Длительное кормление и развитие ребенка
На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.
Что мы понимаем под общением?
Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.
Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).
Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.
Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности
Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.
Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.
Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!
Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?
Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!
Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.
Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно
Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!
Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.
Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!
Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.
В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.
Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник
Почему современные гинекологи не советуют родившим женщинам кормить грудью более 1-1,5 года? В каких случаях длительное грудное вскармливание, наоборот, показано матерям? Зачем малышу и молоко, и прикорм? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог Юрий Булат.
Юрий Булат,
врач акушер-гинеколог 4 женской консультации 1 городской клинической больницы Минска
Чрезмерное кормление грудью может быть опасно для женского здоровья
— То, чему учили нас 25 лет назад, отличается от того, с чем встречаешься в практике сейчас. Раньше был всего 21 пункт риска рака молочной железы. Сейчас их 80.
Ранее к основным факторам риска развития опухоли молочной железы относили несколько. Например, ситуация, когда женщина не рожала и не кормила грудью вообще. Когда рожала впервые позже 30 лет и когда кормила грудью длительно. Сейчас, в литературе нет пункта «длительное кормление грудью может вызвать рак молочной железы». Однако это не значит, что проблем со здоровьем при чрезмерном кормлении у матерей не будет.
— У меня на участке есть пациентка. Она уже родила двоих и каждого кормила грудью по 2,5 года. По сути, в общем и целом 5 лет. Уже в то время она наблюдалась с диагнозом «остеопороз». Недавно забеременела и пришла ко мне в третий раз. Женщина заинтересована в ребенке. Родила. Я ей объясняю, что третьего малыша лучше не кормить грудью так долго. Мол, остеопороз будет прогрессировать. Она не слушает, продолжает его кормить уже 1,5 года, сама при этом еле ходит. Женщины, иногда стоит слушать врачей, они плохого не советуют!
Возможно, такое чрезмерное желание кормить грудью обусловлено тем, что это относительно дешево. Возможно тем, что подобную модель поведения активно продвигают педиатры.
Поэтому если проблем нет, молодые матери чаще всего кормят. К гинекологам они приходят, если вдруг сталкиваются с трудностями.
Радует, что большинство матерей сознательно выбирает грудное вскармливание
— Мы, гинекологи, помогаем молодым матерям решать проблемы. Например, недавно на приеме у меня была женщина, которая, несмотря на вопросы, хотела кормить грудью. Она пять раз прекращала лактацию, затем возобновляла. Человек был заинтересован. Вместе с ней мы боролись с воспалением и другими трудностями, и она безопасно для малыша продолжала кормить его. Радует, что большинство молодых матерей сознательно выбирает грудное вскармливание, но лишь в первый год жизни ребенка.
Ведь противопоказаний, по большому счету, два: от инфекционистов (при наличии ВИЧ) и онкологов. Хотя иногда встречаются женщины, которые вроде бы и здоровы, но генетически у них мало молока.
Врач продолжает, что сегодня острее стоит проблема, когда приходят кормящие и уже вновь беременные женщины.
— Для нас, врачей-гинекологов, важно сохранить здоровье женщины, поэтому объясняем, что незапланированная беременность в период кормления грудью нежелательна. К сожалению, уже нередко встречаются случаи, когда приходят беременные спустя три месяца после кесарева сечения. В таких случаях мы взвешиваем все риски и часто приходим к тому, что рожать менее опасно, чем делать аборт. Такая беременность всегда сопровождается осложнениями, но работаем с женщиной сообща.
Во всем должна быть мера и в кормлении грудью также
Врач уверен: во всем главное — соблюдать меру. Кормление грудью не исключение. Желательно делать это не более года-полутора после рождения ребенка. Причем такое поведение матери будет полезно и малышу. Ведь с полугода педиатры уже советуют вводить ребенку докорм. Женщине важно не затягивать с его введением.
Схема здесь простая. Например, в 6 месяцев малыш берет грудь 6 раз в день. Далее мама вместо одного из кормлений предлагает ему докорм (согласовывая это с педиатром), месяц за месяцем заменяя грудное вскармливание. Таким образом, через год после рождения малыш постепенно переходит на обычную еду. И это нормально. По медицинским нормам, в 8 месяцев ребенок должен уметь глотать твердую пищу, затем со временем у него появляются зубы, и он становится уже почти самостоятельным.
Этот факт подтверждают и аллергологи. Считается, если не вводить прикорм с 6 месяцев, становится выше риск развития аллергий у малыша. Стоматологи говорят, что без своевременного докорма у ребенка может быть нарушен прикус. Гинекологи думают, что длительное кормление приводит женщин к остеопорозам.
Матери также не нужно забывать о хорошем питании и дополнительных витаминах и микроэлементах.
— К сожалению, ко мне иногда приходят женщины с синяками на груди. Ребенок кусается. Это тоже нехорошо для женщины. Поэтому я всегда объясняю пациенткам: появились зубки у малыша — пусть кушает сам.
При этом врач говорит, что он ни в коем случае не отрицает пользу грудного молока для младенца. В нем больше нужного малышу белка, иммуноглобулина, жиров. Но это необходимо ребенку лишь в первые месяцы жизни. Затем полезные вещества необходимо получать и из докорма.
— Многие молодые матери боятся инфекций для малыша и того, что иммунитет ребенка будет низким. Однако здесь важно учитывать, что к 1 году у ребенка иммунитет уже сформирован, далее до 7 лет он просто развивается, формируется окончательно. Если продолжать кормить и после года (то есть постоянно защищать от инфекций), то малыш, условно говоря, не переболеет в детстве тем, чем нужно. Соответственно, будет страдать детскими инфекциями во взрослом возрасте. Это значительно хуже для организма. И каков выход, кормить ребенка грудью до 7 лет? Нет.
— А может ли быть вредным для женского организма полный отказ от грудного вскармливания после рождения малыша?
— Да, безусловно. Мы стараемся объяснить женщинам, что кормить нужно минимум 3-4 месяца. Стараемся дать такую возможность даже тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. У нас в отделении, например, наблюдаются женщины с недавно выявленными и прооперированными раками щитовидной железы. И даже они под чутким присмотром врачей аккуратно кормят малыша грудью, чтобы дать нужные иммуноглобулины ребенку и не испортить здоровье в будущем себе.
Врач говорит, что сегодня (в случае, если ребенок не берет грудь или матери нужно пролечиться) есть возможность заморозить грудное молоко и накормить малыша потом. Раньше таких шансов не было.
— Не кормят грудью только в случаях, о которых я говорил выше, или если малыш родился недоношенным (до 34 недель). Всем остальным родившим женщинам нужно кормить. Ведь, по медицинской статистике, у тех, кто этого не делает, резко возрастает риск развития рака молочной железы в будущем. Повторю, все хорошо в меру.
Врач объясняет: длительное кормление грудью также иногда рекомендуется женщинам. Однако, как правило, тем, у кого есть проблемы гормонального характера и, соответственно, заболевания женской половой сферы (миома, эндометриоз, некоторые воспалительные заболевания). Эти вопросы обсуждаются с каждой женщиной индивидуально, и только потом рекомендуется то или иное поведение.
Фото: Дмитрий Рыщук
Читайте также:
Женский доктор Константин Агабеков: «Акушерство и гинекология — мужская работа, тяжелый физический и эмоциональный труд
То вверх, то вниз! Врач рассказывает о признаках гормонального дисбаланса
«Вирус папилломы человека — это не всегда рак в будущем». Гинеколог о тонкостях заболевания
Источник