Дополнительное развитие ребенка дошкольного возраста
Наталья Горбунова
Консультация «Дополнительное образование детей в ДОУ: организация и содержание»
Дополнительное образование-вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
• Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
• Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале
90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени.
Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ:
• учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста
• соблюдение требований СанПиН
• использование здоровьесберегающих технологий
Цели дополнительного образования детейдошкольного возраста:
• включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом коллективе
• создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья
Другое определение: образовательные услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Наряду с понятием «образовательная услуга» существует категория «дополнительная образовательная услуга». Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Особенности организации дополнительных образовательныхуслуг вдетском саду на современном этапе:
— Организация данных услуг в ДОУ — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.
Реализация дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях осуществляется на протяжении нескольких лет. Некоторые из них не останавливаются на достигнутом, а задумываются над тем, как и где их воспитанники будут продолжать образование.
Реализация современной модели дополнительных образовательныхуслуг в ДОУ призвана способствовать:
— Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;
— Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
— Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
— Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
— Созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
— Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Дополнительные программы рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете ДОУ, реализуются во всех возрастных группах, начиная со среднего возраста.
Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка,наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога
Источник
Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ
В нашем царстве – государстве
Все волшебники живут
Все рисуют, все танцуют,
Все играют и поют.
Лишь порог переступаешь –
Попадаешь, словно в рай,
Сто дорог тебе откроют,
Ты любую выбирай.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Дополнительное образование
– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ)
Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Качество дополнительного образовательногопроцесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:
уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;
субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;
технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);
соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
Дополнительное образованиеможет быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Формы дополнительного образования в ДОУ:
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы.
Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
К дополнительным относятся образовательныепрограммы различной направленности:
художественно-эстетического цикла,
этнокультурные,
культурологические,
интеллектуально-развивающие,
коммуникативно-речевые,
экологические,
физкультурно-оздоровительные,
различной коррекционной направленности и др.
В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Одной из форм дополнительного образованияв нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями:
Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
Уставом ДОУ;
Образовательной программой ДОУ;
Положением о кружке;
Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
Планом работы кружка на год;
Списком детей;
Табель посещения детей
Заявления от законных представителей
Расписанием деятельности;
Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка на учебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка на практике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
Схема разработки программы кружковой работы
Титульный лист.
Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).
Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).
Учебно-тематическое планирование
Диагностические карты, методы проведения диагностики.
Список литературы.
В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей:
1. Озорные ладошки — 1 младшая группа
2. Озорной каблучок — подготовительная группа
3. Тили-тили тесто — подготовительная группа
4. Кляксочка — средняя группа
5. Мастерская актеров — средняя группа
6. Юный эколог — подготовительная группа
Источник
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:
— индивидуализация личности;
— развитие творческих способностей;
— приобщение детей к человеческим ценностям;
— развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;
— воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;
— формирование культурного поведения.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: — развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; — развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; — оздоровлению детей; — развитию психологического воспитания; — оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом, можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».
Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.
Таким образом, стоит отметить, что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.
3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.
4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).
9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. — М., «Просвещение» 2015
Источник