Дополнительное образование ресурс развития ребенка
Мартынова Марина Владимировна
Тихонова Елена Владимировна,
методисты методического отдела
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России.
Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать учреждения дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.
Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:
— разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;
— кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
— предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
— обмен опытом;
— совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.
В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:
- Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:
- технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
- технология организации мастер-классов;
- технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
- технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
- технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
- технология организации проектной деятельности;
- технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
- Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
- проект «Моя семья – мое Отечество»,
- акции «Улица героя» и т. д.,
- эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
- радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
- цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
- цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
- Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района .
- Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
- Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
- Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
- Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.
Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:
- работа в акварельной технике;
- художественное изготовление декоративных сувениров из природных материалов с выходом на дизайнерские находки;
в перспективе
- работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
- лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
- художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.
Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.
- Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.
В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:
- «Волшебные слова»;
- «Дисциплина с любовью»;
- «Ребенок и компьютер»;
- «Памятка родителям от ребенка»;
- «Отравляющая педагогика»;
- «Памятка родителям первоклассников»;
- «Психологический портрет идеального первоклассника»;
- «Родители, позаботьтесь о себе»;
- Мини-практикум для родителей содержит рекомендации психологов, которые помогут лучше организовать общение с ребенком, дать ему возможность почувствовать поддержку взрослых и уверенность в себе.
Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.
В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга в рамках интеграции со школами района планируется:
1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:
- организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
- организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
- расширение деятельности сетевого сообщества,
- организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.
Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
- Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции. – Новосибирск, 2012.
Источник
Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
К началу 2020 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.
Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов к 2024 году будет организована работа региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство) во всех субъектах страны. Важная задача таких центров – воспитание молодых талантливых ребят, их мотивация к активному участию в развитии своего региона. Региональные центры станут координаторами взаимодействия с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы помочь каждому ребенку выстроить индивидуальную образовательную траекторию и оказать тьюторскую поддержку.
Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России обеспечивает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями.
Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой, в частности, пройдет внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.
Физическая культура и спорт
Одна из приоритетных задач Минпросвещения России – создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Для решения этой задачи созданы условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.
Ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России и Минобрнауки России утверждает Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в школах, организациях дополнительного образования, колледжах и вузах.
Все мероприятия по развитию массового спорта Минпросвещения России проводит во взаимодействии с всероссийскими федерациями по видам спорта и физкультурно-спортивными общественными организациями.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на внутришкольном, муниципальном и региональном этапах представлены соревнованиями, спартакиадами, спортивными праздниками, днями здоровья и спорта, тематическими неделями, конкурсами и акциями.
Число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ:
- 12 353 всего
- из них 5 192 школы
- из них 2 871 центра
Численность занимающихся в организациях:
- 10 232 036 всего
- из них 2 017 049 в школах
- из них 4 068 675 в центрах
Туристические базы и детские оздоровительные учреждения:
- 374 всего
- из них 172 центра
- из них 21 школа
- из них 92 спортивных школы и 14 спортивных школ олимпийского резерва
Суммарная численность работников учреждений дополнительного образования — 441 353:
- из них 263 756 педагогических работников
- из них 138 706 человек в составе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала
Последнее обновление: 30 декабря 2019, 13:13
Источник
27.07.2017
Воспитатель, педагог дополнительного образования
Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас блокируются или самоблокируются. Нам, взрослым, необходимо помочь детям расти, раскрывать природный талант – растить ребёнка как дерево, окружая любовью, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать проблемы поведения, организовывать интересный досуг, в конечном счете, развивать.
Оценить
362
Содержимое разработки
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО педагогических работников ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» Протокол №______ От «____» _____________20____ г. Руководитель МО ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность»:______________Г.Л.Ванюкова «____»______________ 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» __________________ Т.В.Кондикова «____»______________ 20___ г. |
Методические рекомендации
«Дополнительное образование детей как ресурс развития одарённости.»
Составитель:воспитательВанюкова Галина Леонтьевна
Димитровград-2016
Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов, которые в процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас блокируются или самоблокируются. Нам, взрослым, необходимо помочь детям расти, раскрывать природный талант – растить ребёнка как дерево, окружая любовью, передавать свои знания и опыт и хранить их как сокровище.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать проблемы поведения, организовывать интересный досуг, в конечном счете, развивать.
Чтобы работа состоялась в этом направлении, перед нами стоит ответственная задача – внести действенные изменения в его жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.
Формированию мыслящей, талантливой, одарённой, любящей окружающий мир и людей личности, способствует, как правило, совместный процесс инициативы, самодеятельности, творчества, объединяющий усилия педагогов, родителей, обучающихся.
Понятие одарённость относится к далеко не простой категории и представляет собой сочетание 3-х характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень;
творческого подхода;
настойчивости.
и 3-х основных критериев:
одаренность академическая (успешность в учебе);
одаренность интеллектуальная;
одаренность творческая.
Одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ускоренным психическим развитием, ненасыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, творческим подходом к решению проблем, стремлением к самостоятельному приобретению знаний, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, в качестве которого могут выступать различные формы дополнительного образования.
В дополнительном образовании ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации ребёнка.
Специфика указанных форм образования состоит в том, что они, в отличие от учебных занятий, проводимых в массовой школе, решают задачи не только общего образовательного и воспитательного характера, но и направлены на эффективное развитие индивидуального, личностного потенциала детей.
Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранности, в образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно – нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.
Инновационность образовательной системы дополнительного образования заключается в возможности раннего выявление, развития и широкого освещения положительных личностных качеств и устойчивых избирательных интересов каждого ребёнка на каждой возрастной ступени.
Необходимым условием для поддержки одарённых детей является умение выявить, не проглядеть тех, в которых на генетическом уровне заложена одарённость. Такие дети, как правило, отличаются от многих других. Они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Важно развить в одарённом ребёнке психологию лидера, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. В этом ему помогают проводимые нами ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки и т.д.
Наша задача выявить способных детей, научить их думать, предпринимать определённые усилия для собственного развития, становления и реализации личностного творческого потенциала, при котором жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся. Сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически, обретает лидерские качества. Быть творческим лидером – это престижно, актуально, значимо.
Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит реальную пользу своему Отечеству.
Я считаю, что дети находят в нашем центре увлечения по интересам, каждому ребёнку создаются максимально комфортные условия, каждого любят, уважают и ценят, независимо от успехов.
Работа каждого педагога должна строится по следующим принципам:
развитие интересов и способностей детей;
создание ситуации успеха на занятиях;
стимулирование возникновения доброжелательных отношений в группе.
Педагоги нашего центра умело применяют в своей работе инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала воспитанников, создают условия успешности каждого конкретно взятого ребёнка, поддержку талантливых и одарённых детей.
Важнейшим условием развития творческих способностей обучающихся является содружество педагогов и обучающихся.
Ребёнок – это сосуд, который необходимо наполнить радостью, любовью, ценностями, успехом, интересом, желанием, настроением, добром. И этот процесс, на мой взгляд, успешно осуществляется в нашем центре.
Дополнительное образование решает целый комплекс задач, направленных на гуманизацию:
выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
способствует выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечивает каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействует самореализации личности ребенка и педагога.
И прежде всего, создаёт дополнительный ресурс развития одарённости обучающихся.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Источник