До 5 лет ребенок осваивает

До 5 лет ребенок осваивает thumbnail

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Развитие ребенка в возрасте пяти лет

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Что должен уметь делать ребенок в возрасте пяти лет?

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник

Приветствую на канале «Занимашки-Развивашки». Я — автор статей, логопед и специальный психолог по образованию и признанию! Делюсь опытом по ухожу, воспитанию и развитию детей от рождения до 6-7 лет. Если Вам интересны эти темы — подписывайтесь на мой канал!

Каждый ребёнок развивается индивидуально, по своему собственному графику, поэтому у специалистов в области медицины и педагогики нет четких возрастных границ для появления тех или иных навыков.

Например, уверенно ходить ребёнок может начать в 9 месяцев, и в 16 месяцев. В обоих случаях — всё в пределах нормы. 

Так же и по звукам. В статье я расскажу о верхних пределах их появления, то есть к какому возрасту тот или иной звук уже должен быть в речи ребёнка. В противном случае — стоит обратиться к логопеду.

Возрастные нормы усвоения звуков.

  • К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
  • К трем годам ребенок осваивает [с’], [л’], [й], [з’], а также [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’].

Спешу напомнить, что согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. В слове «Лук» звук [л] твёрдый, а в слове «Липа» [л’] мягкий. 

До 4-5 лет ребёнок может смягчать согласные в словах. Чай — «тяй», лапа — «ляпа».

  • К 4-5 годам [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [с], [з]
  • К 5-6 годам [р], [р’].

А если не произносит, то какие могут быть причины? 

Рассмотрим наиболее распространённые из них. 

  • связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата:

Артикуляционный аппарат — это система органов (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы, губы, носоглотку и др.), обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию).

1. Укорочённая уздечка (она позволяет языку подниматься высоко, а также затрудняет его движение. 

Читайте также:  Лечение коньюктивита ребенку 5 лет

2. Слишком большой/маленький/узкий язык (это затрудняет его движение).

3. Высокое нёбо (ещё его называют «готическим»)/низкое/прямое (это влияет на правильную артикуляцию большинства звуков.

4. Толстые/тонкие губы (это влияет на четкое произношение губных и губно-зубных звуков).

5. Дефекты в строении челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса. 

6. Дефекты строения зубов/зубных рядов.

  • не связанные с дефектами органов артикуляционного аппарата :

7. Физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи).

8. Недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. 

Может, когда-нибудь слышали о такой игре:

— Хлопни в ладоши, если услышишь [ш]. Шарик, суп, капюшон, роза, груша, жаба.

Ребёнок должен выделить [ш] в потоке остальных звуков. 

9. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Например, ребёнку трудно удержать язык в одной позе или выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики (вытянуть губы, удержать улыбку и др.). 

10. Снижение слуха (даже если слух снижен на самую малость, это может качественно сказаться на нормальном произношении звуков ребёнком). 

11. Неправильная речь окружающих близких. В таком случае ребёнок используемый ребёнком навык подражания действует во вред. Именно поэтому логопедами не рекомендуется коверкать слова и подстраивать свою речь под ребёнка. Надо произносить слова правильно (особенно в период активного овладения речью), ребёнок с самого раннего детства должен слышать неторопливую, чёткую речь, чтобы копировать именно её.

В каком возрасте у ваших деток появился звук [р]? Самостоятельно или обращались за помощью к логопеду?

Нажимайте «палец вверх», если понравилась статья.

Статья является интеллектуальной собственностью автора. При копировании материала — указывайте название канала и ссылку.

Благодарю за внимание!

Источник

1.jpgÂîñïèòàíèå ðåáåíêà – ñëîæíûé ïðîöåññ. «Êàêîé æå òû íåïîñëóøíûé ðåáåíîê! Ïîðà çàíÿòüñÿ òîáîé!» — êðè÷èò ìàòü íà íàøàëèâøåãî â äåòñêîì ñàäó ñûíèøêó, ïðè ýòîì, íå ïîíèìàÿ, ÷òî ñòàâèò ïåðåä ñîáîé íåâûïîëíèìóþ çàäà÷ó. Çàíèìàòüñÿ âîñïèòàíèåì ðåáåíêà íóæíî ñ ñàìîãî åãî ðîæäåíèÿ, à íå íà÷èíàòü ýòîò ïðîöåññ â òîò ìîìåíò, êîãäà óæå ïðèíîñèò ñâîè ïëîäû îòñóòñòâèå ýòîãî ñàìîãî âîñïèòàíèÿ.

Íàó÷íûìè äàííûìè ïîäòâåðæäåíî, ÷òî îñíîâíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, ýëåìåíòû íðàâñòâåííîñòè çàêëàäûâàþòñÿ â ïåðèîä îò 0 äî 5 ëåò, è ïðîèñõîäèò ýòî â ñåìüå. Ïåðåä ìîëîäûìè ðîäèòåëÿìè ñòîèò î÷åíü ñëîæíàÿ çàäà÷à – çà ïåðâûå ïÿòü ëåò æèçíè ðåáåíêà âëîæèòü â íåãî êàê ìîæíî áîëüøå äîáðîòû, ïîñëóøàíèÿ, ñïðàâåäëèâîñòè. Íî êàê ýòî ñäåëàòü ïðàâèëüíî?

Íà ñâåòå íåò è íèêîãäà íå áóäåò îäíîãî îáùåãî øàáëîíà âîñïèòàíèÿ äëÿ âñåõ. Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îáóñëîâëåí, â ïåðâóþ î÷åðåäü, åãî èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè. Îäíàêî ìîæíî âûäåëèòü îñíîâíûå ïðàâèëà, êîòîðûõ íóæíî ïðèäåðæèâàòüñÿ åæåäíåâíî, åæå÷àñíî ïðè îáùåíèè ñ ðåáåíêîì.

1. Ñïîêîéñòâèå, òîëüêî ñïîêîéñòâèå

Êàêîé áû âñïûëü÷èâîé è ýìîöèîíàëüíîé íè áûëà ìàìà, ðÿäîì ñ ìàëûøîì îíà âñåãäà äîëæíà âåñòè ñåáÿ ñïîêîéíî, ãîâîðèòü ïëàâíî, áåç ðåçêèõ ñðûâîâ, îêðèêîâ, «õâàòàíèé» ìàëûøà çà ðóêó è ò.ä. Ýòî – îäíî èç ãëàâíûõ ñîñòàâëÿþùèõ â âîñïèòàíèè ðåáåíêà.

 ãðóäíîì âîçðàñòå êðîõà ìîæåò ïðîñòî ïóãàòüñÿ ðåçêèõ êðèêîâ, à â âîçðàñòå 5 ëåò âîñïðèíèìàòü èõ ñ ïðîòåñòîì.  îòâåò íà êðèê ìàòåðè, ñêîðåå âñåãî, ïîñëåäóþò êðèê è ñëåçû ðåáåíêà; ìàëûø ñòàíîâèòñÿ ðàçäðàæèòåëüíûì, îòêàçûâàåòñÿ âûïîëíÿòü ïîðó÷åíèÿ êðèêëèâîé ìàòåðè. Êîíå÷íî, âïîñëåäñòâèè ýòî îòðèöàòåëüíî ñêàæåòñÿ íà íåðâíîé ñèñòåìå ðåáåíêà è âûçîâåò ìàññó ïðîáëåì â åãî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ðîäèòåëÿìè.

2. Íà òåáÿ êàê â çåðêàëî ñìîòðþ

Äåòè, ñëîâíî ìàëåíüêèå îáåçüÿíêè, êîïèðóþò ïîâåäåíèå è ïîâàäêè âçðîñëûõ. Òàê ïî÷åìó áû íå âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòîé äåòñêîé îñîáåííîñòüþ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà? Ïðèÿòíî íàáëþäàòü çà äåâî÷êîé, êîòîðàÿ êîðìèò è àêêóðàòíî ïðè÷åñûâàåò ñâîèõ êóêîë, çàáîòèòñÿ î íèõ òàê, êàê ìàìà çàáîòèòñÿ î íåé ñàìîé. Íî, ê ñîæàëåíèþ, äåòè êîïèðóþò íå òîëüêî õîðîøèå ïîñòóïêè ðîäèòåëåé.  äåòñêèõ ñàäàõ âî âðåìÿ îáåäà îíè ïîäíèìàþò ñòàêàí÷èêè ñ êîìïîòîì è «÷îêàþòñÿ» èìè «çà çäîðîâüå». Èëè íà÷èíàþò ðóãàòüñÿ òàêèìè ñëîâàìè, êîòîðûå çíàåò íå êàæäûé ñàïîæíèê. Âñåìó ýòîìó äåòè ó÷àòñÿ îò íàñ, âçðîñëûõ, ñ ïîðàçèòåëüíîé òî÷íîñòüþ êîïèðóÿ íàøå ïîâåäåíèå. Ïîýòîìó ïåðåä íàìè ñòîèò âàæíàÿ çàäà÷à: ñîáñòâåííûì ïðèìåðîì ïîêàçàòü ðåáåíêó òàêîå ïîâåäåíèå, êàêîå ìû òðåáóåì è îò íåãî. Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìî çàîñòðÿòü âíèìàíèå íà õîðîøèõ ïîñòóïêàõ äðóãèõ ëþäåé. Íàïðèìåð, äåâî÷êà îêîëî ïîäúåçäà êîðìèò áåçäîìíûõ êîòÿò – ýòî õîðîøèé ïîñòóïîê, äåâî÷êà î÷åíü äîáðàÿ, ïîòîìó ÷òî çàáîòèòñÿ î òåõ, êòî ñëàáåå åå.

2.jpg3. Åäèíñòâî òðåáîâàíèé

Âñå âçðîñëûå, îêðóæàþùèå ìàëûøà, äîëæíû áûòü îäèíàêîâî ëàñêîâûìè è îäèíàêîâî ñòðîãèìè ñ íèì. Íåëüçÿ äîïóñòèòü òîãî, ÷òî ìàìà çàïðåùàåò ðåáåíêó, äîïóñòèì, èãðàòü ñ ïîñóäîé, à ïàïà, íàîáîðîò, ïîîùðÿåò òàêèå èãðû. Íåëüçÿ – çíà÷èò íåëüçÿ ñîâñåì. È ïðèòîì íåîáõîäèìî ïðàâèëüíî îáúÿñíèòü ðåáåíêó ïðè÷èíó ðîäèòåëüñêîãî çàïðåòà. Ïàïà íå äîëæåí ãîâîðèòü «Íåëüçÿ ïîòîìó, ÷òî ìàìà íå ðàçðåøàåò». Íåò, íåëüçÿ ïîòîìó, ÷òî ïîñóäà ñòåêëÿííàÿ, è åñëè òû åå ðàçîáüåøü, òû ìîæåøü îáðåçàòüñÿ, à ýòî î÷åíü áîëüíî. Ðîäèòåëè äîëæíû èçíà÷àëüíî ïðîâåñòè ÷åòêóþ ãðàíü ìåæäó «ìîæíî» è «íåëüçÿ» è âìåñòå ñ òåì ïîñòàðàòüñÿ, ÷òîáû «íåëüçÿ» áûëî êàê ìîæíî ìåíüøå, âåäü ïîñòîÿííûå çàïðåòû ïëîõî ñêàçûâàþòñÿ íà ïñèõèêå ðåáåíêà è íà åãî ïîâåäåíèè.

4. Âñå ïî ðåæèìó

Ñ ñàìîãî ïåðâîãî äíÿ æèçíè âàøåãî ìàëûøà âû äîëæíû ñîáëþäàòü ðåæèì – îïðåäåëåííóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü çàíÿòèé è äåéñòâèé, íàïðàâëåííûõ íà ðåáåíêà. Êðîõà äîëæåí ïðèâûêíóòü ê òîìó, ÷òî ïîñëå çàâòðàêà îí èäåò ãóëÿòü, à ïîñëå ïðîãóëêè âñåãäà ëîæèòñÿ ñïàòü. Íåçàâèñèìî îò ñëîæèâøèõñÿ îáñòîÿòåëüñòâ ìàìà äîëæíà ïðèäåðæèâàòüñÿ ðåæèìà. Íåñîáëþäåíèå èëè ÷àñòàÿ ñìåíà ðåæèìà äåëàþò ðåáåíêà òðåâîæíûì, êàïðèçíûì. Íàïðèìåð, íåîæèäàííûé ïðèõîä ãîñòåé âå÷åðîì ìîæåò ðåçêî óõóäøèòü íî÷íîé ñîí ðåáåíêà, â èòîãå íà óòðî ñëåäóþùåãî äíÿ îí íå âûñïèòñÿ, áóäåò êàïðèçíè÷àòü íà ïðîãóëêå äíåì è òàê äî òåõ ïîð, ïîêà îí ñíîâà íå âîéäåò â ïðèâû÷íûé ðåæèì. Ïîýòîìó êîððåêòèâû â ïðèâû÷íûé ðàñïîðÿäîê äíÿ ñëåäóåò âíîñèòü ïîñòåïåííî è íåçàìåòíî äëÿ ðåáåíêà.

Читайте также:  Слезится глаз у ребенка 5 лет причины

5. Êàê ïðèâèòü ïîñëóøàíèå?4.jpg

Äåéñòâèòåëüíî, êàæåòñÿ íåâîçìîæíûì íàó÷èòü ðåáåíêà áåñïðåêîñëîâíî âûïîëíÿòü ïîðó÷åíèÿ è òðåáîâàíèÿ ðîäèòåëåé. Íà ñàìîì äåëå, ýòî íå òàê ñëîæíî, êàê êàæåòñÿ. Îäíàêî êðèêè è ïðèêàçíîé òîí òóò âðÿä ëè ïîìîãóò.

Âàæíî èçíà÷àëüíî ñôîðìèðîâàòü â ðåáåíêå ïðàâèëüíîå îòíîøåíèå ê ñëîâó «íàäî». «Íàäî» — ýòî íå ìàìèí êàïðèç, ýòî íå íàêàçàíèå çà íåïîñëóøàíèå. «Íàäî» — ýòî íåîáõîäèìîñòü, áåç êîòîðîé íèêàê íåëüçÿ îáîéòèñü ñåé÷àñ. Ðîäèòåëüñêèå ïîðó÷åíèÿ, ñîïðîâîæäàåìûå ýòèì ñëîâîì, äîëæíû áûòü ïîíÿòíû ðåáåíêó, ìîòèâèðîâàííû è íåñëîæíû äëÿ íåãî. Åñëè âû äàëè ðåáåíêó çàäàíèå, íåîáõîäèìî ÷òîáû îí åãî âûïîëíèë, è çà ýòèì âû îáÿçàòåëüíî äîëæíû ñòðîãî ïðîñëåäèòü.

Ìàëûø íà èíòóèòèâíîì óðîâíå äîëæåí ïîíÿòü, ÷òî åñëè çàäàíèå äàíî, òî åãî íèêòî íå îòìåíèò è íå çàáóäåò î íåì, ÷òî â ëþáîì ñëó÷àå åãî ïðèäåòñÿ ñäåëàòü. È ïîëó÷èòü çàñëóæåííóþ ïîõâàëó.

Òîëñòîé ãîâîðèë, ÷òî ðàçíèöà ìåæäó íîâîðîæäåííûì è ïÿòèëåòíèì ðåáåíêîì â ðàçû áîëüøå, ÷åì ðàçíèöà ìåæäó ïÿòèëåòíèì ðåáåíêîì è âçðîñëûì, ñîñòîÿâøèìñÿ ÷åëîâåêîì. Âåäü èìåííî â ïåðâûå ïÿòü ëåò æèçíè çàêëàäûâàþòñÿ òå îñíîâíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè áóäóò òîëüêî ðàçâèâàòüñÿ, óñèëèâàòüñÿ.

Ìîëîäûå ðîäèòåëè, ïîìíèòå, ÷òî âîñïèòàíèå ðåáåíêà áåç «÷åðíîâèêîâ», è ëó÷øå ñðàçó âñå äåëàòü ïðàâèëüíî, ÷åì ïîòîì ñåòîâàòü íà íåïîñëóøàíèå ÷àäà è èñêîðåíÿòü â íåì ñîáñòâåííûå îøèáêè, äîïóùåííûå â âîñïèòàíèè.

Источник

Светлана Храбрых
Возрастные особенности детей 4–5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.

Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознаёт социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья, ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение в некоторых ситуациях всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие с взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в водителей и т. д. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Читайте также:  Нерегулярный синусовый ритм у ребенка 5 лет

В течение среднего дошкольного периода значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого.На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать, память носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой.Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

4-5 лет — важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья,поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но, не ущемляя его достоинства, например,так: посадите ребенка на стул, в кресло и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях.

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Источник