Для развития подвижности ребенка

Елена Дубинкина
Развитие двигательной активности детей с разной степенью подвижности

Движение – это врождённая, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может расти здоровым. Вся деятельность ребёнка выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигаясь ребёнок познаёт мир, учится любить его и целенаправленно действовать. Движение – это проявление смелости, выносливости, решительности. Потребность в движении свойственна маленьким детям. Окружающие его взрослые должны всеми доступными способами и средствами помочь им полюбить мир движений, испытать радость от достигнутого при овладении каким-либо из них.

Период жизни от 3 до 7 лет характеризуется интенсивным развитием движений. Но наблюдаются различия в физической подготовленности. В каждой возрастной группе встречаются дети, которые по уровню развития движений обгоняют сверстников. И порой причина этого не в том, что эти дети занимались усиленно спортом или им создавались специальные условия для развития движений. Это можно объяснить их особой двигательной подвижностью. Одни дети предпочитают более энергичные игры и физические упражнения, другие – охотно выполняют действия, не требующие больших мышечных напряжений, третьи – любят спокойные малоподвижные игры.

Дети большей подвижности всегда заметны, хотя их бывает в группе самое большое 4-5 человек. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще всего попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, выдержки. Движения их быстры, резки, бесцельны. У этих детей повышена потребность в движении, и очень важно создать условия для удовлетворения этих потребностей.

Дети средней подвижности отличаются более ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течении дня. В каждой группе их примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у них увереннее, чётче, целенаправленнее.

Дети малой подвижности встречаются обычно в каждой группе, их немного – 2-3 человека. Они пассивны, вялы, быстро утомляются, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, даже порой отказываются идти в детский сад. Тихий ребёнок часто удобный объект воспитания: с ним мало забот. Но пониженная двигательная активность в детстве формирует определённый тип поведения: замкнутость, нежелание участвовать в коллективных играх. К тому же другие дети неохотно принимают неумелых в свои игры и команды. Ребёнок начинает чувствовать свою неполноценность и сторонится той деятельности, в которой он может выглядеть смешно в глазах товарищей. Постепенно у таких детей закрепляется ленивое отношение к движениям. Поэтому малоподвижные дети требуют к себе чуткого, внимательного отношения. Следует вызвать интерес к движениям, потребность в них, стимулировать двигательную активность введением интересного упражнения или нового пособия, чаще включать в весёлые подвижные игры. Необходимо помочь каждому ребёнку проявить имеющиеся у него способности, найти наиболее подходящие двигательные действия, игры. Иногда это может быть самое простое движение, но выполнив его, ребёнок приобретает уверенность,у него появляется интерес к наиболее сложным упражнениям: можно предложить действия,не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним, прыгнуть из обруча в обруч и т. д. Взрослый должен серьёзно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми. Особенно нельзя занижать оценку, даже если достижения ребёнка невелики, потому что они требовали определённых волевых усилий. Дети могут замкнуться, уйти от ответственных ролей в игре, сложных для него движений. Необходима справедливая оценка, в которой чётко бы указывалось, что сделано хорошо, а в чём допущена неточность, и одновременно подсказано, как её исправить.

Мотивы активных действий разнообразны.У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности: красивый мяч, обруч, необычная новая игрушка, с которыми можно совершать определённые действия.

Я работаю в старшей возрастной группе. У нас так же имеются дети с разной степенью подвижности. Задача наша – разумно и интересно, плодотворно заполнить часы, свободные от обязательных для всех занятий.

Выполнение упражнений вместе с воспитателем, участие его в играх вызывает у детей интерес к движениям. Мы поощряем игры с мячами, кеглями, мягкими поролоновыми мячиками, кольцебросом, а также побуждаем детейпроявлять творчество: использовать физ. Оборудование не только по его прямому назначению, но и для других видов деятельности. Например, наклонную доску для бега – как горку для прокатывания мяча или прост машинки; шведскую стенку и подвешенные на ней колокольчики не только для лазанья и подпрыгивания, но и для подвижных игр «Обезьянки», «Пожарные», «Кто быстрее до колокольчика?»; ребристую доску – как трап при игре в пароход; султанчики для упражнений на развитие правильного дыхания и для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Неактивные дети с удовольствием двигаются по группе с султанчиками, изображая жар-птиц. И наоборот, модули, которые в основном предназначены для строительных и сюжетных игр, используем для развития навыков перешагивания, перепрыгивания. Всё это способствует целенаправленной, интересной активности.

Большой интерес вызвало появление игрушек необычных, нестандартных. Мы сделали простейшие бильбоке из пластмассовых бутылок с привязанным киндер-яйцом, палочки со шнурами для закручивания на скорость и развития мышц кисти и пальцев; конусы и к ним палочки с шариками для развития глазомера; различные леталочки из цветного дерматина. При эмоционально окрашенных играх и упражнениях проявляется более высокая работоспособность, активность. В процессе необходим живой тон речи воспитателя. Например, утренняя гимнастика проводиться каждый день и иногда надоедает детям. Мы стараемся превратить её в увлекательную игру, в которой они подражают действиям лётчиков, шофёров и т. д.

Читайте также:  Ребенок с тяжелыми пороками в развитии

Большие возможности для реализации проблем с двигательной активностью даёт прогулка. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки. Материал и оборудование на прогулке должны подбираться в зависимости от предшествующей работы в группе. Так, в дни проведения физ. Занятия в зале – на прогулке организуется только 1 подвижная игра и 1 физ. Упражнение. В другие дни – 2 подвижных игры и спортивное упражнение. Для вызывания интереса у малоподвижных детей и целенаправленных движений у детей с высокой степенью подвижности на участок мы выносим разнообразные пособия: мячи, обручи, лошадки, кольцебросы, большие грузовики, коляски для кукол.

Зимой организация подвижной активности сложнее. Мы строим 2 горки разной высоты: для санок и для ледянок; валы для хождения, перелезания в виде рыбы-кита, корзину для метания снежков в виде медузы, для перешагивания – осьминога, лаз – воротца для подлезания; подвешиваем цветные тряпочки – флажки. Детям, которые быстро устают, нравилось рисовать палочкой на снегу, для чего мы сделали снежную поляну. Так же дети с удовольствием играли в «комнате» со снежной мебелью. В строительстве участвовали сами дети, поэтому им было интересно обыгрывать эти постройки, мы старались увлечь детейиграми с элементами соревнований: «Кто быстрее пролезет?», «Кто допрыгнет до осьминога?» и т. д. Чтобы проявился интерес к подвижным играм, предлагали детям выбрать ведущего с помощью считалки или рассказать правила игры. Всё это создавало интерес к играм, движениям.

Вся работа по уравновешиванию степени подвижности детей должна вестись в тесном контакте с родителями. Мы даём консультации, как можно провести выходной день или просто вечернее время дома.Недавно устраивали выставку для родителей на тему: «Игрушки-самоделки, способствующие развитию движений детей». Это помогло родителям пополнить запас физ. Оборудования для занятий дома.

В нашем детском саду ежегодно устраивается конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» и участники выбираются не по физическим данным, а по желанию; недавно проходил «День здоровья» на котором родители вместе с детьми играли в различные игры; также действуют секции «Весёлый мяч» и «Футбол». В результате целенаправленной работы повысилась самостоятельная активность детей, физкультура стала приносить радость. Для воспитателей нашего д/сада я проводила открытый просмотр по организации двигательной активности в группе и вызывания интереса к ней. Все присутствовавшие увидели, как нетрадиционное оборудование увлекает детей, вызывает желание заниматься с ним.

Таким образом, можно и нужно искать пути увеличения двигательной активности детей, её направленности.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ; ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ»435″ ДУБИНКИНА Е. В.

г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

Источник

Развитие двигательной активности у малоподвижных детей.

Кто такой малоподвижный ребенок?

   Дети с низкой двигательной активностью в детском саду составляют примерно четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик — от 3 до 8 тысяч шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления активности меньше, чем у детей средней и высокой степени двигательной активности.

   Их характеризует вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, эти стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений, например, они медленно двигаются за счет скользящего шага вперед — в сторону, движения типа «полуходьбы» (шаг — остановка — полшага — топтание на месте). Они как бы боятся пространства, двигаются неуверенно, его трудно вовлечь в общую подвижную игру, состав движений беден, показатели основных движений и физических качеств чаще всего ниже средних.

   Малая подвижность — фактор риска для развития ребенка. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание должно быть уделено развитию двигательных умений и навыков.  

   Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для них интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что ребята утомятся.        Рекомендации физиологов говорят: дети не устают, если часто меняют движения, темп, амплитуду движения, место выполнения. В этом случае происходит естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, но и наоборот — снимает утомление, активизирует память, мышление и другие психически процессы.

Лучший метод увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка – игра.  

Подбор упражнений для коррекции низкой двигательной активности.

  Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли), вдаль; бег за мячиком; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками; прыжки на двух ногах с зажатым между ним мячом; отбивание от пола (без ловли); отбивание с одновременным подпрыгиванием на двух ногах; в чередовании с хлопками рук; вкатывание на горку, желоб (резким толчком); перебрасывание мяча через гимнастическую скамейку, натянутую веревку.

  Упражнения с обручем: катание обруча вперед и бег за ним; скатывание с горки и бег; прыжки с надетым на носки ног обручем, из обруча в обруч (2 — 3 обруча); бег с надетым на себя обручем («машина»), по дорожке из обручей; с зажатым в руках обручем («руль автомашины»).

   Упражнения со скакалкой: прыжки через скакалку, положенную на пол, со скакалкой; бег вдоль скакалки, разложенной на полу, по дорожке из двух скакалок.

Читайте также:  Сочинения роль игры в развитии ребенка

Игры для малоподвижных детей дошкольного возраста.

«Быстро переложи мяч»

   Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

«Вверх-вниз»

   Дети встают в кружок, у каждого в руках большой мяч. Воспитатель предлагает выполнять действия вместе с ней. Она говорит: «Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх…» — и бросает мяч вверх. Дети повторяют движение. Затем они бегут за мячами, и игра повторяется с другой концовкой: вниз, назад (через голову), между ног, в сторону, в круг.

Игра может проводиться при исходном положении сидя в кругу, в приседе.

«Веселый мяч»

   Воспитатель предлагает детям представить, что они — мячики. Надо выполнять те движения, которые обычно используют в игре с мячом: прыжки, быстрый бег, перекатывание по полу и прочее. В конце игры отмечается, кто из детей придумал больше движений.

Варианты игры: дети выполняют движения в парах: один из них — мяч, другой управляет мячом; движения выполняются синхронно по показу одного из детей; изобразить «ленивый» мяч — быстрый, «не ленивый», тяжелый — легкий, большой — маленький, веселый — грустный.

«Волейбол»

   Мячи подвешиваются на веревке на высоте поднятых рук ребенка. Дети ударяют каждый по своему мячу с силой, чтобы задать большую траекторию движения и мяч перелетел через веревку. Побеждает тот, чей мяч в конце игры окажется ближе к натянутой веревке.

Варианты игры: ударять по мячу только правой (левой) рукой, двумя руками; с одновременным подпрыгиванием; с разбега.

«Где наши детки?»

   Дети сидят на гимнастической скамейке. Воспитатель предлагает им спрятаться и показывает, как это надо сделать. Дети присаживаются на корточки возле скамейки, положив голову на руки, выглядывают. Воспитатель ходит повторяя: «Где же, где же наши детки? Нет наших деток! Где же, где же наши детки? Вот они. Догоню-догоню!» Детки разбегаются, а воспитатель делает вид, что ловит их.

«Два мяча»

   Ребенок повторяет те действия, которые задает мячу: при отбивании мяча — подпрыгивает на двух ногах, когда мяч катится по полу, ребенок перекатывается за мячом (в исходном положении лежа с живота на спину), при бросании вдаль — бежит, при вращении мяча на месте — кружится (юла).

Варианты игры: дети объединяются в пары, тройки; выполняют движения, о которых договариваются заранее; придумывают движения сами.

«Длинная дорожка»

   Выкладываются параллельно дорожки по количеству игроков. Игроки должны преодолеть свою дорожку как можно быстрее: пробежать, пропрыгать, проползти.

   Варианты игры: преодолеть дорожку боком, спиной вперед; придумать свой способ преодоления дорожки; представить себя ветром, вихрем, лошадкой, зайчиком и так далее.

«Догони мяч»

   Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м и на расстоянии 50–60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко.

«Догнать соперника»

   Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

«Догони обруч»

   Дети ставят обруч ободом на пол, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, стараясь, чтобы он не упал.

«Задержи мяч»

   Дети образуют круг, в центре которого стоит водящий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно водящему.

«Заставь мячик бегать»

Дети стоят в шеренге, около носков их ног большой мяч (надувной или резиновый). Воспитатель предлагает подпрыгнуть и толкнуть мяч носками ног, чтобы он «побежал».

«Кто дальше»

    Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

«Кто скорее с мячом»

   Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяча. Ребенок, уронивший мяч, быстро поднимает его и возвращается к старту.

«Машины едут по улице»

   В руках у детей маленькие обручи-рули, на груди — знаки с изображением автомобиля. Они стоят каждый в своем обруче-гараже. На сигнал: «Машины едут по улице» — все бегают по комнате. На сигнал: «В гараж» — все возвращаются на место.

«Мяч — победитель»

   Устанавливается в ряд 2 — 3 одинаковые наклонные доски. По команде дети с силой отталкивают мяч вниз по доске так, чтобы он прокатился как можно дальше, и бегут за ним. Каждый раз отмечается, чей мяч укатился дальше, он — «победитель».

Варианты игры: сбить кеглю мячом; закатить мяч в ворота; толкать мяч по доске снизу вверх.

«Найди пару в кругу»

   Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга — водящий. По первому сигналу воспитателя дети внутреннего круга идут шагом, а наружного — бегут. По второму сигналу воспитателя дети наружного круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу воспитателя также старается найти себе пару из внутреннего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте

«Не давай мяч»

   Играют все дети. Один из них — водящий. Все, кроме водящего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место.

«Не теряй домик»

   На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время воспитатель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На слова воспитателя «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.

«Не урони кольцо»

   Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его воспитателю.

«Не урони мяч»

   У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого — 5-8 м.

«Оттолкни и поймай мяч»

   Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу воспитателя дети меняются местами.

«Перебрось мяч»

   Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.

«Поймай мяч»

   Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.

«Проведи мяч»

   Дети стоят в шеренгу у стартовой черты. У каждого в ногах мяч. По сигналу воспитателя дети ведут мяч ногами, продвигаясь вперед к финишной линии. Достигнув ее, быстро разворачиваются и ведут мяч обратно.

«Прогулка в карете»

   Один из детей изображает лошадку — на него надевают обруч, второй — возница, он держится за обруч сзади. Обруч — карета. Двое-трое детей встают в обруч и указывают, как ехать (быстро, медленно), куда, назначают остановки.

Варианты игры: запрягается двойка-тройка «лошадей», рядом бежит «жеребенок»; в маршрут включается передвижение по мостику, «опасный» участок дороги; вместо обруча можно использовать вожжи с бубенцами, гимнастические палки, скакалку.

«Скорее в обруч»

   На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегают вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» – впрыгивают в него и приседают.

«Спрячемся в домик»

   На полу раскладывают 3 — 4 обруча на расстоянии 50-60 см. В каждом — большой мяч (надувной или резиновый). Воспитатель подзывает к себе детей по количеству обручей: «У всех есть домики — у Коли, Иры… Все вошли в свои домики, сели, отдохнули. (Дети садятся на мячи.) Выглянуло солнышко, дети побежали гулять вокруг своих домиков. (Дети бегают вокруг своих обручей.) Спряталось солнышко. Спрятались в домик детки».

В игре даются разные задания: попрыгали возле домиков, поменялись домиками, стали вдвоем жить. В домиках могут жить зайчики, мышки и так далее. Можно построить большой дом — обручи разложить по кругу.

«Собери колечки»

   Воспитатель собирает вокруг себя 7 — 10 детей, показывает им разноцветные колечки на палочке: «Красивые колечки!» — и тут же поднимает их над головами ребят: «Достаньте колечки». Дети тянутся к ним, воспитатель говорит: «Я подкину колечки высоко-высоко, разлетятся они далеко-далеко, а детки побегут и колечки принесут». После этих слов воспитатель подкидывает колечки вверх. Дети бегут за ними, ловят и нанизывают на палочку.

«Схвати шнур»

   Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегут по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.

«Ударь мяч и догони»

   Дети ударяют по мячу ногой, бегом догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место. 

«Удочка»

   Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры.

«Юла»

   Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его.

Источник