Дошкольные этапы развития личности ребенка
Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте
Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
- Этап становления самостоятельности
- Этап формирования личностной инициативности.
Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.
Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.
Личностные новообразования дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.
Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.
В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.
Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…
Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.
Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.
Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.
Развитие личностных особенностей в общении
Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.
Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.
Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.
Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.
Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.
Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.
Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.
Негативное влияние отрицательного оценивания
Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.
К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:
- Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
- Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).
Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.
Роль семьи в формировании личности дошкольника
В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.
Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.
В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.
Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.
Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.
Источник
Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.
Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Источник
Этапы формирование личности
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» более широкое, чем понятие «человек». Младенец или человек, с нарушенной психикой, который не в состоянии себя обслуживать и тем более выполнять какую-либо социальную роль, не является личностью. Социальная роль – это образец нормального поведения, ожидаемый от каждого, имеющего данное положение. Ожидания (права и обязанности) не зависят от поведения конкретного индивида и его сознания, их субъектом является общество, а не индивид. Социальная роль связана не только с обязанностями и правами, но и с определенными видами социальной деятельности, именно поэтому она подвержена общественной оценке: социальные роли общество может как одобрять, так и не одобрять (например оно может порицать такую социальную роль, как преступник). Общественной оценке подлежит определенный вид социальной деятельности, а не конкретная личность. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей: мужчина может быть бизнесменом, мужем, отцом и быть спортсменом.
Личность характеризуется большим числом параметров, главным из которых является система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к людям и обществу, к себе, к материальным условиям, к общественным обстоятельствам, к собственным, к трудовым обязанностям. Такие системы отношений характеризуют нравственный образ личности и ее установки.
Отношения различаются по их направленности, а также по уровню осознанности. Глубокоосознанные и малоосознанные отношения различаются их глубиной. Первые определяются внутренними убеждениями, обязанностями и чувством долга. Вторые (мимолетное чувство антипатии или симпатии) бывают поверхностными. Очень важная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности: темперамент, характер, совокупность мотивов деятельности и преобладающих чувств, особенности психических процессов, сформировавшиеся способности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности — нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.
Индивидуальность — главная особенность личности, выделяющая ее среди других. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется незаметно, других очень наглядно. Индивидуальность наиболее полно и всесторонне характеризует личность, проявляясь в эмоциональной или волевой сфере, в интеллектуальной сфере.
«Личность рождается дважды» — так отразил путь формирования личности известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо более двух ступеней, названных этапами, но две вехи являются ключевыми:
1.Управление своими побуждениями
Первое побуждение личности начинается, когда ребенок учится подчинять биологические потребности сознательному управлению. Младенец плачет, когда хочет есть, потому что его побуждает чувство голода. Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему изменению поведения малыша в первый год жизни. Со временем у ребенка формируется умение регулировать свои биологические потребности в соответствии с социальными нормами. Это происходит благодаря близким людям, если младенца разлучить с людьми, то физиологические потребности в соответствии с социальными нормами наступить не могут.
Моментально достичь первую ступеньку личностного развития невозможно. Сознание младенца формируется небольшими частями, которые потом объединяются в общее понимание, что можно, а что нельзя. Ребенок испытывает комфорт, когда находится в тепле, сыт и сух, но главное это когда ребенок находится в объятьях матери и в окружении близких ему людей.
В первый год жизни ребенка идет подготовка к тому, чтобы он включился в процесс познания самого себя и начала формироваться личность. К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание «Я». Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы, у ребенка формируется самооценка и для него важно соответствовать требованиям взрослых.
В завершении дошкольного возраста ребенок уже сознательно управляет своим поведением, понимает как нужно поступать, а если вдруг его поступок оказался не правильным, он очень переживает. Эта стадия символизирует рождение личности.
2.Самостоятельность и соподчинение мотивов
Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью, он должен самостоятельно управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и выбирать, что в личной жизни важнее. В подростковом возрасте наступает стадия ответственности и появляются новые возможности. Второе рождение личности носит более индивидуальный характер, чем предыдущее. Одни подростки в десять лет уже самостоятельны и могут посоветовать и помочь, а другие до восемнадцати лет не хотят брать на себя ответственность за совершенные поступки и ведут себя как дети. На этапе взросления социум ставит жесткие требования несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования. Подросток сам выбирает, как он будет относиться к учебе и какие взаимоотношения у него будут со сверстниками, а также, чем заниматься в свободное от учебы время. По окончанию школы необходим выбор профессии и выбор учебного заведения, так образуется внутренняя позиция, способствующая личностному развитию.
Своевременное проявление самостоятельности и осознание того, что важнее, а от чего необходимо отказаться, быстрее и качественнее преодолеет стадию второго взросления (кризис подросткового возраста). Но самое главное – благополучно пройденная вторая веха способствует благоприятным условиям для дальнейшего формирования зрелой личности.
Этап становления зрелой личности
Некоторые психологические подходы дошкольного и школьного периода развития личности называют эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с окончанием школы, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжают совершенствоваться в юношестве и молодости.
Так, личность переходит к новому этапу, где помимо индивидуальности, ответственности за самого себя и самостоятельности возникает необходимость осваивать новые роли профессионализма, уметь принимать решения, быть семейным человеком и уметь брать на себя ответственность за воспитание детей и заботу о других. Взрослый период жизни человека представляет собой этап совершенствования и формирования зрелой личности. Он может завершиться более углубленным развитием личностных качеств. К примеру, гармоничная зрелая личность продолжая работать над собой, пытается помочь окружающим, перейдя на стадию благотворительности и альтруизма, на пути их личностного развития.
Не каждая личность достигает зрелости, остановившись на достижениях подросткового возраста, частично развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Общество и природа дают возможность родиться каждому личностью дважды: в возрасте, когда многое зависит от окружающих. Став взрослым, человек сам выбирает, по какому пути он пойдет дальше.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Одни ученые считают, что личность развивается и формируется в соответствии с врожденными способностями и качествами, а другие считают, что личность формируется в ходе социального опыта. Многие психологические теории личности едины: утверждается, что личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Личностные свойства и качества человека приобретаются не генетическим путем, а в следствии научения, т.е. развиваются и формируются.
Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внутренних и внешних факторов. Внутренние детерминанты включают физические, биологические и генетические факторы, а к внешним относятся индивид, принадлежащий к социально-экономическому классу, к определенной культуре.
Русский ученый И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности решил связать темперамент с особенностями организма человека. Темперамент — есть проявление типа нервной системы в поведении и деятельности человека. Соотношение темперамента и типа нервной системы по И.П. Павлову: сангвинический темперамент — уравновешенный, сильный, подвижный тип; флегматический тип — уравновешенный, сильный, инертный тип; меланхолический тип — слабый тип; холерический темперамент — неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, но сильный.
Слабый тип темперамента нельзя считать каким-то неполноценным типом, несмотря на слабые нервные процессы он может добиться большого успеха в определенных видах деятельности, таких как творческая деятельность и т.д. Слабая нервная система — это сверхчувствительная нервная система. Тип нервной системы – это врожденное, природное свойство нервной системы, которое изменяется под влиянием условий жизни и деятельности, он придает своеобразие поведению человека. Тип нервной системы оставляет отпечаток на весь облик человека и определяет подвижность его психических убеждений, процессов, но не на моральные устои, не на поступки и поведение человека.
Рассуждая о своем темпераменте и о темпераменте других, нужно учитывать несколько главных обстоятельств:
1. У большинства современной молодежи при изучении их темперамента выявлено, что чистый тип темперамента встречается крайне редко (25%-30%). Почти у каждого человека сочетаются черты разных типов, но при этом преобладает какой-то один вид темперамента. А есть люди (25%) которых нельзя отнести к какому-то из типов темперамента из-за того, что у них перемешены различные типы темперамента.
2. Нельзя смешивать черты характера и свойства темперамента. Характер не влияет на вид темперамента, например: добрый, заботливый и честный человек может относиться к любому из видов темперамента, в зависимости от его взглядов на жизнь, от его отношения к жизни и к людям. Один и тот же человек может обладать и проявлять в общении и работе с людьми разные типы темперамента.
Формирование личности – проблема очень значима, важна и интересует многих исследователей. Цель данной работы проанализировать влияние некоторых биологических факторов на развитие личностных качеств человека. В ходе проведенного анализа можно сказать, что личность есть нечто уникальное, связанное с наследственными особенностями и неповторимым условием микросреды, в которой она развивается. У каждого младенца есть голосовой аппарат и мозг, но научиться разговаривать и мыслить он может только в обществе. Непрерывное единство социальных и биологических качеств дает понять, что человек существо социальное и биологическое. Существо, имеющее мозг, но не находящееся в обществе, никогда не станет личностью, даже если ребенок будет со структурными особенностями мозга, но окажется вне общества, то его личностное развитие прекратится. Психическое развитие ребенка как личности возможно только, когда он находится в окружении других людей при пассивном и активном обучении поведенческим навыкам.
Возрастные закономерности развития личности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делятся жизненный путь человека:
1. детство;
2. отрочество;
3. юность;
4. зрелый возраст;
5. пожилой возраст;
6. старость.
Именно с биологическими изменениями связана смена возрастов, изменения действующие вызывающе и непреклонно в организме человека отражаются на психических особенностях человека. Возрастные этапы формирования личности относятся к числу наиболее сложных и не имеющих однозначного решения проблем в психологии и физиологии. Трудности связаны с отсутствием общепринятого критерия, который бы одинаково приняли представители разных наук.
Задачи разумного подхода к процессу формирования личности молодых людей определяет педагогика и выявляет то, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Разрабатывая методику воспитательной работы педагогика предлагает свои способы и приемы осуществления поставленной цели, рассказывает как сформировать доброту, правдивость, принципиальность и остальные важные личностные качества.
На пути становления личность преодолевает две основные вехи, которые являются ключевыми:
I: Управление своими побуждениями;
II: Соподчинение мотивов и самостоятельность. Важна благополучно пройденная вторая веха, она создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.
Источник