Дошкольное развитие ребенка иллюстрации
Являясь отцом, вдохновленным фантазером, иллюстратором хотел бы поделиться с родителями и товарищами по цеху некоторыми мыслями и наблюдениями по поводу детских иллюстрированных книг для самых маленьких. И хотя книжную иллюстрацию сложно отнести к IT, все же, в этой статье опишу важные принципы, которые могут быть полезны всем разработчикам визуальных продуктов для малолетней аудитории.
Книга для ребенка – это путь к познанию мира. Выбор родителями книги для ребенка, это ответственная часть его воспитания, так как детская книга берет на себя важную познавательную, этическую и эстетическую функции. Поэтому и художник прямым образом участвует в воспитании ребенка. Своими иллюстрациями он развивает эстетический вкус ребенка, влияет на формирование его мировоззрения.
Помочь родителям выбрать книгу для ребенка, а иллюстраторам создать её помогут следующие 5 основных признаков хорошей иллюстрации для малышей.
1. Предметы, изображаемые в иллюстрации, должны быть выразительны и легко узнаваемы. Тут все методы хороши. Например, преувеличение некоторых свойств предметов, акцентирование их главных особенностей и упрощение второстепенных.
Мишка, бурый мишка, кто там впереди? Автор: Мартин мл. Билл, иллюстратор: Карл Эрик
2. Персонажи должны легко передавать эмоции. Мимика лица и положение тела персонажа должны быть хорошо выраженными. Не используйте сложных эмоций: грустных улыбок или слез счастья. Ребенок, понимает только один вид слез – плачет тот, кому плохо. А улыбается тот, кому хорошо.
Новогодняя книга кроличьих историй. Автор: Женевеьва Юрье, иллюстратор: Лоик Жуанниго
3. Цвет в детской иллюстрации выполняет важную информационную функцию. Яркие, контрастные цвета задают эмоциональное настроение, а цветовые акценты управляют вниманием ребенка.
The Cat in the Hat. Theodor Geisel
4. Характеры персонажей раскрываются через их фразы и действия. Ребенок воспринимает действия по картинке, поэтому иллюстрация должна стремиться «рассказывать» историю без сопровождения текста. Художник в детской книге является не просто иллюстратором книжной сцены-разворота. Он становится режиссером всего повествования, рассказчиком истории.
SHH! WE HAVE A PLAN. Chris Haughton
5. В иллюстрации все должно быть логично и продумано. В стремительно развивающемся мышлении ребенка построение ментальных связей «причина-следствие» играют очень важную роль. Следствие должно максимально стараться соединиться с причиной через «почему?» Важно помнить, что книга является для малыша учебником, потому стоит обращать внимание чему она сможет научить.
Видимое-Невидимое. Автор: Ординарцева Валерия, иллюстратор: Бахтина Полина
Английский иллюстратор Мартин Солсбери (Martin Salisbury) в одном своем интервью сказал: «…книжка-картинка служит личной передвижной художественной галереей, которую можно держать в руках и посещать снова и снова».
Ребенок будет «перечитывать» книгу сотни раз. И позже, во взрослом возрасте вспоминать то, что читал в детстве. Все, что он возьмет из книги, на подсознательном уровне повлияет на его отношение к миру и окружающим. Поэтому прошу родителей внимательно относиться к тому, что читают ваши малыши и не жалеть денег на хорошие детские книги.
Источник
Юлия Шишлова
Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста
Слайд 1.
«Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста»
1. Роль книжной иллюстрации в жизни детей.
Книга — одно из первых произведений искусства, с которым ребенок знакомится. Иллюстрации к книгам — самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.
Слайд 2.
Иллюстрация помогает:
— глубже и лучше воспринимать текст,
— быстрее запоминать содержание,
— дает знания об окружающем мире.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Слайд 3.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.
Слайд 4.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги;
Слайд 5.
Владимира Конашевича и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского;
Слайд 6.
не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам;
Слайд 7.
заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина;
Слайд 8.
рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто;
Слайд 9.
Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Слайд 10.
Например, в рисунках А. Ф. Пахомова нет украшений, и ему не свойственных сказочность и декоративность. Жизнь детей — вот главная тема его творчества.
Герои его иллюстраций изображены очень естественно. Они добры и просты. Дети сочувствуют им и незаметно проникаются убеждением, что помогать друг другу в чем-либо — хорошее и важное дело. Мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка.
К примеру, при рассматривании иллюстрации в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» наблюдается живая реакция детей. Хорошие поступки героев вызывают у них чувство радости. В противоположном случае, когда детям не нравятся действия героев, на лицах их можно отметить тень грусти, разочарования.
Слайд 11.
Познакомившись с работами художника Ю. А. Васнецова,мы убеждаемся в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат,и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.
2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации
Слайд 12.
При рассматривании книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели разрабатывают свой тип книжки-картинки.
Слайд 13.
Для самых маленьких это в основном бесхитростные, безыскусные (иногда даже слишком) серии об их самых первых шагах на земле.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.
Знакомя детей с творчеством художников – иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.
Слайд 14.
Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдаем, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка! Переживают дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотят ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности.
Слайд 15.
Во второй младшей группе знакомят детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», показывают иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям»,дети сами подмечают: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек».
Слайд 16.
«В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие — для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, иллюстрируемыми этим мастером. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.
Слайд 17.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Нужно стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Слайд 18.
«В подготовительной к школе группе дети продолжают знакомство с творчеством А. Ф. Пахомова через иллюстрации к рассказам Л. Н. Толстого «Шли по лесу», «Вышла мышка погулять», А. Н. Толстого «Желтухин», к главам из книги «Детство Никиты». Манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно могут называть автора. Дети уже могут охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.
Слайд 19.
Принципы системы, которую художники создали для детской книжки-картинки:
— жесткий отбор немногих выразительных деталей изображения,
— броскость цветных, плотно уложенных прямо на белую страницу силуэтов,
— живая ритмическая связь стиха и рисунка,
— единый четкий ритм, проходящий через все развороты.
Художники добиваются активного осознанного восприятия графики зрителем любого возраста. Они хотят, чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка. А для всего этого, художник должен уметь переживать свое собственное детство.
Таким образом, книжная иллюстрация оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Источник
Людмила Мельниченко
Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности.Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все виды активной деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес. Остановимся на восприятии иллюстраций. Наша цель – научить ребёнка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл.
При обучении восприятию иллюстраций надо помнить, что иллюстрация – это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то скрытые стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были видны. Поэтому восприятие иллюстраций важный этап в обучении ребёнка, в расширении его знаний об окружающем мире. Обучение восприятию иллюстраций подготавливает ребёнка к восприятию живописи, которая передаёт идеи, сложные переживания человека, его внутренний мир.
При восприятии иллюстраций дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а также о способах их художественного изображения, о правилах и приёмах их анализа.
Для восприятия иллюстрацийцелесообразно формировать следующие действия:
• анализ логических отношений (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия);
• описание основных и второстепенных объектов, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействий для передачи особенностей;
• описание фона, дополнительных деталей и их роли в передаче сюжета;
• выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, их действия, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку, усиленные цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями;
При обучению восприятию иллюстраций следует учитывать возрастные особенности детей. Дети 2-3 лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из двух-трёх деталей. Дети 3-4 лет воспринимают простые сюжетные иллюстрации к знакомым стихам, сказкам, простые отношения, внешние характерные особенности героев, контрастные цвета, простые формы, пространственное расположение деталей. Дети 4-5 лет воспринимают главные и второстепенные элементы, их характеристики, могут назвать 2-3 формы, соотношение величин и форм, разнообразие цвета, основные действия и содержание, черно-белые графические изображения. Дети 5-6 лет воспринимают сложные объекты, разнообразные детали и признаки, пропорции, особенности формы, движений пространственного расположения. Дети 6-7 лет могут воспринимать средства выразительности, с помощью которых передаётся в иллюстрации характер героев и смысл их отношений, чувства и настроения.
Работа с иллюстрациямивключает в себя следующие этапы:
• рассматривание иллюстраций под руководством взрослого;
• беседа, которая раскрывает целостную характеристику иллюстрации;
• активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;
• повторная беседа по углубленному восприятию; творческая деятельность;
• самостоятельный анализ похожих иллюстраций.
Примерные упражнения на развитие
восприятия иллюстраций.
1. Рассматривание картинки (с 2-х лет)
— Показать картинку и дать время рассмотреть её. Как только интерес начал затухать, начинайте управлять восприятием.
— Укажите на главных героев, обведите их контуры, назовите их.
— Укажите на основные части, затем дополнительные, сопровождайте свою речь эпитетами и эмоциональными возгласами, которые показывают ваше отношение к изображению.
— Для более старших детей укажите на фон и вспомогательные предметы, которые усиливают характеристику героев или сюжета иллюстрации.
2. Беседа по картинке (3-4 года)
Иллюстрация к сказке «Три поросёнка»
— Кого ты видишь на картинке?
-А ещё кого?
-Что делает волк?
-Что делают поросята?
— Где волк? Где поросята?
— Какой волк? А ещё какой?
-Какие поросята? А ещё какие?
— Что у волка на спине?
— Зачем он так сделал?
— Какой волк?
-Почему испугались поросята?
— Почему они боятся волка?
— Чей это домик?
— Из чего он сделан?
— Что на крыше домика?
3. Сюжетная игра (4-5 лет)
«Давай поиграем в эту картинку. Ты будешь поросёнок Нуф-Нуф, а я волк».
Проиграйте сюжет, изображённый на картинке. Можно проиграть ситуацию с помощью игрушек. Можно поменяться ролями. Дети любят повторять знакомые сюжеты. Это помогает им эмоционально воспринимать ситуацию.
4. Угадай, какая сказка? Расскажи. (5-7 лет)
5. Творческие работы (5-7 лет)
Рисование красками или карандашами. Лепка.Рисунки могут быть разной сложности: отдельные герои, домики поросят или целые сюжеты из сказки.
Литература:
Т. В. Башаева Развитие восприятия у детей Ярославль «Академия развития» 1997
(популярное пособие для родителей и воспитателей)
Источник
Ольга Викторовна Бурцева
Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии детского изобразительного творчества. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация. Иллюстрировать — значит снабжать текст поясняющими рисунками; пояснять чем — нибудь наглядным, конкретным. [6, c. 200]
В дошкольных организациях детей знакомят с художественной литературой. Иллюстрация же используется в основном как дидактический материал. Тем не менее, педагогу необходимо научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.
Детские книги оформлены талантливыми художниками. У каждого свое видение мира, свое прочтение текста, своя художественная манера. Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей.
В творчестве Е. И. Чарушина – писателя и художники – главным является стремление подружить детей с миром животных, научить любить и беречь его.
Е. Рачев умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Иллюстратор широко использует средства графики, четкими линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа (лиса и журавль в одноименной сказке, медвежата и лиса в сказке «Два жадным медвежонка») [40, с. 113].
Иллюстрируя сказки, Е. Рачев обычно выбирает наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, использует противопоставления, для того чтобы перед ребенком ярко раскрылась самая суть произведения. На рисунке к сказке «Волк и козлята» художник изображает самый страшный момент. В распахнутые двери врывается волк. Широко раскрыта зубастая пасть беспощадного волка, беззащитные, беспомощные, растерянные козлята мечутся по избе, стараясь спрятаться, кто куда может. Такой рисунок не оставляет детей равнодушными. Они хотят поскорее услышать о том, как спасет своих детушек коза, а волк погибнет.
Сказки К. Чуковского «Путаница» и «Муха-Цокотуха» иллюстрированы в хрестоматии рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, о которых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее проявляется способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуации. Вот, например, рыбы, поднявшись на хвосты в шляпах и с зонтиками, важно разгуливают по земле, крокодил старательно тушит пирогами и блинами горящее море. Рисунки художника дополняют и подчеркивают забавную путаницу, которая приводит в восторг ребят. В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета. [1, с. 342]
В детских книгах много иллюстраций А. Елисеева. В его рисунках к произведениям устного народного творчества тот сплав мудрости, доброты и юмора, которыми пронизаны сами песенки и сказки.
Хорошо зная возрастные возможности детей, А. Елисеев в рисунках для самый маленьких, подробно пересказывает весь текст. Композицией, яркостью красок он привлекает внимание ребенка к главному. Подробности художник переносит на второй план. Рисунки этого подлинно детского художника могут служить первой ступенью в воспитании у детей активного эмоционального восприятия иллюстраций.
Основным материалом в работе являются иллюстрации Ю. А. Васнецова к детским книгам. Этот выбор был сделан не случайно, так как этот художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка чувства сострадать, сочувствовать, сорадоваться.
Впервые знакомя детей с иллюстрациями, следует обращать внимание на те подробности, которые подскажут им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Так на рисунках к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Ю. Васнецова композицией и изменением гаммой красок показывает, как от испуга девочка переходит к шалостям. На последнем рисунке она так весело раскачивается на стульчике Мишутки, что страх её уже явно прошел. Это надо помочь заметить детям, предложив им сравнить иллюстрации. При повторном рассматривании, когда основные впечатления уже сложится, надо обращать внимание детей на такие детали в рисунках, которые будут углублять понимание и давать простор творческому восприятию, развивать воображение. Следует предложить им найти на рисунке стул, миску каждого медведя и напомнить текст.
Художник показывает, как слишком свободно ведет себя девочка в чужом доме. Нужно дать детям заметить это, обратив их внимание на то, что из корзинки уже высыпалось много грибов, и ягод – так сильно она раскачивалась на стульчике Мишутки. Но, если при первом же рассматривании предположить детям вглядеться во все детали рисунка, у них появится лишь впечатление множества не связанных друг с другом предметов [6, с. 12].
Неоднократно прочитывая детям детские книги, с каждым разом все подробнее рассматривая с ними рисунки, задавая наводящие вопросы, педагог поможет ребенку уловить своеобразие детской книги (в ней нет ни «плохих», ни «хороших», понять их мораль. Многому научит прием сопоставления рисунков. Так сопоставление рисунков одного или разных художников помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже понять идею произведения, характеры персонажей. Например, сравнивая первый рисунок норки с последним к сказке С. Маршака, дети замечают,как изменился вид норки: она стала мрачной, темной, матрац перевернут, свеча повалена; снаружи черные тучи закрыли небо, луны не видно. В самом центре рисунка художника В. Лебедев изображает фигурку мамы — мышки, и её напряженная поза привлекает внимание детей. Автор сказки не говорит, что случилось с глупым мышонком, представляя детям самим догадаться об этом, а художник рисунка показывает ответ. В утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, хорошо рассматривать рисунки к знакомой уже сказке, потешке. Такое рассматривание особенно важно для детей, у которых эмоциональное восприятие менее развито. Желательно привлечь к такой подгруппе и наиболее эмоциональных детей[4, с. 21 ].
Рассматривая вместе с взрослыми рисунки, помещенные в детских книгах, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подводит к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.
Таким образом, книжные иллюстрации глубоко раскрывают образ той или иной сказки, давая возможность ребенку зрительно представить происходящие события, затем воспроизвести их в собственной изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие
для студентов сред. пед. учеб. завед. / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2001. – 342 с.
2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под
ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. –Ярославль: Академия развития, 2006. –
144 с.
3. Розова, С. А. Чудесный мир красок / С. А. Розова // Ребенок в детском саду. – М.:
Академия, 2003. – №4. – С. 64 – 68.
4. Доронова, Т. А. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в
детском саду / Т. А. Доронова. – М.: Академия, 2004. – №4. – С. 21 – 29.
5. Лыкова, И. А. Поиграем в сказку.Волшебница: кн. для педагога / И. А. Лыкова,
под ред. С. Н. Савушкина. – М.: Карапуз, 2008. – 17 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.
6. Комарова, Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет / Т. С.
Комарова // Обруч. – 2007. – №1. – С 24 – 27.
Источник