До 5 лет ребенок император
Воспитание детей в японских семьях. До пяти лет — король, старше пяти лет — рабСегодня мало кто из родителей читают «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, которая наполнена светом мудрости и опытом педагогического мастерства. Видимо поэтому, современная российская мама или папа без зазрения совести может накричать или отшлепать за какой-то «нехороший» поступок даже годовалого ребенка. Такие методы воспитания детей, конечно же, не способствуют формированию гармонически развитой и творчески одаренной личности. Даже те родители, которые считают наказание в деле воспитания детей неприемлемым, могут избаловать своего ребенка, стараясь его оградить от трудностей жизни и негативных переживаний. С методами воспитания молодые родители нынче знакомятся в Интернете, читая статьи на педагогические темы и активно обсуждая отношения между родителями и детьми в других странах. В последнее время особый интерес у всех вызывает опыт воспитания детей в Японии, об особенностях которого мы и хотим вам рассказать. Японская мама приходит в магазин с трехлетним сынишкой. Малыш сначала терпеливо сидит в коляске, затем начинает просить купить ему что-то вкусное. Мама смотрит на него с улыбкой и молча, покупает то, что он просит. А как поступаете вы в такой ситуации? Раньше в японской семье было в среднем 4-6 детей, сейчас многие японки рожают не более трех. Как только жена сообщает мужу о беременности, об этом становится известно всем родственникам, соседям, друзьям и коллегам, которые до рождения малыша одаривают счастливых супругов многочисленными подарками и поздравлениями. После рождения ребенка акушерка отрезает кусок пуповины малыша, высушивает его и кладет в маленькую деревянную коробочку, на поверхности которой золотыми буквами выбиты имя мамы и дата рождения малыша. С этого дня мама и ребенок сильно привязываются друг к другу. Мать всеми силами старается сделать так, чтобы быть рядом с ребенком и не дать ему повода плакать. В первый год она все время носит его с собой, привязывая его за спину или в специальной вставке одежды спереди. Отцы в воспитании детей первых лет жизни практически не участвуют, их жизнь поглощена фирмой, в которой они работают. Мужчины в Японии не готовят, не шьют и не стирают, но много работают и обеспечивают семье достойную жизнь. В сыне они видят продолжателя рода. Семья, не имеющая сына, у японцев считается неполноценной. Японская мама выходит на работу только после исполнения ребенку трех лет, если она оставляет малыша с няней или отдает в ясли раньше этого времени, то ее поведение считают легкомысленной. В стране Восходящего солнца общественное мнение ценится больше, чем личное. Поэтому практически все мамы до 3 лет ухаживают за детьми сами, а при воспитании их придерживаются основного правила — не унижать и не бить ребенка. Все принципы японского воспитания можно разделить на 3 этапа в зависимости от возраста наследника: Малыш еще не способен понять, почему мама за такое поведение его наказывает. Если будете каждый раз кричать на ребенка и наказывать, он быстро усвоит только одно: «Кто сильнее, тот и побеждает». Подавлять ребенка до 5 лет японские педагоги не рекомендуют, по их мнению, постоянные запреты и наказания в этом возрасте приводят к тому, что во взрослой жизни он проявит себя инфантильным человеком и будет стараться занять позицию подчиненного. 2 этап — возраст от 5 до 10 лет. В Японии, у детей достигших 5 лет, детство заканчивается. С этого возраста родители ставят перед ребенком конкретные требования и задачи, они начинают прививать ему основы правильного поведения и умение прижиться в коллективе. Отныне ребенок перестает быть королем, с ним теперь начинают общаться, как с «рабом». С этого возраста его права строго ограничены, ему больше не разрешается поступать так, как ему хочется. В 5 лет ребенок уже ходит в детский сад, где созданы хорошие условия для правильного духовного и физического развития малыша. В каждой группе 6-8 детей, состав группы через каждые полгода переформировывается. Делается это для того, чтобы малыш научился быстро заводить дружбу и не замыкался в узком кругу общения. В детском саду детей учат писать, читать и считать, и самое главное — найти компромисс в любых ситуациях. Японцы с детства усваивают правила поведения в стрессовых ситуациях, они умеют найти выход из возникших конфликтов и стараются никогда не допускать соперничества. В Японии родители и воспитатели не имеют привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми. Они не ругают их за то, что он плохо рисует или учится. Выделять кого-то в детском саду или школе здесь не принято. По мнению японцев нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то и сюсюкаться с ним, в противном случае он станет эгоистом, для которого исполнение своих желаний выше интересов других людей. III этап — возраст от 10 до 15 лет. Японцы с ребенком, которому исполнилось 10 лет, начинают общаться, как с равным. Родители начинают советоваться с ним при принятии важных решений, обсуждают вместе его проблемы и подсказывают, как ему следует себя вести. В этом возрасте главная задача воспитания — привить ребенку самостоятельность и независимость мышления. Никаких запретов и наказаний! Давить и указывать в этом возрасте нельзя. Если вы будете решать за подростка все его проблемы, то он не вырастит целеустремленным и уверенным в своих силах человеком. Японец в возрасте 15 лет уже считается взрослым. Его все уважают и разговаривают с ним как с совершеннолетним человеком. Воспитывать ребенка, достигшего 15 лет, по мнению японцев, уже поздно. Для сведения, 93% японцев закончили высшую школу, из них 40% имеют университетское образование. 12 часовой учебный день для японского школьника не является чем-то из ряда выходящим. После окончания уроков каждый ребенок идет в клуб или кружок, где занимается спортом, пением, танцами, рисованием или музыкой. Популярны в японских школах «дзюку» — дополнительные уроки с углубленным изучением предметов для продвинутых учеников и повторением пройденного материала для отстающих детей. А нам сложно даже представить, как после 12 часового обучения японский школьник находит силы, чтобы сделать домашние задания. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник
Далёкая и таинственная Япония не перестаёт нас удивлять своими высокими технологиями, образом жизни, традициями. Жители Страны восходящего солнца знамениты своей вежливостью, уникальной трудоспособностью, заботой о здоровье. Вполне естественно, что и детей здесь воспитывают совершенно по-особенному, а некоторые моменты могут просто поразить российских родителей. Например, в Японии малышам до 5 лет почему-то разрешают абсолютно всё. Правда это или миф? Можно ли проводить подобные эксперименты с нашими детьми?
Почему в Японии детям до 5 лет можно всё
Воспитание детей в Японии подразделяется на три этапа:
- До 5 лет — возраст «императора». Именно в это время ребёнку дозволяется практически всё.
- 6–15 лет — возраст «раба». Жизнь малыша кардинально меняется: он идёт в школу, где его ждёт строгая дисциплина и воспитание чувства коллективизма.
- После 15 лет — ребёнок становится «равным». Это долгожданный этап взросления, когда дети соблюдают общественные правила, но в то же время получают право на самовыражение.
Получается, что пресловутое время «баловства», когда ребёнку позволено всё, длится всего лишь 5 лет. При этом нужно отметить, что современные японские родители отличаются от тех, что были несколько десятков лет назад. Раньше в семьях было больше детей, да и взрослые не были такими трудоголиками. Сегодня же некоторые японцы вообще предпочитают не заводить малыша, чтобы вести «свободную» жизнь. Однако представление о возрасте «маленького императора», в принципе, не изменилось.
Когда русские родители слышат фразу «ребёнку дозволено всё», то воображение сразу рисует картинку капризного карапуза, маленького беспредельщика, требующего в магазине у мамы очередную игрушку и, конечно же, он её получает. Однако не нужно забывать, что Япония — страна с особым этикетом и манерами. Здесь, кстати, есть свой аналог русской поговорки «Яблоко от яблони недалеко падает». Ведь дети всегда подражают поведению своих родителей, впитывают их мировоззрение, пресловутую вежливость и уважение к окружающим А японские взрослые, к примеру, уже годовалому крохе напоминают, что нужно поклониться, приветствуя человека, обязательно поблагодарить за подарок, извиниться, входя в чужой дом.
Возможно, в другом обществе метод вседозволенности и превратил бы ребёнка в маленького диктатора, но только не в Японии. То, что для наших, европейских, американских родителей кажется потаканием и отсутствием контроля, здесь является уважением к ребёнку, воздействием на него личным примером и обращением к чувствам.
Нужно сразу отметить, что в Японии воспитанием маленького ребёнка занимается исключительно мама. Папа же постоянно находится на работе, чтобы обеспечить семье достойное содержание, а малышу может уделить время только по выходным. Здесь не принято оставлять детей на бабушек — мама справляется со своими обязанностями только сама. Первый год кроха даже является как бы частью матери: она везде его с собой носит с помощью специальных приспособлений, кладёт спать рядом, даёт грудь по требованию. В японском языке мать называется «амаэ», а производный глагол от этого слова «амаэру» переводится, как «баловать», «покровительствовать».
Мама с малышом очень много разговаривает, объясняет ценность семьи, учит уважать ценность других людей, их чувства, личные вещи. Если ребёнок что-то делает не так, женщина с улыбкой старается отвлечь его внимание. Не допускаются запреты: мама может лишь сказать «это опасно» (горячо, больно и т. п.). Ведь кроха ещё не умеет делать логических выводов. К примеру, если он разольёт кашу из тарелки, то крики взрослого, что теперь нужно будет всё убирать и заново варить еду, для него ничего не значат.
Если мама начнёт кричать, то ребёнок только усваивает, что побеждает всегда тот, кто взрослее и сильнее. Японцы полагают, что запреты и наказания в таком раннем возрасте приводят к развитию инфантильности во взрослой жизни, человек подсознательно будет стараться занять позицию подчинённого.
Если в России за провинность родители могут поставить ребёнка в угол или ещё как-то наказать, то в Японии такого не бывает. Мама, конечно, не будет гладить карапуза по головке, но и кричать, а тем более бить, никогда не станет. Поскольку женщина очень хорошо знает своего малыша (они неразлучны с рождения), она умеет тонко чувствовать его настроение, способна предугадать, что он собирается сделать в следующий момент. В зависимости от этого мама может предостеречь ребёнка от неправильного поступка. Но даже если это не помогло, малыш упал, обжёгся, испачкался, то женщина считает виноватой себя и извиняется перед крохой, что не уберегла его. Также она объясняет ребёнку, что ей больно оттого, что он её не послушал.
Интересно, что сами японцы ни о какой особенной методике воспитания не знают. Они воспитывают детей совершенно естественным образом, так, как это исторически сложилось в их обществе.
Конкретные ситуации, иллюстрирующие японский подход к воспитанию дошколят
Лучше осознать систему раннего воспитания ребёнка в Японии можно, рассмотрев конкретные ситуации:
- Мама с сыном приходят в парикмахерскую. Не выдержав скучного ожидания, пока женщина закончит свои процедуры, ребёнок начинает баловаться с кремами в баночках, открывать их и рисовать узоры на зеркале. Однако никто не делает замечания, все улыбаются.
- Малыш на улице садится в лужу и балуется там. Мама садится рядышком и начинает монотонно (без повышенных ноток) объяснять, что сидеть в луже нехорошо. Продолжаться это может очень долго, пока ребёнку самому станет скучно, тогда он выйдет из лужи.
- Ребёнок хочет погулять под дождём. Мама не ругается, а просто достаёт резиновые сапожки и плащ-дождевик.
- Малыш капризничает в поезде. Окружающие пассажиры не раздражаются, а с радостью приходят на помощь — развлекают ребёнка доступными способами.
- Карапуз сломал игрушечную машинку. Японка не станет читать нотаций о том, как много родителям пришлось поработать, чтобы купить её. Она просто скажет: «Не нужно больше так делать, ты делаешь игрушке больно».
- В книге Дж. Дэвиса, И. Осаму «Япония. Как её понять» описывается интересный эксперимент. Японских и европейских мам попросили вместе с ребёнком собрать пирамиду. Европейки начали подробно объяснять малышам, как это делается. У японок же была совсем другая тактика: вначале они сами всё собрали, на практике показывая крохам, как нужно делать. После этого процесс сбора повторился вместе с детьми. Если же возникал какой-то вопрос, всё повторялось сначала.
- Японский ребёнок по какой-то причине плачет:
- мама старается рассмешить его разными способами;
- ждёт, пока он устанет плакать, и тогда предлагает какое-то интересное дело;
- берёт на ручки и ходит с малышом;
- усаживает его в машину, и вместе они куда-то едут.
Конечно, не нужно считать, что абсолютно все японские мамы действуют по указанному шаблону. Наши соотечественники, побывавшие в этой стране, отмечают, что там также можно встретить детей, которые устраивают истерику в магазине, или тех, на кого ругаются родители. Но в целом приведённые примеры ситуаций являются типичными.
Будет ли такая методика работать на благо воспитания в России
Конечно, за счёт развития информационных технологий сегодня нам стало доступнее знакомиться с традициями других стран, да и путешествуют люди сегодня гораздо больше, чем раньше. Что-то нас удивляет, что-то явно противоречит нашему менталитету, а какие-то вещи мы начинаем «примерять» на себя. Так, родители могут задуматься, как будет работать японская методика воспитания на российских детях.
Такой эксперимент, скорее всего, будет обречён на провал. Ведь менталитет у японцев и россиян слишком отличается. Первые очень щепетильны к требованиям закона, правилам, инструкциям.
Так, ни один японец никогда не повезёт ребёнка в машине без автокресла. Или если мама с плачущим грудничком в автолюльке едет по скоростной трассе, где запрещены остановки, она никогда не будет останавливаться, чтобы взять его на руки и успокоить.
У японок над материнскими чувствами всё же преобладает здравый смысл. Например, в этой стране рано темнеет, летом детям одним здесь можно гулять лишь до шести часов вечера, зимой же — до пяти. И после указанного времени нельзя встретить на улице ребёнка без сопровождения взрослого.
Естественно, малыш с ранних лет наблюдает, как родители строго соблюдают предписанные правила и начинает вести себя так же. Для сравнения, если у нас ребёнок видит, что папа регулярно паркуется в неположенном месте, при этом бравируя своим нарушением правил, то и сын будет осознавать, что и ему можно делать многие запрещённые вещи. Именно поэтому понятие детской вседозволенности в Японии и России совершенно разное.
Наши дети и так зачастую слишком избалованы, чтобы открыто разрешать им делать всё, что хочется.
Ну, не лепится японская система воспитания к нашему менталитету…
Если в Японии ребёнок от 0 до 5 лет — царь, то в наших условиях он так и будет «царём», не научившимся ни работать (убирать игрушки, например), ни общаться с равными (с детками) и т. д. Потому что в России царь — это одно понятие, отличное от других стран. Его то убивали, то свергали, то изгоняли, заменяя коллективизацией и социализмом. А в Японии король так король! Он и ведёт себя по-королевски, вся страна, все люди то-есть, и его, и королеву, и страну, и власть, и экономику — уважают!
Ещё один момент — в воспитании многих русских детей (в отличие от японских) активно участвуют бабушки. Мама же постоянно находится на работе, да и в остальное время не слишком жаждет проявлять свои педагогические способности (ведь есть, на кого всегда можно оставить малыша). А когда ребёнку начинают предъявлять разные требования (бабушки, как правило, балуют, мама более строгая), то может вырасти капризный человек, не признающий авторитетов.
Видео: 8 правил японских родителей, которые пригодятся всем
Отзывы родителей о японской методике воспитания
Конечно, все нации разные: у каждой свои традиции, менталитет, а также свой взгляд на воспитание детей. И методы японцев актуальны именно в их стране, где развитие ребёнка делится на определённые периоды, к каждому из которых выдвигаются свои требования. Поэтому российским родителям нет смысла критиковать данную методику, пытаясь спроецировать её на своего малыша. А вот поучиться у жителей Страны восходящего солнца спокойному и терпеливому отношению к детям всё же стоит.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
Источник