Дизартрия у ребенка 4 года что это

Дизартрия у ребенка 4 года что это thumbnail

Ноябрь 28, 2016

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту. Некоторые речевые дефекты связаны с проблемами в психическом развитии, но они составляют небольшую долю от общего количества дефектов. Большинство же малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия. О том, как она проявляется ребенка, и как ее лечить.

Определение дизартрии

Чтобы начать изучать проблему, нужно знать ее определение. Дизартрией называется такой вид речевого нарушения, при котором у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка. Причины дизартрии связаны с наследственностью и нарушениями во время внутриутробного развития плода:

  • Токсикоз матери во время беременности;
  • Резус-конфликт матери и ребенка;
  • Осложнения во время родов;
  • Асфиксия;
  • Гипоксия;
  • Недоношенность и т.д.

Помимо этого, отклонение развивается на фоне заболеваний, которые были перенесены ребенком уже после рождения:

  • Желтуха;
  • Гидроцефалит;
  • Менингит и другие воспаления головного мозга;
  • Отравление организма;
  • Отек головного мозга;
  • Травмы головы.

Когда родители начинают замечать, что у ребенка существуют проблемы с речью, они начинают искать причины во внешних заболеваниях и в себе, так как они считают, что не смогли защитить ребенка от этого. Но надо помнить, что данное заболевание может возникнуть и по независящим от них причинам. Если она появляется во время внутриутробного развития, ни один врач не сможет ее предугадать. Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к врачу, когда болезнь обнаружится.

Виды дизартрии

Различают несколько степеней дизартрии:

  • 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
  • 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
  • 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
  • 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.

3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.

Стертая дизартрия

Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо. Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.

Выявление дизартрии

Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:

  • Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Расслабленность губ и языка;
  • Искажение звуков;
  • «Носовая» речь;
  • Тихий голос.

Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки. При легкой форме дизартрии и регулярных занятиях речь восстанавливается полностью в короткие сроки. При тяжелых формах полное выздоровление обычно невозможно, а лечебные мероприятия направлены на смягчение симптомов.

Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь  становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.

Читайте также:  Отметить день рождения ребенка в москве 4 года с анимацией

Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.

Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.

Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития. Дополнительно, если позволяет возраст ребенка, логопед оценивает письменную речь ребенка. Для этого он предлагает прочитать текст, списать текст с источника и записать его под диктовку.

Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций. Полезны для  речевых центров головного мозга и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и другая ручная работа.

Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов. Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения. Если же ребенок произносит звуки в целом правильно, но путает порядок слов или не понимает их смысл, проводится соответствующая работа для коррекции лексического и грамматического строя речи.

Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе. Большую роль в этом должны играть сами родители ребенка, которые обязаны регулярно посещать специалистов для выявления возможных патологий развития на ранних стадиях (причем это относится ко всем специалистам, а не только к логопеду).

Легкая форма дизартрии при вовремя начатом лечении устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях. Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только логопеда, но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах. Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.

Если у вас возникла потребность в консультации профессионального логопеда, мы с удовольствием Вам поможем, проведем диагностику, составим индивидуальную программу и дадим рекомендации по домашнему развитию и уходу за ребенком.

Обращайтесь.

Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная)

Телефоны для записи:

т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52

Источник

Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.

О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
  • Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
  • Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
  • Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
  • Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
  • Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
  • Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
  • Практически все звуки произносит неправильно.
  • Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
  • Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
  • Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.

Читайте также: Симптомы алалии у детей в 3-4 года

Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.

Читайте также:  Что нужно взять с собой в поезд с ребенком 4 года список

Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Читайте также: Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.

Источник

Анонимный вопрос  ·  12 февраля 2018

14,9 K

Высшее образование с красным дипломом????. Мама 2 детей ????‍????‍????

ДИЗАРТРИЯ у детей – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (от полной невозможности говорить, до неразборчивой речи), возникающее в результате поражения ЦНС(центральной нервной системы). Это сложный диагноз, для его подтверждения нужно не только заключение педиатра, но и других врачей, таких как невролог, психиатр и логопед – дефектолог. Встречается дизартрия примерно у 6% детей. И 70 % из них, как правило, с ДЦП. Но в последнее время этот диагноз очень стремительно растёт, и увы детей всё больше и больше с дизартрией.

Для того чтобы говорить мы используем много мышц. К ним относятся мышцы лица, губ, языка и горла, а также мышцы для дыхания. Труднее говорить, когда эти мышцы слабы. Давайте определим признаки и симптомы дизартрии

ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ДИЗАРТРИИ

Специалист центра психотерапии «Алвиан» https://medalvian.ru/

Дизартрия — это нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы. Дизартрия почти всегда возникает при детском церебральном параличе у детей и при инсультах у взрослых. Заболевание проявляется в виде различных дефектов и отклонений: нарушение речевого дыхания (тихий и слабый голос или напротив очень резкий), звукопроизношения (нечеткость, смазанность),… Читать далее

Высшее образование, много работаю, занимаюсь спортом.

Дизартрия — это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к… Читать далее

Читайте также:  Ребенку 4 года перестал есть

Когда нужно обращаться к логопеду?

Здравствуйте! Меня зовут Алия Файзрахманова. Я — логопед и основатель студии речевого…  ·  viber.click/79655857749

Друзья, знакомые, соседи твердят «Не торопитесь, ждите 5 лет и он заговорит». И, к сожалению, даже некоторые логопеды рекомендуют ждать????

Да, конечно, если ребёнок в 3-4 года не выговаривает звук Р, это норма и вызывать этот звук не имеет смысла (в норме к 5 годам). Зачем требовать от ребёнка то, что он физиологически ещё не должен. Но, если речь идёт о более серьёзных проблемах (ребёнок не говорит, речь невнятная, страдают многие группы звуков), оттягивать поход к логопеду не нужно.

Итак, чем раньше Вы обратитесь к логопеду, тем больше вероятность исправить речь в короткие сроки. Например, фонематический слух легче исправить до 5-6 лет. Т.к. зона, отвечающая за восприятие человеческих звуков формируется именно до этого возраста.

Поэтому, никаких пяти лет.
А теперь подробно, когда же идти к логопеду?

???? У малыша в раннем возрасте (до года) отсутствует гуление и лепет (например, «ааа», «гыгы», «агу», «агэ», затем повторяющиеся слоги «мама», «тата», «баба», «дада» и т.д.). Обязательно в год нужно проконсультироваться с неврологом, неонатологом и логопедом.
???? В 2 года очень мало слов, нет элементарных фраз, или ребенок совсем не говорит.
???? Малыш не произносит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т», «Н» заменяет на «М»).
???? Ребенок до 3-х лет разговаривает на «своём» языке, причем достаточно активно, а понятных и простых слов почти нет.
???? Ребенок понимает обращенную речь, а говорить отказывается.
???? В 3 года речь Вашего малыша значительно отличается от речи сверстников.
???? В 4-5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, невнятная, отсутствуют многие звуки.
???? После 4-5 лет большинство звуков произносит мягко: «сяпка», «Саща», «теловек», «бабатька» и т.д.
???? Дети старше 6-ти лет не выговаривают правильно какие-либо звуки. В этом возрасте проблем с речью быть вообще не должно.
???? Говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
???? После 6 -ти лет затрудняется ответить на вопрос, плохо учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
???? Во 2 – 3 классе проблемы с письмом.

Прочитать ещё 2 ответа

Зачем нужна картавость, как она появляется?

Кот, гуляющий сам по себе

Картавость – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Бывает нескольких видов:

мономорфная (или простая) — это нарушение произношения одного звука или нескольких звуков из одной группы (например, «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч»);

полиморфная (сложная) — это нарушение произношения нескольких звуков из различных групп (например, «С-Р-К-Ш»);

физиологическая (возрастная) — это нарушение произношения различных звуков у детей до пяти лет вследствие плохого развития органов артикуляции;

функциональная — нарушение произношения звуков при отсутствии аномалий в развитии артикуляционного аппарата и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате;

органическая (механическая) — это нарушения звукопроизношения вследствие наследственного фактора, врожденных или приобретенных анатомических дефектов периферического артикуляционного аппарата.

К появлению функциональной картавости могут привести следующие причины:

физическая и неврологическая ослабленность вследствие продолжительных хронических заболеваний организма (расстройства пищеварения, частых простудных заболеваний);

педагогическая запущенность (родители не поправляют речевые дефекты своих детей и не показывают, как правильно произносить те или иные звуки);

двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках вследствие чего малыш непроизвольно вставляет один язык в другой);

подражание неправильной речи человеку из окружения;

выбор неправильной артикуляции;

недоразвитие фонематического слуха.

К появлению органической картавости могут привести следующие причины:

особенности строения языка, десен, зубов;

наследственные (например, редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть);

приобретенные нарушения в развитии во время внутриутробного развития;

приобретенные нарушения в течение жизни.

Корригирующая гимнастика — что это такое?

Корригирующая гимнастика – что это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики , представляющая собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Что означает диагноз F89.2?

Это такое расстройство психологического развития с задержкой созревания центральной нервной системы с младенческого или детского возраста, которому не сопутствует интеллектуальная недостаточность. То есть это изолированное нарушение, умственной отсталости не наблюдается. Проявления устойчивы, но не поддаются объяснению  их причины в психиатрии.

В основном  страдает речь (трудности при чтении, произношении, правописании), что приводит к нарушению межличностных отношений, поведенческим и эмоциональным нарушениям.

В чем разница между артритом и артрозом?

Дорога под названием «потом» ведет в страну под названием «никуда»…

Принципиальная разница между понятиями «артрит» и «артроз» в сути патологий, это видно уже из названий болезней. В латинской медицинской терминологии суффикс «-ит» означает воспалительный процесс, а «-оз» – разрушительный (дегенеративный или деструктивный).

Артрит – воспалительное заболевание всего организма, боль в суставах является лишь симптомом этого заболевания.

Артроз — невоспалительное заболевание самого сустава, связанное с нарушением обмена веществ, отчего в некоторых суставах происходит дегенерация хрящевой ткани. Вместо хрящевой ткани для компенсации её функций в суставах разрастаются костные образования, так называемые «шипы» или «отложения солей».

Прочитать ещё 2 ответа

Источник