До 5 лет относись к ребенку как к царю
Главное — не бить и не унижать ребенка. Это основное правило. А в остальном, все принципы воспитания делятся на периоды по возрасту наследника.
— До 5 лет. Ребенку ничего нельзя запрещать. Если делает что-то не то, отвлекайте. Если собирается залезть в розетку, делайте испуганное лицо и вскрикивайте. В этом возрасте у ребенка развивается любознательность и интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать логические цепочки. Например, если он разобьет дорогую вазу, ваши крики о том, что для покупки новой нужно много работать, а это тяжело… ребенок не воспримет. Будете за такие вещи наказывать — чадо поймет, что нужно подчиняться тем, кто сильнее. Он не поймет, что нельзя бить вазы.
Почему так: Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.
— С 5 до 10 лет. Как говорят в Азии, в это время с ребенком нужно общаться «как с рабом». Ставить задачи и требовать выполнения. Наказывать за невыполнение (но не физически). В это время развивается интеллект, так что нужно побольше нагружать заданиями, учением. Родители должны научить свое чадо тому, что важно вызывать положительное к себе отношение у людей.
Почему так? Если вы будете продолжать общаться с чадом, как с царем, сюскать и во всем помогать, то ребенок вырастет несамостоятельным, не способным к труду.
— 10 — 15 лет. Общаться с ребенком, как с равным. Не на равных, а именно как с равным. Вы опытнее, вы больше знаете, но тем не менее советуетесь с наследником по важным вопросам. Вы даете свободу и хвалите за самостоятельность. Обсуждение, подсказки, советы — только так, и никаких запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Так что давить нельзя.
Почему так? Если вы будете общаться с ребенком, как с маленьким, он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда «научат хорошему».
— С 15 лет. Относиться с уважением. Воспитывать уже поздно.
Почему так? Ребенок после 15 уже взрослый. Не будете уважать, он вам этого не простит и уйдет.
КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ:
Лариса: Откуда ребенок, который не знал слова нет до 5 лет, узнает его позже? Есть дельные мысли, конечно, но в целом странно.
Евгений: Одно дело не били и не унижали, это ок. А другое дело по схеме «бог-раб-друг».Не применимо для социально культурного окружения, где все общество не следует такому способу. В Индии да, в России ни в коем случае.
Елена: Не обязательно «бить» и «унижать»! Если строго высказать что-то о неправоте поступка, это же не глумление, а отчитывание, если шлепнуть по рукам (не бейсбольной же битой!) или по попе (не в торец же со всей дури), то это не побои….Вот, честно говоря, всегда меня бесила подмена этих понятий. Кстати, меня никогда не «били», ремнем там или чем. Но в подростковом возрасте я была иногда так крута и остроумна, что получала несколько раз от мамочки хороший подзатыльник. И благодарна ей за это. Хамство надо пресекать!
Ольга: Меня в детстве папа бил ремнем за плохие отметки. Все, что я делала в подростковом возрасте, я делала родителям назло. Мне говорили, что я нежеланный ребенок. Я не чувствовала, что меня любят. А сейчас я не могу сказать, что я люблю своих родителей. Я их не люблю.
Алексей: Папа регулярно доставал ремень, когда я хулиганил. Зато я не стал наркоманом, как многие мои друзья. И сейчас у нас с папой отличные отношения.
А вы как думаете? Разумны ли такие правила воспитания? Как воспитывали вас? И как вы воспитываете своих детей?
Источник
От автора: Этапы роста ребёнка и развития отношений с ним.
Развитие ребёнка. Царь, раб, враг, друг.
Что говорит психология о таком описании развития ребёнка?
— Разумеется, возрастных этапов развития ребёнка гораздо больше, но данная схема показывает главный смысл жизни и становления человека. Мы все проходим эти шаги: от привязанности к значимому взрослому, который покровительствует, опекает, — к автономии, когда мы отделяемся и в итоге становимся друзьями.
Как же определить эти этапы? И почему они именно такие?
— Первый этап, когда ребёнок – царь. Самый характерный возраст для этой стадии – от 0 до 1 года. Далее, до 5 лет, ребёнок продолжает быть в роли «царя», но это уже сочетается с его желанием автономии и с другими стадиями развития.
Почему можно назвать ребёнка царём? Есть немало исследований, что люди, которые в детстве получили достаточно любви от значимых взрослых, в жизни добились гораздо большего. В первый год жизни мы ухаживаем за ребёнком, кормим, одеваем, гуляем, максимально общаемся с ним. Через то, как мама общается с ребёнком, малыш познаёт, «какой мир и какой Я в этом мире». И хорошо, если возникает образ мира, который принимает, поддерживает, не отвергает и не осуждает. Далее — до пяти лет особенно – ребёнку нужна эта поддержка! Он напитывается любовью, вниманием, принятием со стороны взрослых на всю оставшуюся жизнь. И его интеллекутальное и психическое развитие протекает более успешно.
Отдавая свою любовь ребёнку, заботясь о нём, мы служим ему, как царю.
Вспомните себя. Гораздо легче обращать внимание на свои ошибки и совершенствоваться, когда изначально вы знаете про себя, что вы хороший. И очень трудно сохранять самообладание, если при каждой трудности вы вините себя и сомневаетесь в том, что вас любят и принимают таким какой есть.
Как нужно вести себя родителям, чтобы ребёнок успешно прошёл первый этап?
— В следующих беседах мы опишем каждую стадию развития ребёнка более подробно.
Некоторые рекомендации уже сейчас:
Во-первых, нужно помнить, что только счастливый родитель сделает счастливым своего ребёнка. Взрослым нужно прежде всего самим учиться принимать и любить себя, учиться «служить» себе, то есть заботиться о своем состоянии и своей реализации. Это послужит примером для ребёнка.
На групповых занятиях со взрослыми это одна из основных задач – восстановить контакт с самим собой, чтобы не терять себя в отношениях.
Во-вторых, посмотрите на своего ребёнка как на учителя. Обратите внимание, как он просыпается или радуется простым вещам. Попробуйте однажды проснуться как дитя, потягиваясь, делая десять минут то, что хочется, и после этого принимайтесь за дела. Понаблюдайте, как это простое действие может улучшить ваше состояние.
И, наконец, помните, что в первые годы жизни ребенок познаёт себя через ваше к нему внимание. «Если меня видят, значит, я есть». Выделите время в течение дня, которое вы посвятите только ребёнку, например, 20 минут, и поиграйте или поделайте с ним то, что он хочет. Для него это очень важный процесс, в котором он лучше понимает сам себя и обретает уверенность, что он нужен и интересен миру.
И не расстраивайтесь, если этот этап вы были не очень хорошим родителем. В следующем номере мы поговорим, как восполнить чувство любви и привязанности в отношениях.
Что происходит дальше? Каком образом ребёнок становится «рабом»?
— Рост ребёнка, конечно, происходит постепенно, и он не обретает новую роль неожиданно. Речь идёт о возрасте от 5 до 12-14 лет. Но уже, научившись ползать, ребёнок постепенно отдаляется от мамы, желая узнать что-то большее. Наступает стадия, когда малыш понимает, что мама – это другой человек, что у неё могут быть свои чувства и желания. Это помогает ему лучше ощутить самого себя, отдельного от других.
Ребёнок называется «рабом», потому что он всё больше встречается с запретами и ограничениями. Теперь он – не центр мира, а он – часть мира, в котором есть ещё другие люди.
На этом этапе ребёнок встречает «нельзя» и «надо», тем самым узнаёт, как можно безопасно и эффективно взаимодействовать с этим миром. Всё больше учится навыкам самообслуживания, самоорганизации.
Что можно посоветовать родителям ребёнка 5-13 лет – на этапе «раба»?
— Нужно отчётливо определить свои требования к ребёнку. Если он будет слышать слишком много беспорядочных запретов, то запутается в них и у него в голове не выстроится отчётливой и безопасной картины мира.
Лучше выбрать то, что вам важно отстоять и донести до ребёнка. А остальное он может познать сам.
— Ваши требования должны быть обоснованы. При чём, ребёнок 5-6 лет понимает, почему нужно мыть руки, убирать за собой вещи, через игру или сказку, а человек в 11 лет вполне может обсудить с вами тот или иной вопрос, выслушав ваши аргументы.
— Выполняйте сами то, чего вы требуете. Если вы учите одному, а делаете по-другому, ребёнок усвоит только ваши действия и, кроме того, научится не доверять вам.
Итак, человек растет. И что же дальше?
— Дальше наступает этап становления личности, утверждения своих ценностей, убеждений. Ребёнок не сразу становится другом. Сначала ему нужно пройти этап противостояния. Точнее было бы сказать, что наступает подростковый возраст и сначала растущий человек выглядит для родителей как враг, и, затем, утвердившись в своём мировоззрении, становится другом. Возраст – от 12-15 и старше.
Как общаться с подростком?
— Это трудный этап для любого родителя, так как ребёнок выходит из опеки, сопротивляется, отрицает ваш авторитет.
Но на самом деле подростку самому очень трудно. Ему больно, если вы отворачиваетесь от него, и одновременно он хочет вырваться на свободу. У него в душе и голове возникает путаница в чувствах и мыслях, и мы обязательно уделим внимание этому возрасту в наших следующих выпусках, чтобы лучше понять и себя, и ребёнка.
Что вы можете сделать сейчас?
Первое, вспомните себя в этом возрасте. Что вам хотелось больше всего на свете, с какими трудностями вы сталкивались. Это поможет вам немного больше понять вашего ребенка.
Второе, нужно быть родителем, способным выдерживать противостояние и делать это с любовью. Это очень трудная задача, которую мы решаем и на индивидуальных консультациях, и в групповых программах.
Что значат эти слова: вы способны выдержать то, что ребенок меняется и начинает смотреть на мир по-другому. В то же время, вы не теряете себя и выражаете свое личное мнение, оставляя выбор за ним. Он может выслушать вас, но имеет право сделать так, как считает нужным. Это зарождает ответственность за свой выбор, что является важным этапом взросления.
И только если вы выживаете на данном этапе, что с помощью психолога проходит значительно более грамотно, наступает момент, когда вы становитесь друзьями.
Ребенок-друг – это уже не совсем ребёнок. Это более ответственный растущий молодой человек или девушка, имеющий (ая) своё мнение, свои интересы. На данной стадии ваших отношений вы можете посоветоваться или попросить помощи друг у друга. Молодой человек становится более чутким, отзывчивым, в то же время может высказать своё отношение к чему-то. Взаимодействие становится взаимообогащающим. Вы больше времени посвящаете себе и своей жизни, а ваше чадо – движется по собственнму пути.
Каждый этап в жизни ребёнка важен и нужен. И, если у вас возникла растерянность или негодование, то, возможно, дело не в том, что ребёнок потерял свою «нормальность» или не в том, что вы плохой родитель, а, скорее всего, наступает следующий шаг в развитии ваших отношений, который требует изучения и нового подхода в воспитании.
Основные темы, на которые стоит обратить внимание родителям на разных этапах развития отношений:
— Способность к трепетному принятию себя и других
— Выстраивание здоровых психологических границ, в том числе умение говорить «нет»
— Отчётливый образ себя: «какой я, какие мои желания и ценности»
— Как договариваться в конфликтных ситуациях
— Как быть открытым в близости и не терять себя
Наталья Корнилова.
Статья для журнала «Гуру в Дзержинске»
Ребёнку нужны от меня только деньги!
Что только не говорят родители на консультациях, только чтобы переложить на ребёнка ответственность за семейную ситуацию. А ведь никто никого не обвиняет. Нужно лишь взять ответственность на себя, родителя, …
Когда слетают розовые очки
Как сохранить любовь и сгладить конфликты, когда медовый месяц уже прошёл. Какой период обычно семья живёт без ссор? Это происходит всегда по-разному и зависит от темперамента супругов, условий их …
Муж пьёт. Где искать помощи?
В нашей стране семья, где есть алкоголизм, — не редкость. А жене, которая каждый день находится рядом с пьющим мужем, приходится не сладко. Где же искать помощи? Да, помощь в такой ситуации, безусловно, …
Источник
До пяти лет ребенок — бог,
до пятнадцати — раб,
после пятнадцати — друг.
Маму в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова.
Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».
Ребенок — бог
До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат,
его не наказывают.
Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно».
Малыш свободен в своей познавательной деятельности.
С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля.
На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе.
А все потому, что в ее основе лежат:
1.личный пример;
2.обращение к чувствам.
В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке.
Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку.
В результате наблюдения, было ошибался, женщина начинала все заново.
Американки шли другим путем. Прежде чем, начать строить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.
Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющим» типом родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.
При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения.
Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.
Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее.
Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».
Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» — воспитанный и любящий родителей.
Ребенок — раб
В пятилетнем возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.
Дело в том, что испокон веков японское общество — общинное.
Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку.
Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь.
Этим объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).
Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме.
Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.
Именно поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться».
Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.
Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной
школе выполняет роль не учителя, а координатора.
В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование полномочий по надзору за поведением».
Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.
Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.
Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери.
Ведь если нарушать коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится.
Это позор не на своем, а на ее имени.
Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно работать в коллективе.
Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.
Ребенок — равный
К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью.
Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы,
заложенные в предыдущие два периода.
Икудзи — парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании.
Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.
Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины.
Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.
Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому.
Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки.
Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.
Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной.
Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.
«Амаэ» — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет.
Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.
картинки художницы Caroline Young.
Источник
Давайте сегодня попробуем разобраться в японской методике воспитания детей и ответить на вопросы, почему многие у нас считают ее неподходящей.
И так о самой методике воспитания. В Японии детей воспитывают по принципу:
-от нуля и до пяти лет – царь. В этот возрастной промежуток детям нечего не запрещается их нужно только отвлекать. Если ребенок делает что-то из ряда вон выходящее или опасное для жизни необходимо сделать испуганное лицо и издать пугающий возглас. Тогда наверняка он вас заметит и отвлечется от своих «дел». Такой язык общения в этом возрасте самый понимаемый. То, что малыш делает в этот возрастной период это познание жизни, сейчас у него активно закладывается активность и любознательность.
Если родители будут подавлять ребенка в этом возрасте, тогда возможно, что у чада пропадет жизненная активность, исчезнет интерес к жизни, а также это негативно скажется на развитие интеллекта.
Как это адаптировать под наше воспитание. Давайте рассмотрим на примере дорогого телефона. Ребенок разбил дорогой смартфон — Как быть? Как наказать? Как поступили бы у нас: накричали, отшлепали или/и поставили в угол. А за что? В этом возрасте малыш еще не понимает, что для приобретения этого телефона нужно зарабатывать деньги и что это очень непросто. А вот то, что он получил физическое наказание за свою любознательность, уловит быстро. Соответственно ребенок будет понимать, что все новое и интересное это запрет. Более того у ребенка выработается привычка подчинятся грубой силе.
А если мы попробуем применить японскую методику, но адаптированную под нас, поймем, что в данной ситуации есть и наша вина.Выходит, что наказать нужно и самого себя за то, что ребенок смог добраться до телефона, а мы не уследили за его любознательностью. Конечно, оставить это без внимания нельзя, поэтому наказываем себя, а ребенку объясняем, что так нельзя делать, телефону очень больно, а мама сильно расстроена.Ну или что-то в этом духе, в зависимости от ситуации.
-от шести до десяти лет – раб. В этом возрасте родитель общается с ребенком как с рабом. Перед малышом ставятся задачи и от него требуется их выполнить. То есть вы учите свое чадо справляться с поставленными задачами. В этом возрастном этапе можно начинать наказывать, но не в коем случае не применяйте физическую силу. Сейчас важно научить ребенка понимать, как прореагируют окружающие на его действия и поступки. Он должен понять, когда его поведение и поступки являются положительными, когда отрицательными. Это тот момент, когда необходимо давать ребенку новые знания. Если упустить данный период и продолжать вести себя «сюсюкая», ребенок вырастет инфантильным и неспособным к труду.
— от одиннадцати и до пятнадцати лет-равный. Это этап, когда с ребенком нужно быть на равных, и именно на равных, а не как с равным, не путайте понятия. Вы не можете быть с ребенком равным, так как обладаете большим багажом знаний и опыта. А вот при общении на равных постарайтесь как можно больше советоваться с ребенком в решении различных вопросов. Предоставьте и не забывайте поощрять развивающуюся самостоятельность в ребенке. Если вы хотите чтобы он принял ваше решение, то постарайтесь навязать свою волю в процессе общего обсуждения и не забывайте про подсказки и советы. Попытайтесь сделать так, чтобы в вашем решении вопросов не было прямых запретов, поставьте акцент на том, какие могут быть негативные последствия. В этом возрасте у ребенка формируется самостоятельность и появляется собственное мнение.
Если в возрасте от 11 до 15 лет считать ребенка маленьким и опекать его, то он может вырасти неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.
-от шестнадцати лет — это уже не ребенок и воспитывать поздно. Возраст после 16 лет это уже состоявшиеся личности, которых воспитывать поздно. Здесь вы можете только пожинать плоды своего раннего воспитания. Если вы не будите уважать своего уже взрослого ребенка и принимать его решения, он может при первой возможности уйти навсегда.
Вот такая она японская система воспитания. И если ее правильно подстроить под наш славянский манер, то выходит очень даже неплохо. Для меня эта модель оказалась идеальной, свою старшую дочь я воспитала именно по описанному выше методу, теперь и младшего сына воспитываю также.
картинки с сайта pixabay
Источник