Дошкольный этап важный для развития ребенка
Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии, профессор Марьяна Михайловна Безруких назвала для каждого этапа дошкольного возраста свои актуальные задачи развития. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, любознательными, развитыми, демонстрировали различные таланты и умения. И все мы решаем эту задачу по-своему: кто-то с трех лет учит с ребенком пару иностранных языков, кто-то водит на танцы… А между тем самые основные, базовые задачи развития остаются как бы за кадром.
По мотивам лекции «Познавательное развитие детей-дошкольников» в рамках марафона «Энциклопедия родителей дошкольника»
????1–3 года. Движение — жизнь!
Навык управления собственным телом. Основная задача ребенка в три года — освоить собственное тело, двигаться как можно больше и разнообразнее. Речь идет пока не столько о мелкой моторике, сколько о крупной: об умении ходить, бегать, прыгать, лазить, ползать, играть с мячом, кататься на самокате, носить в руках предметы, наклоняться… Между прочим, формально ребенок учится ходить до 9–10 лет: для него может оставаться непростой задачей соблюдать ровный темп, не шататься, одинаково уверенно ходить по асфальту и по кочкам, по песку и камням. То же касается и бега: активный, «правильный» бег — это навык, который приходит к ребенку не в три года, а много позже. В общем, стоит помнить о том, что для дошкольника базовая задача — активно осваивать движение как в три года, так и в шесть, и в семь.
Эмоциональный интеллект. Работа над ним уже началась в самом раннем возрасте, и сейчас она должна продолжаться. Эмоциональный интеллект нельзя взять и развить за год в рамках общей подготовки к школе: это определенный образ жизни и модель отношений. Ребенок с трех месяцев различает выражение лица мамы и папы, отвечает на улыбку оживлением, настораживается, если у взрослого сдвинутые брови… В три года он продолжает учиться эмоционально реагировать на все происходящее, справляться с негативными проявлениями в свой адрес, понимать, что он сейчас чувствует, и проживать разные эмоции.
Учтите, что гнев и раздражение взрослых имеют свойство парализовать ребенка и тормозят его развитие; так что, если попытки обучить ребенка чему угодно заканчиваются вашим раздражением, лучше отложите занятия или передайте эту задачу кому-то другому, а с ребенком занимайтесь только тем, что вас радует.
Развитие речи. Именно речи! Не письмо и не буквы, не зазубривание алфавита и выучивание названий всех видов животных и деревьев. Все это потом, а пока разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы и выслушивайте его ответы. Учите ребенка строить предложения, выражать свои мысли, помогайте подбирать слова, развивайте словарный запас. Это — программа максимум; она достаточно сложна, чтобы бросить на нее все силы и не забивать ребенку голову другими вещами.
????3–4 года. Дорогу почемучкам!
Актуальные задачи развития — все то же самое, но еще добавляется несколько.
Расширение кругозора, познавательное развитие. Ребенок начинает постепенно наполнять свою «копилку» знаний. По сказкам он выучивает времена года, праздники, различные блюда, виды животных и растений, занятий, виды транспорта… Хорошо усваивает информацию в игре и в деятельности: не торопитесь усаживать его за парту и читать длинные лекции на 20 минут (для четырехлетнего 20 минут — это действительно длинные). Лучше давайте ему потрогать, пощупать, попробовать, предложите последить за тем, как тает лед на улице во время оттепели, как замерзает вода в морозилке, как различаются по весу предметы из разных материалов, что вы чувствуете, когда едете в трамвае, метро и автобусе… Рассказывайте обо всем, о чем ребенок спросит: к счастью, сейчас не нужно быть энциклопедистом — любой ответ можно в крайнем случае нагуглить и изучить вместе с ребенком.
Эмоции. В этом возрасте ребенок очень внимателен к эмоциям взрослых, он постоянно считывает родителей и других значимых взрослых. Может испытывать страх в общении и начинает понимать, почему «Та тетя ему нравится, а эта — нет». Пора понемногу учить ребенка ждать, откладывать желаемое: мороженое купим сейчас, а съедим дома; папа придет вечером, и вы с ним поиграете в машинки. Вообще дети в 3–4 года не умеют ждать «по умолчанию»: их придется терпеливо, спокойно обучать этому навыку.
Коммуникация. До трех-четырех лет дети играют рядом, но не вместе; теперь наступает пора взаимодействия. Это крайне серьезная задача: выбирать себе партнера, учиться приглашать в игру, проситься в игру, распознавать суть игры (Что делают дети? Что я должен делать, чтобы у нас получилась общая игра? Что я могу придумать в рамках данной игры?). Здесь потребуется ваша помощь: разыгрывайте сюжеты, проговаривайте, что можно сказать другому ребенку в одной, в другой ситуации.
Ребенок также начинает осваивать коммуникацию с другими взрослыми: азы этикета, навык слушания, понимания и ответа на вопрос, а также важнейшее умение защищать свои личные границы и правильно выходить из ситуации, когда коммуникация для тебя опасна или просто навязана.
????4–5 лет. Освоение мира
Актуальные задачи развития — все то же самое (что уже немало!) и еще несколько.
Запас сведений и знаний. Продолжаем помогать ребенку активно накапливать знания о себе и о мире. По-прежнему лучше получать эти знания «в полевых условиях», на реальном практическом опыте, в процессе игровой деятельности. 4–5 лет — это тот самый возраст, когда родители начинают загружать в голову ребенка массивы энциклопедических знаний; это не хорошо и не плохо, но это серьезная нагрузка на ребенка. В зависимости от того, как он справляется с базовыми задачами (эмоции, движение, речь), можно давать больше или меньше знаний, но лучше всего руководствоваться правилом: отвечай, если ребенок спрашивает. Для учебной мотивации крайне важно, чтобы ребенок мог получать информацию по запросу, именно о том, что его интересует, а все остальное может и подождать.
Творчество. Для ребенка 4–5 лет крайне важна свобода действий. Постарайтесь найти время и пространство для свободного самовыражения: пусть ребенок создает все, что ему вздумается, и пробует все, что ему может быть интересно. Можно сходить на пробные занятия по музыке, танцам, рисованию, лепке или устроить все то же самое дома.
Свободная игра. Иногда у нас возникает иллюзия, что ребенок, когда не ест, не спит и не на занятиях — бездельничает. На самом деле в эти драгоценные минуты и часы он творчески созревает, в его голове рождается импульс к свободной игре, он начинает смело и ярко выражать себя. Все это необычайно ценно, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка каждый день оставалось время на «безделье» и полноценную игру.
Движение. Последите за тем, чтобы самая основная задача развития — активное движение — не ушла на второй план. Ребенку очень важно оставаться активным, двигаться, бегать, лазать, и если любые интеллектуальные занятия отнимают у него возможность активно двигаться, подумайте, так ли они вам нужны.
????5–7 лет. Предшкольная пора
Актуальные задачи — все то же самое (а это уже буквально полный рабочий день), плюс к этому:
Активное развитие речи. Это то, на что точно нужно обратить внимание: речь — хлеб будущего первоклассника. Сейчас многие дети приходят в школу с несформированной речью, и это становится серьезным препятствием для освоения чтения и письма, а также для общения со сверстниками.
Если есть проблемы с произношением, фонематическим слухом, если ребенок путает или переставляет слоги в слове, обратитесь к логопеду. Как можно больше общайтесь с ребенком на любые интересные ему темы, инициируйте полноценные диалоги (то есть вы делитесь мнениями, каждый задает вопросы, каждый высказывается, даются аргументы, возникают споры и т.д.). Больше читайте ребенку вслух: это настоящий живой родник для его собственной речи.
Больше акцента на мелкую моторику. Вот тут самое время заняться графическими движениями. Это движения ручкой на плоскости листа: водить пальцем по планшету или мелком по асфальту тоже важно, но это другой тип движения. Продолжайте играть с бусинами, пуговицами, шнуровками, гайками и винтиками, мелкими машинками, счетными палочками и любыми другими доступными мелкими предметами.
Личностное развитие. Помимо активного развития мышления, памяти, внимания, о которых так много и справедливо говорят современные педагоги, у ребенка возникает сложнейшая актуальная задача: понять и познать себя. Что мне нравится и что нет? Чем я могу удивить других? Что есть во мне такого, чего нет в Маше или Сереже? Почему со мной может быть интересно играть, а почему не очень? Что я люблю? Из чего я состою: из каких эмоций, слов, воспоминаний, увлечений? Это очень тонкая внутренняя работа, которая начинается сейчас и будет продолжаться долгие годы.
Социализация. Первые споры, первые конфликтные ситуации, первые недопонимания и, возможно, разочарования в процессе общения со сверстниками. Ребенок постепенно осваивает навык играть по заданным правилам, слушать инструкцию воспитателя или педагога — и действовать по инструкции. Быть частью группы, оставаясь собой.
????Пробегитесь глазами по всем описанным выше задачам.
Согласитесь, это очень много, и это то, без чего ребенку будет очень сложно радовать вас своими достижениями потом, когда дошкольная пора закончится.
Все эти задачи требуют ресурсов: времени, сил, внимания взрослых. Вы уверены, что сможете добавить математику и английский, балетную или музыкальную школу, чтобы это было не во вред базовым задачам развития? Если уверены, пробуйте, если нет, не спешите. У вас будет время познакомить ребенка со всеми интересными делами, которые есть в жизни.
Марьяна Безруких
Источник
В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.
Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.
Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.
Особенности дошкольного развития детей
В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.
На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.
С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.
Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.
Основные аспекты развития в дошкольном возрасте
Психическое развитие
Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:
- восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
- памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
- мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.
На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.
Эмоциональное развитие
В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.
Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.
Познавательное развитие
Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:
- психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
- получения и анализа информации;
- отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).
Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.
Речевое развитие
Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.
Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми «взрослым» языком (то есть, не «сюсюкая» и не «коверкая» слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и всячески поощрять его желание «поболтать».
Физическое развитие
Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник
Дошкольное развитие ребенка это период детей начиная от 3 до 7 лет. Период, когда ребенок уже не младенец или кроха, а уже довольно таки самостоятельная в каких то аспектах личность. Да, малышу еще придется пройти долгий путь перед тем как он закрепит навыки соц. поведения и правила безопасности и начнет выбирать, то ремесло, которое ему пригодится в будущем. Но пока этого еще не произошло, мы родители обязаны подготовить ребенка к школьному периоду. Все дети растут и подходят к периоду Дошкольного развития. Когда ваш ребенок перерастет в дошкольное учреждение, его мир начнет открываться. Вы станете более независимыми и будете уделять больше внимания взрослым и другим детям в своей семье. Вы захотите исследовать свое окружение, и у вас будет много вопросов. Взаимодействие с семьей и другими людьми повлияет на развитие вашей личности и вашего индивидуального образа мыслей и действий.
Как поддержать процесс обучения вашего малыша
- Продолжай читать. Развивайте свою любовь к книгам, отвозя их в библиотеку или книжный магазин.
- Позвольте ей помочь с простой работой по дому.
- Поддержите ее языковое развитие, говоря с ней полными предложениями на «взрослом» языке. Помогите ему использовать правильные слова и фразы.
- Будьте ясны и придерживайтесь дисциплины. Смоделируйте поведение, которого вы ожидаете от него или нее.
Основные этапы развития дошкольника
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Цель этих этапов развития – дать вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда вашему малышу будет от 3 до 5 лет, в областях, описанных ниже. Также помните, что есть разнообразие в том, что считается «типичным» в развитии малыша. Если у вас есть вопросы относительно способностей вашего малыша, обратитесь к педиатру.
Социальное и эмоциональное развитие дошкольника
- Делитесь игрушками.
- Он может следовать ряду простых инструкций.
- Показывает некоторое понимание того, что правильно, а что нет.
- Сравнивает с другими.
- Развивайте дружеские отношения и общайтесь с другими детьми.
- Поиграйте в «сделай вид, что …» (воображаемые игры).
Физическое развитие от 3 до 4 лет дошкольника
- Бегите, избегая препятствий.
- Стоит на одной ноге.
- Толкайте, тяните и направляйте игрушки.
- Стреляй и спаси мяч.
- Постройте башню из блоков.
- Пластилин ручкой.
- Можно одеваться и раздеваться.
Физическое развитие от 4 до 5 лет дошкольника
- Нарисуйте кресты и круги.
- Идите назад.
- Он может многократно прыгать вперед.
- Поднимайтесь и спускайтесь по лестнице.
- Он способен кататься на телеге.
- Воспользуйтесь детскими ножницами.
- Можно обрезать сплошной линией.
- Копируйте квадраты и кресты.
- Может писать заглавными буквами.
- Нарисуйте фигуры людей .
Когнитивное развитие дошкольника
- Группирует объекты и сопоставляет их.
- Организуйте материалы.
- Задаёт вопросы «почему» и «как».
- Он может назвать свое имя и возраст.
- Участвуйте в деятельности в течение более длительных периодов времени.
- Учитесь, наблюдая и слушая.
- Показывает осведомленность о прошлом и настоящем.
- Он может выполнять от двух до четырех инструкций.
- Играйте со словами.
- Укажите и назовите цвета.
- Разберитесь в концепции порядка и процесса.
- Он умеет считать до пяти.
- Вы можете назвать свой город и город.
Развитие речи и языка от 3 до 4 лет дошкольника
- Расскажите о его занятиях в школе или в доме друга.
- Вы говорите достаточно четко, чтобы люди, которые не знают вас, понимали большую часть того, что вы говорите.
- Составьте множество предложений, состоящих более чем из четырех слов.
- Поймите простые вопросы.
Развитие речи и языка от 4 до 5 лет дошкольника
- От 90 до 100% того, что он говорит, понятно каждому.
- Составляйте предложения с высоким уровнем детализации.
- Рассказывайте истории, которые сосредоточены на одной теме.
- Вы можете сделать некоторые артикуляционные ошибки.
- Могу ответить на простые вопросы и об истории.
ПОВЕДЕНИЕ дошкольника
Дошкольник осваивает социальные навыки, необходимые для игры и работы с другими детьми. По мере того как вы становитесь старше, ваша способность сотрудничать с большим количеством коллег увеличивается. Хотя дети в возрасте от 4 до 5 лет могут играть в игры, в которых есть правила, они могут часто меняться по желанию доминирующего малыша.
В небольшой группе дошкольников часто наблюдается появление доминирующего ребенка, который склонен командовать другими без особого сопротивления со стороны других детей.
Для дошкольников нормально проверять свои физические, поведенческие и эмоциональные ограничения. Важно иметь безопасную и структурированную среду, в которой можно исследовать и решать новые задачи. Однако дошкольникам нужны четко определенные ограничения.
Ребенок должен демонстрировать инициативу, любопытство, желание исследовать и радость, не чувствуя себя виноватым или подавленным.
Первые проявления нравственности развиваются по мере того, как дети хотят доставить удовольствие своим родителям и другим важным людям. Это обычно называется стадией «хорошего мальчика» или «хорошей девочки».
Сложные повествования могут перерасти во ложь. Если не решить эту проблему в дошкольном возрасте, она может продолжиться и во взрослой жизни. Крики или наглые ответы очень часто являются способом привлечь внимание и вызвать реакцию взрослого.
БЕЗОПАСНОСТЬ дошкольника
Безопасность дошкольников имеет первостепенное значение.
- Дошкольники очень беспокойны и быстро попадают в опасные ситуации. Родительский надзор на этом этапе важен, как и в первые годы.
- Безопасность транспортных средств имеет первостепенное значение. Ребенок этого возраста должен ВСЕГДА ездить с пристегнутым ремнем безопасности и сидеть на соответствующем сиденье каждый раз, когда садится в автомобиль. На этом этапе дети могут путешествовать с родителями других детей. Важно обсудить правила безопасности в автомобиле с другими людьми, которые могут присматривать за вашим малышом.
- Падения – самая большая причина травм у детей дошкольного возраста. Поднимаясь на новые захватывающие высоты, эти дети могут падать с игровых площадок, с велосипедов, скатываться по лестнице, падать с деревьев, окон и крыш. Закройте двери, которые открывают доступ к опасным участкам (например, крышам, чердачным окнам и крутым лестницам). Установите строгие правила, чтобы малыш понимал, что эти зоны закрыты.
- Кухни – одно из основных мест, где малыш может получить ожоги, пытаясь помочь готовить или соприкасаясь с еще горячими приборами. Поощряйте малыша помогать и приобретать навыки приготовления блюд по холодным рецептам. Предложите малышу другие альтернативные занятия в соседней комнате, пока вы готовите. Не подпускайте малыша к плите, горячей пище и другим приборам.
- Храните все чистящие средства и лекарства запертыми и недоступными для детей дошкольного возраста. Желательно знать номер телефона токсикологического центра . По национальному токсикологическому номеру можно позвонить по номеру +7(495) 594-4444 из любой точки России. Позвоните, если вас беспокоит отравление или способы его предотвращения. Это НЕ должно быть чрезвычайной ситуацией. Вы можете звонить по любому поводу, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКА
- Телевидение или экранное время должны быть ограничены 2 часами в день качественных программ.
- Развитие сексуальной роли зависит от того, в какие годы малыш начинает ходить. Для ребенка важно иметь подходящие образцы для подражания обоих полов. Родители-одиночки должны обеспечить своему чаду возможность разделить моменты с членом семьи или другом противоположного пола отцу (или матери). Никогда не критикуйте другого родителя. Когда ребенок демонстрирует сексуальные игры или исследования со сверстниками, перенаправьте игру и скажите малышу, что это неуместно. Не смущай его. Это любопытство естественно.
- Поскольку языковые навыки быстро развиваются у дошкольников, родителям важно часто читать и разговаривать с ними в течение дня.
- Дисциплина должна давать дошкольнику возможность делать выбор и сталкиваться с новыми проблемами, сохраняя при этом четкие границы. Структура важна для ребенка этого возраста. Наличие распорядка дня (включая домашние задания или задания, соответствующие его возрасту) может помочь вашему малышу почувствовать себя важной частью семьи и повысить самооценку. Ребенку могут потребоваться напоминания и присмотр для выполнения домашнего задания. Признавайте и будьте благодарны, когда ваше чадо ведет себя хорошо или выполняет задание правильно или без дополнительных напоминаний. Найдите время, чтобы выделить и вознаградить за хорошее поведение.
- Начиная с 4–5 лет многие дети отвечают дерзко или грубо. Решайте такое поведение, не реагируя на слова или отношение. Если ребенок чувствует, что эти слова дают ему власть над отцом (или матерью), поведение будет продолжаться. Родителям часто бывает трудно сохранять спокойствие, пытаясь справиться с таким поведением.
- Когда ребенок идет в школу, родители должны знать, что между 5 и 6-летними детьми могут быть большие различия в степени внимания , готовности к чтению и мелкой моторике. И очень тревожные родители (обеспокоенные медлительностью способностей своего чада), и очень амбициозные родители (которые оказывают давление на ребенка, чтобы он продолжал развивать свои навыки) могут ухудшить нормальную успеваемость своего чада в школе.
Половое развитие дошкольника
К дошкольному возрасту у большинства детей сформировалась сильная идентичность мальчиков или девочек, и они продолжают исследовать свое тело еще более целенаправленно. Поскольку дошкольники достаточно взрослые, чтобы понимать, что некоторые вещи нельзя делать публично, вы можете объяснить своему ребенку, что даже если что-то приятно, если к нему прикоснуться, это следует делать наедине. Если вы за это ругаете его / ее, это только усилит чувство вины и стыда. Дошкольники также достаточно взрослые, чтобы понимать, что никто – даже члены семьи или другие доверенные лица – не должны прикасаться к ним так, чтобы они чувствовали себя некомфортно. Ваш дошкольник будет и дальше узнавать от вас важные сексуальные установки, начиная с того, как вы реагируете на людей противоположного пола, и до того, что вы думаете о наготе.
По мере того как дошкольники проявляют любопытство ко всему, они часто задают своим родителям такие вопросы, как «Откуда берутся дети?» или “Почему у моей сестры нет пениса?” На подобные вопросы постарайтесь ответить как можно откровенно и естественно. Узнайте, что именно ваше чадо хочет знать, а затем конкретно ответьте на вопрос. Нет необходимости вдаваться в подробности, если в этом нет необходимости. Например, вы можете объяснить, что мужчина и женщина могут зачать малыша и что малыш растет внутри живота женщины. Если это устраивает вашего ребенка, вам, возможно, не нужно будет сообщать дополнительную информацию о том, как он делает малыша, позже.
На этом этапе дети, как правило, проявляют любопытство не только к собственному телу, но и к телам других людей. Если вы обнаружите, что ваш малыш играет в доктора с другим ребенком того же возраста, важно не реагировать слишком остро. Для них это просто невинная игра. Но, конечно, если другой человек – ребенок старшего возраста или взрослый, у вас будут веские основания для беспокойства. Спокойно попросите ребенка одеться и отвлеките его игрушкой или игрой. Вы можете принять это как признак того, что вашему чаду интересно свое тело, и помочь ему узнать о нем другим способом, например, книгой на эту тему, написанной специально для дошкольников.
Некоторые родители детей дошкольного возраста встревожены, когда слышат, как их дети говорят о парне или девушке. Если ваш ребенок говорит вам это, помните, что дети не придают словам такое же значение, как взрослые. Большинство экспертов сходятся во мнении, что лучше всего реагировать на подобные новости нейтрально. Не поощряйте такое поведение, но и не выражайте беспокойства.
Источник