Дневник речевого развития ребенка

23.10.2015,
Статьи
Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!
Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.
Детские специалисты (психологи, педиатры, логопеды) и внимательные родители выявляют явную связь между развитием речи ребенка и участием взрослых в этом развитии. Все дети растут и совершенствуются, но бывает что эти процессы протекают неблагоприятно и не соответствуют нормам .
Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи, раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.
Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.
В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.
Какие бывают речевые дневники?
Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание фильма с комментариями родителей.
Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи.
Зачем нужен речевой дневник?
- Заполняя дневник, последовательно выстраиваются этапы развития речи ребенка, которые можно сопоставить с возрастными нормами (читайте подробнее о нормах развития речи детей 1 года, 2 лет, 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 -7 лет) и к которым можно обратиться в случае возникновения проблем на последующих этапах развития. Так, например, логопед, проводя обследование речи ребенка, может поинтересоваться у родителей, в каком возрасте появилось гуление, в каком лепет, когда появились первые слова и т.д. Такая информация помогает поставить конкретный диагноз. Дневник в этом случае поможет родителям найти подробную и точную информацию.
- Иногда необходимо воссоздать цепочку причинно-следственных событий и этому отлично может поспособствовать дневник. Например, ребенок начал заикаться. Одной из причин возникновения заикания может быть раннее развитие речи. Когда в возрасте 1,5-1,8 лет у ребенка интенсивно растет активный словарь и он овладевает фразовой речью. При произнесении длинной фразы может сбиваться дыхание. А рассказать-то хочется все и сразу! Но язычок и легкие малыша еще не в состоянии справиться с длинными предложениями. Наряду с этим, заикание может возникнуть на фоне позднего развития речи. Обычно причина этому двигательная расторможенность нервной системы. В этом случае дети часто нечетко произносят звуки и речь их невнятна. На самом деле причин заикания больше (в одной из предыдущих статей мы подробнее уже рассматривали причины заикания) , но мы говорим о том, что дневник может помочь зафиксировать моменты связанные с отклонениями в речевом развитии в определенном периоде и установить причины заикания.
- Если ваш ребенок, по тем или иным причинам, уже занимается с логопедом, то дневник позволяет отследить динамику развития. Необходимо знать, что результаты работы с речью малыша не всегда проявляются быстро. Записывайте в дневник появляющиеся слова, фразы, предложения, а так же число и месяц их появления. Пролистав свои записи за три-четыре месяца, можно четко увидеть результаты общего труда ребенка, логопеда и родителей.
- А в будущем дневник может стать ценным подарком уже повзрослевшим детям. Очень интересно и весело читать о себе маленьком!
Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!
Источник
Уважаемы родители. Предлагаем Вашему вниманию «Дневник развития речи моего ребенка», с помощью которого вы сможете проследить и зафиксировать речевое развитие Вашего ребенка от рождения и до 6 лет. ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОЕГО РЕБЕНКА
8 недель
Первые восемь недель жизни. (Отметьте, сразу ли закричал ваш новорожденный малыш и каким был его крик. Фиксируйте, какой у ребенка крик — ясный, чистый и громкий или сиплый и хриплый. Заметьте, когда кричит ваш ребенок, не бывает ли у него сильного крика по ночам.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2—5 месяцев
2—5 месяцев. Период гуления. (Ребенок сначала произносит звуки, подобные звукам [у], [а], плачет: «Уа! Уа!» Потом у него появляются сложные звукокомплексьг. агу, угу ага и т. п. Фиксируйте каждый появившийся у ребенка звукокомплекс и момент его появления.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5-10 месяцев
5—10 месяцев. Период лепета. (Отмечайте, когда у ребенка появляются новые звуки и звукокомплексы ма, ба, па, тя и т. п., когда он начинает произносить длинные цепочки слогов: ня-ня-ня-ня, дя-дя-дя и т. п. Не забудьте записать, когда у ребенка появится некое подобие интонации.)
________________________________________________________________________________________________________________________
10-12 месяцев
10—12 месяцев. Период произвольного подражания. (Запишите, когда ребенок начал повторять за вами отдельные слоги и даже слова, какие это слоги и слова, как часто малыш повторяет их. Отметьте, появились ли у малыша слова да и нет с соответствующими жестами к 11 месяцам. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе вашего ребенка к году. Запишите эти слова.)
________________________________________________________________________________________________________________________
12—14 месяцев.
12—14 месяцев (Продолжайте записывать новые слова, появившиеся у вашего ребенка, фиксируйте, когда они появляются. Запишите, когда у ребенка отмечались первые проявления инициативы в употреблении слов.)
________________________________________________________________________________________________________________________
14-18 месяцев
14—18 месяцев. (Записывайте, как развивается речь малыша в этот период. Фиксируйте все новые слова. Отметьте, когда появились первые предложения-требования: «Дай! Хочу!», когда появились первые глаголы — спать, пить и т. п. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе ребенка к полутора годам. Запишите эти слова.)
________________________________________________________________________________________________________________________
18—24 месяца
18—24 месяца. (Записывайте, как развивается речь малыша, когда появились первые предложения из двух-трех слов, какие Месяца это предложения. Сосчитайте, сколько слов активно использует малыш. Запишите их. Запишите образцы высказываний ребенка, сохраняя особенности его произношения. Отметьте, когда малыш запомнил и рассказал первый стишок или потешку.)
________________________________________________________________________________________________________________________
2-3 года
Период с двух до трех лет. (Записывайте, какие новые слова появляются у ребенка, отражая в записях особенности его произношения. Фиксируйте, как изменяются предложения, которые строит ребенок. Отметьте, исчезло ли физиологическое смягчение согласных к трем годам. Постарайтесь отметить, какие части речи использует ваш ребенок к трем годам.)
________________________________________________________________________________________________________________________
3-4 года
Период с трех до четырех лет. (Отметьте, появились ли в речи ребенка сложные предложения, постоянно ли он использует простые распространенные предложения. Каждый месяц фиксируйте состояние звукопроизношения ребенка. Записывайте, какие стихи умеет рассказывать малыш, какие сказки может пересказать. Зафиксируйте, чисто ли произносит ребенок звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] к четырем годам.)
________________________________________________________________________________________________________________________
4-5 лет
Период с четырех до пяти лет. (Продолжайте отмечать, как развивается речь ребенка. Записывайте образцы его высказываний. Отмечайте, какие стихи он знает наизусть, какие сказки может пересказать, может ли составить рассказ по серии картинок, может ли связно рассказать, что видел на прогулке или делал в детском саду. Отметьте, чисто ли произносит ребенок к пяти годам звуки [ш], [ж], [ч], [щ].)
________________________________________________________________________________________________________________________
5-6 лет
Период с пяти до шести лет. (Записывайте образцы высказываний вашего ребенка. Фиксируйте, какие грамматические ошибки есть у него в речи. Отметьте, не путает ли ребенок похожие звуки. Проверьте, может ли ребенок оставить рассказ по картине. Умеет ли он отгадывать загадки? Все ли звуки ребенок правильно произносит к шести годам? Умеет ли ребенок читать, может ли печатными буквами написать свои имя и фамилию?)
________________________________________________________________________________________________________________________
Использованные источники:
Нищева Н.В. /Если ребенок плохо говорит
Источник
8 недель
Первые восемь недель жизни. (Отметьте, сразу ли закричал ваш новорожденный малыш и каким был его крик. Фиксируйте, какой у ребенка крик — ясный, чистый и громкий или сиплый и хриплый. Заметьте, когда кричит ваш ребенок, не бывает ли у него сильного крика по ночам.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2—5 месяцев. Период гуления. (Ребенок сначала произносит звуки, подобные звукам [у], [а], плачет: «Уа! Уа!» Потом у него появляются сложные звукокомплексьг. агу, угу ага и т. п. Фиксируйте каждый появившийся у ребенка звукокомплекс и момент его появления.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5—10 месяцев. Период лепета. (Отмечайте, когда у ребенка появляются новые звуки и звукокомплексы ма, ба, па, тя и т. п., когда он начинает произносить длинные цепочки слогов: ня-ня-ня-ня, дя-дя-дя и т. п. Не забудьте записать, когда у ребенка появится некое подобие интонации.)
________________________________________________________________________________________________________________________
10—12 месяцев. Период произвольного подражания. (Запишите, когда ребенок начал повторять за вами отдельные слоги и даже слова, какие это слоги и слова, как часто малыш повторяет их. Отметьте, появились ли у малыша слова да и нет с соответствующими жестами к 11 месяцам. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе вашего ребенка к году. Запишите эти слова.)
________________________________________________________________________________________________________________________
12—14 месяцев (Продолжайте записывать новые слова, появившиеся у вашего ребенка, фиксируйте, когда они появляются. Запишите, когда у ребенка отмечались первые проявления инициативы в употреблении слов.)
________________________________________________________________________________________________________________________
14—18 месяцев. (Записывайте, как развивается речь малыша в этот период. Фиксируйте все новые слова. Отметьте, когда появились первые предложения-требования: «Дай! Хочу!», когда появились первые глаголы — спать, пить и т. п. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе ребенка к полутора годам. Запишите эти слова.)
________________________________________________________________________________________________________________________
18—24 месяца. (Записывайте, как развивается речь малыша, когда появились первые предложения из двух-трех слов, какие Месяца это предложения. Сосчитайте, сколько слов активно использует малыш. Запишите их. Запишите образцы высказываний ребенка, сохраняя особенности его произношения. Отметьте, когда малыш запомнил и рассказал первый стишок или потешку.)
________________________________________________________________________________________________________________________
2-3 года
Период с двух до трех лет. (Записывайте, какие новые слова появляются у ребенка, отражая в записях особенности его произношения. Фиксируйте, как изменяются предложения, которые строит ребенок. Отметьте, исчезло ли физиологическое смягчение согласных к трем годам. Постарайтесь отметить, какие части речи использует ваш ребенок к трем годам.)
________________________________________________________________________________________________________________________
3-4 года
Период с трех до четырех лет. (Отметьте, появились ли в речи ребенка сложные предложения, постоянно ли он использует простые распространенные предложения. Каждый месяц фиксируйте состояние звукопроизношения ребенка. Записывайте, какие стихи умеет рассказывать малыш, какие сказки может пересказать. Зафиксируйте, чисто ли произносит ребенок звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] к четырем годам.)
________________________________________________________________________________________________________________________
4-5 лет
Период с четырех до пяти лет. (Продолжайте отмечать, как развивается речь ребенка. Записывайте образцы его высказываний. Отмечайте, какие стихи он знает наизусть, какие сказки может пересказать, может ли составить рассказ по серии картинок, может ли связно рассказать, что видел на прогулке или делал в детском саду. Отметьте, чисто ли произносит ребенок к пяти годам звуки [ш], [ж], [ч], [щ].)
________________________________________________________________________________________________________________________
5-6 лет
Период с пяти до шести лет. (Записывайте образцы высказываний вашего ребенка. Фиксируйте, какие грамматические ошибки есть у него в речи. Отметьте, не путает ли ребенок похожие звуки. Проверьте, может ли ребенок оставить рассказ по картине. Умеет ли он отгадывать загадки? Все ли звуки ребенок правильно произносит к шести годам? Умеет ли ребенок читать, может ли печатными буквами написать свои имя и фамилию?)
________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Всем привет!
Пишу отчет не дождавшись окончания недели т.к есть небольшие подвиги. уже внесла изменения. есть о чем рассказать
Мы занимаемся 5 дней, ежедневно! В день на все речевые занимашки у нас уходит минут 40-60. Наш примерный план я разбила по дням. чтоб было не тяжело ребенку и легче мне готовить материал)
для себя я распланировала :
Пн:
1. Артикуляционная гимнастика
2.Дыхательная гимнастика
3. Звукоподражаниеподражание
4.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
5.Чтение книг
6.моторикасенсорика
Вт.
1.Артикуляционная гимнастика
2.Звукоподражаниеподражание
3.Пальчиковая гимнастика
4.Чистоговорки скороговорки логопедические распевки
5.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
6.Чтение книг
Ср:
1.Артикуляционная гимнастика
2.Дыхательная гимнастика
3. Звукоподражаниеподражание
4.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
5.Самомассаж
6.Чтение книг
7.Ролевыепостановочные игры
8.Моторика
Чт.
1.Артикуляционная гимнастика
2.Звукоподражаниеподражание
3.Пальчиковая гимнастика
4.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
5.Чтение книг
6.Театр
7.Логоритмика
Пт
1Артикуляционная гимнастика
2.Дыхательная гимнастика
3. Звукоподражаниеподражание
4.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
5.Чтение книг
6.Моторика
7.историисказки в картинках
8.Ролевые игры
Но Сашуля мой план решила подкорректировать
Сфоткать получилось не многое т.к Саша сразу начинает отвлекаться на фото. и настрой занятия теряется
1.Артикуляционная гимнастика
вечером.ищу материал для занятий.Смотрю видео и подходит Сашуля. села рядышком и смотрит( она любит наблюдать что я делаю). Попадается мне видео с сайта «Дар детям» Саша заинтересовалась.
На следующий день Саша просит снова включить видео.Перед просмотром я предложила повторять что там делают. и к моему удивлению она пыталась повторить!!!!
Я в восторге. Т.к артикуляционной гимнастикой она отказывалась заниматься категорически. Оказалась все очень просто. ей понравился мальчик на видео)))) без него она не делает упражнения. а с ним очень даже)
Два дня мы занимались с «мальчиком» утром и вечером. Но затем я предложила немного изменить занятия. утром мы смотрим мальчика. а вот вечером сами, и Саша согласилась.
Самостоятельные занятия у нас проходят следующим образом:
Саша приносит зеркало. ставит напротив себя. Я достаю карточки и по одной показываю ей. Саша запомнила названия упражнений по видео и при виде карточки показывает что надо делать. например. упражнение бегемотик: я кладу картинку с бегемотиком. а Саша широко открывает ротик и «аааа»
Сразу у Саши не получались упражнения «качели» и «часики». но я предложила ловить язычком мой пальчик и такая игра ей очень понравилась. сейчас это наши любимые «догонялки» (я пальчик кладу на щеку.а малышка язычком его ловит, потом пальчик убежал на др и язычок за пальчиком)
Упражнение «Хоботок»пока вызывает затруднение. никак губки не хотят вытягиваться. по совету логопеда. я своими руками как бы вытягиваю ее губы.
Остальные упражнения проходят легко и без запинок
Да. обязательно, хоть Саша и знает как какое упражнение делать. я сажусь напротив нее и показываю .ребенок должен видеть. повторять за вами действия!Показывайте все четко. не спеша!
Сегодня Саша отказалась играть вечером. я не настаиваю. не стоит навязывать занятия!
2.Дыхательная гимнастика
Девочки. я даже и представить себе не могла, что это так понравится Сашули. Как я писала выше я думала заниматься ей 3 раза в неделю и 1 раз в день. Вот первое изменение в план маме) Мы занимаемся ей ежедневно и несколько раз в день!
изначально я повесила перышко на ниточке и предложила Сашуле стать ветерком и подуть.Совсем не заинтересовало. даже дуть не стала. Затем я сняла перышко и положила на стол. и предложила кто дальше сдует.Вот такая игра пришлась по душе и мы в нее играем ежедневно, она не надоедает ей (чего нельзя сказать обо мне)
Затем мы дули мыльные пузыри
Конечно эта игра прошла на ура! Так как наконец к нам весна пришла, мы стали пропадать на улице. одним из развлечений стали- пузыри)
Следующая дыхательная игра- кораблики
Отлично играем. показала в среду играем до сих пор)
Главным тяжелым моментом для Сашули в этой игре оказалось не лезть в воду))
Я вот задумываюсь об увеличении водоема. по — моему маловат.
По длительности не могу сказать сколько игры занимают. все зависит от Сашули.
3.Пальчиковая гимнастика
Взяли так же видео с «Дар детям». но занимается только с мальчиком.
В последнее время не охотно играет в пальчиковые игры. Пока спасает «мальчик» а дальше посмотрим
Делали только 2 раза
4.Массаж лицалогомассаж в домашних условиях
Нашла видео. смотрим и повторяем.
Не нравится массаж ушек. но зато хахочет, когда щечки глажу)
Делаем ежедневно.Сначала массаж личика. затем артикуляционная гимнастика
5.Самомассаж
Использовали массажер для тела (купила в фиксе)катали по ручкам. до локтя с одной и другой стороны.
Колючий мячик. мы ежиком его называем. Сашка его очень любит, часто себе ладошки массажирует. Сначала она себе покатает. затем я приступаю.Круговыми движениями по ладони. затем от пальчиков к локтю
Есть чуть менее колючий мячик мы им на пластеине оставляем следы
Самомассаж делали 2 раза. минуты по 3
6. Звукопадражание подражание
-занятие по картинкам
На картинке нарисована девочка, которая плачет
«Как плачет девочка?» или более подробно » Кто нарисован? что она делает? а давай пожалеем девочку» и т.д
Девочка плачет-аааа
Девочка качает куклу-а-а-а
Паровоз — ту-ту
Параход- тууу
У девочки болит зуб-оооо
Мальчик заболел-о-о-о
Начали мы с гласных звуков А.У,О
И к моему удивлению, Саша не умеет говорить звуки У, О. В слогах говорит (тук. топ), а отдельно звук не говорит.Пока значит буду делать упор на эти гласные!
Но хочу отметить с начала наших занятий и к настоящему времени у Саши видны изменения с этими звуками. В первые дни никак не получался звук У. Пыталась говорить, но губы более сомкнуты. не тянула трубочкой. Сейчас постепенно вытягиваются губки, более четкое произношение.
-Игры «Кто исчез?». «Кто добавился?» всем известны (если кто не знает пишите. прокомментирую) Сашули нравятся.Играли 2 раза. Начали с 3 животных, добавляли
четвертого. Все ответила без ошибок. Брала собаку. курочку. лошадку и корову.
— «Кто как говорит?» отличная игра для звукоподражания животных. Предлагаются картинки. ваша задача показывать малышу по одной и предлагать озвучить.
Если не уменеет малыш говорить скажите сначала вы, затем через несколько секунд, если повтора от ребенка не будет повторите. Например. «Кто это?» «Это собака. Как она говорит? гав-гав» «Это собака-гав-гав»
У Сашули не четко получается- змея. воробей, цыпленок и пчела
Сегодня первый раз играли. Обязательно повторим
-«Отгадай что это звучало?»- ребенку предлагаем несколько музыкальных инструментов. показываем как каждый звучит. Затем предлагаем закрыть глазки и отгадать что звучало. Мы начали с бубна и колокольчика. Саша из 5 раз, 1 ошиблась.Постепенно следует увеличивать количество музыкальных инструментов.
Не скажу что понравилось Саше. но поиграла
-«Повторялки»- отличная игра. Мы давно в нее играем, в основном когда куда-то идем или едим. Правила очень просты. взрослый называет звукслогслово. а ребенок должен повторить.
Если вы играете в слога, то доведите слоговую цепочку до 3
Например. па-па-па
7.Чистоговоркискороговорки логопедические распевки
На этой недели мы слушали логопедические распевки. Пока Саша не повторила ничего. но смотрела с интересом. Смотрели 3 раза
8.Моторикасенсорика
Этот пункт наверно Сашин любимый
С помощью ложечки разложить помпоны
игры с водой
переливание с помощью воронки и кружечки
Играли в это 2 раза.если разливала сама вытирала.
крупы
лото
9. Чтение книг
лидеры у нас книги-искалки
Саша стало интересно искать мелкие вещи или например, золотого жука из «книжки про машинки»
10. Театр
Постановка была по сказке В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»
зрители
актеры
Наши достижения:
Слова- так. вот так. Ия (сестренку так зовут). си ( сыр)
и много новых звуков, но не связаны с предметами или действиями
Материал 1 неделя
Источник