Для развития ребенка раннего возраста имеет большое значение

Наталья Серг. Шевелева
Возрастные особенности детей раннего возраста

«Возрастные особенности детей раннего возраста. Формы и методы активизирующие познавательную активность детей раннего возраста

Содержание.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3. РАЗВИТИЕИПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения. В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

В данном возрасте ребенок овладевает тем умениям, которое существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря постоянному речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа к середине раннего детства превращается по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода — в личность. Развитие познавательных процессов и речи помогает ребенку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений,и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»

Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. Прежде всего ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка.

Слушание и понимание речи дает возможность познания действительности.

Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Он умеет выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувства неприятия.

Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

4. Развитие предметной деятельности,

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Детально и внимательно изучает предметы и только после этого применяет их на практике. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?» Также дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д.

ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы,но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.Складывается мыслительная деятельность: способность к обобщению, к переносу приобретенного опыта из одних условий в другие. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета (большой — маленький, круглое, треугольное, квадратное) и функции (катится, стоит). Использование слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов. Так в недрах наглядно-действенного мышления зарождается наглядно-образное, которое в дошкольном возрасте становится основным. Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе — сорить, рвать и ломать растения, обижать животных. Он бывает насторожен по отношению к незнакомым местам, животным и людям, что вполне естественно. Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую-то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов.

Читайте также:  Общение как развитие ребенка

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность. Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. В образовательно-игровой деятельности должны использоваться такие материалы, формы, методы и средства, которые были бы интересны для дошкольника, активизировали все способы познания. Нужно создавать ребенку разнообразную предметно-пространственную, социальную и образовательно-игровую среду, разнообразные условия для расширения кругозора, освоения мира, предлагать ему включаться в различные виды игр и занятий, социального взаимодействия, общения со сверстниками, взрослыми, предоставлять ему возможность для развития способностей, творчества, интеллектуального потенциала и т. д. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Для каждого ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста. В развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним, несет тепло, ласку и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон, спокойное, ровное к нему отношение – залог уравновешенного состояния малыша. В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков: одни утомляются быстрее, им чаще требуется смена во время игры спокойных и подвижных игр. Для полноценного и гармоничного развития детей важно с раннего возраста воспитывать у них любовь к красивому в окружающей обстановке, природе, быту, т. е. формировать эстетические чувства, умения замечать красивое в природе, окружающей действительности, поступках людей, одежде, развитие творческих способностей.

Литература.

1. Немов Р. С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

2. Обухова Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1979

4. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

5. Эльконин Д. Б.Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960

Источник

Особенности развития детей раннего возраста

Раннее детство – важный период в становлении всех органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не только имеют наследственную составляющую, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни малыша. В это время наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому так важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольный период детства

Для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей, большое значение имеет оздоровительная работа: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием ребенка и его здоровьем. Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н. М. Аксариной. В чем они заключатся?

Во-первых, для раннего возраста характерен ускоренный темп развития организма. В этот период наблюдается быстрое увеличение массы и длины тела, совершенствование всех функций мозга. Малыш рождается беспомощным существом. Но уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются движения, сенсорное восприятие, малыш овладевает речью.

Интенсивный темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. Есть периоды медленного накопления, когда идет замедление в становлении некоторых функций организма, и так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность самостоятельного изучения окружающего мира. С одной стороны, ходьба как бы на время замедляет проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой стороны, именно ходьба способствует непосредственному общению ребенка с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Л. С. Выготский выделил критические периоды в развитии ребенка:1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:

•        1 год – овладение ходьбой;

•        2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;

•        3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность;

•         6–7 лет – период школьной зрелости;

•        12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания.

Скачкообразность говорит о нормальном, закономерном процессе развития организма ребенка. А отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии и воспитании детей. Поэтому очень важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания у него нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка, его работоспособности и иными функциональными расстройствами. В этот период малыш особенно нуждается в хорошем тщательном уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

В раннем возрасте взаимосвязь с окружающим миром устанавливается быстрее, но закрепление реакций происходит в замедленном темпе. Для малышей характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Поэтому и требуется повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих взрослых на ребенка и его самостоятельной деятельностью).

Неравномерность, скачкообразность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они говорили, что при воспитании детей большое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении с взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В связи с тем, что организм ребенка в первые три года жизни развивается быстрыми темпами, отмечают большую ранимость детей. В этом возрасте дети легко заболевают, происходит частая смена настроения, быстрая утомляемость. Все это характерно для стрессовых ситуаций, каким и является период адаптации при поступлении ребенка в детский сад.

Однако ускоренный темп развития возможен только при большой гибкости и пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. В большей степени это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому с помощью специально направленных воздействий можно достигнуть достаточно высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или другой функции.

Развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, обобщать, различать, сопоставлять должно лечь в основу обучения детей раннего возраста. Эти способности будут нужны в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.

Еще одной особенностью периода раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий и физически полноценный малыш меньше подвергается заболеваниям и лучше развивается психически. Но даже небольшие нарушения в состоянии здоровья ребенка негативно воздействуют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление тесно связано с настроением ребенка, и если удается поддержать позитивные эмоции, самочувствие его улучшается, и быстрее наступает выздоровление.

Читайте также:  Тесты на умственное развитие ребенка 10 лет

В первые три года жизни для здорового ребенка характерна высокая степень ориентировочных реакций на окружающий мир. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Учеными доказано, что если ребенок ограничен в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными особенностями, то темп его развития замедляется. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, наполненной новыми впечатлениями. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние ребенка, способствующее его интеллектуальному развитию.

Большое значение в раннем детстве приобретают эмоции, которые необходимы при проведении режимных процессов: при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего развития. Залогом становления личности ребенка является раннее формирование позитивных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем – со сверстниками. Эмоциональная сфера оказывает большое воздействие и на формирование познавательных способностей детей.

В раннем возрасте интерес к окружающему миру является непроизвольным и в большей степени обусловлен социально. Заставить малыша слушать или смотреть невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому здесь особую роль играют положительные эмоции. Дети часто реагируют на интонацию речи, эмоциональный настрой, еще не понимая ее смысла, легко улавливают их и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и трудности воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Ведущая роль в развитии детей раннего возраста конечно принадлежит взрослому. Он создает и обеспечивает условия, необходимые для развития и сохранения здоровья малыша. Общаясь с ним, несет ласку, тепло, и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон взрослого, спокойное, ровное отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

С раннего возраста у детей начинают формировать самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого достаточно рано начинает доставлять малышу удовольствие. И только научившись говорить, он идет к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность ребенка в проявлении активности, самоутверждении следует поддерживать. В игре дети часто сами пробуют преодолеть какие-то трудности, и не стоит им сразу же помогать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Это является одним из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Нарушение деятельности ребенка часто является причиной его неуравновешенного поведения. В раннем возрасте ребенок не умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому резкий срыв или требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно и вызывает резкий протест. Но если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем мыть руки душистым мылом. А на обед будем есть вкусные блинчики. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – малыш охотно подчиняется.

В воспитании ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности разный: одни быстро утомляются, им чаще требуется смена подвижных и спокойных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также по-разному: одни медленно, беспокойно, им необходимо, чтобы рядом находился воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в воздействиях со стороны взрослого. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, но посильным), другие ждут помощи, поддержки и поощрения. Поэтому знание индивидуальных особенностей ребенка не только поможет воспитателю найти нужный подход, но и будет способствовать формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Зачастую причиной неуравновешенного поведения детей становится неправильная организация их деятельности: когда не удовлетворяется потребность в двигательной активности, ребенок не получает достаточно эмоций, впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении могут происходить еще и потому, что своевременно не удовлетворены органические потребности: ребенок голоден, не выспался, на нем неудобная одежда и так далее. Поэтому, режим дня, тщательный гигиенический уход, правильное проведение всех режимных процессов: кормления, сна, гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий – все это является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него хорошего настроения.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А.»Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста»: Методическое пособие. -М.: АРКТИ,2010. -80 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. Серия «Мир психологии» – М.: 2000. – 1008с.
  3. Жердева Е.В. » Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)’‘. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 186 с.
  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007.

Источник