Дополнительное образование ребенка 4 года

Людмила Сидоренко
Рабочая программа. Кружок дополнительного образования «Развивай-ка», 3–4 года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Комбинированного вида № 19 ста-цы Камышеватской

Муниципального образования Ейский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок дополнительного образования «Развивай-ка»

по дополнительному образованию художественной направленности для детей 3-4года

срок реализации программы- одногодичная

количество занятий -39

Руководитель кружка: воспитатель Сидоренко Людмила Викторовна

Программа разработана на основе: Парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство»Погодина С. В. -М.: ВАКО,2015.

ст. Камышеватская, 2018год

1. Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС ДО отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программасоставлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой; парциальной программой по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство»Погодина С. В.

В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель:Создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.

Задачи:

Обучающие:

1. Научить детей владеть графическими навыками письма;

2. формировать навыки исполнительского мастерства;

3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;

3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Актуальность:

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна:

• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

разработан мониторинг определения уровня развития,предусматривающий следующие разделы:

• мелкая моторика;

• речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Развивай-ка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Формы и режим занятий для детей 3-4 года

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (5-10 человек)по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей.Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

3 – 4 года

Вводная часть 3 мин.

Основная часть 10 мин.

Заключительная часть 2 мин.

Форма организации детей – групповая. Численный воспитанников составляет от 5 до 10 человек.

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержании позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от пресса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей.Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом,а также следующие упражнения:

— шнуровка;

— прищепки;

— скрепки;

— крышки;

— пуговицы;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;

— лепка из соленого теста;

— рисование пальчиками.

Читайте также:  Аквадетрим для ребенка 4 года

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей,а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Направленность кружковой работы:

Работа кружкавключает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• рисуночные задания, графические диктанты

работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

работа со шнурками, рукоделие, шитье

• рисование

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук.Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Результатом работы данного кружка должно стать:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

• овладение разными видами трудовой деятельности;

• умение создавать художественный образ своего изделия;

• овладение приемами работы с разными инструментами;

• умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

• овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты :

К концу годавоспитанники должны знать:

• некоторые виды бумаги;

• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

• несколько разных способов нанесения краски;

• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

• основные правила склеивания;

• понятие «конструктор»; «мозаика»;

• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);

• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

• правильно держать кисть, карандаш;

• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

работать с трафаретами;

• заштриховывать предметы двумя способами;

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы:

В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательногопроцесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.

Учебно – тематический план работы кружка

Виды деятельности Количество занятий (часов)2-я младшая

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие 1 1

2. Рисуночные задания, графические диктанты 5 1 4

3. Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики) 5

2 3

4. Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование) 7

1,5 5,5

5. Работа со шнурками, рукоделие, шитье (шнуровки, плетение, шитье, нанизывание предметов) 2

0,5

1,5

6. Рисование 10 1 9

7. Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки) 1 0,2 0,8

8. Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, сол. тесто, прир. материал, бусины, пуговицы и др.) 7 1 6

9. Итоговое занятие 1 1

Итого 39 8,2 30,8

Календарно – тематический план работы кружка

Срок реализации Тема занятия Содержание деятельности

Сентябрь • «Кисть и карандаш»

«Наши пальчики»

«Сухой бассейн»

«Гусеница» – рисование прямых линий

Работа с пальчиковыми красками

работа с крупами с художественным словом

– лепка с природным материалом (каштаны)

Октябрь • «Мячики для котят»

«Тучка и дождик»

«Колбаски и шарики»

«Следы»

«Веселые раскраски» – Рисование пальчиками

– Аппликация с элементами рисования (Бумага, соль, гуашь)

работа с пластилином

– рисование пальчиками на манной крупе

работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)

Ноябрь • «Осенний листопад»

«Бусы, колечки»

«Помоги зайчику»

«Обведи и дорисуй предметы» – рисование (гуашь, поролон, трафареты из картошки)

– лепка из цветного пластилина

– рисование пальчиками на подносе с крупой

– рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь • «Снег кружится»

«Елочка»

«Козлик»

«Новогодние бусы» – аппликация (вата, крупа)

– рисование (гуашь, гимнастика с кистью

– лепка с коктейльными трубочками

– нанизывание крупных бусин

Январь • «Снеговик»

«Игрушки»

«Накорми мышку»

«Колобок и бублик» – аппликация с элементами рисования

– (трафареты, цв. карандаши, гимнастика с карандашом

– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

– знакомство с соленым тестом

Февраль • «Облака»

«Домики»

«У мышки в кладовой»

«Пройди по лабиринту» – обрывная аппликация

– рисование пальчиками

– перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

Читайте также:  Через сколько часов можно давать парацетамол ребенку 4 года

– рисуночные задания (простой карандаш)

Март • «Цветы»

«Расписной коврик»

«Печем пирожки с начинкой»

«Помогаем бабушке» – аппликация с элементами рисования

– рисование цветными мелками

– лепка из соленого теста

– сматывание клубочков из шерстяных ниток

Апрель • «Звенит капель»

«Ракета в космосе»

«Раскраски с заданиями»

«Волшебные палочки» – рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

– аппликация

работа с цветными карандашами

– выкладывание узоров из счетных палочек

Май • «Цыплята»

«Одуванчики цветут»

«Еж»

«Волшебные ракушки» – обрывная аппликация

– рисование (гуашь)

– лепка с шишками

– раскрашивание морских ракушек

Список литературы

1. Александрова Э. И. Развивающие прописи. – Харьков –Москва: “Инфолайн”, 2003.

2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.

3. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

4. Белая А. Е. Пальчиковые игры. — М.: “Астрель”, 2001.

5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.

6. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб — учиться и писать, и красиво рисовать. –Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. –Тула: “Родничок”, 2001.

8. Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН — ПРЕСС”, 2004.

9. Лукашина М. М. Готовим руку к письму. — М.: “Карапуз”, 2008.

10. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. –Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

12. Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов. // Школа радости. – Ростов – на –Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.

13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт –Петербург: 2005.40 с.

14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.

Источник

Людмила Сидоренко
Рабочая программа. Кружок дополнительного образования «Развивай-ка», 4–5 лет

Управление образованием администрации муниципального образования Ейский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Комбинированного вида № 19 ста-цыКамшеватской

Муниципального образования Ейский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок дополнительного образования «Развивай-ка»

по дополнительному образованию художественной

направленности для детей 4-5года

срок реализации программы- одногодичная

количество занятий -39

Руководитель кружка: воспитатель Сидоренко Людмила Викторовна

Программа разработана на основе: Погодина С. В. «Шаг в искусство». Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. -М.: ВАКО,2015.

ст. Камышеватская, 2018год

1. Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и ДО отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программасоставлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель:Создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественных эталонов.

Задачи:

Обучающие:

1. Научить детей владеть графическими навыками письма;

2. формировать навыки исполнительского мастерства;

3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;

3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Актуальность:

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна:

• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

разработан мониторинг определения уровня развития,предусматривающий следующие разделы:

• мелкая моторика;

• речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Развивай-ка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Формы и режим занятий для детей 4-5 лет

Кружковая работа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (5-10 человек)по 20 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей.Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

4 – 5 лет

Вводная часть 3 мин.

Основная часть 15 мин.

Заключительная часть 2 мин.

Форма организации детей – групповая. Численный воспитанников составляет от 5 до 10 человек.

Читайте также:  Ребенок 4 года с трудом засыпает

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержании позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от пресса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей.Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание основной части соответствует задачам программы.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом,а также следующие упражнения:

— шнуровка;

— прищепки;

— скрепки;

— крышки;

— пуговицы;

— обведение рисунка по контуру, копирование;

— аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;

— лепка из соленого теста;

— рисование пальчиками.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей,а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Направленность кружковой работы:

Работа кружкавключает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• рисуночные задания, графические диктанты

работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

работа со шнурками, рукоделие, шитье

• рисование

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук.Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Результатом работы данного кружка должно стать:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;

• овладение разными видами трудовой деятельности;

• умение создавать художественный образ своего изделия;

• овладение приемами работы с разными инструментами;

• умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;

• овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты :

К концу года воспитанники должны знать:

• приемы самомассажа рук;

• названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.

Уметь:

• владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);

• выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т. п.).

пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

работать трафаретами;

изготавливать детали по шаблону;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы);

строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек.

• изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;

• пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;

•применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

• плести косички из ниток;

• выполнять шнуровку.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы:

В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательногопроцесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выступления на ро