Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь
Алсу Галеева
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности
Автор: Галеева А. Р старший воспитатель МАДОУ № 234 Московского района г. Казани
Эмоциональное благополучие ребенка – важный элемент в развитии полноценной личности.
Все мы – родители и воспитатели, психологи и педагоги – люди с эмоциями и чувствами, поэтому как в работе, так и в воспитании детей мы не можем полностью избежать ошибок, сомнений временных неудач. Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в современном обществе, в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими детьми. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, первую очередь близкими ему людьми. Родители являются первой общественной средой ребенка. Их личности играют важную роль в жизни каждого человека. К большому сожалению, мы нередко констатируем проявление бедности чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина в том, что в самом раннем детстве эти уже давно ставшие взрослыми люди не получили необходимый эмоциональный импульс и их чувства стали развиваться искаженно.
Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию обеспечения безопасности эмоционального и психологического мира ребенка, становится источником и гарантией благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. К сожалению родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Важно чтобы у малыша не возникали отрицательные эмоции в связи с постоянными запретами, взрослый создает для него такую среду, где малыш может найти для себя интересное и безопасное занятие, получая от этого эмоционально положительный заряд. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяют ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять творчество и фантазию.
Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования классиков и современных специалистов, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни. Ребенок стремится заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители должны увидеть эти особенности и представить ребенку возможность отвечать за себя. Они могут обсудить с ребенком его поведение, помочь «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не должны заставлять слепо им подчиняться или тотально контролировать его действия. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять.
А. В. Запорожец рассматривал эмоцию как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом, он считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально насыщенных образов. Длительные отрицательные эмоции пагубно влияют на организм ребенка. Дети способны отвлекаться, забывая о своих минутных переживаниях. Помогает при этом переключение их зрительного или слухового внимания,например предложение не совсем привычной игры: пускать в тазу лодочки, а главное ласковое обращение, понимание взрослым ситуации. На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. Современная жизнь, особенно в городе приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Но многие взрослые, сетуют на то что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов которыми они внедряются.
Каким же должен быть правильный подход к развитию и укреплению эмоционального здоровья ребенка? Для этого необходимо прежде всего исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуаций вызывающих страх, испуг, агрессию. Завышать или занижать требования к ребенку. Необходимо поощрять познавательную активность дошкольника, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, и при этом не забывать о доброжелательном и спокойном тоне обращения к нему. Не лишать его возможности экспериментировать и овладевать умениями необходимыми для дальнейшего его развития.
Список литературы:
Волосова Е. «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни», М.:- «Просвещение», 1991г.
Семенова Л. «Основные потребности дошкольника»,
М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008г.
Ежкова Н. «Эмоциональныйкомпонент образования: проектирование содержания» М.: — ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.
Источник
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!
Например, радость. А рядом с ней:
Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник
Консультация педагога-психолога для педагогов в ДОУ.
ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».
Цель: Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих психологических условий.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируются способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – они начинают ходить в детский сад, переживают кризисные моменты трех и семи лет в период дошкольного детства. Очень часто возникают вопросы, что делать если:
- Ребенок со всеми дерется
- Отказывается читать стихотворение на утренниках, участвовать в развивающих играх.
- Не играет со сверстниками на детской площадке
- Не может устоять со сверстниками и пяти минут.
Список подобных вопросов расширяется, и решение подобных проблем ложиться на плечи воспитателей. Очень важно создать максимальные условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка в повседневной деятельности. Взрослым важно научить ребенка не подавлять, а контролировать себя; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
В повседневной работе с детьми педагог может использовать следующие материалы | |
для психологической разгрузки | Уголок для уединения (шатер, палатка) мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. | Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, Эти материалы помогут детям выразить свое агрессивное состояние и избежать конфликта со сверстниками. |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции. | Цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, волшебная палочка, башмачки). Игры с песком, водой, крупами, пуговицами, мешочки настроений, коробочка добрых дел. |
Обучение детей бесконфликтному поведению с помощью эмоционально развивающих игр | В мире эмоции, эмоции, настольные дидактические игры: что такое хорошо? Что такое плохо «коврик дружбы» Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры. Оборудование: Коврик, на который садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки. Ход: поссорившиеся дети садятся на коврик надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки. « коробочка примирения», Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры Оборудование: яркая коробка с дырками Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки. «доска настроений» Ход игры: На одной из игр познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе». Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна. |
Преодоление застенчивости, тревожности, снятия напряжения | Подиум, медали,« сонные игрушки» Цели: Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности. Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения. «Передай по кругу» Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать по кругу огромный арбуз. Ой, посмотрите у меня в руках непослушный маленький котенок. Что это? Ко мне в руки попало что-то непонятное, похожее на глину. Передаем ее по кругу. После этой глины руки у нас очень грязные, но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде А теперь давайте побалуемся, наберем в руки воды и побрызгаемся друг на друга. А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада. |
Обучение детей навыкам сотрудничества | Рисование «Наше настроение» |
Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.
«Игры с клубочками»
Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.
Оборудование: клубочки плотных ниток.
Ход игры: Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему волшебные нитки, всякий раз, если почувствует, что он огорчен, устал или завелся.
Вариант 2.
Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д. Когда песенка заканчивается воспитатель и дети соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут также крепко дружить. В заключении можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
«Мешочки настроений»
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: Два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, веселья, улыбок. Второй мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры: Выяснив у детей плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают свое плохое настроение, злость, обиду в мешочек с плохим настроением завязывают его. Потом развязывают мешок с хорошим настроением и берут от туда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.
«Подушки примирения»
Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.
Оборудование: Подушки на которые садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки.
Ход: поссорившиеся дети садятся на подушки надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки.
«Коробочка примирения»
Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры
Оборудование: яркая коробка с дырками
Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.
«Коробочка добрых дел»
Цель: Научить чуткому доброжелательному отношению к сверстникам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям.
Предварительная работа: чтение произведений, беседы на тему доброты и отзывчивости, рассказы –загадки о добрых и плохих поступках.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и полезные дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда заканчивается неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше.
Игра с « сонными игрушками»
Цели : Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.
Игра «доска настроений»
Цель: Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделить детей которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Оборудование: доска с набором картинок изображающих настроение людей (радостное, нейтральное, грустное, незаконченная картинка), которыми воспитанники могут пользоваться в детском саду. Фотографии всех детей группы.
Ход игры: На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».
Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.
Источник