Доречевого и раннего речевого развития ребенка

Доречевого и раннего речевого развития ребенка thumbnail

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Д0РЕЧЕВ0Г0 И ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В младенческом возрасте у ребенка закладываются основы языка и речи. Это становление связано, во-первых, с действием врожденных биологических детерминант, которые играют ведущую роль на ранних этапах онтогенеза; во-вторых, оно обусловлено сложным влиянием окружающей среды, активным характером действий взрослого и потребностью ребенка в общении. «Под овладением языком (родным или иностранным) психологи понимают формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей» (Уфимцева Н.В., 2005, с. 59).

Первый год жизни определяется как доречевой, или «безъязычный», этап развития, в котором преобладают правополушарные и подкорковые механизмы головного мозга (Выготский Л.С., 1956). По мнению Т.Н. Ушаковой, развитие детской речи подчиняется определенным принципам, к которым относятся следующие:

  • — речевой механизм на начальном этапе управляется унаследованной программой, обеспечивающей функцию экспрессии внутренних психологических состояний в виде двигательных и голосовых проявлений и имеющей на начальном этапе негативный характер, а позднее — позитивный;
  • — развитие и продуцирование звуков речи происходит в соответствии с генетической программой и под влиянием поступающих извне речевых сигналов;
  • — усвоение слов из звучащей речи происходит на основе интенци- ональной организации речи окружающих и самого развивающегося малыша;
  • — наследственная программа сохраняет свое значение на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3—7 лет. Ее действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и динамических стереотипов (Ушакова Т.Н., 2005, с. 70-71).

В доречевом периоде выделяют этапы младенческого крика, гуления и первый этап в развитии лепета. Этот этап связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы. Этот период еще называют периодом дофонетических униресалий, поскольку крики, спонтанные гуление и лепет не имеют регламентируемых обществом нормативных характеристик и универсальны для детей любой культуры.

О. Г. Приходько выделяет в доречевом развитии детей ряд этапов или периодов:

  • 1- й период ~ новорожденное™, или безусловно-рефлекторный. В нем основную роль играют безусловные пищевые и защитные или оборонительные рефлексы. Основным проявлением являются голосовые реакции, тесно связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Кроме этого, в этот период к голосовым реакциям новорожденного относятся кашель, чихание, зевание, кряхтение, звуки при сосании;
  • 2- й период (1—3 месяца) — появление начального гуления, смеха и интонационной выразительности крика;
  • 3- й период (3-6 месяцев) — появление истинного, или певучего, гуления;
  • 4- й период (6—9 месяцев) — начало лепета, который к середине этого периода (7 месяцев) начинает приобретать социализированный характер;
  • 5- й период (9—12 месяцев) — активный лепет, сопровождающийся появлением новых звуков, интонаций, мимики и жестов, лепетных слов и звукоподражаний (Приходько О.Г., 2003).

Источник

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

Читайте также:  Оснащение прс в соответствии направлениям развития ребенка

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»

Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Период Доречевое и речевое развитие
I период новорожденности Крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), без интонационной выразительности. Безусловные пищевые и оборонительные рефлексы.
II период – 1-3 мес. Появляется интонационная выразительность в крике, начальное гуление и смех. Крик как выражение отрицательных эмоций приобретает различный характер в зависимости от того, чем он вызван. По характеру крика можно определить состояние ребенка. Постепенно частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье). Повторно произносит разные гласные и гортанные согласные.
III период – 3-6 мес. Появляется истинное или певучее гуление с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков. Гуления возникают на выдохе, произносятся спонтанно, с открытым ртом. Активно развивается интонационная система языка. Прислушиваясь и подражая самому себе, ребенок произносит цепочки звуков. Появляется сочетание губных звуков с гласными, переход от рефлекторных звуков в социализированные, т.е. выполняется функция общения.
IV период – 6-9 мес. Активное становление речедвигательного и речеслухового анализаторов за счет гуления. Начало лепета (ба-а-а, ма-а-а), происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Ребенок подражает самому себе (аутоэхолалия), звукам взрослого (эхолалия). Произносит отдельные слоги и звуки. Звуки появляются в следующей последовательности: гортанные (к, г, х), губные и губно-носовые (б, м), зубные и зубно-носовые (т, д, н).
V период – 9-12 мес. Характерен активный лепет, состоящий из 4-5 и более слогов. Копирует интонацию, воспроизводит мелодику слов, приветствий, с удовольствием произносит восклицания, междометия. Появляются лепетные слова. К концу периода ребенок произносит от 5 до 10 лепетных слов и звукоподражаний, обозначая ими определенные предметы.
I период – 1год 1 мес.-1 год 3 мес. Расширение запаса понимаемых слов. Лепечет и пользуется отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости. Пытается петь, рассматривает картинки в книжке. Подыгрывает при считалочках и стишках, пользуется 4-5 ясными словами.
II период – 1 год 4 мес.-1 год 6 мес. Пользуется 6-7 словами, вставляет в лепет понимаемые слова, с удовольствием рассматривает книжки и картинки. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи. Появляется односложное предложение из аморфных слов-корней.
III период – 1 год 7 мес.-1 год 9 мес. Называет одну часть тела, понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого, пользуется 9-12 словами. Различает и называет две картинки, во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями. Комбинирует слова, пытается рассказать, что с ним произошло.
IV период – 1 год 10 мес.- 2 года Понимает короткий рассказ взрослого без показа событий, при общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Называет три и более части тела, четко называет свои игрушки, пользуется словами из 4 и более слогов.
I период – 2 года-2 года 6 мес. Говорит многословными предложениями (до 5-8 слов). Появляются вопросы «где?», «куда?», все части речи, бессоюзные сложносочиненные предложения. Грамматический строй речи совершенствуется. Стечение согласных все еще не усваиваются, смешиваются артикуляционно-близкие звуки.
II период – 2 года 6 мес.- 3 года Начинает употреблять сложные придаточные предложения, активно усваиваются служебные слова, не усваивается категория рода, слоговая структура нарушается редко. Появляются вопросы «почему?», «когда?». Падежные окончания усваиваются сложно.
Читайте также:  Развитие ребенка на смерть

Задание. Составьте схему «Формы звукового расстройства речи» (по И.И. Панченко).

Задание. Заполните таблицу по выданным вам материалам «Основные нарушения при различных формах дизартрии».

Форма дизартрии Ведущий синдром Форма ДЦП Характер нарушения мышечного тонуса Наличие непроизвольных движений, синкинезий Нарушение артикуляц.моторики, арт.праксиса, мимики Состояние акта приема пищи (жевание, глотание) Нарушение звукопроизношения Нарушение дыхания Нарушение голоса Нарушение просодики Вегетативные расстройства
Спастико-паретическая
 
                     
Спастико-ригидная
 
                     
Гиперкинети-ческая
 
                     
Атактическая
 
 
                     

Задание. Подготовьте мультимедийную презентацию по теме «Особенности развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Контрольные вопросы по теме

1. Охарактеризуйте особенности речевого развития детей, страдающих ДЦП.

2. Раскройте основные факторы, лежащие в основе нарушений речи при ДЦП.

3. Назовите формы речевой патологии у детей с церебральным параличом.

4. Охарактеризуйте структуру дефекта при дизартрии у детей с церебральным параличом.

5. Раскройте основные подходы к классификации дизартрических нарушений речи при ДЦП.
Дополнительная информация

Выявление особенностей развития детей с нарушениями ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе необходимо выявить их возможности и специальные образовательные потребности. Это можно сделать в ходе диагностического обследования детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых трех-четырех лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

• Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.

Читайте также:  Ребенок как субъект развития и формирования личности

• Возможности обучения ребенка, показателями которого являются темп приобретения навыков и количество упражнений в процессе обучения.

• Характер помощи взрослого и возможность ее использования.

• Способность к самостоятельному выполнению заданий.

• Отношение больного ребенка к заданию, его активность.

• Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

• Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).

• Устойчивость внимания.

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз. Исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом должно включать следующие направления:

1. Участие ребенка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее).

2. Подражательная деятельность (может быть исследована у детей, способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий.

3. Самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).

При обследовании детей дошкольного возраста наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временны́х представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.).

Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.

При обследовании дошкольников с двигательной патологией целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушения двигательной сферы.

— Удерживает вертикальное положение: (сидя; стоя).

— Передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния).

— Ведущая рука (правая; левая).

— Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена).

— Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).

2. Уровень развития навыков самообслуживания.

— Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет).

— Самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью).

— Самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

3. Нарушения зрения (близорукость; аномалии рефракции; косоглазие; нистагм; ограничение взора вверх; ограничение полей зрения).

4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).

Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник