Домашняя школа интеллектуального развития ребенка

Родительское собрание:

Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника

                                                             Автор Шубина И.Н.

Цель: познакомить со свойством памяти младшего школьника и приёмами её              

           развития.

Вступительное слово учителя:  

Каждая мать мечтает, чтобы ее ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, творческих профессий, стал деловым и предприимчивым. 
Теперь это стало осуществимым по желанию родителей, так как к концу 20 — го века, изобретены и проверены, наконец, на практике специальные “игры для гениев”, выявлены свойства игрушек и вещей, развивающих способности и таланты детей.

Многочисленные исследования касаются прежде всего влияния семьи на различия в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек. В часгности, констатируется, что с рождения к мальчикам и девочкам предъявляются разные требования и создаются различные условия для их интеллектуального развития. Игрушки и игры, предназначенные для мальчиков, стимулируют развитие независимости. Они поощряют исследовательский подход при реглении задач и понимание пространственных отношений. Мальчики более эмоционально отдалены от родителей, им предоставляется большая автономия, они сталкиваются с более широким крутом явлении окружающего мира. От девочек же требуют большего послушания и дисциплинированности, чаще по отношению к ним практикуют гиперопеку, что препятствует развитию их познавательной активности. Но матери чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями.

Однако главный вклад в общее интеллектуальное развитие детей вносит так называемый интеллектуальный климат семьи. Дети из многочисленных семей показывают более низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам по сравнению с детьми из семей, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровня интеллекта ребенка от порядка рождения. У детей,родившихся позже, уровень интеллекта ниже, чем у старших братьев и сестер, Причем существует высокая положительная и значимая корреляция (статистическая связь) между порядком рождения ребенка в семье (независимо отегопола) и уровнем его интеллекта.

Уровень интеллекта ребенка определяется наследственностью (генотипом) и средой. На долю наследственности приходится 50% в детерминации интеллекта, на долю среды 30%, а на долю взаимодействия «генотип-среда» — 20%. Последнее требует пояснения.

Известный психолог и генетик Р. Пломин предположил, что люди, обладающие различными врожденными свойствами, по-разному реагируют на те или иные особенности среды, а социальное окружение, в свою очередь, по-разному реагирует на те или иные личностные качества, способности, темперамент человека. Р. Пломин выделил

 3 типа взаимосвязи генотипа и среды.
1. Пассивное влияние — когда члены одной семьи имеют и общую наследственность. Тем самым способности усиливаются за счет аналогичной среды.
2. Реактивное влияние — реакция среды на проявление врожденных психических свойств ребенка, которая приводит к доминированию определенных личностных черт.
3. Активное влияние — индивид либо активно ищет среду, либо создает ее собственными усилиями, причем среда должна соответствовать ею врожденным особенностям.

Общение и совместная деятельность родителей и детей относятся к третьему типу, поскольку инициатором общения и взаимодействия, как правило, выступает ребенок. Существуют основные модели (помимо модели Р. Зайонца) влияния родителей на интеллект детей.

1. Экспозиционная модель. Считается, что решающее значение для развития интеллекта детей имеет продолжительность их общения друг с другом Ребенок чаще и дольше общается с матерью, поэтому предполагается, что уровень интеллектуаньного развития детей будет больше коррелировать с уровнем интеллекта матерей, чем отцов. И действительно, данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о наличии «материнского эффекта»: величина корреляции интеллектов ребенка и матери обычно выше, чем ребенка и отца.

Существуют и другие данные. В некоторых исследованиях выявлен и противоположный «отцовский эффект»: интеллектотпа теснее коррелирует с интеллектом ребенка.

2. Идентификационная модель. В основ3 ее лежат представления о ребенке каксуществе, уподобляюгдемся близким длянего людям. Полагается, что ребенок активно осваивает новые способы поведения, присущие своему полу, психологически отождествляя (идентифицируя) себя с родигелем того же пола.

3. Идентификация ребенка с родителем сына с отцом, дочери с матерью действительно предопределяет сходство между ними по некоторым личностным чертам, но прогнозы этой модели по отношению к развитию способностей не оправдываются. Следовало бы ожидать более высоких корреляций уровней интеллекта отца и сына, матери и дочери, нежели отца и дочери, сына и матери. Данные тестирования этого не подтвердили.

Читайте также:  Развитие ребенка через знакомство с литературой

Если эмоционально близкий родитель влияет на уровень интеллекта ребенка, общаясь с ним, то, в соответствии с теорией Р. Зайонца их интеллектуальные уровни должны сближаться. Проще говоря, уровень интеллекта ребенка должен быть ближе к уровню интеллекта того из родителей, который ему более эмоционально близок и с которым он чаще и интенсивнее общается.

Особенностью рекомендаций является их сквозной характер — они применяются, постепенно усложняясь, с первых недель жизни до совершеннолетия, включая приобретение навыков проведения операций на мировом рынке через систему ИНТЕРНЕТ. Эта своеобразная программа развития способностей необходима родителям для воспитания детей любого возраста, которая плавно и незаметно охватывает и блестяще решает практически все задачи современного образования. 
Система МИР намного превосходит по полученным многими родителями результатам методы известных педагогов Б.П. Никитина, Г. Домана, Н.А. Зайцева, В.Ф. Шаталова и многих других педагогов и воспитателей, работающих на переднем крае науки о воспитании. Как показал опыт более десяти лет ее использования, она доступна любой семье и позволяет в любой семье получить результаты, которые превосходят многие известные показатели вундеркиндов и гениев прошлого.
Книга служит популярным введением в систему МИР — “методов интеллектуального развития” для родителей и педагогов, которая, по оценкам многих экспертов, после 400 лет застоя, станет основой новой концепции образования. 

1. Уважаемые родители! Сделайте своих детей одаренными!

Итак, если вы мечтаете воспитать способных и здоровых детей, которые будут хорошо и отлично учиться, станут талантливыми и смогут добиться успеха, то нельзя терять времени. Способности и таланты сами по себе никогда не проявятся. Факты неумолимо свидетельствуют, что понятие “изначальная одаренность” — выдумка тех, кто не умеет или не хочет развивать детей. 
Еще тысячу лет тому назад жестокий падишах продемонстрировал своим подданным, что значит бездействовать. Он приказал отобрать по одному сыну у пятерых самых талантливых родителей своего государства, и изолировал их на несколько лет. И что же показал этот эксперимент? Ни один из этих детей даже не научился никогда ходить, не то что говорить, или рисовать… Известны и многие другие случаи, когда младенцев до семи лет воспитывали животные: эти дети в будущем не проявляли и проблесков интеллекта, как с ними потом ни бились тогдашние педагоги. 

Не создавать вовремя своему ребенку условий для развития и ждать милостей от природы, от системы образования — это значит оставить ребенка без талантов. Поступая так, некоторые родители почти полностью копируют эксперимент жестокого падишаха. 
Примечание. Педагоги тоже делятся на сторонников запаздывающего обучения, представляющих традиционную педагогику, и на педагогов — новаторов, которые рекомендуют развивать способности детей как можно раньше, пока не упущено время. Некоторые специалисты не без оснований считают, что жестокий “эксперимент падишаха” в течение многих лет проводится над Россией, где исследования развития детей раннего возраста оказались запрещены с 1936 г. Следствием этого и стала наблюдаемая неспособность населения страны к социальной адаптации и выживанию в новых условиях. 
Чтобы не забывать о главном условии, дома я повесил плакаты: “Время ребенка — это его способности”, “Одаренность — это раннее развитие”, “Не повторяй эксперимент падишаха”. Советую вам сделать то же. Все те родители, которые начинают действовать, используя проверенный опыт, довольно быстро получают прекрасные результаты. В справочном разделе в конце книги вы найдете информацию, которая поможет вам познакомиться с опытом других родителей, воспитателей и педагогов.

Как следует понимать расширение потенциала ваших генов?

Если помогать развитию ребенка в период роста головного мозга до 12-14 лет, то происходит качественное, многократное усиление всех способностей, которое будет расцениваться всеми окружающими как проявление феноменальной одаренности, гениальности и т.п. 
Прочитав эту книжку, вы сможете — я уверен в этом — своим общением сделать ребенка более одаренным и талантливым чем многие из самых выдающихся, известных вам людей. Впоследствии ваши дети сами передадут свои великолепные качества вашим внукам — это станет достоянием вашего рода. Все — в ваших руках. 

Во-первых, установлено, что гены не играют большой роли — тайна способностей заключена в специальном общении с ребенком и в секретах создания домашней обстановки для игрового развития детей.
Во-вторых, оказалось, что одаренность можно развить у ребенка путем применения нескольких новых детских игр, не требующих больших затрат времени. Эти игры можно организовать в любом детском возрасте, но лучше начинать как можно раньше, еще до исполнения года. Можно сказать, что в период развития ребенка до пяти лет, по — существу, происходит расширение возможностей генотипа. Самое замечательное, что теперь управлять этим процессом в раннем возрасте могут сами родители. Пройдет немного времени и, если вы примените рекомендации, вам скажут, что ваш ребенок, безусловно, одаренный. Для того, чтобы каждый смог, не вдаваясь в описания “механизмов развития головного мозга”, немедленно начать использовать эти открытия, еще в конце восьмидесятых годов мною были разработаны и за этот период проверены “Игры для гениев”- несколько универсальных приемов.

Читайте также:  Развитие глаз ребенка в утробе матери

Что может ваш ребенок? Результаты, которые повторили тысячи молодых мам. Заглянем в будущее вашего малыша. 

Обратимся к нормальным показателям развития, к которым вам нужно стремиться. На что же способен каждый ребенок? 
Нормально — это когда одаренные и развитые дети делают родителей счастливыми, и напротив, в случае каких либо задержек развития ребенка вы попадаете в материальную зависимость от затратной образовательной системы, со всеми ее ошибками и заблуждениями. Вы для этой системы — всего лишь потенциальный платежеспособный клиент. Чем больше у вас проблем — тем больший интерес вы представляете для продавцов образовательных услуг. И наоборот, очевидно, что чем выше уровень развития ребенка, тем меньше ваша зависимость от педагогов, репетиторов и других. Особенно важно это сейчас, когда во многих школах не хватает квалифицированных учителей вследствие низкой оплаты труда. 
Факты. Максимальные успехи всегда достигались родителями сознательно. Главное — знать, что делать. Известны тысячи подобных случаев. Так, Лео Винер, который с самого рождения воспитывал сына по специальной методике в конце прошлого, XIX века, привел в школу семилетнего Норберта Винера, будущего основоположника кибернетики, не для учебы, а для того, чтобы … сдать выпускной экзамен. Еще раньше, в 1810 году такого же успеха добился “на спор” со своими прихожанами сельский священник Карл Витте, изобретатель упомянутой методики. А еще столетием раньше полной независимости от школы добился Леопольд Моцарт, который с первых недель после рождения сына организовал ему ежедневные музыкальные занятия — игры. Подобных, менее известных примеров — не счесть. И везде в успехах детей “виноваты” были … сами родители, решившие помочь ребенку развиваться. 
С целью рассказать, наконец, всем желающим, что нужно делать для достижения максимальной свободы выбора будущего детей, и была разработана новая система воспитания — система МИР. Ее главной особенностью является то, что она почти не требует времени родителей, позволяет снизить до минимума денежные затраты.
Я проверял эти рекомендации в очень трудных условиях — у вас результаты могут оказаться значительно лучшими. 
Так, несмотря на то, я был занят на работе с утра и до девяти часов вечера, благодаря рекомендуемым играм с буквами и другим приемам, моя младшая дочка, Лариса, начала читать и складывать слова из букв в возрасте … один год, и по всем показателям намного превзошла все мне известные показатели гениев и вундеркиндов. 

        Главное требование ускорения развития интеллекта:
Не приобретайте лишних игрушек и вредных вещей!

-Покупая любую игрушку или вещь, всегда задавайтесь вопросом, а что она даст для развития ребенка? Лишняя игрушка может нарушить процесс развития, отвлечь от развивающих игр.

-Общение с ребенком должно быть развивающим! Каждое появление мамы перед ребенком должно стать и запоминаться, как “явление Христа народу”. С чем вы идете к своему будущему гению?

На общение с ребенком тоже накладываются существенные, но выгодные для всех ограничения. Как сделать, чтобы от вашего общения с малышом или подростком была максимальная польза? Я приведу в качестве примеров несколько проверенных способов, которые дали максимальные результаты.
Способ 1. “Сотвори себе кумира!”. Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира. У одних это, например, Ломоносов, Пугачева, Эйнштейн или Рокфеллер, а у кого-то президент или, наоборот, лидер оппозиции … Входя к ребенку, спрашиваете: “А что сегодня моему Ломоносову нужно? Ах, новые открытки… Вот, получай три портрета хороших дядей, которые написали интересные книжки: Пушкин, Крылов, Островский… Ну-ка, кто из них Пушкин? …“
Способ 2. “Время младенца — это его будущие таланты”. Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Я старался их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в мое отсутствие: открыла дочка глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус… Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями. 
Способ 3. ”Только Вы — создатель и первый учитель ребенку”. Цените и свое время — ведь для малыша вы в одном лице — и бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два — три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, когда вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика — пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя. 

Читайте также:  Рекомендации развития произвольной сферы ребенка

      Самый доступный прием развития детей от 2-х до 16 лет:
театр одного актера. 

Если вы, входя к малышу и общаясь с ним, будете играть роль мудрого “директора домашней микрошколы”, то ребенок получит мощный импульс развития. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься … 
Не стесняйтесь “притворяться”, играть различные высокие роли: “профессора”, “президента”, “директора”, “артиста”, “писателя”, “художника”, других конкретных, известных вам гениев. Особенно нужно это подросткам, чтобы снять появляющиеся в этом возрасте комплексы неполноценности. Ваш ребенок только однажды будет зрителем, он немедленно попытается освоить эти роли сам. Чем раньше он сыграет ту или иную роль, тем сильнее останется отпечаток этого на всю его жизнь. Я рекомендую этот цикл ролевых игр обязательно проводить в каждом классе — это обязательный минимум для классного руководителя. Не рекомендую играть в “казаки — разбойники”, лучше играйте в Кутузова и Наполеона.

       Используйте только самые лучшие 
рекомендации и роли.

Нет ничего неразумнее, чем брать для воспитания своего ребенка не самое лучшее. Определить, что же лучшее можно только одним способом — по практическим результатам. Вас не должно сбить с пути то, что до сих пор почти все родители слепо следуют советам тех педагогов, кто никогда не занимался проблемой раннего развития на практике. 
Примечание. Неужели такое возможно? — спросите вы. К сожалению, в целом, почти во всех государственных образовательных системах дело обстоит именно так. У нас в стране обстоятельные исследования раннего развития детей в официальной педагогике и педиатрии были официально запрещены двумя постановлениями ЦК в 1930 и 1936 годах. С целью подавления любых попыток свободомыслия был даже установлен особый режим в “Наркомпросе”, за его соблюдением следила Академия педагогических наук. Обо все этом только в последние десять лет заговорили открыто, и, наконец, в 1998 году опубликовано, например, в “Психологическом словаре”, стр. 257. Получается, что наиболее многочисленные советчики родителей — педагоги и педиатры, не могут знать этого предмета даже теоретически!
Наиболее часто задаваемый вопрос: “Положим, дети стали очень развитыми. Как развитым детям жить дальше? Не возникнут ли у них трудности в школе и в жизни?” Поскольку это вопрос политический, мой ответ на него вы найдете в политической программе “партии родителей России”.
Развитый — значит сильный. Для подготовки детей к будущей жизни в условиях конкуренции, я предлагаю использовать специальные приемы, которые развивают одновременно и способности к социальной адаптации, к конкуренции. Играя в специальные предлагаемые игры еще с дошкольного возраста, ребенок овладевает, как я убедился, несколькими творческими профессиями. Это помогает почти полностью избавиться от проблем подросткового периода.

Интеллектуальное развитие детей подразумевает:

—  развитие у детей в процессе различных видов деятельности:

  • внимания,
  • восприятия,
  • памяти,
  • мышления,
  • воображения,
  • любознательности,
  • речи,
    а также способов умственной деятельности,
    умения выбирать необходимую информацию;
     

— формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира, устойчивого интереса к его познанию, первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;

—  развитие устной речи; формирование представлений о грамматических правилах построения устной и письменной речи; подготовка к письму, обучение грамоте и речи как общекультурным средствам общения;

—  формирование  элементарных математических представлений;

—  развитие конструктивного мышления.

Источник