Дополнительное развитие ребенка в детском саду

Дополнительное развитие ребенка в детском саду thumbnail

Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Дополнительное образование

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ)

Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательногопроцесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);

соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Дополнительное образованиеможет быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ:

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы.

Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательныепрограммы различной направленности:

художественно-эстетического цикла,

этнокультурные,

культурологические,

интеллектуально-развивающие,

коммуникативно-речевые,

экологические,

физкультурно-оздоровительные,

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Одной из форм дополнительного образованияв нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года семь гномов

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

Уставом ДОУ;

Образовательной программой ДОУ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);

Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей:

1. Озорные ладошки — 1 младшая группа

2. Озорной каблучок — подготовительная группа

3. Тили-тили тесто — подготовительная группа

4. Кляксочка — средняя группа

5. Мастерская актеров — средняя группа

6. Юный эколог — подготовительная группа

Источник

Наталья Горбунова
Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание»

Дополнительное образование-вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

• Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале

90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.

Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ:

• учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста

• соблюдение требований СанПиН

• использование здоровьесберегающих технологий

Цели дополнительного образования детейдошкольного возраста:

• включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе

• создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья

Другое определение: образовательные услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Особенности организации дополнительных образовательныхуслуг вдетском саду на современном этапе:

Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет прописи

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях осуществляется на протяжении нескольких лет. Некоторые из них не останавливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.

Реализация современной модели дополнительных образовательныхуслуг в ДОУ призвана способствовать:

— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

— Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.

Дополнительные программы рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ, реализуются во всех возрастных группах, начиная со среднего возраста.

Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка,наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога

Источник

Рабочие программы педагогов  — материалы данного раздела. Методические разработки содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы:

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ

Рабочие программы

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки

Включает в себя разделы:

  • Основная образовательная программа ДОУ
  • Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа
Читайте также:  Ребенок год и месяц развитие

Показаны публикации 1-10 из 6656.
Все разделы
| Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Новое

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания»
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа внимания» срок реализации: 3 месяца направленность: социальная адаптация возраст несовершеннолетних: 7-18 лет автор-составитель: педагог-психолог М.И. Демидова город Новороссийск 2019 год Пояснительная записка У Николо Паганини…

Программа кружка по театрализованной деятельности «Теремок» (средняя группа)
Актуальность. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами МБДУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста. Театрализованная…

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования — Образовательная программа краткосрочной образовательной практики «Самолет» для детей 5–7 лет

Публикация «Образовательная программа краткосрочной образовательной практики…»
Образовательная программа краткосрочной образовательной практики « «Самолет» для детей 5-7 лет Разработчик: Кузнецова Людмила Юрьевна Пермь, 2020 Технологическая карта 1 Анотация для родителей Детское конструирование очень важно для дошко-льника. Такая деятельность позволяет…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа дополнительного образования по технике «Квиллинг» для детей 5–7 лет
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор ПРОГРАММА дополнительного образования по технике «Квиллинг» направление: художественно-эстетическое для детей старшего дошкольников возраста (5 — 7 лет) Автор программы: воспитатель…

Рабочая программа кружка по логопедии (старший дошкольный возраст)
Рабочая программа кружка По логопедии Детей 4-5 лет (старший возраст) Руководитель кружка: Чернядьева А.А.   Содержание Паспорт программы 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи Программы. 1.3. Принципы в организации образовательного процесса….

Образовательная программа «Детский сад 2100»
ПЛАН 1. Что представляет собой образовательная программа «Детский сад 2100» 2. Основная цель программы «Детский сад 2100» 3. Принципы программы «Детский сад 2100» 4. Основные линии развития дошкольников , на которых базируется программа . 5. Содержание и структура программы…

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования — Рабочая программа вариативной части формируемой участниками образовательных отношений «Азбука Безопасности» для 5–6 лет

Статья «Рабочая программа вариативной части формируемой участниками…»
Рабочая программа вариативной части формируемой участниками образовательных отношений «Азбука Безопасности» Содержание: Введение ………………………………………………………………….…….3 I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка …………………………………………………….4 1.1.1.Нормативно-правовое обеспечение…

Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет. Часть 2 Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет. Часть 2
ВТОРАЯ ЧАСТЬ! 2.3. Музыкальный репертуар ложкарей При обучении дошкольников игре на ложках, необходимо грамотно подойти к выбору музыкального репертуара, так как в возрасте 5-7 лет ребенок может уверенно воспроизводить целые, половинные, четвертные и восьмые длительности, в…

Рабочая программа. Кружок «Озорные ложкари» 5–7 лет
В данной публикации представлена только половина рабочей программы, так как по количеству символов размер превышает допустимые нормы. Вторая половина программы и нотные приложения будут опубликованы во второй част и. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ…

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Лучик» Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки» Срок реализации программы: 2 года Разработала: воспитатель…

Образовательные программы ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу, служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание,  перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Источник