Длина туловища ребенка 1 год
Пропорции детского тела
Для суждения о правильности развития ребенка большое значение имеет оценка пропорций детского тела.
Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних
конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота головы — только в 2 раза.
Наглядное представление о возрастных особенностях пропорций детского тела дает рис. 1, хотя он составлен несколько схематично, а потому и не безупречно точен.
Рис. 1. Пропорции детского тела в различных возрастах
Высота головы у новорожденного составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у 2-летнего ребенка — 1/5, у 6-летнего — 1/6, у 12-летнего — 1/7 и, наконец, у
взрослого — 1/8.
Окружность головы при рождении ребенка равна в среднем 35 см; она увеличивается особенно интенсивно в течение первых месяцев жизни, к концу года достигает 46 см, к
6 годам — 50,5-51 см, а за все последующие годы увеличивается лишь на 5-6 см. У девочек окружность головы несколько меньше, чем у мальчиков.
Для плода и отчасти для новорожденного характерно некоторое относительное недоразвитие лицевой части черепа по сравнению с хорошо развитой черепной (рис. 2).
Отчетливо выдающийся лобно-носовой валик и некоторое недоразвитие нижней челюсти характерны для лица новорожденного.
Рис. 2. Конфигурация черепа в различных возрастах
Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки.
Окружность грудной клетки у новорожденного в среднем равняется 33-35 см; она интенсивно растет в течение 1-го года жизни, более или менее равномерно увеличивается в
раннем и дошкольном возрасте, а в период полового созревания интенсивность увеличения окружности груди снова заметно усиливается. К концу 1-го года жизни окружность
груди достигает приблизительно 48 см, к 5 годам — 55 см, к 10 годам — 63 и к 14-15 годам — 75-78 см.
Окружность груди у мальчиков всех возрастов больше, чем у девочек, и только в пубертатном периоде мальчики в этом отношении отстают от девочек.
Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему; уже в течение 1-го года жизни, даже у детей,
слабых при рождении, поперечный диаметр начинает превалировать над передне-задним: первый удваивается к 6 годам, второй — лишь к 14-15 годам.
У новорожденного окружность груди превышает полурост на 8-10 см, к 2-2,5 годам эта разница (индекс Эрисмана) достигает 12-13 см, потом начинает снижаться, и в
возрасте 6-8 лет или несколько позже окружность груди равна половине длины тела. В препубертатный период и в первые годы пубертатного периода окружность груди отстает
на несколько сантиметров от полуроста, а после окончания полового созревания снова доминирует над ним. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже окружность груди
его становится равной полуросту и тем раньше снова начинает над ним превалировать.
У доношенного новорожденного ребенка окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы. У очень крепких новорожденных — они равны, и сравнительно очень редко
окружность груди превышает окружность головы. Уже в течение первого полугодия 1-го года жизни окружность головы сравнивается с окружностью груди, а в последующие годы
окружность последней превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку.
Длина туловища относительно велика у новорожденных (около 45% длины тела), затем относительные его размеры постепенно уменьшаются до пубертатного
периода (около 38% длины тела) и снова несколько увеличиваются к концу его, что объясняется более ранним окончанием роста конечностей.
Рост сидя у новорожденных составляет около 34 см, к концу 1-го года жизни — около 47 см, к 6 годам достигает приблизительно 60 см, к 10 годам — 70 см и к 15 годам —
82-84 см.
Окружность живота — величина индивидуально крайне изменчивая, и абсолютные размеры ее сравнительно мало характеризуют морфологические особенности ребенка. У детей
без патологических явлений со стороны грудной клетки и брюшной полости окружность живота должна быть несколько меньше окружности груди. Для размеров живота имеют
большое значение диететика, режимные моменты, тонус мышц, рахит и т.д.
Для оценки своеобразия морфологических особенностей детского тела большое значение имеет знание возрастных особенностей роста верхних и нижних конечностей.
Длина ног и рук у новорожденного несколько превышает 1/3 длины тела, тогда как у взрослых длина ног приблизительно равна 1/2 роста, а длина рук составляет около 45%
длины тела. Конечности растут у детей быстрее туловища, но и рост их заканчивается несколько раньше. Из этого видно (см. рис. 1), что ребенок коротконог, и это выражено
тем сильнее, чем он моложе.
В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У эмбриона раннего периода
развития эта точка приходится у подбородка, у недоношенного ребенка — над пупком, у доношенного новорожденного — почти на пупке, а затем, опускаясь постепенно ниже
пупка, в возрасте около 6 лет оказывается уже на середине между пупком и симфизом, а у взрослого — на симфизе.
У детей раннего и дошкольного возрастов имеется постоянное соотношение между периметрами конечностей и грудной клетки: утроенная окружность плеча равна окружности
груди; сумма окружностей бедра и голени равняется утроенной окружности плеча и окружности груди. Наличие этих соотношений указывает на нормальную упитанность ребенка и
на правильное развитие у него мышечного аппарата.
Виртуальные консультации
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся!
Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.
Подробнее см. Правила форума
Последние сообщения
Реальные консультации
Реальный консультативный прием ограничен.
Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.
Заметки на полях
Нажми на картинку —
узнай подробности!
Новости сайта
Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи!
Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на
нашем форуме
05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная
HTML-версия МКБ-10 — Международной классификации болезней, 10-я редакция.
Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через
раздел форума «Компас здоровья» — Библиотека сайта «Островок здоровья»
Источник
Длина тела в различные периоды детства
Длина тела (рост) доношенного новорожденного в среднем колеблется от 48 до 52 см; длина тела у девочек, как правило, меньше, чем у мальчиков.
В единичных случаях первоначальный рост доношенного ребенка может значительно уклоняться от указанных размеров.
В течение первых дней жизни длина тела ребенка даже несколько уменьшается, так как выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов, и исчезает
родовая опухоль. Дальнейшее нарастание длины тела у детей подвержено широким индивидуальным колебаниям и в различные периоды детства происходит неравномерно.
Наибольшая интенсивность роста отмечается в грудном возрасте, особенно в течение первой и второй четверти 1-го года жизни; во втором полугодии энергия роста
значительно падает.
Длина тела за 1-й год жизни увеличивается на 20-25 см; в первой четверти года месячная прибавка роста равна приблизительно 3 см, во второй четверти — 2,5 см; в
течение третьей четверти года прибавляется около 1,5 см и, наконец, в последней — около 1 см (табл. 1) в месяц.
Таблица 1. Длина тела (рост) ребенка 1-го года жизни
(по А. Б. Ставицкой, А. И. Титовой и Н. В. Федоровой; Ярославль, 1964 г.)
Пол | Рост новорожденного в см | Рост в см к концу месяца | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
Мальчики | 49-52 | 54,7 | 58,2 | 61,3 | 63,6 | 66,1 | 67,2 | 69,3 | 70,6 | 71,9 | 72,5 | 73,8 | 75,3 |
Девочки | 48-51 | 53,7 | 56,5 | 59,9 | 62,1 | 64,6 | 65,9 | 66,6 | 68,7 | 69,5 | 71,0 | 72,3 | 73,8 |
После 1 года жизни энергия нарастания длины тела у ребенка значительно ослабевает и лишь временами снова несколько усиливается. К 2 годам длина тела ребенка
достигает 82-83 см, к 3 годам — 90-91 см. В дальнейшем средняя годовая прибавка роста равна приблизительно 5 см.
В период полового созревания активность нарастания длины тела снова несколько увеличивается.
Первоначальная длина тела новорожденного удваивается к 4,5 годам и утраивается к 14-15 годам (табл. 2).
Таблица 2. Средняя длина тела детей от I года до 15 лет
(по данным разных авторов)
Возраст | Длина тела в см | Возраст | Длина тела в см | Возраст | Длина тела в см |
1 год | 74 | 6 лет | 114 | 11 лет | 140 |
2 года | 85 | 7 лет | 119 | 12 лет | 145 |
3 года | 93 | 8 лет | 125 | 13 лет | 150 |
4 года | 100 | 9 лет | 129 | 14 лет | 157 |
5 лет | 106 | 10 лет | 135 | 15 лет | 160 |
Ориентировочно длину ребенка (в см) в возрасте старше 1 года можно определить по следующей формуле:
Рост ребенка = 75 + (5 X на число лет),
т.е. необходимо среднюю ежегодную прибавку роста (5 см) умножить на число лет и полученное произведение прибавить к длине тела годовалого ребенка (75 см).
С окончанием периода полового созревания, а иногда несколько позже (у девушек приблизительно с 18 лет, у мужчин — с 25 лет) рост совсем прекращается.
Энергия роста тела в длину различна в разное время года: рост наиболее интенсивен весной и ранним летом, слабее всего — поздним летом и ранней осенью; на зиму
приходятся средние прибавки длины тела. На процессы роста также отражаются социально-бытовые условия жизни, питание, условия воспитания, физическая и психическая
нагрузка.
Рис. 3. Кривые веса и длины тела мальчиков (синяя линия) и девочек (розовая линия).
Виртуальные консультации
На нашем форуме вы можете задать вопросы о проблемах своего здоровья, получить
поддержку и бесплатную профессиональную рекомендацию специалиста, найти новых знакомых и
поговорить на волнующие вас темы. Это позволит вам сделать собственный выбор на основании
полученных фактов.
Обратите внимание! Диагностика и лечение виртуально не проводятся!
Обсуждаются только возможные пути сохранения вашего здоровья.
Подробнее см. Правила форума
Последние сообщения
Реальные консультации
Реальный консультативный прием ограничен.
Ранее обращавшиеся пациенты могут найти меня по известным им реквизитам.
Заметки на полях
Нажми на картинку —
узнай подробности!
Новости сайта
Ссылки на внешние страницы
20.05.12
Уважаемые пользователи!
Просьба сообщать о неработающих ссылках на внешние страницы, включая ссылки, не выводящие прямо на нужный материал,
запрашивающие оплату, требующие личные данные и т.д. Для оперативности вы можете сделать это через форму отзыва, размещенную на каждой странице.
Ссылки будут заменены на рабочие или удалены.
Тема от 05.09.08 актуальна!
Остался неоцифрованным 3-й том МКБ. Желающие оказать помощь могут заявить об этом на
нашем форуме
05.09.08
В настоящее время на сайте готовится полная
HTML-версия МКБ-10 — Международной классификации болезней, 10-я редакция.
Желающие принять участие могут заявить об этом на нашем форуме
25.04.08
Уведомления об изменениях на сайте можно получить через
раздел форума «Компас здоровья» — Библиотека сайта «Островок здоровья»
Источник
Вчера мы с вами говорили о законах роста и особенностях его оценки, возможных причинах, влияющих на рост и необходимости самим родителям следить за тем, как малыш растет, и отмечать все происходящие изменения. Сегодня поговорим еще о некоторых нюансах роста и развития детей. И начнем с вопроса, а как вы измеряете своих детей? Вы думаете, вы правильно это делаете? Давайте обсудим, как действительно правильно измерить и оценить рост и вес детей.
Методики измерения ребенка.
Начнем с правильного определение роста малыша. Прежде всего, для тех детей, которые пока не могут стоять, используется обычная портновская сантиметровая лента (или жесткий портняжный метр), само же измерение проводится на столе или пеленальном столике, желательно, плотно придвинутом к стене. Перед измерением роста, ленту разматывают и фиксируют по краю стола, от стороны головки будет ноль, к ножкам идет увеличение цифр. Затем малыша укладывают на стол, предварительно подстелив пеленку, макушку прижмите к стене или бортику пеленальника, к нулевой точке. Постарайтесь, чтобы малыш лежал на спине и был спокоен (хорошо, если он уже накормлен и выспался). Пусть папа или кто-то из помощников держит головку, прижимая ее макушкой к стене или бортику, вы же распрямите ножки в коленях, чтобы они коснулись стола, и ладонью или линейкой, приставленной к пяточкам, определите точку, по которой будет зафиксирован рост. Не бойтесь разгибать ножку в колене полностью – это не больно и не опасно. После фиксации точки малыша можно отпускать и замерить рост в сантиметрах.
Если ребенок постарше, уже ходит, можно измерять его рост особыми приспособлениями – ростомерами. Они продаются в магазинах, даются в детских поликлиниках в качестве рекламы витаминов и т.д. У них отсчет обычно начинается от 60 см, крепится ростомер на стене, на расстоянии 60 см от пола по нижней точке и вверх. На самом ростомере можно делать пометки по датам измерения, а если детей несколько – отмечать для каждого возраст и имя. Ребенка измеряют босиком, ноги должны быть плотно придвинуты пятками к стене, и находиться в статичном положении – «пятки и носки вместе». Ребенок прислоняется к стене затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Области плеч и проекции слуховых проходов должны находиться на одной линии. Вверху линейкой фиксируют точку по макушке — это и будет рост ребенка. Отметьте точку, дату и возраст ребенка.
Определение массы тела.
Еще одним важным показателем здоровья являются прибавки веса детей. Сегодня массу тела малыша-грудничка не сложно измерить даже в домашних условиях, вполне доступны электронные весы недорогих моделей. Но делать это дома не рекомендуется, особенно в период становления грудного вскармливания – постоянные измерения прибавок только сбивают с толку и нервируют. Но если решили взвешиваться, делать это нужно правильно, так как для малыша раннего возраста даже 50-100 граммов погрешности – это весомо.
Ребенка измеряют утром, натощак, после того, как он пописает и покакает. На чашу весов кладут пеленку и выводят весы на ноль, чтобы не учитывать вес пеленки. Необходимо, чтобы ребенок располагался по центру чаши и не колебал их. Если это совсем крошка, его измеряют лежа, с полугода детей можно измерять сидя. Примерно с года детей вполне допустимо измерять на напольных электронных весах. Детей первого года жизни измеряют раз в месяц, в день их рождения, детей старше года измеряют раз в квартал, после двух лет – раз в полугодие. Взвешивать детей чаще можно только по особым указаниям врача, частые измерения веса только пугают родителей, ребенок набирает вес и растет скачками – поэтому, измерения могут ввести вас в заблуждение о недостаточности грудного молока или смеси, о наличии мнимых болезней и патологий.
Измерим грудь и головку.
В первый год жизни важно следить за пропорциональностью и гармоничностью развития, и с этой целью измеряют грудь и головку – окружности их и сравнивают между собой. В период новорожденности окружность головы является преобладающей, голова у малыша самая большая, по мере роста и развития примерно к полугоду окружности головы и груди постепенно уравниваются. По динамике прибавки окружностей можно судить о состоянии здоровья малыша, о возможных неврологических проблемах и т.д. Но чтобы оценить правильно динамику, нужно еще и измерить правильно все окружности. Зачастую в поликлинике в спешке патронажные сестры меряют окружности небрежно – из-за этого возникает путаница.
Чтобы измерить окружность груди, необходимо взять обычную мягкую сантиметровую ленту. Лента накладывается на спине под нижними уголками лопаток при приподнятых ручках. Затем ленту сводят к груди, ручки опускают, а концы ленты соединяют по линии сосков при спокойном дыхании. У детей постарше измерения проводят так же, но результат фиксируют на вдохе и выдохе, так как разница показывает экскурсии грудной клетки. У девочек с выраженными молочными железами ленту накладывают выше линии железы, в месте прикрепления железы к грудной клетке.
Важно также измерить окружность головы, его проводят у ребенка в спокойном состоянии, накладывая ленту сзади головы в области затылочных бугров, спереди ленту ведут по зоне надбровных дуг, соединяют концы ленты на лбу и фиксируют результаты. Детям до года измерения проводятся ежемесячно, фиксируется прибавка окружностей головы и груди в сантиметрах, отмечается динамика прироста и разница между головой и грудью. После года измерения проводят раз в три месяца, с двух лет – раз в полгода.
Пропорциональность роста и развития.
Вы, наверное, замечали, что дети в течение жизни растут неравномерно, и иногда, в определенные периоды жизни, они имеют диспропорциональность тела – в раннем детстве голова на фоне всего тела кажется очень большой, особенно сразу после рождения. Но по мере роста многие пропорции выравниваются, потому как:
— размеры головы к взрослому возрасту увеличиваются вдвое;
— длина туловища – в три раза;
— длина ног увеличивается в пять раз, а длина рук – в четыре раза.
Таким образом ребенок в большей части вырастает за счет ног, в меньшей степени за счет роста тела. Все это в комбинации и определяет его взрослую фигуру в дальнейшем. Пропорции тела должны меняться, так как если бы во взрослом состоянии остались пропорции ребенка – это бы было ужасно, коротышка с огромной головой и кривыми конечностями во взрослой жизни смотрелся бы дико, а вот в детстве – это вполне уместно. У новорожденных голова должна занимать не менее четверти длины всего тела, в то время как для взрослых голова должна занимать только одну десятую часть. Если разделить тело мысленно пополам, срединная линия у детей проходит примерно по пупку, в то время как у взрослых это приходится примерно на уровень лобка.
Зачем надо знать пропорции тела и отношение частей тела друг к другу? Прежде всего, в случае обнаружения детей (подкидыши, потерявшиеся и т.д.), чтобы примерно определить их возраст. Кроме того, при некоторых заболеваниях возникает необходимость определения биологического возраста и соответствие его паспортному, нет ли отставаний или ускорений. По биологическому возрасту и физической зрелости в возрасте 6-7 лет родители и доктор совместно могут решить пора ли отдавать ребенка в школу и будет ли для него посильной нагрузка.
В определении готовности к школе есть очень доступный и простой тест (филиппинский) на готовность головного мозга, который зависит также от роста и пропорциональности конечностей. Ребенка просят достать рукой мочку противоположного уха, дотягиваясь рукой через макушку головы. При этом голову наклонять нельзя. Если ребенок достает до мочки уха – можно подумать о школе, если не достает – пока ему еще рано. Кроме того, дополнением случит и смена зубов с молочного прикуса на постоянный: если к планируемому походу в школу нет ни одного постоянного зуба, лучше отложить школу на годик. В условиях отрицательного филиппинского теста и отсутствия смены прикуса нагрузка может быть непосильной.
Рост тела и его пропорциональность во многом зависят от географической зоны проживания и климата, чем дольше период тепла и солнца в регионе, тем выше в данной местности люди, так как активация роста происходит под действием тепла и солнечной инсоляции. В высокогорной местности и в условиях холода рост людей закономерно ниже. Также замечено, что европейцы имеют более высокий рост и длинные конечности по сравнению с азиатами, это также обусловлено генетически.
Внутренние органы детей также растут неравномерно – быстрее всех вырастает мозг, его масса и размер к пяти-шести годам жизни достигает практически взрослых размеров и далее растет очень незначительно. Активнее всего растет иммунная система и система лимфоузлов – с возраста 2-3 лет к школьному возрасту она вырастает на 250%. Поэтому в этот период могут выявляться гипертрофия аденоидов и миндалин, увеличение лимфоузлов. Этого не нужно пугаться и удалять эти органы, ели они не беспокоят.
Психомоторное развитие ребенка — оценим? https://www.stranamam.ru/article/6048465/
Оценим развитие малыша. Рост. https://www.stranamam.ru/article/6035407/
Источник