Дневник наблюдения за ребенком 5 лет

татьяна алексеева
Наблюдения за детьми в течение дня

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

26.01.2016

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами, в плохом настроении. С детьми не хотела играть, сидела на стульчике. На предложение пойти играть с детьми, спряталась в домик. После завтрака стала играть сама с куклой. После сна настроение улучшилось, девочка стала играть с игрушками.

С кем и во что играл

Эвелина играла с Миланой (собирали пирамидку, играли с кубиками, с Олей (рисовали)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

В игре девочка была спокойной, делилась игрушками.

Конфликты

Дети предлагали ей разнообразные игрушки, но она не реагировала на них.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На музыкальном занятии расплакалась, подошла к воспитателю, боится баяна

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Все время стоит или сидит рядом с воспитателем.

Как ел

Эвелина ела хорошо, правильно держит ложку.

Как засыпал

Засыпала долго, крутилась на кровати, пела песни

Предложения родителям

Приобрести музыкальные инструменты для игр, и перестать чрезмерно опекать ребенка.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

17.02.2016

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла в хорошем настроении.Смотрит на себя в зеркало и говорит: «Я красивая». Взяла расческу и стала причесываться. В уголке ряженья надела шапочку и ходила в ней по группе.

С кем и во что играл

Играла с Ульяной (прыгали на больших мячах, с Соней (играли в настольные игры, с Сережей (катали мячики)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время свободной деятельности играла в разные игры, обследовала матрешку, собирала пирамидку.

Конфликты

В течении дня конфликтов не был, подошла к плачущему Артему, пожалела его, дала ему игрушку.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятие была медлительна, требовалось постоянное напоминание.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На замечания взрослых реагирует и убегает

Как ел

Девочка кушала хорошо, любимое блюдо молочная каша.

Как засыпал

Засыпала долго, сон не продолжительный

Предложения родителям

Предложить художественную литературу для чтения ребёнку.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

13.01.2016

Фамилия, имя ребенка

Артём У.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришел в плохом настроении со слезами. Сразу спрятался в домике. Через время забрал у Руслана машину,принесенную днем раньше со словами: «Я еще не играл, отдай!»

С кем и во что играл

Играл с Ваней (строили из кубиков, играли в конструктор, с Вероникой (катались на качели)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время игр был спокойный, но если его кто – то случайно затронет, сразу начинает плакать, идет жаловаться

Конфликты

Свои игрушки никому не дает играть, сразу убегает.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии сидел, ничего не хотел делать. После сна самостоятельно не одевался.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На предложения поиграть вместе с воспитателем отказался.

Как ел

Самостоятельно есть не хотел, ждал, когда его покормят

Как засыпал

Заснул самостоятельно, быстро, но часто просыпался.

Предложения родителям

Играть с детьми в подвижные игры, больше гулять на свежем воздухе.

Педагог

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

25.02.2016

Фамилия, имя ребенка

Артём У

Настроение утром, в течение дня

Мальчик пришел спокойно, но с детьми не общается, стоит возле окна и смотрит в него. Перед обедом забрал стульчик у Миланы и сел на него.

С кем и во что играл

Играл с Русланом в настольные игры, с Дашей рассматривал книги, катался на качели.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Самостоятельно играл с пирамидками, дидактическую игру «Сложи картинку, мягкими кубиками

Конфликты

Артем забрал у Вани машинку и радуется, не обращает внимания на его слезы,говорит: «Это мое». На уговоры взрослых поделиться игрушкой он убежал в домик.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии отвлекался, мешал сидящим рядом детям, стучал по столу руками.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Ел хорошо, но неаккуратно.

Как засыпал

Засыпал медленно, спал долго

Предложения родителям

Побеседовать с ребенком о том, что игрушками надо делиться, что плохо обижать детей, предложить поиграть в игру «Подарок для мишки»

Педагог

Алексеева Т. А.

15.01.2016

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настя В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами на глазах, но твердо заходит в группу, несет свою любимую игрушку. Подошла к горке и скатилась с нее. Взяла книжку с картинками, рассказывает о том,что видит: «Дед плачет, баба плачет – делает вид, что плачет и закрывает лицо руками.

Читайте также:  Стишки ребенку 5 лет

С кем и во что играл

Играла с Миланой – укладывали кукол, одевали и раздевали их, складывали бочонки, с Вероникой и Валей большим строительным материалом, модулями.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

С детьми играла спокойно, иногда плакала, потому что не было рядом любимой игрушки, в свободной деятельности играла с кеглями, конструктором, кубиками.

Конфликты

Конфликтов в течении дня не было

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии была активна, отвечала на вопросы воспитателя, повторяла стихотворения.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Эмоционально положительно реагирует на муз. Работника, сразу вступает в контакт

Как ел

Аппетит плохой, ест плохо

Как засыпал

Засыпает со своей любимой игрушкой, спит долго

Предложения родителям

Источник

Несколько дней  я наблюдала за ребенком (Андрей.) из старшей общеобразовательной группы. Андрею на момент наблюдения  исполнилось 6 лет 5 месяцев. По словам педагогов, это самый «проблемный» ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение:  отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает стулья, игрушки, в ответ на сделанное ему замечание — плачет долго и сильно.

Проявления «плохого» поведения

Как часто

Слова, которые произнес

Мои спонтанные чувства на такое поведение

Отбирает игрушки

Понедельник

Как пришел в группу, сразу отобрал у Семы машинку

Вторник

После сна забрал у Маши игрушку, не отдавал, пока не вмешался воспитатель

Среда

Девочки играют куклами, забирает одну куклу, убегает, провоцируя их, чтобы они за ним побежали

Четверг

Дима принес новые игрушки в сад, пока он переодевался, Андрей  взял их без спроса и унес в группу. Дима заплакал.

Пятница

Свободная деятельность. Забирает игрушки сначала у девочек, затем у мальчиков, убегает, смеется, провоцирует их

«Я еще ей не играл, отдай»

«Я не брал, она сама потеряла»

Хохочет, радуется

« Я тоже хочу поиграть, я первый взял!»

Хохочет

Негодование

Тревога

Негодование

Раздражение

Раздражение

Толкает детей

Понедельник

Построение на прогулку, толкает детей, встает впереди всех, отталкивает от двери, борется

Четверг

Построение на осмотр к окулисту. Дети стоят парами, бегает, разбивает пары, толкает детей

«Я хочу быть первым, я!»

«Я же просто так играл, они не поняли»

Негодование , страх за других детей

Гнев

Перебивает взрослых

Вторник

В группу зашла воспитатель из другой группы. Андрей хочет показать ей поделку, которую делали накануне. Дергает за руку, перебивает.

Среда

Во время разговора вечером педагога с родителями старается привлечь внимание обоих взрослых, дергает за руки, кричит.

«Посмотрите, ну посмотрите, я сам сделал, видите?»

«А смотрите я! А вот у меня…»

Негодование

Раздражение

Встает и уходит во время занятий

Понедельник

Занятие по изобразительной деятельности. Дети рисуют колокольчик с бантом (для выпускников). Встает из-за стола  и уходит.

Среда

Музыкальное занятие. Дети сидят на стульях, поют. Андрей щипает и толкает сидящих рядом. Дети начали танцевать, Андрей бегает по периметру зала. Музыкальный руководитель удаляет его с занятия, ребенок плачет

Четверг

Повторение стихов для утренника. Дети сидят в кругу на стульях, Андрей бегает вокруг стульев, кричит, отвлекает других

«У меня не получится, я не буду рисовать»

Молча, не произнося ни слова

«Не догонишь, не догонишь» (слова адресованы мальчику из группы)

Жалость

Жалость, негодование

Раздражение

Кричит во время занятий

Понедельник

Занятие изобразительной деятельности. Воспитатель объясняет и показывает, как будут рисовать,  Андрей в это время громко воет (изображает паровоз).

Вторник

Физкультурное занятие. Поет песни во время объяснения упражнений.

Среда

Во время чтения рассказа громко говорит, толкает рядом сидящих детей

Четверг

Занятие по развитию речи. Воспитатель объясняет новый материал, громко напевает, стучит карандашом по столу. Воспитатель делает замечание — Андрей плачет, в занятии не участвует.

«Я не хочу выполнять ваши задания, не буду!»

Молча

Раздражение

Гнев

Негодование

Жалость

Дерется с детьми

Понедельник

Во время прогулки у Андрея и Семы произошел конфликт из-за мяча (кто первый будет пинать). Андрей бьет Сему, вмешивается педагог, Андрей плачет

Пятница

Прогулка. Во время игры мяч улетел за забор, Андрей бросается с кулаками на товарища по игре, кричит

«Я буду первым, я хочу..»

«Это ты пнул, доставай сам, ты виноват!»

Жалость

Жалость

Плюет

Вторник

Прогулка. Дети играют в игру, Андрея  не берут, выгоняют. Обиделся, плюется

Пятница

Свободная деятельность после полдника. Во время игры случайно столкнулся  лбами с Димой. Дима извиняется, но Андрей его бьет, плюется. Воспитатель сделала замечание, посадила на стульчики обоих, Андрей снова плюется.

Молча

Читайте также:  Препараты кальция ребенку 5 лет

«Я тебе сейчас как двину, ты дурак!» Плачет

Гнев

Негодование

Бросает стулья, игрушки

Вторник

Свободная деятельность, вторая половина дня. Все дети заняты по интересам. Андрей просится в игру к одним — не берут, к другим — прогоняют. Разворачивается, быстро идет мимо стульев, машет руками, задевает 2 стула, роняет их.

«Ну и не надо, вы все плохие!

Негодование

Плачет на сделанное  замечание

Вторник

Во время занятий воспитатель указывает на ошибки в задании, просит их исправить, плачет, бросает тетрадь со стола

«У меня все правильно, я не буду переделывать!»

Жалость

Цель такого поведения данного ребенка- привлечение внимания взрослого любым доступным способом.

Экстренное вмешательство, которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:

Только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)

— создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея  наиболее часто возникают ситуации «с плохим поведение»,  к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим)

— проводить родительские собрания, привлекать на такие встречи других специалистов

— создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика)

Источник

Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды

Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:

— Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.

— Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.

— Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.

— Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).

— Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.

— Быть абсолютно понятной родителям.

— Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.

— Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.

— Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.

Дополнительные эффекты наблюдения:

Наблюдение – это:

— проверка и воспитание своей объективности и проницательности,

— вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,

— формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,

— формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.

Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.

Дневник наблюдений за ребенком

Педагоги___ Группа___

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ возраст___

Таблица

Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дата наблюдения

Настроение утром,в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Как ел

Как засыпал

Проблемы для обсуждения, предложения коллегам

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Читайте также:  Сколько капель беродуала для ребенка 5 лет

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».

Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность: В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

Источник