать, если ты устал?»(тебе холодно, голоден…).
  • Понимает короткие рассказы взрослого.
  • Правильно реагирует на словесные указания.
  • Согласовывает слова в роде, числе, падеже.
  • Правильно пользуется предлогами в, на, за, под, перед, сзади, к.
  • Употребляет предложения с однородными членами.
  • Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то, связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения).
  • Умеет подобрать антонимы: огонь-горячий, лёд-…?; Конь-большой, мышь -…?; мама — женщина, папа -…?
  • Имеет активный словарь до 1500 слов.
  • Начинает использовать сложные предложения, строит фразы из 4–5 слов.
  • Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.);
  • Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
  • Употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
  • Употребляет в речи прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет.
  • Употребляет в речи наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.).
  • Знает названия транспортных средств | (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей.
  • Называет свое имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
  • Пересказывает небольшие потешки, сказки, рассказы, узнает сказочных героев.
  • Понимает названия цветов: «Дай красный мяч».
  • Слушает длинные сказки и рассказы.  
  • Отвечает на вопросы:

Как твоя фамилия? С кем ты живешь? Что ел на завтрак? Во что любишь играть?

Социальное развитие:

–   Любит давать игрушки и брать их у других.

–   Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми.

–   Развиваются навыки совместной игры.

–   Любит помогать взрослым.

–   Легко расстается с мамой на целый день.

–    Вступает в новый контакт через 5 мин.

Ведущие потребности:

– В доброжелательном внимании.

– В сотрудничестве.

– В уважении.

– Общение со сверстниками.

– В самовыражении.

– В соучастии.

Ведущая деятельность:

Игровая. Переход от манипуляций с предметами к ролевой игре.

Ведущая функция:

Восприятие.

Особенности возраста:

 —   Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Ребенок добивается нового статуса, в следствии чего появляется упрямство и негативизм.

—     Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

—   Появление смысловой структуры сознания.

 —   Развитие происходит через общение. С взрослым общение становиться вне ситуативно — познавательным.

—   При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение: «Делай, как я».

– Общение вне ситуативно – познавательное. Совместное обсуждение со взрослым явлений, событий, взаимоотношений в предметном мире

– Смотрит в другого, но видит себя.

– Слышит, но не слушает.

Новообразования:

–   Усвоение первичных нравственных норм.

–   Самооценка.

–    Появление элементов партнерского общения.

Домашние обязанности:

– Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).

– Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

– Собирает и кладет игрушки в соответствующее место.

– Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку.

– Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

– Убирает за собой оставшиеся после еды крошки.

– Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается.

– Вытирает за собой следы «детской неожиданности».

– Приносит упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.

Цели и задачи взрослых: 

—   Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.

—   Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 

—   Формировать первые нравственные эмоции «хорошо» – «плохо».

—   Формировать умения действовать по правилам. 

—   Формировать умения сопереживать, сочувствовать, способность к эмоциональной отзывчивости.

—   Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

—   Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Источник