Дневник развития ребенка 5 лет
Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребенка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка? Какие основные задачи этого возраста? Об этом мы расскажем Вам в нашей статье.
Физическое развитие в 5 лет
К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:
- Высоко подпрыгивать на двух ногах;
- Прыгать и стоять на одной ноге;
- Бросать и ловить мяч;
- Прыгать на скакалке;
- Лазить по веревочной лестнице;
- Кататься на велосипеде и самокате.
Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.
Навыки самообслуживания
Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:
- Чистят зубы;
- Моют руки;
- Одеваются и раздеваются;
- Застегивают пуговицы, молнии;
- Завязывают шнурки.
Познавательное развитие детей 5 лет
Память
В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.
Внимание
По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.
Мышление
В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.
Воображение
Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
Произвольность
Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.
Ориентация во времени и пространстве
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
Развитие речи в 5 лет
В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».
Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.
Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:
- Умение внимательно слушать;
- Распознавать звуки;
- Строить фразы;
- Умение держать карандаш.
Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.
Выводы
Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками. Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 50 общеразвивающего вида г.Улан – Удэ
670024, г.Улан – Удэ, ул.Менжинского1, тел. 46-04-05
ДНЕВНИК
Индивидуального сопровождения воспитанника
__________________________________________
(фамилия, имя ребенка)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, ребёнка__________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ______________________________________________________Группа здоровья____________________________________
Дата начала наблюдений______________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
Дата окончания наблюдений___________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
3-4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Относится к группе часто болеющих детей | ||||||||
Преобладающий эмоциональный фон
| ||||||||
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)
| ||||||||
Способность к контролю эмоций
| ||||||||
Агрессивность
| ||||||||
Тревожность
| ||||||||
Активность
| ||||||||
Инициативность
| ||||||||
Темп работы
| ||||||||
Самостоятельность
| ||||||||
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)
| ||||||||
Потребность в общении с окружающими
| ||||||||
Контактность
| ||||||||
Конфликтность
| ||||||||
Положение ребенка в группе сверстников
| ||||||||
Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе
| ||||||||
Получает удовольствие от продуктивных занятий | ||||||||
Любознателен |
Лист регистрации достижений ребёнка _______________________________ года жизни
Дата обследования (начало года)______________________ (конец года)__________________________________________
Уровень развития | ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | |||||
Социально — коммуникативное | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическое | физическое | ||
2 зеленый | ||||||
1 синий | ||||||
красный |
Цветовое обозначение:
Начало года____________________________________________________цвет; конец года_________________________________________цвет
Выводы по итогам обследования на начало года:
1. Необходима консультация специалиста: да, нет (логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога, психотерапевта) /подчеркнуть/
2. В каком виде деятельности успешен________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
3. Получает удовольствие от продуктивных занятий (да, нет)
4. Способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10 и более минут (да, нет)
5. Необходима индивидуальная работа с ребёнком по следующим направлениям: (подчеркнуть по каким)
- игра
- моторика: мелкая, крупная
- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование
- психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение
- сенсорика, математика
- развитие речи: словарь, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух
- осведомлённость об окружающем мире
- общение со сверстниками
- усвоение социальных норм
- Результаты обследования специалиста_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам обследования на конец года
- Динамика развития: положительная, отрицательная, отсутствие динамики (подчеркнуть)
- Самая высокая динамика по показателю_____________________________________________________________________________________
- Причина________________________________________________________________________________________________________________
- Отрицательная динамика по показателю____________________________________________________________________________________
- Причина________________________________________________________________________________________________________________
- Перспективы на будущее__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели развития личности ребенка в образовательных областях
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
2 — 3 года | ||
Социально — коммуникативное |
| |
Познавательное |
2. эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится 3. проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 4. использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, 5. знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. | |
Речевое |
| |
Художественно – эстетическое | проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). | |
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
3 — 4 года | ||
Социально — коммуникативное | Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; -ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | |
Познавательное | Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | |
Речевое | владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; | |
Художественно – эстетическое | ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). | |
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
4 – 5 лет | ||
Социально — коммуникативное | -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | |
Познавательное | ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | |
Речевое | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности | |
Художественно – эстетическое | ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг — сформирован
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей | |||||||
5 — 6 лет | |||||||||
Социально — коммуникативное | -Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | ||||||||
Познавательное | -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | ||||||||
Речевое | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | ||||||||
Художественно – эстетическое |
| ||||||||
Физическое | -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг — сформирован
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей | |||||||
6 — 7 лет | |||||||||
Социально — коммуникативное | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; — ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты; — ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | ||||||||
Познавательное | ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, элементарными представлениями из области живой природы | ||||||||
Речевое | — ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | ||||||||
Художественно – эстетическое |
| ||||||||
Физическое | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; — ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг — сформирован
Источник