Дошкольное образование развития личности ребенка
Оксана Михайлова
Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л. С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение. Так же Л. С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л. С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».
По мнению Л. И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению.
Выдающимся отечественным ученым, Л. С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А. Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. По мнению А. Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е. Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело.
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л. С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитиюэмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л. С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М. А. Холодная, В. В. Зеньковский, Д. Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитииинтеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитиепознавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Источник
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Заместитель заведующей
МБДОУ «Детский сад №15
г. Красноармейска Саратовской области»
Воробьева Тамара Николаевна
Современное поколение живет и действует в динамичном мире, стандарты которого предъявляет к человеку все возрастающие требования во всех сферах общества. Образовательная сфера не является исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро меняющимся рискогенном обществе, решать сложные профессиональные и повседневные задачи.
Современное законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности в современном обществе.
Образование представляет собой триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка. Образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности в течение всей жизни.
Отметим, что воспитание детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка на «добывание активной радости», выражающейся в действии, умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с большой отдачей, творчески, целенаправленно.
Творческий процесс — представляет качественный переход от известного к новому и неизвестному. Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые позволяют объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.
Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели. Среди них: «Яблочный денек», «День книги», «День шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны, позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью ребят в течение дня или недели. Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.
Реализация данной образовательной технологии является залогом успешной и приоритетной формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.
Осуществляя воспитательную работу с дошкольниками на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности.
Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок, а не ординарная подготовка к очередному празднику. Использование развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и познавательный интерес к обучению. Тогда происходит непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.
Отсюда следует, что задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у личности дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа дает возможность педагогам выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня», «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.
Данные тематические праздники наиболее интересны детям потому, что они расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам к личности ребенка, кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки. С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».
В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка. Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом, что появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому возникают закономерные вопросы:
— Как научить детей жить уже с ощущения счастья?
— Как научить радоваться жизни и беречь ее?
— Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.
— И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?
Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско — клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.
Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является весьма актуальной темой. По данной теме нами подготовлена и разработана игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:
- финской, русской, японской бани;
- правильной подготовке веников;
- правилах поведения в бане;
- соблюдение техники безопасности.
Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию знаний детей о русской народной культуре, усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».
Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.
Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно, такой подход к работе является ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.
Источник