Дошкольное развитие ребенка старшая группа

Старший дошкольный возраст — это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание умений и навыков, необходимых для поступления в первый класс.
Воспитатели и педагоги ДОУ, работающие в средних группах смогут найти в этом разделе массу полезных конспектов занятий, сценариев досугов и развлечений для детей 4-5 лет.
Занятия, игры и праздники с детьми 5-6 лет.
Включает в себя разделы:
- Подвижные игры в старшей группе. (5-6 лет)
Показаны публикации 1-10 из 131481.
Все разделы
| Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Новое
Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста
Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря проведению различных экспериментов. Исследование развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др, стимулирует…
Использование наглядного моделирования как средства обучения элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В настоящее время неуклонно растёт количество детей с общим недоразвитием речи. И если всего лишь несколько лет назад основной контингент логопедических групп составляли дети с заключениями ТПМПК ОНР III уровня, то сейчас бо льшая часть группы – дети с ОНР I и II уровня. Общее…
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет — Конспект досуга на улице «Зимние забавы» в старшей группе
Публикация «Конспект досуга на улице «Зимние забавы» в старшей…»
Зимой можно повеселиться всем детям. Снежные игры и конкурсы помогают им не только поднять настроение, но и согреться в морозный солнечный день. Вот и мы не стали скучать, а провели на улице развлечение «Зимние забавы» в старшей группе «Улыбка» Задачи : развивать интерес к…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы. Воробей» в старшей группе
Цели: систематизировать и закреплять знания детей о зиме, зимующей птице — воробье, об его строении, внешнем виде, повадках, роли человека в жизни зимующих птиц; развивать познавательный интерес к родной природе, закрепить навыки аккуратного выполнения работы, развивать связную…
Конспект НОД в старшей группе «Приведем планету в порядок»
Цель: обобщение экологических знаний детей. Задачи: Образовательные: • формировать навыки экологически грамотного поведения в природе; • способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека и природы; • выявить источники мусора в быту; • познакомить детей с…
Конспект развлечения в старшей группе «Юные исследователи» по теме «Свойства воды»
Конспект развлечения в старшей группе «Юные исследователи» Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в природе; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные: Закреплять…
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет — Перспективный план по организации совместной сюжетно-ролевой игры педагога с детьми дошкольного возраста 5–6 лет
Статья «Перспективный план по организации совместной сюжетно-ролевой игры…»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ Авторы-исполнители: Светлова М.А, воспитатель ЧДОУ Детский сад № 49 «Виктория» г.Ярославль Дети 5-6 лет Месяц Тема Возможные игровые роли и действия Игровой материал…
Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе на тему «Защитники Отечества»
Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе на тему «Защитники Отечества» Цель: Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма солдата, моряка, пограничника. Задачи: Расширять знания детей о том, что Российская Армия-защитница нашей…
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников
«Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет» Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Правда, чуть менее веселыми и более…
Консультация для учителей-логопедов «Моделирование как средство формирования связной речи старших дошкольников»
Консультация для учителей-логопедов Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста АКТУАЛЬНОСТЬ Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в…
Страницы:
2 3 4 … 13149
Знания и умения ребенка старшего дошкольного возраста.
Пребывание ребенка в средней группе плавно подготавливает его к завершающей ступени перехода в подготовительную.
Физическое развитие
Ребенку в возрасте 5-6 лет можно и нужно давать нагрузку, побуждая к физической активности, проявлению волевых качеств. Хорошим подспорьем станут спортивные секции, регулярный активный отдых под присмотром взрослых. Помещение, в котором пребывают дошколята, должны обеспечить необходимые условия для активных игр, физических упражнений. В ДОУ для этого предусмотрены физкультурные залы, физкультурные уголки, оснащенные лестницами, матами, канатами, мячами и др. атрибутами. В домашних условиях можно воспользоваться шведской стенкой и другим спортивным инвентарем.
Интеллектуальное развитие
К шести годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. К 6 годам ребенок боле уверенно овладевает пространственно — временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево — право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, дошколенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой.
Источник
Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.
Особенности развития детей 5–6 лет
Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.
В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качества
Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий
Это интересно. Определение «взрослый» для детей старшего дошкольного возраста связано с такими характеристиками личности, как рост осознанности поведения, способности сосредотачиваться на том, что надо, а не интересно, а также умения поставить себя на позицию другого.
В старшей группе дети могут довольно длительное время концентрироваться на выполнении заданий, которые им не слишком интересны
Виды занятий по развитию в старшей группе ДОУ
Занятие — это реализация непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соответствует этапу развития дошкольников конкретного возраста, по содержанию соотносится с одним из разделов программы интеллектуального и физического воспитания малышей, а по форме реализуется в привычных и доступных возрасту видах деятельности. Для старшей группы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены 6 видов учебно-воспитательных курсов, в рамках которых проводятся закреплённые в расписании группы занятия:
- познание, куда входят занятия по ознакомлению с окружающим миром или направленные на формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — 1 занятие в неделю, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — 1 занятие в неделю;
- развитие речи (может совмещаться с чтением художественной литературы) — 2 часа в неделю;
- обучение грамоте —1 занятие в неделю;
- физическое воспитание — 3 занятия в неделю;
- музыкальное развитие — 1 занятие в неделю;
- художественное творчество — курс в который входят занятия:
- рисованием — 1 урок в неделю,
- лепкой — 1 урок в неделю,
- моделированием — 1 урок в неделю,
- аппликацией — 1 урок в неделю.
Если в детском саду есть соответствующие специалисты, то в перечень включаются:
- хореография — 1 или 2 занятия в неделю;
- логопедическое занятие — 1 или 2 урока в неделю.
При наличии в учреждении соответствующего специалиста в старшей группе проводятся логопедические занятия
Это перечень обязательных курсов в расчасовке программы «От рождения до школы», по которой работает большинство ДОУ в стране. При этом существует вариативная часть, куда при наличии часов и кадров в детском саду включаются занятия:
- английским языком;
- уроки экологического воспитания.
Название курса может варьироваться в зависимости от учебной программы, по которой работает детский сад.
Это интересно. В зависимости от образовательной программы, по которой работает детский сад, такие направления, как хореография, английский, экологическое воспитание и пр., могут включаться в основную программу, а могут реализовываться в кружковой деятельности.
При этом важно понимать, что перечисленные виды занятий являются непосредственной образовательной деятельностью, то есть, иными словами, уроками. Но в программу ДОУ включается также образовательная деятельность, не хронометрируемая рамками урока, а реализующаяся опосредованно в процессе пребывания дошкольников в детском саду:
- воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН), развивающее навыки самообслуживания ребёнка в проведении гигиенических процедур, выборе гардероба по сезону и погоду и пр., а также формирование у детей понимания сути здорового образа жизни;
- развитие внимания;
- эмоциональное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- развитие самостоятельности;
- нравственно-патриотическое воспитание.
Цели занятий по развитию
Исходя из специфики видов, цели занятий по развитию для детей старшей группы — это общая миссия НОД в отношении воспитанников 5–6 лет:
- формирование и отработка умений, навыков, необходимых для полноценного развития детей старшей группы (сосредотачиваться на задании, прогнозировать варианты взаимодействия с объектами и пр.);
- подготовка к школе (как на уровне НОД, так и в аспекте соблюдения правил, например, отвечать, когда вызвал педагог и пр.);
- воспитание коллективного духа (за счёт включения ребят в ту или иную деятельность они учатся действовать сообща и видеть в этом преимущества).
Задачи, позволяющие реализовать на практике поставленные цели, носят частный характер и соотносятся с задачами отдельно для каждого образовательного направления.
Задачи развития реализуются в рамках образовательных направлений
Таблица: задачи развития и примеры заданий для детей старшей группы
Это интересно. Поскольку в современных детских садах принята практика проведения интегрированных занятий, задачи, как правило, объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы урока. При этом задачи, отвечающие тематике урока, берутся в качестве целей. Например, на занятии по развитию речи, посвящённого изучению рассказа В. Драгунского «Друг детства», целями урока являются: знакомство с творчеством писателя, усвоение навыков пересказа — задача речевого развития, отработка навыка выполнения кистью широких мазков в процессе выполнения рисунка мишки — задача художественно-творческого развития, повторение геометрических фигур, на основе которых выполняется мишка — задача познавательного развития.
Упражнения на развитие соотносятся с темой и направленностью занятия
Педагогические приёмы развития детей 5–6 лет
В занятиях на развитие старших дошкольников педагог использует методические приёмы, которые позволяют реализовать цели и задачи каждого учебно-воспитательного направления работы.
Группа речевых способов взаимодействия
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста делают словесные приёмы приоритетными способами взаимодействия на занятиях в ДОУ.
Объяснение
Для развития самостоятельности ребёнка продуктивным оказывается объяснение от лица воспитанника. Так, на физкультурных занятиях перед выполнением хорошо знакомого упражнения порядок выполнения движений может комментировать и демонстрировать ребёнок, который помнит это задание.
Это интересно. Чтобы объяснить дошкольникам соотношение понятий «буква» и «звук», я говорю им, что буква — это одежда для звука. Букву мы видим, звук мы слышим, но не видим — он прикрыт одеждой.
Педагог должен разъяснять не только суть материала, но и порядок выполнения того или иного вида работы
Загадки и стихотворения
Обычно эти приёмы используются для мотивации ребят к работе на развивающем занятии, поскольку рифмованные строки, с одной стороны, привлекают внимание, а с другой, быстро включают детей в тему.
Стихотворения, к примеру, отлично вписываются во вводный этап любого занятия, но также могут использоваться и при разработке основного уровня урока. Для знакомства ребят с графическими образами букв и развития образного мышления на занятиях по обучению грамоте я предлагаю такие короткие стихотворения:
- Вот два столба наискосок,
Между ними — поясок.
Перед нами буква А —
Алфавиту голова! - Похожа В, сомнений нет,
На крендельки, велосипед.
Вот палочка, две дужки,
Как очки у моей подружки. - Лежали грабли во дворе,
В них рассмотрели букву Е.
И на гребень Е похожа,
Если присмотреться, тоже.
Сказки
Приём, который зачастую используется для развития ассоциативного мышления, например, в качестве мотивирующего начала занятия. Так, при рассмотрении сходств и различий прямоугольника и квадрата на занятии по ФЭМП я рассказываю детям историю про «Барона Квадрата». «В одной небольшой стране под названием Всезнайка появился необычный гость. Это был лист из тетради Серёжи, который мальчик вырвал, а затем помял, надорвал края и выбросил. Лист попал в незнакомую страну, где все жители были фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и пр. Расстроился Лист, что он такой некрасивый, и тут встретилась ему на пути Царица Геометрия, которая, узнав о проблеме, позвала Ножницы и велела привести Лист в порядок. Ножницы аккуратно отрезали смятые края Листа, и стал он квадратом. А Царица Геометрия даровала ему титул барона. Обрадовался Барон Квадрат и сразу повеселел».
После прослушивания я задаю детям 3–4 вопроса на проверку понимания сюжета:
- Что случилось с Листом в начале истории?
- Кем сделала Листа Царица Геометрии?
- Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете?
Сказки чаще всего используются в качестве мотивации на вводном этапе занятия или в начале основного
Чтение
Приём, который может быть использован на всех этапах развивающего занятия: на вводном для знакомства с темой урока, на основном — для расширения багажа знаний, на заключительном — для отработки новой информации. Безусловно, его применение зависит от уровня развития навыка чтения у дошкольников. Тексты для зачитывания вслух должны быть лаконичными и сопровождаться иллюстрациями. Например, схема проращивания семян фасоли на занятиях по ознакомлению с окружающим миром представлена пятью картинками с подписями, описывающими весь порядок действий.
Беседа
Способ взаимодействия, который является логическим продолжением всех других приёмов. Например, после прослушивания сказки дети в формате беседы отвечают на вопросы по тексту. Беседа несёт в себе мощное воспитательное значение: дети развивают навык говорить, не перебивая других, а также внимательно слушать товарища.
Наглядные способы взаимодействия с детьми
Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приёмы:
- картинки (в старшей группе дети развивают навык составления пересказа по произведениям с 4–5 сюжетными поворотами, например, по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки», в отличие от средней группы, где для такого вида работы использовались истории с 2–3 линиями развития действия, так что опорные картинки становятся важным элементом для изложения сути сказки);
- плакаты (к примеру, правила поведения в лесу дети формулируют, опираясь на соответствующий плакат);
Описывая правила поведения в лесу, ребята развивают навык использования опорных схем
- демонстрацию, когда педагог показывает своим примером порядок игровых действий или как нужно выполнять поделку, аппликацию;
- показ, заключающийся в презентации информационного блока в формате видеоролика или мультимедийной презентации.
Последний приём наглядности уместен на занятиях физкультурой или при проведении утренней зарядки: дети смотрят видео и повторяют движения.
Видео: весёлая зарядка «Радужная неделька» для детей старшей группы
Предметно-развивающие зоны в старшей группе
Организовать средства наглядности помогает предметно-развивающая среда в группе. Для детей 5–6 лет её наполнение определяется игровой формой работы, а также образовательным направлением подготовки к учебной деятельности. Материалы для уголков развития могут быть как фабричными, так и ручной работы.
Предметно-развивающая среда организует средства наглядности по направлениям
Таблица: виды и наполнение предметно-развивающих уголков
В речевом уголке можно разместить небольшую магнитную доску и азбуку
Практические приёмы
Детям важно не только видеть и слышать, но и экспериментировать, то есть пробовать разные формы взаимодействия с тем или иным материалом. Поэтому на занятиях в ДОУ нельзя обойтись без таких видов работы, как:
- выполнение рисунков, поделок, аппликаций (эти приёмы могут реализовываться совместно с родителями, например, в заданиях творческих проектов «Моё семейное дерево», «Макет моей улицы» и пр.);
- проведение наблюдений и опытов, конкретные примеры которых можно увидеть здесь.
Игры как основной приём организации деятельности с дошкольниками
Самым продуктивным способом взаимодействия с детьми-дошкольниками являются игры. В работе с воспитанниками старшей группы активно используются игровые приёмы трёх видов:
- обучающие для знакомства, отработки и закрепления материала (ознакомиться с примерами можно здесь);
- подвижные, направленные на физическое развитие дошкольников (обширная картотека игр представлена здесь);
- театрализованные, призванные содействовать творческому и эмоционально-волевому развитию ребят (образцы таких игр можно найти здесь).
Проведение занятия по развитию дошкольников старшей группы
Тематика занятий по развитию детей соотносится с темами, рассматриваемыми в рамках отдельных образовательных курсов, и отображается при составлении плана работы с группой. Рассмотрим примеры тематического планирования по некоторым учебно-воспитательным направлениям.
Таблица: пример календарно-тематического планирования по ФЭМП в старшей группе (фрагмент)
Таблица: пример календарно-тематического планирования по рисованию в старшей группе (фрагмент)
Темы развивающих занятий соотносятся с тематикой в рамках отдельных образовательных курсов
Временной план занятия
Занятие с детьми 5–6 лет длится 30 минут. Это время вне зависимости от образовательного направления распределяется между четырьмя этапами проработки темы:
- Этап введения в тему (до 3 минут), необходимый для мотивации и актуализации уже имеющихся знаний, умений и навыков (ЗУН).
- Основной этап работы над темой (до 15 минут), подразумевающий изложение новой информации, её связь с тем, что было изучено раньше, а также проведение физкультпаузы.
- Этап закрепления полученных ЗУН (до 10 минут), включающий практическую отработку нового материала.
На этапе закрепления знаний, умений и навыков педагог при необходимости помогает ребятам
- Заключительный этап (до 2 минут), на котором педагог оценивает работу всей группы и отдельно каждого воспитанника, дети, в свою очередь, высказывают мнения относительно качества своей работы (в виде ответов на вопросы «Что понравилось/не понравилось на занятии?», «Как я работал?» и др.).
Таблица: пример конспекта занятия по экологии на тему «Земля — наш общий дом» (фрагмент)
Таблица: пример конспекта занятия по музыке на тему «Шагаем мы по лесенке, разыскивая песенку» (фрагмент)
Видео: занятие по развитию речи на тему «Цветик-семицветик» в старшей группе
Развлечение как одна из форм реализации задач развития старших дошкольников
Досуговые мероприятия или развлечения представляют собой организованную деятельность детей и взрослых, призванную создавать положительную атмосферу в коллективе, развивать творческое воображение, фантазию, умения и навыки маленьких воспитанников ДОУ вне непосредственной образовательной активности. Для развлечений, которые проводятся по образовательным направлениям 1–2 раза в год, педагогу необходимо составить сценарий мероприятия. Его структура и хронометраж будут такими же, как и в обычном занятии. Отличия касаются только сути каждого из этапов работы:
- Вводный для завязки сюжета.
- Основной для разработки композиции с участием детей.
- Закрепление в форме игр, в том числе и театрализованных.
- Заключение с выводами по теме.
Это интересно. Сюжетно основной этап и закрепление могут не различаться, в этом случае структура развлечения будет трёхчастной.
Развлечения призваны создать положительную эмоциональную атмосферу в группе
Таблица: пример сценария развлечения по физкультуре на тему «Физкульт-Ура!» в старшей группе (фрагмент)
Каждый период дошкольного детства уникален. При этом возрастные особенности развития детей определяют специфику задач занятий непосредственной образовательной деятельности и досуговых мероприятий в ДОУ. Одной из наиболее явно проявляющихся характеристик взаимодействия с детьми 5–6 лет является упор на групповые формы работы, так как воспитанники старшей группы отличаются повышенной произвольностью поведения, то есть оказываются способными встать на позицию другого человека.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
Источник