Дмитриева развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте
Валентина Геннадьевна Дмитриева
Самые популярные методики раннего развития малыша
Вступление
Раннее развитие: мода или необходимость?
С рождением ребенка, а все чаще – с момента его зачатия, молодые папы и мамы вступают на путь открытий и ошибок, восторгов и разочарований. Как помочь любимому чаду вырасти здоровым, умным, счастливым? Какова роль взрослых по отношению к детям? Какие задачи мы ставим перед собой? Передать свой опыт или создать условия для приобретения собственного? Оградить от ошибок, стараясь на всякий случай «подстелить соломку», или предоставить возможность выбирать? Наконец, верим ли мы в способности ребенка к саморазвитию и самообучению, готовы ли общаться с маленьким, но свободным человеком?
Мы выстраиваем свою жизнь и жизнь своих детей в соответствии с личными вкусами, привычками, семейными традициями, взглядами и принципами. Поэтому в каждой семье формируется свой стиль воспитания. Но поиск единственно верного пути всегда начинается со знакомства с чужим опытом. Родители штудируют книги о воспитании, читают диалоги на Интернет-форумах, слушают воспоминания родных и друзей… И выясняется, что сегодня «принято» растить детей, опираясь не на опыт бабушек и прабабушек, а «по Серзам» или «по Споку», обучать «по Доману» или «по Зайцеву» и т. д. Более того, оказывается, можно достичь невероятных педагогических результатов, о чем подробно рассказывается в «умных» книжках, посвященных раннему развитию. Если верить авторам, воспитать гения элементарно просто: читай и выполняй рекомендации. Но можно ли таким образом воспитать НЕ ГЕНИЯ, А ЧЕЛОВЕКА? Существуют ли стопроцентно эффективные методы, одинаково полезные для всех детишек? К чему прислушиваться – к голосу разума или к материнскому сердцу?
Все мы нуждаемся в информации и, разумеется, хотим, чтобы она была исчерпывающей и достоверной, особенно если дело касается самого важного – благополучия нашего ребенка. Но в воспитании, как и в лечении, главный принцип – НЕ НАВРЕДИ! Для того и написана эта книга, чтобы помочь молодым родителям не захлебнуться в потоке мнений, интерпретаций, а порой и досужих домыслов.
Воспитывать ребенка «по старинке» или «по-современному» – решать вам. Читайте, думайте, не противопоставляя доводы рассудка голосу сердца, а стараясь сочетать их, и тогда ваш выбор будет единственно правильным. Главное – не идти против человеческой природы. И если вы согласны с этим утверждением, то вам действительно стоит познакомиться с теорией и практикой раннего развития, основное положение которой – помочь ребенку стать самим собой.
Термин «раннее развитие» предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум 6) лет.
«Не слишком ли рано?» – скажут многие. Вот и раздаются возмущенные голоса сторонников традиционных методов: куда смотрят эти теоретики-практики, педагоги-новаторы? Детей лишают детства! Негодование усиливается, если напомнить, что воспитывать ребенка сегодня все чаще предлагается еще ДО РОЖДЕНИЯ. Представьте: малыш находится в материнской утробе, а мама учит его читать, беседует с ним, знакомит с иностранными языками, развивает музыкальный слух… Реально ли это? Вполне.
А теперь давайте задумаемся, так ли уж нов сам принцип раннего развития. Не в ХХ веке его сформулировали, как думают многие. Всегда находились энтузиасты, которые проводили более или менее успешные педагогические эксперименты в своих семьях. Например, Чарльз Дарвин, известный всем автор создания теории эволюции, был еще и внимательным отцом. Он занимался домашним образованием детей и вел подробные дневниковые записи их развития («эволюции»), анализируя причины успехов и неудач. Один из выводов, который он сделал: опоздаешь – потом не наверстаешь.
А что говорит о воспитании народная мудрость?
«Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит».
(Русская пословица)
Наши предки следовали этому правилу задолго до появления таких наук, как педагогика и психология. И были правы.
Сегодня всем известно, что именно на первом году жизни у малыша складывается впечатление о мире и формируются основы будущего поведения. Основную массу мозг ребенка набирает в течение первого года жизни. Природные задатки наиболее эффективно (и естественно) развиваются в период от рождения до трех-пяти лет. Вообще именно в период до трех лет малыш интенсивнее всего развивается – такова физиология. Таким образом, ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ УЧИТЬСЯ СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ – без этой естественной потребности они бы не смогли адаптироваться в жизни, не приобрели бы необходимые навыки. А значит, в этот период мозг требует не только питания, но и стимуляции, ежедневной тренировки. С каждый годом детская потребность к саморазвитию слабеет, и качества, недостаточно раскрытые в дошкольном возрасте, в дальнейшем «довести до совершенства» будет сложно, а быть может, и невозможно.
Значит, чем мы взрослее, тем медленнее развиваемся? Именно так: развиваемся, но несравнимо более медленными темпами. Активность головного мозга достигает пика к 22 годам, а с 27 лет скорость мышления, способность ориентироваться в пространстве идут на спад. В то же время системы памяти работают без снижения качества в среднем до 37, а эрудиция и словарный запас накапливаются вплоть до 60 лет (данные из журнала «Neurobiology of Aging»). Однако эти результаты исследований могут считаться оптимистичными для тех людей, кто постоянно находится в интеллектуальном и духовном поиске, не останавливается на достигнутом. Обычный же человек, достигнув определенной жизненной цели, в дальнейшем не использует свои физические и умственные ресурсы. У него просто нет такой необходимости – жизнь устоялась. Можно сказать, что он живет далеко не в меру своих возможностей, впустую растрачивая способности, о которых и не подозревает. А для ребенка, входящего в мир, познание – необходимое условие существования.
Чем раньше мы начнем прививать ребенку определенные навыки, жизненные понятия, тем легче и органичнее он их примет.
Чувства и мысли малыша отличаются от чувств и мыслей взрослого человека. К сожалению, некоторые родители полагают, что у ребенка до года существуют лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя его переодеть, накормить, погулять и уложить спать. А когда малыш (вдруг!) становится беспокойным, капризным без видимых на то причин, они искренне удивляются. А ребенок просто единственным доступным ему способом привлекает к себе наше внимание, чтобы мы помогли ему… развиваться. Возможно, именно сейчас ему хочется услышать мамин голос, его интонации, или он пытается понять, почему одно ощущение (приятное тепло) внезапно сменилось другим (холод, сырость и т. д.).
Раннее развитие – путь к взаимопониманию с вашим ребенком.
Наблюдайте за ним, и он сам вам подскажет, какой опыт ему необходим.
И вот что интересно. Если с малышом не просто играть и читать, а заниматься, используя какую-либо методику раннего развития, то он начнет развиваться быстрее и интенсивнее. Словарный запас станет значительно богаче словарного запаса его сверстников, и ваш ребенок, как известный персонаж сказки К. Булычова, птица-говорун, будет отличаться умом и сообразительностью.
Итак, ответ на сформулированный в названии главы вопрос очевиден: раннее развитие – не мода, а необходимость.
«Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. Слава – желательна, но непостоянна. Красота – прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила – завидна, но она разрушается страстью и болезнями. «Образование – единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи – лучшие в человеческой природе: разум и честь». (Плутарх, I в. н. э.)
Теория раннего развития: просто о сложном
С тех пор как развитие с раннего возраста вошло в моду, возникла новая, «недетская», проблема. Порой папы и мамы, вдохновленные блестящими перспективами, пытаются реализовать свои упущенные возможности, не считаясь с потребностями и способностями их малыша. Надо же, каждый ребенок, воспитанный по системе, – гений! В три месяца – ползает, в два года – читает, а в три – на скрипке играет!!! Да, к сожалению, в основе благих родительских побуждений нередко лежат тщеславие, желание добиться какого-то внешнего, очевидного, успеха: если ребенок занимается спортом, то для того, чтобы стоять на самой высокой ступени пьедестала, если играет на каком-либо музыкальном инструменте, то он непременно должен стать лауреатом всех возможных конкурсов и т. д. И тогда «воспитание по Доману (Монтессори, Серзам и т. д.)» превращается в самоцель.
Конечно, гордиться ребенком и его способностями не только можно, но и нужно. Если малыш к трем годам освоил чтение и счет, да еще умеет петь несколько песен на иностранном языке – прекрасно! Но значит ли это, что он более счастлив, чем его «неграмотные» сверстники? Совсем не обязательно…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте Задания и упраждения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи От 2 лет и старше
Доступна только бумажная версия документа
159,1 с.
Количество страниц
Санкт-Петербург
Место издания
О произведении
Серия
Серия «Учитель и ученик»
ББК
14.23, 74.102, Ч491.31-11
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Дмитриева В.
ISBN: 978-5-903383-22-1;
Серия: Раннее развитие ребенка
Издательство:
КОРОНА-Век
Страниц: 320
Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очередь беспокоит его здоровье и развитие. О чем они думают, склоняясь над колыбелью? Конечно же, чтобы ребенок хорошо ел и спал, был здоровым и умным, не отставал, а, возможно, и опережал сверстников в развитии, был способным… Как помочь ему стать именно таким? В издании вы найдете много советов, чем можно и нужно заниматься с малышом первого года жизни и более старшими детьми, чтобы помочь развить способности, интеллект. Задания в книге подобраны по принципу «от простого к сложному». Пособие дает возможность оценить уровень развития ребенка, а также подготовить к школе 5-6-летних детей. Для родителей, воспитателей и гувернеров.
Похожие книги:
В этой красочной книге для вашего малыша представлены р… от 360
Книга рассчитана на занятия с детьми 2-6 лет. Включенны…
Когда в доме появляется малыш, родителей в первую очере от 196
В настоящей книге представлены результаты полипараметри… от 429
Эта увлекательная и полезная книжка способствует развит… от 118
Эта увлекательная и полезная книжка способствует развит… от 130
Эта увлекательная и полезная книжка способствует развит от 118
Оживляя каждую страничку этой книжки, малыш выучит самы… от 43
Оживляя каждую страничку этой книжки яркими наклейками,… от 116
Книга посвящена разработке методов системного анализа э… от 482
Изучение языка с помощью карточек — метод, эффективност… от 142
Несомненным достоинством этой книги является то, что он… от 164
На страницах этой книги дети найдут простые и интересны от 50
Молодых родителей волнует множество вопросов, и один из… от 146
Любая мама знает, что куда лучше не лечить уже сваливши… от 239
Источник
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник